Слайд 1Стресс как негативный биосоциальный фактор
К.б.н., доцент Г. Г. Божко
Стресс –
это не то, что с
вами случилось, а то, как
вы это воспринимаете.
Слайд 3Актуальность
www.themegallery.com
Более 90 процентов людей
постоянно испытывают стрессы
Ключ к тому, как
свести их негативное
влияние на организм к минимуму,
находится в
ваших руках
Вы не властны над обстоятельствами,
вызывающими стресс, но вы вполне
можете изменить свое отношение к ним
Нужно этому научиться
Слайд 4Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье (1936)
В переводе
с английского языка слово “стресс” означает “нажим, давление, напряжение”.
Стресс
- обобщенное понятие, отражающее реакцию напряжения организма в ответ на действие чрезмерно интенсивных, биологически значимых факторов.
Он же отразил двоякую природу этого феномена:
«Стресс – это аромат и вкус жизни, и избежать его может лишь тот, кто ничего не делает»
Слайд 5Стресс – состояние телесного или психического беспокойства, вызванное физическими, химическими
или эмоциональными факторами
Физические и химические факторы
травмы,
инфекции,
токсины,
высокая и низкая
температура среды, заболевания и повреждения любого вида
Стресс
Эмоциональные факторы
конфликты, непонимание,
одиночество,
перегрузки,
наказания,
завышенные требования,
высокий темп жизни
любое влияние, которое нарушает стабильность и баланс функций организма
Слайд 6Стресс
внутреннее сопротивление, реакция на внешние раздражители ( Г. Селье)
это феномен
неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия
это адаптационный
синдром
Слайд 7Что такое стрессор?
СТРЕССОР - это фактор, вызывающий стрессовую реакцию
1. Управляемые
стрессоры, ЗАВИСЯТ ОТ НАС
Чаще всего это особенности межличностного
отношения,
стереотипы поведения, неумение управлять эмоциями, конфликтами
2. Неуправляемые стрессоры, НЕПОДВЛАСТНЫ НАМ
Ситуации, события, обстоятельства,
которые не могут быть нами изменены
3. Факторы, которые вызывают стрессовую реакцию, но
не являются стрессорами по сути.
События, явления, люди, которые вызывают стрессовую реакцию,
как результат субъективного отношения и оценки
ВАЖНЕЙШЕЕ - отличить одно от другого!
«Боже, даруй мне
смирение принять то, что я не могу изменить,
мужество - изменить то, что могу
и мудрость, чтобы отличить одно от другого…»
(Слова из молитвы)
Слайд 8Стадии развития стресса по
Г. Селье
Сопротивляемость организма по отношению к
повреждающим факторам
Исходный уровень до начала воздействия
Время
Стадия Стадия
Стадия
тревоги адаптации истощения
Болезнь
Слайд 9Теория стресса Селье включает три фазы:
Первая – фаза тревоги:
осуществляется мобилизация защитных сил организма, активизируется работа нервной системы, увеличивается
образование гормонов надпочечников, повышается его устойчивость.
Вторая фаза – сбалансированного расходования адаптационных резервов организма – фаза стабилизации.
Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Однако, если стресс продолжается достаточно долго, то в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья стадия – истощения.
Третья фаза – истощения. В результате длительного взаимодействия со стрессором, энергия, затрачиваемая на адаптацию, иссякает. Человек теряет способность противостоять действию фактора, возникают различные болезни.
Слайд 10Основные пути формирования стресс-реакции
1. активация гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, следствием чего является
усиленный выход из передней доли гипофиза АКТГ, стимуляция стероидной функции
надпочечников и накопление в крови глюкокортикоидного гормона кортизола, угнетается секреция минералкортикоидов.
Слайд 11Реакции тревоги
возбуждается симпатическая нервная система
Гипоталамус посылает химический сигнал (кортиколиберин) в
гипофиз, заставляя его усилить секрецию АКТГ
АКТГ попадает с кровью в
надпочечники и вызывает ими секрецию кортикостероидов, которые подготавливают весь организм к действию и возможной борьбе с повреждающими факторами.
Измеряют стрессовую реакцию по увеличению содержания норадреналина, АКТГ или кортикорстероидов в крови.
Слайд 12Стадия адаптации или сопротивления
Организм мобилизует свои ресурсы, чтобы преодолеть стрессовую
ситуацию.
При большинстве болезней или травм к пораженному участку направляются
антитела.
При психологических стрессах симпатическая нервная система готовит организм к борьбе или бегству.
