Слайд 1СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.
И. ГЕРЦЕНА
Кафедра управления образованием и кадрового менеджмента
Кравцов А. О.,
кандидат педагогических
наук, доцент
кафедры управления образованием
РГПУ им. А.И. Герцена
Санкт-Петербург
ak90@yandex.ru
ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Слайд 2ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО УПРАВЛЕНИЕ ?
Уже в самом начале развития общества мысль
человека привела его к пониманию необходимости объединения усилий для решения
жизненных задач, направленных на удовлетворение тех или иных потребностей. С тех пор объединения (организации) — норма жизни людей.
Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
В таком понимании два человека — это уже организация.
Слайд 3ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ
В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ
деятельность по упорядочению процессов, протекающих в
природе, технике и обществе, устранению их дезорганизации и приведению в
новое состояние с учетом тенденций их развития и изменения среды.
Слайд 4ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ
функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и
т.д.), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности и
реализацию их программ и целей.
Слайд 5ОБЩИМ ПРИЗНАКОМ
всякого управления является его нацеленность на оказание результативных
воздействий на определенные объекты (объекты управления, управляемые системы), с тем
чтобы их изменение осуществлялось в нужном, правильном направлении.
Слайд 7СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной
специфики, совершенствования и развития.
Объектом социального управления являются люди и их
совместная деятельность, которую необходимо согласовывать с помощью особых механизмов (власть, планирование, контроль и пр.).
Слайд 8Управление социальное
один из основных видов управления, функция которого заключается в
обеспечении реализации потребностей прогрессивного развития общества и его подсистем.
Слайд 9Антропосоциогенез (антропо – человек, социо – общество, генез, генезис –
происхождение, первичное развитие) – это длительный, взаимообусловленный процесс одновременного становление
человека как биологического и социального существа и становления общества как социальности, образуемой сознательно действующими людьми.
Антропосоциогенез и генезис управления.
Слайд 10Как и когда возникает социальный институт управления?
На стадии неандертальца
управление как сложившийся феномен уже имеет определенное место.
Феномен полноценного
управления возникает вместе с ростом «информационного интеллекта» человека и формируется вместе с культурой земледелия.
Социальный институт управления общественными отношениями в полноценном своем объеме и качестве вырос еще позже; произошло это в эпоху цивилизаций, на стадии возникновения государств.
Слайд 11ТРИ ВИДА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
государственное управление
менеджмент
самоорганизация
Слайд 12Управление – это рациональные воздействия на группы людей, представляющее собой
рациональную координацию их совместной деятельности, результат которой планируется (прогнозируется, проектируется
или предвидится) как реальное будущее (ближайшее или отдалённое).
Понятие управления
Слайд 13Сущность теории управления
Управление - это внутреннее свойство общественной системы, основанное
на разделении труда, которое является результатом удовлетворения потребности обмена продуктами
материальной и духовной деятельности.
Маркс К. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23. 1960. С. 907.
Управление - функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима активности, реализацию программы, цели деятельности».
Глущенко Е.В., Захарова Е.В., Тихонравов Ю.В. Теория управления: Учебный курс. М., 1997. С. 13.
Слайд 14Управление как часть общественных отношений
Управление – это рациональная координация человеческих
отношений.
Если очертить управление как понятие самым первичным образом, то
можно сказать: управление – это сознательное регулирование социальности.
Слайд 15Управление характеризуется тем, что складывающийся в отношениях их координирующий центр
неизбежно персонифицирован личностью, личностями.
Управление – это исключительно персонифицированный феномен.
Слайд 16Понятие управления
Управление – многоаспектный, полифоничный феномен.
Его многоаспектность связана с
тем, что управление имеет дело с объектами различной природы: материальными,
социальными и духовными.
С одной стороны, управление представляет из себя устойчивую процессуальную структуру,
то есть имеет цель, средства,
результат субъекта, объекта,
начало и завершение.
Слайд 17Понятие управления
многофункционально, т.к. выполняет различные функции: инструментальную, проективную, познавательную,
аксиологическую, методологическую, социально-интегративную
С другой стороны управление – и социально-преобразовательную.
Слайд 18Управление – это социальный феномен
Управление – это
отношения между
индивидами
по поводу
их совместной
регулируемой
деятельности.
Управление – это также «использование» (других
людей для реализации каких-то целей), это суггестия, точнее «превращение интердикции в суггестию».
