Слайд 1Свободолюбивая
лирика А.С. Пушкина
“Самостоянье человека – залог величия его”.
А.С. Пушкин
Слайд 2Все произведения А.С. Пушкина о человеке. Для него важны нравственные
понятия, которые относятся к человеку: дружба, братство, любовь, свобода.
А. С.
Пушкин как поэт формировался в эпоху подъема общественного самосознания после Отечественной войны 1812 года и перед восстанием декабристов 14 декабря 1825 года.
Слайд 3Образ лирического героя Пушкина
- это духовно богатая и свободолюбивая
личность, преданная делу свободы, готовая пожертвовать личной свободой во имя
общего дела, ощущающая противоречия между свободолюбивыми романтическими мечтаниями и реальной действительностью, протестующая против деспотизма, верящая в торжество справедливости, философски осмысляющая проблему свободы.
Слайд 4Свобода для А. Пушкина
Свобода – вольность, воля, высшее общественное благо
Свобода
– основа дружбы
Свобода – условие творчества
Свобода – абсолютная, общечеловеческая ценность,
она вне времени и пространства, в ней возможность и перспектива преодоления несовершенств жизни.
Слайд 5«К Лицинию» (1815)
…Я сердцем римлянин, кипит в груди свобода,
Во
мне не дремлет дух великого народа.
Пушкин впервые коснулся вопроса
российского «политического быта». Несмотря на то что в стихотворении поэт обращается к Риму, все вопросы обращены к русскому человеку:
О Ромулов народ, скажи, давно ль ты пал?
Кто вас поработил и властью оковал?
Квириты гордые под иго преклонились.
Кому ж, о небеса, кому поработились?
Слайд 6Белинский писал:
«Пушкин от всех предшествовавших ему поэтов отличается именно
тем, что по его произведениям можно следить за постепенным развитием
его не только как поэта, но вместе с тем как человека и характера. Стихотворения, написанные им в одном году, уже резко отличаются и по содержанию и по форме от стихотворений, написанных в следующем»
Слайд 7Вольнолюбивая лирика Пушкина
1817 – «Вольность»
1818 – «К Чаадаеву»
1819 – «Деревня»
1820
– «Погасло дневное светило»
1822 – «Узник»
1824 – «К морю»
1827 –
«В Сибирь» (“Во глубине сибирских руд”)
1827 – «Арион»
1828 – «Анчар»
Слайд 8Ода «Вольность» (1817)
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
четыре части
1
часть: автор обращается к «гордой певице Свободы» и просит вдохновить
его на новую поэтическую тему:
Увы! Куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы.
2 часть: автор размышляет о том, что для блага народов необходимо сочетание «мощных законов» с «вольностью святой»:
Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье.
Слайд 93 часть: Пушкин подкрепляет историческими примерами мысль о том, что
правители, которые не соблюдают законов, обречены на гибель (казнь французского
короля Людовика XVI, насильственная смерть Павла I):
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу…
4 часть: обращается к царям с призывом склониться «под сень надёжную Закона», заключительные строки оды призывают нынешних монархов учесть уроки истории, так как только в этом случае их правление будет долгим и славным:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой
Слайд 10«К Чаадаеву» (1818)
По жанру это стихотворение - послание, обращенное к
другу поэта, «товарищу» по делу освобождения, - Чаадаеву, и в
этом послании слышны политические нотки:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Все мечты и надежды Пушкина связаны теперь с передовой молодежью России, которую он призывает "отчизне посвятить души прекрасные порывы".
Слайд 11«Деревня» (1819)
стихотворение композиционно делится на две части и построено по
принципу антитезы:
в первой части дается идиллическое описание природы в
духе сентиментализма, рисуется незатейливый сельский пейзаж средней полосы России. Эта тихая красота близка и дорога каждому русскому человеку. Лирический герой стихотворения впервые чувствует себя по-настоящему свободным и счастливым.
во второй части - резко меняется ритм и характер стиха. Это обличительная часть, в которой представлены обобщенные образы помещиков и крепостных крестьян: «барства дикого» и «рабства тощего».
Слайд 12«К морю» (1824)
Элегия завершает романтический период пушкинского творчества. Она как
бы стоит "на стыке" двух периодов, так как в ней
присутствуют и романтические образы, и черты реализма. Это прощание и с реальным Черным морем, с которым расстается поэт (в 1824 году Пушкина высылают из Одессы в Михайловское, под надзор родного отца), и с морем как романтическим символом абсолютной свободы, и с самим романтизмом, и с собственной юностью.
Проанализировать это стихотворение вам предстоит дома.
Слайд 14«Арион» (1827)
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
На
руль склонясь, наш кормщик умный
В молчании правил грузный челн;
А я
- беспечной веры полн -
Пловцам я пел...
Дело этих людей живо, пока певец не изменил себе:
Я гимны прежние пою...
Слайд 15 Философское понимание свободы не уводит Пушкина от "прежних гимнов",
от былых идеалов. Оно лишь помогает более глубоко осознать жизнь.
Пришло понимание, что свободу никому нельзя принести в дар, как мечталось в юности, что свобода начинается с постоянной духовной работы; и ни о какой политической свободе нельзя говорить, пока не обретено духовное освобождение.
Лирический герой уверен в том, что достичь гражданской свободы невозможно без чувства внутренней свободы человека.
Слайд 16Тема свободы является основной в творчестве Пушкина и претерпевает эволюцию:
-
провозглашение отвлеченной вольности;
- пропаганда, направленная к лицам, обладающим властью;
- мотив
гуманистической идеи «дарования свободы»;
- широкое обобщение и исследование источников рабства и его пагубного влияния на развитие жизни.