Каждый человек проходит через эти две стадии множество раз. Когда сопротивление оказывается успешным, организм возвращается к нормальному состоянию. Но если стрессор продолжает действовать, ресурсы организма могут истощиться.
Слайд 14Виды стресса
1. физиологический
2. психологический
информационный стресс
эмоциональный стресс
3. поведенческий
Эмоциональный стресс
Эмоциональный положительный стресс
Эмоциональный отрицательный стресс
Внутриличностный стресс
Рабочий стресс
Финансовый
стресс
Общественный стресс
Экологический стресс
Слайд 15Стрессовые реакции
два крайних полюса поведения: реакция бегства или реакция борьбы
двух
типов:
стенические
(гнев, злость)
или астенические
(страх, печаль, обида)
Эмоциональные
Поведенческие
Физиологические
нарушение дыхания,
сердцебиения, сна, головные боли, нарушение работы желудочно-кишечного тракта и др. в зависимости от индивидуальных особенностей
Слайд 16Поведенческие признаки стресса
Поведенческие признаки стресса
Нарушение психомоторики
Изменение образа жизни
Профессиональные нарушения
Нарушения социально-ролевых
функций
Неадекватные попытки компенсировать стресс
Избыточное напряжение мышц, изменение ритма дыхания
Изменения в
режиме дня, нарушения сна
Снижение производительности труда, повышенная утомляемость
Возрастание конфликтности, повышение агрессивности и пр.
Слайд 17Интеллектуальные признаки стресса
Интеллектуальные признаки стресса
Внимание
Мышление
Память
- Нарушение продуктивности профессиональной деятельности усиливают
общий стресс
- Нарушения интеллектуальной деятельности затрудняют поиск выхода из стресса
Трудность
сосредоточения,
повышенная отвлекаемость,
сужение поля внимания
Нарушение логики, спутанное мышление, трудность принятия решений, частые сбои в вычислениях, снижение творческого потенциала
Ухудшение показателей оперативной памяти, проблемы с воспроизведением информации
Слайд 18Физиологические признаки стресса
Физиологические признаки стресса
Субъективно определяемые изменения
Объективно определяемые изменения в
отдельных системах органов
Нарушение комплексных физиологических функций
Затрудненное дыхание, боли в сердце,
головные боли и в области шеи, неприятные ощущения в кишечнике и пр.
Повышение артериального давления, частоты сердечных сокращений, изменение сосудистого тонуса;
Избыточное мышечное напряжение;
Нарушение секреции пищеварительных желез
Повышенная утомляемость, снижение иммунитета, частые недомогания, быстрое изменение массы тела и пр.
Слайд 19Эмоциональные признаки стресса
Эмоциональные признаки стресса
Изменение общего эмоционального фона
Выраженные негативные эмоции
Изменения
в характере
Возникновение невротических состояний
Мрачное настроение, ощущение постоянной тоски, депрессии, беспокойство,
повышенная тревожность
Раздражительность, приступы гнева, агрессии, чувство отчужденности, одиночества
Подозрительность, снижение самооценки, усиление интроверсии
Невроз тревожного ожидания, астенический невроз
Слайд 20Психологические симптомы стресса
Депрессия
Изоляция
Агрессивность
Отчуждённость
Реакция тревоги. Постоянное чувство опасности.
Расстройство сна
Навязчивые мысли
Слайд 21Стресс «хороший» и «плохой»
Эустресс - стресс позволяющий организму мобилизоваться, почувствовать
прилив сил, помогающий работать на высоком уровне
Дистресс – стресс
который несет в себе разрушительную для нашего организма силу
Слайд 22Последствия негативного влияния стресса
Повышение кровяного артериального давления
Изменения в сердечно-сосудистой системе
Болезни
желудка
Снижение иммунитета
Негативизм
Стресс
Изменения в поведении
Состояние хронического утомления
Слайд 23Психосоматические заболевания
(от др.-греч. ψυχή — душа и σῶμα — тело) — группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических
и физиологических факторов. Представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, физиологические
расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов.
Слайд 24Доказано, что стрессы являются причинами многих заболеваний: ревматического артрита, крапивницы,
язвы желудка, гипертонии, хронических болей в спине, язвы, астмы, некоторые
болезни сердца.
