Слайд 1Европеизация Русского царства в XVII веке
Слайд 21598-1613 – период Смуты
Голод
Экономический кризис
Политический кризис
Социальный кризис
Интервенция, война,
восстания
Борис Годунов активно интересовался европейской жизнью
Знакомство с европейскими обычаями в
течение интервенции
Слайд 31613-1645 – правление Михаила Федоровича
Заключение мирных договоров с Польшей
и Швецией
Мероприятия по выходу из кризиса
Смоленская война
Реформа
армии
Слайд 41645-1676 – правление Алексея Михайловича
Апогей бунтов: Соляной, Хлебный, Медный, восстание
Степана Разина
Церковный раскол, Соловецкое восстание
Война со Швецией
Война с
Польшей
Реформа законодательства – Судебник 1649 года
Подписал Вестфальский мир в числе последних
Слайд 51676-1682 – правление Федора Алексеевича
Отмена местничества
Первый договор с
Китаем
Успешная война против Турции
Проиграл королевские выборы в Речи Посполитой
Слайд 61682-1689– правление Софьи Алексеевны
Стрелецкий бунт
Вечный мир с Польшей
Крымские походы против османов
Открытие Славяно-греко-латинской академии
Слайд 7Общие тенденции XVII века
Складывание всероссийского рынка
Ремесло превращалось в мелкотоварное
производство
Включение Русского Царства в систему международной торговли
Переход от
сословно-представительной монархии к абсолютной
Борьба за выход к Черному и Балтийскому морям
Усиление влияния европейской культуры
Слайд 8Европеизация
это и становление государства в качестве полноправного участника европейских
процессов, выступающего на равных с другими странами континента.
«Он был не
прочь срывать цветки иноземной культуры, но не хотел марать рук в черной работе ее посева на русской почве» - Ключевский об Алексее Михайловиче
Слайд 9Причины европеизации
Во многом европеизация вызвана невозможностью обособленного развития Русского Царства.
Стала очевидна необходимость активных контактов с Европой для решение внешнеполитических
задач. Кроме того внутренняя модернизация основывается на иностранных специалистах, которые нередко принимали русское подданство
Слайд 10Как справедливо подчеркивал А. Сорель
«Россия не могла расти и развиваться,
не открывая себе путей для торговли и доступа к цивилизации.
Путь для торговли это значило Балтийское море, а его запирали шведы; путь к цивилизации – это была старая Европа, а Польша стояла поперек дороги. Отсюда вытекал коренной антагонизм между русскими, поляками и шведами также, как между русскими и турками»
Слайд 11Направления европеизации
Военная сфера
Политика
Экономика
Культура
Быт
Слайд 12Военная сфера
Появляются полки иноземного строя (рейтарские полки), состоящие из русских
солдат под командованием наемных иностранных офицеров, которые постепенно становятся основой
армии, оттесняя на второй план старое дворянское ополчение и стрелецкое войск. Никаких сложностей с наймом иностранцев на русскую военную службу в условиях охватившей Европу Тридцатилетней войны не было.
Слайд 13Рейтары
конные полки, который в качестве основного использовали огнестрельное крупнокалиберное
оружие. Мечи и другое холодной оружие были запасными.
Слайд 14Появление орудий по европейским образцам.
Россия активно закупала у Голландии и
немецких земель оружие в преддверии русско-польской войны
Слайд 15Экономика
Выдача концессий западным странам на строительство заводов внутри страны.
Самая крупная выдана голландскому купцу А.Д.Виниусу под Тулой. Он построил
чугуноплавильный, железноделательный и оружейный заводы.
Концессия - Договор, заключаемый государством с частным предпринимателем, иностранной фирмой на эксплуатацию промышленных предприятий, земельных и других угодий.
Слайд 16Массовое появление мануфактур. Ремесленная артель –> мануфактура. В XVII –
свыше 60
В Европе он появляются еще в XVI веке.
Появлялись и купеческие мануфактуры с наемным трудом
Артель - Объединение лиц какой-либо профессии для совместной работы с участием в доходах и общею ответственностью
Мануфактура = массовая производство + разделение труда + ручной труд
Слайд 17Мануфактуры в России
Первая – пушечная мануфактура – отливала колокола, пушки,
металлические предметы. Там же была создана «Царь-пушка» Андрея Чохова
Оружейная
палата - чеканка по золоту и серебру, эмалевое и финифтевое, швейное, экипажное, плотничное производство.
