Слайд 1Структура политической системы общества.
Понятие институциональной
Слайд 2Политическая система общества - организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность
взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и
управлением обществом.
Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений - государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «политическая система» обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.
Слайд 3
Основные формы политических систем: Демократия, Теократия, Тоталитаризм, Авторитаризм
Взгляды на политическую
систему:
Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность
подходов в его анализе:
Если рассматривать систему в институциональном плане, то её можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества.
В другом варианте подчёркивается властный аспект политической системы и её определение связывается, главным образом, с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми.
В третьем — политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе.
Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия.
Слайд 4Рациональная основа:
Следует также отметить, что политическая система не только формируется,
но и действует главным образом на рациональной основе (на основе
знания). Рациональность политики воплощается в таких её институтах (по Т. Парсонсу), как лидерство, органы власти и регламентация. Признание института лидерства достаточно точно характеризует специфику политической системы, целенаправленно формирующейся и действующей. В данном контексте понятие «лидерство» означает некую нормативную модель поведения индивида или группы (элиты, партии), включающую, в силу занимаемого ими в данном обществе положения, право и обязанность осуществлять инициативу во имя достижения общей цели и привлекать к её реализации всё сообщество.
Слайд 5Системность:
Политическую систему можно рассматривать как социальную систему, для которой предполагается
такая взаимосвязь её элементов, которая образует определённую целостность, единство. А
это означает объединённость входящих в систему субъектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. Причём эти признаки не сводимы к сумме свойств, составляющих систему элементов. В свою очередь, свойства элементов не выводимы из признаков целого.
Политической системе свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, её характеризуют специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенаправленно. В её фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей — идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы. Образующие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные политические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модернизации системы.
Слайд 6Политическая система, будучи обусловленной социально-экономическими структурами, выступает по отношению к
ним и ко всей социальной среде как целое, функционирует в
качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами — правовыми и политическими.
Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри — взаимодействий её институтов, ценностей и т. д.
Слайд 7Структура политической системы:
Выделяют следующие компоненты политической системы:
1) организационный (институциональный) компонент
— политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии
и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.
2) культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).
3) нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.
4) коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.
5) функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.
Структура — важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.
Слайд 8Функции политической системы:
1) Обеспечение политической власти для определённой социальной группы
или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и
осуществляются конкретные формы и методы властвования- демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).
2) Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).
3) Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).
4) Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).
Слайд 95) Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных
и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами
конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).
6) Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).
7) Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).
8) Легитимация политической власти (то есть достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).
Слайд 10Институциональная структура политической системы общества - это совокупность государственных органов и
общественно-политических организаций, являющиеся субъектами политических отношений, т.е. отношений в процессе
формирования и функционирования публичной власти.
Включает в себя всю совокупность политических институтов, как формализованных так и не формализованных.
К формализованным институтам относятся: государство, государственные учреждения и органы, политические партии, общественно – политические объединения и организации, группы давления и др.
К неформализованным институтам можно отнести митинги, пикеты, шествия, манифестации, избирательные компании и др. В период массовых политических действий (выборов, референдумов) политическая система расширяет свои границы за счет неформализованных институтов.