Слайд 25Стрессоустойчивость
это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без
неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих
это только врожденное
качество, но оно очень хорошо поддается тренировке
Слайд 264 группы стрессоустойчивости
Стрессоустойчивые люди всегда готовы к любым переменам и
с легкостью их принимают
Стрессонеустойчивые - сложно адаптироваться к любым изменениям
Стрессотренируемые
люди в общем-то готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным
Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки
Слайд 27Депрессия
стадия, которую характеризуют повышенная чувствительность, раздражительность, быстрая утомляемость и бессонница;
психосоматическая стадия — стадия развития сердечно-сосудистых расстройств, появления жалоб на
работу желудка, болей, сексуальных расстройств;
собственно депрессивная стадия, для которой свойственно усиление многих проявлений предыдущих стадий, усиление тревоги, снижение самооценки
Слайд 28Мифы о стрессе
«Опознать источники стресса легко»
«Я всегда чувствую, когда переживаемый
стресс становится чрезмерным»
«Стресс существует только в моем воображении и поэтому
не может причинить мне какого-либо вреда»
«Не в моей власти избежать стресса — все мы его жертвы в наше время»
«Все люди реагируют на стресс одинаково»
«Только слабые люди страдают от стресса»
Слайд 29Научитесь управлять своим временем
Определите основные цели и задания
Соотнесите результаты выполнения
с возможностями осуществления
Научитесь говорить “Нет”
Делегируйте свои полномочия
Определяйте то, как вы
планируете и распределяете свое время
Если стрессор - большой объем работы, то попробуйте изменить свой имидж “трудоголика”
Концентрируйте внимание на том, что вам нравится делать и сделайте минимальным выполнение тех заданий, что вам не нравятся
Слайд 30Что поможет в борьбе со стрессом?
Общение
с природой
Спорт
Сон
Люди,
которые Вас
любят
Старая
любимая
книжка
Медитация и
аутотренинг
"Умей спокойно относиться к тому, чего
не в силах изменить".
Сенека
Слайд 31
Используйте свое время и не позволяйте времени использовать вас
Оставляйте свободное
время в вашем расписании
Оформите собственно рабочее место по своему вкусу
Пытайтесь
не забывать о приятных моментах своей работы
Определите время для семейных дел
Слайд 32Способы предотвращения и снятия состояния стресса
Медикаментозное (фармакологическое)- это психофармакологические средства
успокаивающего действия, обладающие широкими возможностями регуляции адаптационных процессов. (валериана, пустырник,
пион, боярышник, календула или мята)
Немедикаментозное - рефлексотерапия, физические нагрузки, саморегуляция и психотерапия.
Комплексное воздействие нацеленное на оптимизацию состояния личности в целом.
Слайд 36
тринадцать советов,
которые перевернут Вашу жизнь и помогут
справится с любыми стрессовыми ситуациями.
Слайд 37Совет 1
Встаньте утром на 10 минут раньше чем обычно.
Так Вы
легко избежите утреннего раздражения, везде успеете и будите чувствовать себя
прекрасно.
Спокойно организованное утро – это залог прекрасного удачного дня!
Слайд 38Совет 2
ХВАТИТ ПОЛОГАТЬСЯ ТОЛЬКО НА СВОЮ ПАМЯТЬ.
Заведите ежедневник!
Нет ничего ужаснее
опоздания на встречу, или пропущенной годовщины!
С ежедневником вы всегда будите
обо всем помнить, идти в ногу со временем и радоваться жизни!
Слайд 39Совет 3
Перестаньте откладывать!
Откладывания на следующий день является стрессовым фактором.
Планируйте наперед
и все будите успевать сегодня!
Помните о правиле Паретто и оставляйте
20% своего рабочего времени свободными на случай форс – мажоров.
Слайд 40Закон Парето
20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий —
лишь 20% результата». Может использоваться как базовая установка в анализе
факторов эффективности какой-либо деятельности и оптимизации её результатов: правильно выбрав минимум самых важных действий, можно быстро получить значительную часть от планируемого полного результата, при этом дальнейшие улучшения неэффективны и могут быть неоправданны.
Слайд 41Совет 4
Ослабьте ваши стандарты!
Не все вещи которые стоит делать, стоит
делать хорошо.
Будьте более гибкими!
Совершенство не всегда этого стоит.
Помните о правиле
Парето: 20% усилий дают 80%результата.
Слайд 42Совет 5
Считайте ваши удачи!
На каждое сегодняшнее невезение, вероятно, найдется десять
случаев, когда Вы были успешны.
Воспоминание о хорошем уменьшают ваше раздражение,
поднимут настроение и зарядят позитивом!
Слайд 43Совет 6
Ищите друзей оптимистов!
Ничто не вырабатывает привычку постоянного беспокойства быстрее
волнений и переживаний вместе с другими (озабоченными терзающимися людьми)
Хорошие друзья
– те, которые заразят Вас своим оптимизмом, подарят энергию, желание жить!