Хамовный двор – текстильное производство
Четвертой — московский Монетный двор
Слайд 18Появление капиталистических элементов в экономике
Складывание торгового капитала. Купцы могли
инвестировать крупные сумму денег в централизованное производство
Специализация районов страны
Слайд 19Ощущалась заинтересованность европейских держав в России как в торговом партнере
Именно
за право вести торговлю на московском рынке боролись Дания и
Швеция. Особый интерес предоставлял волжский торговый путь, используя который можно было торговать с Персией. Но при этом к России относились как к слаборазвитому государству, поставщику сырья. Во время Тридцатилетней войны европейские державы стремились к эксплуатации русского сырьевого рынка путем торговли на невыгодных для русской стороны условия или путем колонизации русских земель
Слайд 20Политика
Во второй четверти XVII в России усилился интерес к
кальвинизму и возобладали терпимое отношение к протестантам, что создавало условия
для сближения со странам соответствующего политического блока. На переговорах шведы активно использовали единства интересов протестантов и православных в борьбе с католиками.
Слайд 21В белорусских и украинских городах действовало Магдебургское право.
В ходе
войны 1654–1667 гг. в тех занятых русскими городах, где действовало
Магдебургское право (Могилев, Полоцк и др.), оно не было отменено.
Степень развития украинского городского ремесла, торговли были значительны, как и общественно-политическое устройство и сознание горожан.
Городское население, украинское шляхетство и верхи казачества несли общественно-политические представления (в частности, о правах и обязанностях сословий и центральной власти), которые были куда более европейскими по сравнению с русскими традиционными политическими построениями по линии государь– холопы. Подключение украинской элиты к русской управленческой элите, по крайней мере на первых порах, вносило разнообразие в монолит российских политических принципов, господствовавших до сих пор.
Магдебу́ргское право — феодальное городское право, согласно которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь и сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и денежно-товарного обмена.
Слайд 22Влияние других стран на внутреннее устройство Русского царства
Осенью 1681
г. команда Федора III замыслила грандиозный план перестройки государственно-церковного управления.
По форме он был во многом заимствованием из польско-литовского опыта, но, по сути, был прямо противоположен духу польско-литовской государственности, ибо вел не к утверждению в России «шляхетской республики», а на усиление абсолютизма.
Целью реформы являлось ослабление власти патриарха как перед лицом высшей светской власти, так и по отношению к местному духовенству.
Слайд 23Рост внешнеполитического влияния
После выигранной нами войны 1656-1661 года Россию по
праву можно назвать полноценным игроком европейского геополитического пространства.
Слайд 24Усиление посольской деятельности
Массовое появление русских посольств в европейских государствах.
П.
И. Потемкин – посол в Испании, Италии, Голландии, Англия, Дания
А. Л. Ордин-Нащекин – глава посольского приказа – активная дипломатия позволяла усилять геополитическое влияние в Балтийском регионе
Слайд 25Посольская деятельность
Посольства в Данию, Швецию, Францию в 1619-1630-х в поисках
невесты молодому Михаилу Федоровичу
Слайд 26Вечный мир
Начало присоединение Русского царства к европейским коалициям -
Вечный мир с Польшей (1686) – присоединение к антитурецкой Священной
Лиге
Австрия, Польша, Венеция, Россия
vs
Османская империя
Слайд 27Культура
Во многом европеизация в культуре была связана с присоединением
территории Речи Посполитой (частей современных Белоруссии и Украины)
Слайд 28Литература
Первая рукописная газета «Куранты» для царского двора – 1641 гг.
Была создана под влиянием европейских изданий, однако заграницей они были
печатными и ориентированы на широкую аудиторию
Постоянные переводы с иностранного языка научной литературы.
Слайд 29Парсуна
На рубеже XVI-XVII в Русское царство отходит от классической иконописи.
Начинают преобладать «приземленные» черты. Запускается процесс лаицизации.
Лаицизация (от греч. laikos - народный) - англ. secularization; нем. Laizisation. Процесс освобождения обществ, жизни от влияния религии и церковных организаций, а также сокращение роли религиозных связей в обществе.