Слайд 19Ближайшие родовые понятия к термину управление:
Управление – это вмешательство (в
социальность)…
Управление – это регулирование…
Управление – это воздействие…
Управление – это информационное
воздействие…
Управление – это использование других для…
Управление – это насилие…
Управление – это суггестия…
Управление – это рациональная координация совместной деятельности людей…
Управление – это контроль…
Управление – это рациональная мотивация совместной деятельности людей для достижения какой-либо цели.
Слайд 20Управление появляется в объединении гоминид (предлюдей) там и тогда, где
и когда природная самоорганизация не справляется с обеспечением их совместного
выживания в природе.
Самоорганизация и управление.
Слайд 21Самоорганизация
Самоорганизация отличается от процесса организации тем, что сущность процесса здесь
объясняется уже природой самой системы (а не действием внешних факторов).
То есть организация как система называется самоорганизующейся, если она без дополнительного воздействия извне обретает определенную пространственную, временную или функциональную структуру.
Самоорганизацию как феномен, свойственный открытым системам, изучает синергетика.
Самоорганизация – это свойство всех открытых систем. В отличие от управления, которое – свойство и феномен только человеческих рациональных систем.
Слайд 22Управление – это человеческая «надстройка» на природном «здании» самоорганизации.
Управление
рождается как рациональное регулирующее воздействие отношений, как разумное вмешательство индивида
в коллективное взаимодействие людей (или пралюдей), объединенных до той поры самоорганизованным, спонтанным порядком.
Слайд 23КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
по объекту (человечество, государственное образование, регион, группа организаций,
самостоятельная организация, ее часть (подразделение), группа людей, отдельный человек);
по сфере
(управление государственными, коммерческими, политическими, творческими, религиозными организациями, учреждениями социальной сферы и т. п.);
по методам воздействия на объекты (административно-командное, демократическое управление, самоуправление);
по содержанию (общее управление; управление организацией технологических процессов; управление людьми; управление движением информации; управление рыночным поведением; управление финансовыми потоками и пр.);
в зависимости от периода, на который распространяется управленческая деятельность, выделяют текущее и перспективное управление.
Слайд 24ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
предмет - деятельность управляемого субъекта;
продукт труда – информация(управленческое
решение) и отношения ;
орудие труда – коммуникация
средства управленческого труда -
все то, что способствует осуществлению операций с информацией (компьютеры, телефоны, авторучки, бумага и пр.).
результат - эффективность деятельности и жизнеспособность организации
Слайд 25ЭТАПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
получение и оценка необходимой информации;
ее анализ, выработка и
принятие решений;
организация их выполнения;
контроль полученных результатов, внесение коррективов в ход
дальнейшей работы.
вознаграждение или наказание исполнителей.
Слайд 26Управление и разделение труда
Управление – это процесс не только рационального
разделения, но и рационального, сознательного «соединения» труда, процесс рационального включения
продуктов и результатов труда в целостную, интегративную
систему общественных
отношений.
Слайд 27Управление – начальный и конечный акт трудовой деятельности человека, это
системная оболочка того процесса, который на протяжении последних веков всеми
экономистами Европы называется лишь по одному его критерию – разделению труда.
Слайд 28УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ТРУД
эвристический труд направлен на изучение
проблем и разработку вариантов их решения, он выполняется руководителями
и специалистами;
административный труд связан с текущей координации деятельности подчиненных, их контролем, оценкой, отдачей распоряжений исполнителям, инструктированием, поощрением, наказанием и пр. Он выполняется только руководителями;
операторный труд состоит из операций по техническому обеспечению производственных и управленческих процессов необходимой информацией (оформление, размножение, сортировка и хранение документов; сбор данных; их обработка по заданному алгоритму и т. п.). Его осуществляют специалисты и технические исполнители.
Слайд 29СЛОЖНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА
ОПРЕДЕЛЯТСЯ:
масштабами, количеством и структурой решаемых проблем, связей между
ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов.
необходимостью самостоятельно и часто без
промедления принимать новые, нетрадиционные решения, порой в условиях отсутствия информации, неопределенности или риска.
ответственностью за основные и побочные последствия этих решений, затрагивающие не только те или иные материальные ресурсы, но и зачастую здоровье и даже жизнь людей.
Слайд 30ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ
Главной задачей управления является создание оптимальных условий для деятельности
управляемого объекта.