Слайд 44Совет 7
Наполните свою жизнь движением!
Даже во время работы периодически вставайте
и двигайтесь, не сидите на одном и том же месте.
Физическая
активность –прекрасный способ избавиться от стресса.
Слайд 46Совет 9
Создайте из хаоса порядок!
Организуйте Ваш дом, рабочее место и
жизнь так, чтобы Вы всегда могли получать то. Что ищите.
Разложите все вещи по местам, приведите в порядок ваши контакты.
Помните из всего можно создать устойчивую систему!
Слайд 47Совет 10
Займитесь йогой или дыхательной гимнастикой
Выполняйте глубокое медленное дыхание.
Когда
люди подвержены стрессу, они дышат быстро и поверхностно – мышцы
не получают необходимого количества кислорода и постоянного напряжены.
Слайд 48Совет 11
Сделайте себя красивым
Если мы хорошо выглядим, мы и чувствуем
себя лучше.
Хорошая прическа, аккуратный костюм могут дать Вам тот жизненный
тонус, которого Вы таки давно ждали.
Любите себя!
Слайд 49Совет 12
Живите контрастной жизнью!
Если ваши будни лихорадочны, используйте выходные дни
для спокойного отдыха.
Если рабочие дни наполнены делами требующие выполнения в
одиночку, то в выходные ведите более общественный образ жизни.
Переключайтесь!
Слайд 50Совет 13
НЕЗАБЫВАЙТЕ!
Люди вокруг Вас и мир , в котором мы
живем, несовершенны.
Принимайте благожелательно, на веру слова других людей.
Верьте тому,
что большинство людей стараются делать все настолько хорошо, насколько могут.
Слайд 51Помните белых полос всегда больше
Слайд 52В психологии есть термин аффирмация – позитивная самоинструкция, которая позволяет
в стрессовой обстановке быстро успокоиться и перейти от пассивных переживаний
и самобичевания к активным действиям, помогающим исправить ситуацию.
Слайд 53Позитивные аффирмации на каждый день
Я все могу!
Я могу
все делать хорошо!
В моей жизни всегда все происходит своевременно
и по наилучшему сценарию.
Я благодарна (благодарен) Вселенной за все материальные блага в моей жизни.
Сегодня - лучший день в моей жизни.
У меня есть все, что нужно, чтобы наслаждаться жизнью здесь и сейчас.
Я привлекаю в свою жизнь духовное и материальное благополучие.
У меня все хорошо и с каждым днем моя жизнь становится еще лучше!
Моя жизнь цветет, находясь в полной гармонии.
Я осознаю и ощущаю свою силу.
В любых ситуациях я спокоен и сосредоточен.
Мне всегда сопутствует удача.
Слайд 54Закон П. Фресса
Время имеет конкретный и субъективный размер. Выполнять нужно
сначала ту работу, которая нравится, а неприятное отложить на потом
Слайд 55Закон Паркинсона
Чем больше времени дается на выполнение работы, тем более
времени съедается. Исходить следует из необходимого времени, а не из
желаемого. Ограничивайте себя во времени. Устанавливайте четкие сроки, необходимые для выполнения заданий
Слайд 56Закон Дугласа
Пространство на столе заполняют бумаги. Поиск необходимого съедает время.
Освободите рабочее место от лишних бумаг
Слайд 57Закон Карлсона
Любая прерванная, а затем продолженная работа занимает больше времени,
чем сделанная без перерыва. Начав работу - максимально заверши ее
Слайд 58Закон Ильича
Чем больше тратится времени на выполнение, тем менее производительной
является работа. Работа должна ограничиваться по времени
Слайд 59Закон альтернативы
Всегда есть что делать, следует точно выбрать время, что
для чего. Не делать несколько дел, а выбирать одно и
делать его качественно
Слайд 60Закон свободы
Внутри нас есть ритм, собственные часы. Работу следует согласовывать
с собственным внутренним ритмом
Слайд 61Однако борьба со стрессом – дело трудное и, по правде
сказать, малоэффективное. Гораздо более благодарным делом является его профилактика. В
качестве основной задачи надо видеть устранение причины стресса, а не борьбу с ним.
Специалисты, занимавшиеся проблемой стресса, пришли к выводу, что физиологические реакции в основном определяются не непосредственно присутствием стресса, а его психологическим воздействием на человека. В связи с этим была предложена «философия жизни», позволяющая избегать возникновения стрессовых состояний и заключающаяся в том, чтобы наслаждаться тем, что нравится, избегать или изменять то, что не нравится, а также изменять точку зрения на те вещи, которых нельзя избежать или изменить.