Слайд 1СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РЕКРЕАЦИИ
Слайд 2Основные направления культуры в социальной практике
1. Культура социальной интеграции и
регуляции специализированных и не специализированных сфер жизнедеятельности;
2. Культура познания и
рефлексия мира, человека и межчеловеческих отношений;
3. Культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации;
4. Культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека.
Слайд 3Культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека:
обыденная форма
(сексуальная, продолжение рода);
культура физического развития (специализированная и обыденная);
культура поддержания и
восстановления здоровья (специализированная и обыденная);
культура восстановления энергобаланса (специализированная и обыденная);
культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека (специализированная и обыденная)
Слайд 4Аксиологическое поле рекреации :
ценности социальной значимости рекреационных занятий (социальный престиж,
общественная значимость, общественная польза);
ценности культурной самопрезентации личности, (диалектика интеграции личности
в систему социально-культурной деятельности и борьба за культурную уникальность личности);
ценности духовного самосовершенствования (душевный покой, единение с природой, внутренняя гармония);
ценности социально-культурной инновационости (стремление к предельно возможным или экстремальным формам рекреационной деятельности);
ценности творчества и самореализации личности в рекреативных занятиях (стремление к достижению личностно-значимых результатов);
ценности физического самосовершенствования (здоровье, восстановление сил).
Слайд 5Такой ценностный ряд даёт возможность всем субъектам рекреационной деятельности находить
собственные аксиологические доминанты.
Слайд 6Стиль рекреационного поведения – компонент общей культуры личности, совокупность устойчивых
паттернов поведения личности, направленного на удовлетворение рекреативных потребностей на основе
соответствующих ценностей.
Рекреационная активность личности – мотивированное стремление к удовлетворению рекреативных потребностей.
Слайд 7Уровни рекреации:
1. Пассивная рекреация – отдых, снятие эмоционального и физического
напряжения;
2. Активный уровень рекреации - затрата физических и эмоционально-волевых усилий,
быстрая эмоциональная и физическая зарядка. Этот уровень включает разнообразные развлекательные мероприятия – игры, танцы, праздники др.;
3. Активизация духовных интересов, предпочтений и возможностей человека – побуждает к обогащению духовного мира, расширению кругозора и развитию культурных интересов;
4. Производство культурных ценностей, стимулирование творческой активности, самосовершенствование.
Слайд 8 Компенсационный потенциал рекреации:
рекреационная компенсация – отдых, как чередование
видов деятельности и восстановления сил;
реабилитационная компенсация – в социальном контексте
это возвращение человеку его законных прав, определённых действующим законодательством;
гедонистическая компенсация – получение положительных эмоций, эстетического наслаждения, анти стрессовое воздействие;
физическая культурная компенсация – оздоровление человека, развитие физических способностей, форм и функций человеческого организма.
Слайд 9Структурные компоненты рекреации и группы основных рекреативных потребностей
Слайд 11 Механизм саморегуляции рекреации:
первичный: субъекты рекреации – индивиды и
коллективы;
управленческий: организация – социокультурный менеджмент;
институциональный: структуры и нормы рекреации;
социентальный: ценности
рекреации.
Слайд 12Факторы рекреационного поведения:
1.Существование в ситуации напряженности, динамизма, сложности, разнообразия.
2. Многомерное
и изменчивое социокультурное пространство, сложная сеть полифункциональных институтов и социально-культурных
учреждений.
3. Социальная стратификация представлена в максимальной полноте и дифференциации по уровню достатка, по месту проживания, по виду деятельности, по социальному статусу.
4. Разнообразие сообществ и субкультур.
Слайд 13Социокультурная специфика рекреации – один из ресурсов социально-экономического развития, повышения
уровня и качества жизни. Рекреация становится легитимизатором ценностей досуга, «узаконивает»
новые образцы досугового поведения, позволяя раскрываться разнообразным культурным манифестациям и претензиям жителей
Слайд 14Сущность рекреации:
определяется целостностью и взаимодополняемостью её структурных компонентов: рекреационных потребностей
и ценностей личности, индивидуальных установок и стилей рекреационного поведения личности;
рекреационной активности как мотивированного стремления к удовлетворению рекреационных потребностей; рекреационной деятельности как формы реализации рекреационной активности.
Слайд 15Рекреация детерминируется не только биологическими потребностями, но и потребностями в
усвоении социальных норм и правил рекреационного поведения; потребностью в освоении
социокультурного пространства досуга и рекреации; потребностью в «овладении» ресурсами инфраструктуры рекреации.
Результатом рекреационной деятельности выступает улучшение психофизиологического статуса личности, оптимизация социально-психологических отношений; формирование установок на социально-допустимое рекреационное поведение, освоение среды как социокультурного пространства личностного развития; формирование рекреационной культуры.
