Слайд 1
Субъектно-ориентированные технологии
в воспитательном процессе
Байбородова Людмила Васильевна,
доктор педагогических наук,
профессор
pedtechno@mail.ru
Слайд 2Понятие «технология»
Технология - это алгоритм целенаправленных последовательных совместных
действий участников деятельности (субъектов воспитательного процесса), обеспечивающий достижение намеченного результата
Слайд 3
Характеристика любой технологии включает:
Цели и задачи, которые должна решать
технология
педагогический результат, который предполагается получить;
пошаговая деятельность детей;
этапы педагогического сопровождения деятельности
детей
Слайд 4Признаки технологии
целенаправленность
алгоритмичность
фиксированность результата и его гарантия
воспроизводимость
системность
законосообразность
оптимальность
Слайд 5Взаимосвязь понятий:
«технология» и «методика»
Слайд 6Взаимосвязь понятий: «технология»,
«метод» и «форма»
Слайд 8
Суть субъектно-ориентированной технологии состоит в принятии ребенком самостоятельных решений в
соответствии с поставленными им самим обоснованных и осознанных целей
Слайд 9Алгоритм субъектно-ориентированной технологии:
-самодиагностика (осознание себя: «Какой я?», «Что я знаю?»,
«Что я умею?», и наоборот: «Что не знаю?», «Что не
умею?» и т.п.);
-самоанализ (поиск ответов на вопросы: «Что помогло мне добиться положительных результатов и почему?», «Что мешало мне быть более успешным и почему?» и т.п.);
-самоопределение, постановка целей, задач, определение перспектив, путей их достижения («К чему стремиться и почему?», «Как этого добиться?»);
-самореализация (самостоятельный поиск способов решения учащимися поставленных задач, принятие самостоятельных решений);
-самооценка (сопоставление достигнутого результата с личным, выявление и обоснование причин успехов и недостатков);
-самоутверждение (вывод о целесообразности выбранного пути, поставленных целей и задач, внесение корректив в дальнейшие действия).
Слайд 10Основные средства сопровождения ребенка:
Методики самодиагностики (диагностические ситуации, ситуации проб, тесты)
Проблемный
вопрос
Создание ситуаций выбора и самоопределения
Слайд 11
Субъектно-ориентированная технология обеспечивает:
-проявление и развитие индивидуальности, субъектности ребенка;
-возможность удовлетворить свои
потребности и интересы;
-право самому ребенку выбирать содержание, форму, роль, способы
деятельности, характер общения со сверстниками и взрослыми;
-личностное самоопределение и принятие ребенком самостоятельных и осознанных решений;
-рефлексивность деятельности и поведения ребенка;
-удовлетворенность деятельностью и ее результатами.
Слайд 12Проектная деятельность
учащихся
Это творческая работа по решению практической
задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими
в процессе теоретической проработки и практической реализации при сопровождении педагога.
Слайд 13Стадии организации коллективного творческого дела
(по И. П. Иванову)
Слайд 16Общее собрание коллектива (объединения)
1) объявление (на основе коллективного решения) вопроса
для обсуждения на сборе и его утверждение;
2) представление информации по вопросу,
необходимой для коллективного обсуждения;
3) вопросы к выступающему;
4) выступления, дополняющие, уточняющие или опровергающие полученную информацию;
5) выдвижение идей в решение собрания (или представление варианта решения по обсуждаемому вопросу);
Слайд 17Общее собрание коллектива (объединения)
6) обсуждение проекта решения собрания, внесение дополнений, изменений;
7) коллективное
принятие решений;
8) определение ответственных за реализацию принятых решений;
9) реализация принятых решений;
10) информация на
очередном собрании коллектива о выполнении решений.
Слайд 18Обсуждение и решение проблем
1) Педагог (или организатор собрания) предлагает каждому
написать в течение 3–5 минут проблемы, которые его волнуют в
жизнедеятельности детского объединения.
2) Организатор собрания, на первых этапах педагог, предлагает объединиться в микрогруппы по 4–5 человек и сформулировать несколько проблем, которые затрагивают интересы каждого члена группы, влияют на успешность коллективной деятельности в объединении.
3) Обсуждение в микрогруппах проблем детей и составление списка этих проблем.
4) Составление общего списка проблем.
Слайд 19Обсуждение и решение проблем
5) Организатор предлагает каждому выбрать три наиболее
более важные для себя проблемы из общего списка, за которые
он хочет проголосовать.
6) Проводится голосование, при этом каждый может отдать свой голос и поднять руку не более чем за три проблемы. Определяются наиболее важные проблемы для большинства членов коллектива.
7) Наиболее значимая проблема, отмеченная детьми, может быть предложена для оперативного обсуждения, если она не требует специальной предварительной подготовки.
Слайд 20Обсуждение и решение проблем
8) Коллективное обсуждение наиболее актуальной проблемы по
следующему плану:
- в чем суть проблемы, назовите факты, подтверждающие наличие
данной проблемы;
- почему возникла проблема, назовите причины появления проблемы;
- кто, что мешает решению проблемы и почему;
- какие действия предпринять для ее решения;
- кто поможет в решении проблемы.
Слайд 21Обсуждение и решение проблем
9) Разработка плана мероприятий по решению проблемы:
- распределение ответственности, обязанностей, поручений между группами и детьми;
- составление
предложений в адрес конкретных людей, структур, организаций.
10) Составление плана работы по решению проблемы (подпроблемы) на ближайший период.
11) Определение ближайших действий по решению проблемы.