Слайд 2
Термин «дизонтогенез», ИЛИ «дизонтогении» впервые введен клиницистОМ (Швальбе, 1927) в
связи с запросами новой самостоятельной отрасли психиатрии – детской психиатрии.
Дизонтогенез
(аномальное развитие) - нарушение нормального психического развития.
психический дизонтогенез - нарушение психического развития в детскоМ и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга (В.В. Ковалев).
Слайд 3Параметры дизонтогенеза:
1. связан с функциональной локализацией нарушения и позволяет выделить
частный и общий дефекты.
Частный дефект обуславливается дефицитарностью отдельных психических
функций.
Общий дефект связан с нарушением регуляторных систем (снижение активности, дефекты интеллектуальной деятельности и эмоций);
Слайд 4Параметры дизонтогенеза:
2. связан с временем поражения функций. Чем раньше произошло
поражение, тем вероятнее явление недоразвития психических функций; чем позднее возникло
нарушение, тем более возможны явления повреждения с распадом структуры психических функций.
В сензИтивные периоды развивающейся организм особенно чувствителен К нарушениям психики (3 года, с 11 до 15 лет). Неустойчивость психических функций, характерная для сензитивного периода может обусловить их регресс – возврат на более ранний возрастной уровень.
Явления регресса следует отличать от явлений распада, при которых происходит не снижение функций на более ранний возрастной уровень, а негрубая дизорганизация либо выпадение функций.
Слайд 5Регресс:
временныЙ: временная потеря навыков опрятности, ходьбы после соматических заболеваний в
первые годы жизни.
стойкиЙ: возврат к автономной речи вследствие потери
потребности в общении при раннем детском аутизме.
Регрессу подвержены не только функции, находящиеся в сензитивном периоде, но и функции достаточно прочно закрепленные.
Слайд 6Параметры дизонтогенеза:
3.ХарактерИзует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектами.
Первичный дефект
имеет характер недоразвития или повреждения. Часто наблюдается их сочетание в
случаи когда основа болезненного процесса неизвестна (шизофрения) выделяют не первичный дефект, а основной (определяется местом, занимаемым тем или иным нарушением в общей структуры психологической недостаточности).
Слайд 7Параметры дизонтогенеза:
4.Нарушение межфункциональных взаимодействий.
Новые функции и их качества возникают
в результате перестройки внутрисистемных отношений и относятся к явлениям временной
независимости функций (до 2 лет развития мышления и речь идет раздельно, позднее перекрещиваясь, они дают начало новой форме развития). Временная независимость функций превращается в ее изоляцию.
Слайд 8Параметры (характеристики) нарушений развития
1. Функциональная локализация нарушения
виды дефекта:
1.Частный дефект
обусловлен дефицитарностью отдельных функций гнозиса, праксиса, речи.
Гнозис – сложный
комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на распознавание объекта как целого и отдельных его характеристик.
Проявлениями недостаточности зрительного гнозиса являются трудности узнавания заштрихованных, перевернутых, недорисованных изображений, трудности выделения целостного изображения из фона. Недостаточность слухового гнозиса проявляется в основном в несформированности фонематического восприятия, что задерживает становление понимания речи, звукопроизношения, а в дальнейшем – навыков письма.
Праксис – сложные формы произвольных движений и действий.
Слайд 92.Общий дефект связан с нарушением регуляторных систем, как подкорковых, при
дисфункции которых наблюдаются снижение уровня бодрствования и психической активности, патология
влечений, элементарные эмоциональные расстройства, так и корковых, обусловливающих дефекты интеллектуальной деятельности (недостаточность целенаправленности, программирования, контроля), нарушения более сложных, специфически человеческих эмоциональных образований.
Общие и частные нарушения выстраиваются в определенную иерархию. Дисфункция регуляторных систем влияет на все стороны психического развития. Нарушения же частных функций парциальны и нередко компенсируются сохранностью регуляторных и других частных систем.
В зависимости от места первичного дефекта направление вторичного недоразвития может быть «снизу вверх» или «сверху вниз».
Слайд 10Параметры (характеристики) нарушений развития
Функциональная локализация нарушения:
Общие (нарушение регуляторных систем);
Частные (нарушение
восприятия, речи и т.д.).
Хронологичность
(время появления нарушения):
Недоразвитие или задержанное;
Повреждение;
Распад.
Динамика форм
межфункциональных связей:
Временная независимость функций;
Ассоциативные связи;
Иерархические взаимодействия.
Структура нарушенного развития:
Первичные (ядерные);
Вторичные (специфические);
Третичные (неспецифические)
Слайд 11Классификации психического дизонтогенеза
Классификация дизонтогенеза строится на основе выделения области
психики, в которой первично возникли аномальные явления.
М.М. и Н.Я. Семаго
1.Недостаточное развитие: тотальное, задержанное, нарушаемая несформированность ВПФ.
2.Асинхронное развитие: дисгАрмоничное, искаженное.
3. Поврежденное развитие: локально поврежДенный тип, диффузно поврежденный тип.
4.Дефицитарное развитие: раннее дефицитарное, позднее дефицитарное.