Определение периодичности и последовательности действий исполнителя и всей деятельности
в целом;
Определение методики и правил выполнения отдельных видов работ на определенный отрезок времени.
Определение качества результата деятельности и эффективности его достижения с точки зрения оптимальности затрат;
Установление требований к компетентности исполнителей
Определение количества необходимой информации и ее источники с точки зрения оптимальности.
Определение форм и правил контроля
Слайд 31Необоснованное расширение понятия об управлении
Слайд 32в обыденном языке управлением (и вполне справедливо) называют и управление
(вождение) транспортным средством (от лошади до самолета и космического корабля),
и управление любыми инструментами, станками, и управление собственным состоянием, собой.
с научной же точки зрения здесь отсутствуют наиболее существенные признаки социального управления — управление другими людьми, их совместной деятельностью, коллективом.
Слайд 33Житейские толкования управления, как правило, не отличают управление как сознательную,
целеустремленную, специально организуемую людьми-субъектами деятельность от более широкого понятия детерминации,
обусловленности хода событий любыми факторами, к которым, наряду с собственно управлением, относятся и объективные законы, и процессы стихийной саморегуляции и т.д.
Здесь расширительное толкование вызвано потерей другого существенного для управления школой признака — наличия сознательного субъекта, потерей понимания управления как сознательной деятельности людей.
Слайд 34отнесение к управлению всей деятельности, выходящей за рамки производственного процесса.
При этом в состав управления включается вся вспомогательная ресурсообеспечивающая деятельность,
требующая своей, особой специализации, но совершенно иной, чем деятельность по управлению.
В этой ошибке мы имеем дело с потерей существенных свойств, специфики собственно управленческой деятельности.
Слайд 35Часто не различают управление целостной организацией и явления управления в
организации
К управляющим не могут быть автоматически отнесены все члены
организации, независимо оттого, участвуют ли они в принятии решений, значимых для жизнедеятельности, и утверждается, что управляют все.
Здесь не учитывается такой существенный признак, как реальное участие в управлении организацией, принятие общезначимых решений, и тем более не фигурирует признак управления как профессии.
Слайд 36Необоснованное сужение понятия об управлении
Слайд 37Для обыденного сознания характерно отнесение к управлению только прямых управленческих
воздействий на объект, прямое вмешательство в объект.
Здесь мы имеем
дело с принятием не самого существенного признака управления — прямого управленческого воздействия на объект — за самый существенный
Слайд 38Часто подразумевают, что объект, которым управляют, уже существует, и соответственно,
управление заключается в регулировании им.
Это вольно или невольно ведет к
недооценке созидательного, творящего потенциала системы внутришкольного управления, к сохранению порочной традиции следования за командами вышестоящих органов не принимать на себя всю полноту ответственности за школу, обрекает внутришкольное управление на решение в основном мелких и рутинных задач.
Слайд 39Управление до сих пор иногда ограничивается управлением основным процессом
За этим
стоит традиционное, но явно устаревшее на сегодняшний день понимание управления
вне организационного контекста, не как целостной социальной организации.
Слайд 40Управление рассматривается только как актуальные, осуществляемые в данный момент управленческие
действия и воздействия.
Между тем важной характеристикой управления является возможность
широко использовать в этой деятельности продукты и результаты прошлого управленческого труда, воплотившиеся в действующих нормах, правилах, традициях и т.д.
Слайд 41Управление сводится к деятельности штатных управляющих.
На самом деле к
выполнению управленческих функций могут привлекаться и рядовые работники, социальные партнеры
и т.д.
Слайд 42Управление подразумевает использование средств и инструментов, имеющихся под рукой.
Нам
же представляется, что потенциальные рычаги и инструменты решения своих задач
управленцы всегда в изобилии могут найти вокруг себя — в самих ситуациях жизни и социального окружения, используя сложившиеся в нем благоприятные возможности, социально-психологический климат, организационную культуру, возможности, предоставляемые внешними связями и т.д.
Слайд 43УПРАВЛЕНИЕ КАК СИСТЕМА, ПРОЦЕСС, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Слайд 44СИСТЕМНОЕ ВИДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
состоит в представлении любой организации как совокупности
взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, которые ориентированы на достижение
конкретных целей в условиях изменяющейся среды.
Слайд 45Система – совокупность или группа элементов, организованная для определенной цели,
в которой изменение одного затрагивает другие или все остальные элементы.
