Слайд 1Сущность налогов и их основные функции в экономической и социальной
системе.
Слайд 21. Экономическая сущность налогов.
Слайд 3Взаимосвязь между налогами и государством
Слайд 4Факторы, определяющие экономическую и социальную роль налогов
Наличие общественных потребностей, которые
могут быть определены лишь государством
Отсутствие у последнего доходов достаточных
для удовлетворения указанных потребностей
Имущественная самостоятельность экономических агентов, юридическим выражением которой является право частной собственности на принадлежащее им имущество
Слайд 5
Государство порождает не налоги как таковые, а системное образование –
налоговую систему.
Слайд 6Налоги — это обязательные платежи юридических и физических лиц в
бюджет.
По экономическому содержанию налоги — это финансовые отношения между государством
и налогоплательщиками по поводу принудительного отчуждения части вновь созданной стоимости в целях формирования централизованных фондов денежных средств, необходимых для выполнения государством его функций
Слайд 7Определение налога в Законе о налогообложении ЭР
Налог - это разовое
или периодическое денежное обязательство, которое возложено на налогоплательщика законом или
изданным на основании закона постановлением волостного или городского собрания в целях выполнения публично-правовых задач государства или местных самоуправлений либо получения необходимого для этого дохода и подлежит исполнению в предусмотренных законом или постановлением порядке, размерах и сроки без прямой компенсации для налогоплательщика.
Слайд 8Сбор
Это платеж, в результате которого предоставляется конкретная услуга плательщику
Слайд 9Существенные признаки налога как экономической категории
Слайд 10Двойственная природа налогов
Объективное содержание воплощается в субъективных налоговых формах, зависящих
от конкретных экономических, политических, социальных и других условий данной страны
в конкретный момент времени.
Слайд 112. Роль и место налогов в системе общественных отношений.
Слайд 12Налогообложение
объективный экономический процесс обобществления части созданных в производстве и
праращенных в обращении финансовых ресурсов в пользу всего общества.
Таким образом,
«налогообложение» берет свое начало из производства стоимости и распределения ее в денежной форме.
Слайд 13Процесс расширенного воспроизводства
включает следующие фазы:
Производство
Обмен
Распределение
Потребление
Слайд 14Налоговые отношения
существуют в рамках финансовых отношений, которые возникают на стадии
распределения
Слайд 15Место налоговых отношений в системе общественных отношений
Слайд 16По своей экономической природе налог основывается на рентной составляющей (добавочный
доход от использования земли, недр, труда, капитала);
В сферу налоговых отношения
вовлекается часть вновь созданной стоимости, которая создается в негосударственном секторе экономики.
Уровень налоговых изъятий должен соответствовать объему вновь созданной стоимости, остающемуся после удовлетво-рения всех воспроизводственных потребностей.
Слайд 17Первичное распределение стоимости и перераспределительные налоговые отношения
Перераспределительные
процессы
Первичное
распределение
Слайд 18МЕСТО НАЛОГОВ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА
Слайд 19ПУБЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ
ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ БЮДЖЕТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ И
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ.
ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭТОЙ СФЕРЕ ОХВАТЫВАЮТ БЮДЖЕТНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ
(НАУКА, КУЛЬТУРА. ОБРАЗОВАНИЕ, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ДР.), СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕДИТЫ И ДР.
Слайд 20Корпоративные и частнособственнические финансы
Включают финансовые ресурсы субъектов экономической деятельности (различных
хозяйственных объединений, в том числе банки, страховые компании и т.п.),
а также финансовые ресурсы домохозяйств или семейные бюджеты.
Слайд 21Интересы собственников публичных и корпоративных финансовых ресурсов противоположны:
а) удовлетворение общественных
потребностей;
б) извлечение максимальной прибыли.
Обе сферы в равной степени заинтересованы в
обеспечении социальной стабильности в обществе.
Слайд 23Функция налога
— это проявление его сущности в действии, способ выражения
его свойств.
Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной
экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.
Слайд 24Фискальная (или бюджетная) функция
проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми
для осуществления его деятельности.
С ее помощью образуется централизованный денежный
фонд государства, производится изъятие части доходов физических и юридических лиц для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо не имеет собственных источников доходов (учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо имеет их в недостаточном объеме для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, учебные заведения, учреждения здравоохранения и др.).
Слайд 25Регулирующая функция
реализуется путем участия государства в воспроизводственном процессе путем управления
потоками инвестиций в отдельные отрасли, влияния на платежеспособный спрос населения.
Таким образом, особенностью регулирующей функции налогов является ее опосредованное (а не прямое) воздействие на экономику, когда имеет место эффект «запаздывания», т.е. для получения запланированного результата в экономике от проведения налоговой политики требуется определенное время.
Слайд 26Наиболее распространенными методами налогового регулирования являются:
изменение объема налоговых поступлений;
замена одних
способов или форм обложения другими;
варьирование налоговыми ставками;
нивелирование налоговыми льготами и
скидками;
изменение сфер распространения налогов (субъекта и объекта налогообложения);
реформирование структуры налоговой системы страны.
Слайд 27Социальная (распределительная) функция налогов
состоит в перераспределении общественных доходов между
различными категориями населения.
Слайд 28Контрольная функция налогов.
Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью
организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами.
Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.
Слайд 29Система финансов Эстонской республики