Слайд 1Связи с общественностью
в XX в. (продолжение)
Слайд 2Американская модель PR практически не подверглась иностранному воздействию, но оказала
наибольшее влияние на развитие PR в других странах.
Эволюция PR
в США может рассматриваться как классический образец развития и усложнения данной профессиональной деятельности, приобретения различных институциональных свойств и качеств.
Именно в США зародились представления о связях с общественностью как составной части системы социального управления, о социальной миссии и социальной ответственности PR.
Слайд 3Американский ученый Р. Смит выделяет 4 основных этапа в становлении
связей с общественностью:
«Эра манипулирования» - XIX в.
«Эра информирования» - нач.
ХХ в.
«Эры убеждения» - сер. ХХ в.
«Эра взаимовлияния» - к.ХХ в.
Слайд 4«Эра манипулирования»
Цель: пропаганда.
В настоящее время практикуется в сферах: маркетинг, спорт,
развлекательные мероприятия.
Характер коммуникаций: односторонняя.
Официальное «рождение» термина (1807 г.)
в 30-е
гг. XIX в. понятие «public relations» вошло в употребление как «relations for the general good» («отношения ради всеобщего блага»).
Широкое распространение прессы вызвало появление пресс-агентов, которые по сути являются предшественниками будущих PR-менов.
1829 – первый пресс-агент – Амос Кендалл у президента Э.Джексона.
Слайд 5«Эра информирования»
Цель: распространение информации и правдивость.
Характер коммуникаций: односторонняя.
В настоящее время
практикуется в сферах: правительство, некоммерческие организации, бизнес.
Айви Ли.
В 1906 г.
Ли опубликовал «Декларацию о принципах»
Основная задача PR-специалистов (по А. Ли) — «побуждать людей верить в то, что правления корпораций преследуют искреннюю цель заручиться их доверием».
Слайд 6«Эры убеждения»
Цель: влияние на общественное мнение и поведение.
Характер коммуникаций: двусторонняя.
Где
практикуется в настоящее время: конкурентно-ориентированный бизнес.
Э. Бернейз — первый теоретик
в области PR. 1922 – автор первого курса PR в университете Нью-Йорка. 1923 – «Кристаллизуя общественное мнение».
Кризис 1929 – 1933 → развитие PR, чтобы остановить рост недоверия общественности к бизнесу → отделы PR в крупных компаниях.
Консолидация PR-сообщества
1948 г. — Институт PR в Великобритании, Ассоциация PR в США; 1955 г. — Международная PR-ассоциация; кодексы профессионального поведения.
Слайд 7«Эра взаимовлияния» - к.ХХ в.
Цель: взаимопонимание и разрешение конфликтов.
Характер коммуникаций:
двусторонняя.
Сферы:регулируемый бизнес, правительство, некоммерческие организации.
Рост высоких технологий, увеличение числа коммуникационных
каналов.
Спрос на PR-технологии в бизнесе, политике и социальной сфере.
Интернет открывает новые возможности для развития PR.
Слайд 8Развитие PR в Европе
Первые службы внешних сношений появились после
I мировой войны – в Англии, а затем в Германии
и во Франции.
Немецкая школа:– инструмент интерпретации и интеграции. С помощью этого инструмента можно обеспечить взаимодействие людей в политической, экономической, социальной сферах и тем самым сдержать эффект отчужденности. (Л.Оэкл). Задача PR – помочь ориентироваться в обществе, получать правдивую информацию и формировать собственное мнение.
Слайд 9Развитие PR в Европе
Французская школа (Буари, Матрар): PR – стратегия
доверия. Задача – соединить разорванные социальные связи. В этой теории
3 ипостаси личности: человек-производитель; человек-потребитель; человек отношений (именно на него направлен PR). PR должен «вернуть ту любовь и ласку, которых человека лишает общество массового производства и потребления».
Слайд 11Доинституциональный период
(эпоха «дикого» рынка, кризис российской рекламы, «черный» PR)
1988
- отделы по СО и СМИ Исполкомов Моссовета и Ленсовета;
1989
– в Москве PR-агентства «Николо М» и «Миссия Л», в 1990 – «Имиджленд паблик рилейшнз» и др.
Переориентация рекламных агентств и служб на профессиональное PR-поле.
PR-специалисты - в российских представительствах зарубежных PR-агентств и в отделах по СО иностранных фирм и корпораций.
Слайд 12Первичная институционализация (1991-1994)
1991 г. – РАСО – Идея: помощь
и поддержка отечественному производителю. (Неразвитость PR-рынка, пассивность российских PR-агентств, непонимание
приоритетности воздействия в продвижении отечественных товаров и услуг, оставляли западным конкурентам широкое поле деятельности).
1997 г. – РАСО - член Европейской Конфедерации PR (CEPR), сотрудничество с Американским обществом PR (PRSA).
Особенность: развитие PR в крупных городах, региональных центрах, где концентрировался российский бизнес, финансы и политическая активность.
Слайд 13 Вторичная институализация (с 1994 г.)
22 ноября 1994 года
- Декларация профессиональных и этических принципов в области СО (РАСО).
1997
г. Члены РАСО приняли Хартию принципов сотрудничества и конкуренции:
честный подход к клиентам
невозможность представления в одном лице интересов конфликтующих и конкурирующих сторон
сохранение конфиденциальности сведений.
Формирование законодательной базы: 1995 г. - ФЗ «О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации», «О порядке освещения деятельности органов гос.власти в государственных СМИ» и т.д.
1997 г. - Национальная премия в области развития СО «Серебряный Лучник».