Структура
– упорядочение элементов в определенную относительно постоянную модель или взаимосвязь социальных элементов.
Цель управления – желаемое состояние системы, которое должно быть получено в результате управленческого воздействия.
Социальная организация группа людей, деятельность которых направлена на достижение общей цели. Организация, имеющая набор взаимосвязанных целей называется сложной.
Слайд 46Основные свойства систем
1. Целостность - все части системы объединены, составляя в
результате единое целое благодаря наличию ряда признаков: общности цели создания
и функционирования (целевой), расположения (территориальный) или управления (организационный).
2. Важным свойством любой системы является бесконечность, под которой понимается невозможность ее полного познания и всестороннего представления конечным множеством описаний, то есть конечным числом качественных и количественных характеристик.
3.взаимозависимость структуры и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия);
4. иерархичность (каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в конкретном случае система представляет собой один из компонентов более широкой, глобальной системы);
5.множественность описания каждой системы (в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы);
6. непрерывность
функционирования и развития;
7. стремление к состоянию равновесия и устойчивости;
8. стремление к дифференциации и мобильности.
Слайд 50Структура управленческой деятельности
Слайд 51СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
совокупность взаимосвязанных между собой элементов, взаимодействие которых обеспечивает осуществление
управленческих функций и соответствующих им воздействий на управляемый объект.
Слайд 52ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ
непрерывная последовательность действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых
формируется и изменяется образ управляемого объекта, устанавливаются цели совместной деятельности,
определяются способы их достижения, распределяется работа между участниками деятельности и интегрируются их усилия.
Слайд 53СУТЬ ПРОЦЕССНОГО ВИДЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
заключается в представлении его как непрерывной системы
взаимосвязанных управленческих решений.
Управление как процесс представляет собой технологию:
реализации планов во
времени;
последовательной смены состояний управляемой системы;
совокупность действий управленца для достижения результатов.
Главной движущей силой этого процесса являются люди (а не планы, программы, схемы и т.д.), и прежде всего личность управленца.
Слайд 54УПРАВЛЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
предполагает наличие общих атрибутов (признаков) деятельности —
определенных оснований, целей, средств, результатов и процесса, в котором все
это взаимодействует, субъектов и объектов. Оно состоит из действий, называемых функциями управления.
Слайд 55Понятие «функция» обозначает:
деятельность, обязанность, работу; внешнее проявление свойств какого-либо
объекта в данной системе отношений;
роль, которую выполняет определенный социальный
институт или процесс по отношению к целому (например, функции управления муниципальной системой образования, функции управления образовательным учреждением, функции управления образовательным процессом на уроке и т.д.).
Слайд 56ЦЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ
становление, создание управляемой и управляющей систем;
поддержание всех
свойств управляемой системы, ее упорядочение и стабилизация;
обеспечение оптимального функционирования управляющей
и управляемой систем;
развитие управляющей и управляемой систем, их перевод из существующего в новое, качественно более высокое состояние.
Слайд 57ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
принципиальная возможность, осуществимость управления как результативного влияния
немыслима без определенных условий: получения и использования информации; особых организационных
отношений (отношений власти, отношений ответственной зависимости, отношений, основанных на учете имеющихся у субъектов управления определенных прав и полномочий);
управленческая деятельность предполагает решение задач (проблем);
воздействия на объект управления являются итогом принятия управленческих решений; решения принимают все люди, но только управленцы делают это постоянно, к тому же их решения адресованы не только себе, но и другим людям;
управленческая деятельность имеет внешнюю, наблюдаемую, поведенческую и внутреннюю, идеальную, духовную сторону, которая существенно зависит от личностных качеств руководителей;
Слайд 58ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
зависимость успешности решения управленческих задач, осуществления управленческих
действий от наличия у участников этой деятельности соответствующих управленческих умений;
развитие управления предполагает овладение новыми умениями;
управление нуждается в информационных, концептуальных, инструментальных и иных ресурсах;
управленческая деятельность вторична — она как бы надстраивается над другими видами деятельности (педагогической, учебной и т.д.), ее конечные цели и критерии оценки связаны не с самим управлением, а с эффективностью деятельности управляемой системы;
любое совершенствование управленческой деятельности в образовании предусматривает: совершенствование основной деятельности организации; совершенствование самой управленческой деятельности;
Слайд 59Феномен руководителя и практика управления.