Слайд 30Появление театра
И.Г.Грегори - учителя в школе при лютеранской церкви Св. Михаила в Новой
Немецкой слободе, пастор лютеранских церквей
1672 год – «Артаксерксово
действо» - 10 часов и восторг Алексей Михайловича
Слайд 31Музыка
В Российском царстве появляются европейский музыкальные ноты, т.н. «киевские ноты»
В
1679 г. прибывший из Вильны украинский композитор Николай Дилецкий написал
трактат «Музыкальная грамматика», где разбирал теоретические основы партесного пения.
Слайд 32К слову о консерватизме
Еще больше новшеств оказалось в иконописи,
где пришлые мастера использовали приемы, свойственные западноевропейской живописи. Последнее сразу
пришлось по вкусу и русским иконописцам, и мирянам, но вызвало настороженность у духовенства. Уже патриарх Иосиф (глава русской церкви в 1642–1652) приказывал: «Еже бо иконы Богочеловека Исуса и Пречистыя Богородицы и все святых заповедали... с латинских и немецких соблазненных изображений неподобственных по своим похотям церковному преданию развратно отнюдь бы не писать, и которые где в церквах неправославныя, тыя вон износити». Патриарх Никон, по свидетельству греческого дьякона Павла Алеппского, пытался не только изымать, но и уничтожать все иконы «нового письма», сделанные, по его мнению, «по образцам франкским и польским»
Слайд 33Образование
Первыми удачными попытками создать в Москве «современные» духовные школы
стоит признать опыт школы Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева
школу при
Типографских палатах, созданный Ф.М. Ртищевым на собственные средства под Москвой Андреевский монастырь и, школа греческих монахов братьев Лихудов - 1685 г.
Слайд 341687 – открытие Эллино-греческой (Славяно-греко-латинской) академии при участии киевских монахов,
братьев Лихудов
В Славяно-греко-латинскую академию в Москве принимали представителей разных сословий
и национальностей (среди студентов значился даже один македонец). При этом денежное жалованье, которое полагалось студентам Академии, было различным. Знатные ученики получали золотой в месяц, а простые люди — по полтине. К концу XVII в. в Академии училось более 100 человек.
Слайд 35К слову о консерватизме (2)
Иерусалимский патриарх Досифей был весьма
недоволен линией братьев Лихудов в новой Славяно-греко-латинской академии. «…Забавляются около
физики и философии вместо того, чтобы учити иные учения…» Все это привело к отстранению Лихудов от руководства Академией.
Слайд 36Быт
1652 – появление немецкой слободы в Москве (предыдущая была разрушена
Лжедмитрием II)
В ней проживали иностранцы: военные (3/4), инженеры, учителя, врачи,
ремесленники на госслужбе. В первые годы в ней проживали не менее 1 тыс. человек.
200 дворов
Слайд 37Быт
Перенимая у немцев стиль убранств домов, по европейскому образцу стали
обставлять свои дома отечественная верхушка: В.В. Голицын, А. Матвеев и
др.
Появление обоев в домах знати в начале века
Слайд 38Тон задавал царский дворец Алексея Михайловича.
Быт польско-литовской, украинской, белорусской шляхты
и зажиточных горожан стал предметом подражания многих в Московии. Придворный
медик С. Коллинс свидетельствовал: «…С тех пор, как его величество был в Польше, видел тамошний образ жизни и стал подражать польскому королю, круг его понятий расширился: он начинает преобразовывать свой двор, строить здания красивее прежнего, украшать покои обоями и заводить увеселительные дома»
Слайд 39Иноземцы на русской службе постепенно становились нормой.
В 1614 г.
на русскую службу был зачислен целый отряд из 130 ирландцев
и шотландцев, которые до того находились на польской службе и составляли гарнизон крепости Белая, сдавшейся русским войскам. Среди «бельских немцев» находился шотландец Георг Лермонт (Learmonth), отпрыск дворянского рода, известного с XIII в. Вальтер Скот упоминал легенду о «рифмаче» Томасе Лермонте из Эрсильдауна, получившем свой поэтический дар от феи. В XV–XVI вв. многие шотландцы Лермонты находились на службе у иностранных монархов, этой же стезей пошел и Георг Лермонт, предок М.Ю. Лермонтова
Слайд 40Вопрос о численности служилых западноевропейцев в России XVII в. спорен.
1627
г. - 295 служилых «московских немцев»
1628 г. - еще 138
немцев.
Итого 433 европейца, что с семьями могло означать более 2000 человек.