Слайд 16ДОСУГ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДОСУГОВО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА РУБЕЖОМ
Слайд 17 Проблема наполняемости свободного времени приобрела яркий социальный аспект.
В
1883 г. публикуется статья Поля Лафарга «Право быть ленивым».
В
1899 г. – выходит в свет книга Торстейна Веблена «Теория праздного класса».
Джофф Дюмазедье.: статья «На пути к «обществу досуга»» (1962 г.),
«Досуг и город» (Т.-1. - 1966 г.; Т.-2. - 1976 г.).
монография «Культурная революция свободного времени» (1988 г.)
80-е г. XX века Д. Кларк и Ч. Критчер публикует книгу «Дьявол находит работу для праздных рук».
Слайд 18Досуг – это деятельность, осуществляемая личностью на добровольной основе в
свободное от непреложных затрат время, в соответствии со своими интересами
и потребностями в информационно-просветительных целях, в целях отдыха, развлечения, образования, участия в социокультурном творчестве.
Слайд 19Функции досуга
информационно-познавательная,
коммуникативная,
творческо-компенсаторная,
психологическая,
эстетическая,
физиологическая.,
физического и духовного развития
личности,
развлекательная,
рекреационная.
Слайд 20В зарубежном досуговедении рекреация изучается как сфера (пространство) для восстановления
сил человека и как одна из функций досуга.
Слайд 21Классификация моделей досуга М. Каплан
1. Гуманистическая модель – досуг как
цель (Др. Греция, Китай);
2.Терапевтическая модель – досуг как средство оздоровления;
3.
Количественная модель – время необходимое для восстановления сил;
4. Институциональная концепция – установление взаимосвязи между досугом и деятельностью;
5.Эпистемологическая концепция – аксиологический и эстетический аспекты досуга;
6.Социологическая концепция – свободное и творческое самоосуществление личности.
Слайд 22Джон Келли смоделировал спираль теорий рекреационного досуга:
1. Досуг как непосредственный
опыт.
2.Экзистенциональная модель.
3. Досуг как развитие .
4.Теория социальной идентичности.
5.Теория взаимодействия,
6. Институциональная теория
7. Политическая теория
8. Гуманистическая теория.
Слайд 23Классификация моделей досугово-рекреационной деятельности теоретиками досуговедения имеет своим основанием национально-региональные
особенности: политическое устройство стран, их географическое расположение, сложившиеся культурно-исторические условия
и традиции.
Слайд 24В.З. Дуликов обозначает следующие модели досуга:
японскую,
китайскую,
европейскую,
американскую,
российскую.
Слайд 25У каждой страны свои государственные, календарные, религиозные, профессиональные праздники, свой
фольклор, свои обычаи. Страны отличаются природным ландшафтом, бассейнами рек, озёр,
морей, климатом, природными достопримечательностями, образом жизни, культурно-историческим наследием и пр. Всё это создаёт условия для организации досугово-рекреационной деятельности, создания рекреационных зон, туристских маршрутов, музеев, заповедников.
Слайд 26Достижением теории и практики досугово-рекреационной деятельности – раскрытие концептов:
«педагогика досуга»,
«досуговая квалификация»,
«досуговая карьера»,
«карьера волонтёрства» ,
«социально-культурная анимация».
Слайд 27Досуг обычный определяется качественными характеристиками свободного времени, его стилем, образом
проведения. Это отдых индивида, групп, коллектива, семейный отдых в различном
досугово-рекреационном пространстве.
Серьёзный досуг рассматривается в качестве работы квалифицированных специалистов, которые с профессиональных позиций организуют досуг для населения.
Те, которые занимаются серьёзным досугом могут иметь определённые доходы в этой сфере деятельности.
Обыденный досуг предполагает финансовые траты населения, тех людей для кого он организован, «за удовольствие надо платить».
Слайд 28Концепции досуга в англосаксонских странах
Слайд 29 Характерные признаки сложившейся досугово-рекреационной деятельности :
соединение приятного времени
провождения с полезным для себя и для общества;
бесплатное посещение молодёжью
до 18 лет всех государственных учреждений культуры;
освобождение от налогов частных вложений в культуру;
популяризация здорового образа жизни;
Слайд 30все объекты культуры и досугово-рекреационной сферы включены в информационную сеть
Интернета;
приоритетное место занимает потребление общекультурной, художественной информации, массовое просветительство;
непрерывное образование
в течение всей жизни человека является нормой;
наличие автоматизированного банка данных в области культуры и искусства;
развитие материально-технической базы объектов досугово-рекреационной деятельности.