Чтобы объединения людей, социальная организация, общества
приобрели характер и свойства отчетливой целевой системы, способной к рефлексии,
их нужно возглавить. Общество, социальная организация должны быть персонифицированы. Персонификация не исчерпывается становлением руководителя в обществе, организации.
Слайд 60Руководитель исторически – это вообще первая личность, первая индивидуальность.
Слайд 61Власть есть способность к принуждению, к насилию. Это сила (как
правило, легитимная), способная принуждать отдельного человека или объединения людей к
действию помимо их собственной свободы. Власть вне силы, вне и без «силовых структур» это не власть. Хотя имеется у власти и другая сила, интеллектуальная, связанная с моралью, убеждениями, этикой, информацией.
Управление и власть.
Слайд 62ПРОЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Управление – это регулирующее воздействие, которое проектирует будущее. Это
его принципиальное отличие. Властное управление словно «вгоняет» человека в будущее;
управление вне власти, основанное на свободе человека как первооснове и смысле его бытия, создает лишь контур завтрашнего дня, намечает, словно
подсказывает оптимальные пути его достижения.
Слайд 63Категориальный аппарат теории управления
Парадигма (греч. Paradeigma – пример, образец) –
исходная концептуальная схема, система понятий, отражающая осмысление существенных черт действительности,
модель постановки проблем и их решения, выбора соответствующих методов, господствующая в научном сообществе в течение определенного исторического периода и знаменующая собой определенный этап в развитии теории. . .
Управленческий рационализм Ф. Тейлора Функциональная дифференциация А. Файоля М. Вебера и др.
В современной парадигме управления превалирует роль человеческой личности с учетом процессов глобализации и с акцентом на управление знаниями, на сетевые, партнерские принципы взаимодействия.
Слайд 64ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Слайд 65Выводы:
1. Управление – это часть общественных отношений; но это
настолько важная часть, что вне управления совместная жизнь людей становится
попросту невозможной.
Слайд 662. Чтобы оптимизировать характер межличностных и общественных отношений, ими следует
управлять.
Управление – это сознательное регулирование социальности, сознательная координация человеческих
отношений.
Управление возникает как сознательно-проектирующая и организующая совместные действия сила: оно связано с целеполаганием и потому с будущим.
Слайд 673. Управление появляется в объединении людей там и тогда, где
и когда биологическая самоорганизация не справляется с обеспечением совместного выживания
гоминид (предлюдей) в природе.
Слайд 684. Управление в общественных отношениях возникает вследствие рационального разделения труда.
Управление – это и разделение, и одновременно – процесс рационального
«соединения» труда, процесс включения продуктов и результатов труда в целостную систему общественных отношений.
Слайд 695. Управление – это сложный социальный феномен, имеющий дело с
объектами различной природы: материальными, социальными и духовными.
С одной стороны,
управление представляет собой устойчивую процессуальную структуру, с другой выполняет в общественных отношениях инструментальную, проективную, познавательную, аксиологическую, методологическую, социально-интегративную и социально-преобразовательную функции.
Слайд 706. Управление в истории общественных отношений появляется вместе с формированием
человека. На историческом отрезке эволюции семейства человечьих от 4,5 млн.
лет до 20 тыс. лет назад мы можем говорить о существовании протоуправления, то есть первых его признаков в виде рациональности совместных действий людей.
Слайд 717. Феномен управления вырастает вместе с ростом «информационного интеллекта» человека
и формируется в полноценном виде на стадии развития земледелия.
Слайд 728. Социальный институт управления формируется в отчетливом виде лишь в
эпоху цивилизаций, на стадии возникновения государств, когда появляются письменность, счет,
а управление обретает статус регулирования совместной деятельности больших групп людей, не связанных между собой непосредственно.
Слайд 739. Понятие управления неотделимо от понятия организации. Организация – это
специально созданная система связи между участниками коллективных и общественных отношений.
Слайд 74
10. Генезис управления приводит к формированию и специфического социального индивида
– руководителя (вождя, бригадира, директора, менеджера и т.д.) во всем
многообразии его проявлений.
Слайд 7511. Персонификация управления приводит к появлению власти как потенциала управленческого
(как правило, легитимного) принуждения и возможности его применения. Управление и
власть срастаются в практике человеческих отношений до синкретичной неразделенности, что требует сегодня анализа их отношений с целью теоретического и социально-практического преодоления этой ошибки.