1632 – 1450 немцев, поляков, литвы, разбавленных небольшим числом греков и сербов. С семьями - 7000 человек.
1643 год – 685 немчинов – с семьями более 2000
1652 – 564 немца
1682 – 381 человека
Слайд 41Кого мы приглашали?
Если в XVI в. это были все
подряд, то в XVII в. наметилась тенденция приглашать именно профессиональных
военных
При Михаиле Романове, помимо рядовых немцев, на русской службе насчитывались офицеры: 4 полковника, 4 больших полковых поручика, 2 квартирмейстера и капитана («больших окольничих»); 2 полковых квартирмейстера; 17 капитанов, 32 поручика, 32 прапорщика, 65 капралов
Слайд 42К слову о консерватизме (3)
однажды Борису Годунову пришла в голову
идея устроить в России школы наподобие западных, чтобы иметь под
рукой не только выписанных из-за рубежа специалистов-немцев, «а для того, чтобы в будущем иметь среди своих подданных мудрых и способных людей, он предложил оказать всей стране милость и благоволение и выписать из Германии, Англии, Испании, Франции, Италии и т.д. ученых, чтобы учредить преподавание разных языков. Но монахи и попы воспротивились этому и ни за что не хотели согласиться, говоря, что земля их велика и обширна, и ныне едина в вере, в обычаях и в речи и т.п. Если же иные языки, кроме родного, появятся среди русских, то в стране возникнут распри и раздоры и внутренний мир не будет соблюдаться так, как сейчас»
Слайд 43«Московиты, особенно знатные люди, скорее дали бы своим детям умереть
какой угодно смертью, чем добровольно отпустить их из своей земли
в чужие страны, разве только их принудил бы к этому царь» - об отправлении заграницу на учебу Годуновым сынов русской знати
Слайд 44При посредничестве ученых киевских монахов в Москву были принесены элементы
западной мысли и методологии, уважение к знанию иностранных языков
Слайд 45Русское царство заботится об имидже за рубежом
В 1687 году
после первого похода на Крым русским правительством было инициировано издание
хвалебного описания данного предприятия
Слайд 46Впервые мысль о важности публикации в прессе позитивной информации о
России была высказана русским автором в «Повести о кончине царя
Михаила Федоровича» (1647 г.). Ее автор, отвечая на свой риторический вопрос, зачем надо было писать эту повесть, ссылается на то, что «в странах немецких пишут и печатают в книгах и на листах о военных действиях; почему же мы ленимся, боимся или срамимся писать и печатать о том, что случается в Русской земле не от человеческой храбрости или хитрости, но Божиего посещения»
Слайд 47Главные «западники» при Алексее Михайловиче
А.Л. Ордин-Нащокин – дипломат, глава
Посольского приказа
Ф. М. Ртищев фаворит царя, окольничий, глава разных приказов, просветитель, меценат, основатель Ртищевской
школы по европейскому образцу
Слайд 48Симеон Полоцкий
При поддержке Алексея Михайловича Симеону удалось осуществить свою
идею об открытии в Москве в Заиконоспасском монастыре училища, где
молодые приказные люди, преимущественно подьячие Тайного приказа, обучались греческому, латыни, риторике и философии. Мечту об открытии в Москве духовной академии, наподобие Киевской Симеону Полоцкому, однако, осуществить не удалось.
Слайд 49Главные «западники» при Федоре III
Артамон Матвеев, близкий друг Алексея Михалойвича
– причастен к созданию первого театра в России
Иван Языков
и Тимофей Лихачёв, близкие друзья Федора Алексеевича
Слайд 50Однако к концу XVII века:
9,2 млн. из 10 млн.
населения царства – крепостные
Не выполнены внешнеполитические задачи – Россия
не вышла ни к Балтийскому, ни к Черному морям.
Процесс европеизации России в XVII в. был не односторонне направленным. С одной стороны, Россия все более и более осмысленно впитывала в себя влияние Европы, с другой — Европа все более проникалась мыслью, что Россия, если и не часть ее, то примыкающая к ней территория, без которой Европа немыслима.
Если в начале века к русскими относилась как к дикому народу с востока наравне со скифами, татарами и пр., то к концу века русские, преимущественно сохраняя свою идентичность, испытывают значительное влияние европейской культуры, включаясь в международное культурное развитие.