Слайд 1ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ
Слайд 2Досуговая деятельность –
одна из составляющих образа жизни, включающая различные
виды любительских занятий, развлечений и общения во время свободное от
выполнения функционально-ролевых обязанностей.
Междисциплинарный
педагогический
словарь
Слайд 3Главные функции досуга: отдых, развлечение,
общение, саморазвитие, социализация
Досуговая программа включает в себя
многообразие форм и направлена на создание условий для демонстрации ребенком своих физических, интеллектуальных, эмоциональных возможностей
Слайд 4 Досуговая программа, как личностно–ориентированная технология, предполагает
в
центре внимания педагога
– уникальную целостную личность ребенка,
стремящуюся
к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытую для восприятия нового опыта
Слайд 5Современные досуговые программы
Краткосрочная программа
Длительная программа
Слайд 6Формы досуговой деятельности
- Игровая программа;
- Праздник;
- Концерт;
- Фестиваль;
- Конкурс;
-
Тематический вечер;
- Дебаты;
- Квест-игра и другое
Слайд 7С чего начинается разработка досуговой программы ?
Слайд 9 Идеи витают в
воздухе, валяются
под ногами,
но «увидеть»
их может
человек,
в голове
которого роятся
мысли
Слайд 10Алгоритм действий по созданию замысла:
Анализ психолого-педагогических проблем и вычленение конкретного
аспекта
Уточнение ценностных ориентиров
Постановка педагогической цели (задач)
- Определение привлекательной
для детей темы и содержания
Анализ запросов, мотивов, ожиданий детей
Выработка ориентировочной идеи
Поиск форм, которыми можно решить задачи, раскрыть идею
Формулировка игровой задачи (ИДП)
Слайд 12Цели ДП направлены на решение
комплекса задач
Формирование культуры свободного времени;
Развитие
интересов ребенка;
Формирование мотивов к познавательной деятельности;
Развитие творческих способностей;
Формирование системы знаний,
умений, навыков;
Развитие эмоционально-волевой сферы;
Формирование у детей стремления к здоровому образу жизни;
Формирование коммуникативных умений;
Развитие познавательных способностей (мышление, воображение, речь, внимание, память)
Слайд 13Ожидаемые результаты:
- Приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения
содержательно проводить свободное время;
- Повышение культуры взаимоотношений детей;
-
Изменение атмосферы в коллективе;
- Формирование досуговых традиций учреждения;
- Осознание детьми своих возможностей и способностей;
Осмысление детьми досуга как ценности, понимание его значимости для самореализации личности;
Формирование основ зрительской культуры
Слайд 14
Методы отслеживания результативности:
Видеосъемка праздников (игровых программ) для последующего аналитического разбора.
Педагогическое
наблюдение.
Анкеты удовлетворённости программой.
Интервью.
Тест Сакса и Леви «Незаконченные предложения» для родителей
и учителей.
Социометрия классных коллективов.
Диагностика «Микроклимат коллектива».
Продукты творческой деятельности: тексты сочиненных сказок, рисунки и другие творческие работы детей.
Анкетирование различных категорий детей и взрослых.
Творческий отклик детей и взрослых (сочинения, фотографии, рисунки, отзывы).
Слайд 15
Какие досуговые программы сегодня актуальны?
Девиз смены: «Горячие сердца
творят чудеса!»
Слайд 22Критерии
эффективности и принципы проектирования
досуговых программ
Слайд 23Критерии оценки досуговых (игровых) программ
Актуальность - ЗНАЧИМОСТЬ ПРОГРАММЫ, ЕЁ
СООТВЕТСТВИЕ ПОТРЕБНОСТЯМ, ИНТЕРЕСАМ, ПРОБЛЕМАМ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ
ГУМАНИТАРНОСТЬ –
РЕАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ
ПОЛНОТА ПРОГРАММЫ – НАЛИЧИЕ ВСЕХ СТРУКТКРНЫХ КОМПОНЕНТОВ
ЦЕЛОСТНОСТЬ – ВЗАИМОСВЯЗЬ ВСЕХ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ
НОВИЗНА — НАЛИЧИЕ КРЕАТИВНЫХ ПОДХОДОВ, НЕСТАНДАРТНЫХ ИДЕЙ, ПРИЕМОВ
ЭСТЕТИЧНОСТЬ – ГАРМОНИЧНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
ИГРОВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ - КАЧЕСТВО ИГРОВОГО ОБЩЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ – СТЕПЕНЬ ДОСТИЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Слайд 24Схема взаимосвязи критериев оценки ИДП
Педагогическая эффективность ИДП –
степень
достижения поставленных педагогических целей
Актуальность
Значимость программы для современных детей
Соответствие потребностям детей
Гуманитарность
Полнота
Наличие
необходимых структурных элементов
Достаточная степень проработанности, насыщенности, выраженности каждого компонента
Наличие креативных (инновационных) подходов.
Целостность
Эстетичность
Направленность на раскрытие гуманистических идей
Ориентация на уважение к личности участников
Создание эмоционально-игровой атмосферы
Игровая эффективность
Наличие обновленных приемов
Гармоничность использованных художественных средств
Эмоциональный фон
Художественный вкус
Включённость детей в игровые действия
Качество игрового общения
Адекватность игровых форм
Единство структурных элементов
Упорядоченность и взаимовлияние структурных элементов
Новизна
Слайд 25Принципы разработки и реализации игровой программы, праздника
Взаимодействия
Синтетичности
Активности
Правдоподобия
Динамичности
Рефлексивного
воздействия
Личного проживания
Слайд 26Принцип взаимодействия
- интенсивность коммуникативных связей, приобретение и обогащение опыта групповой
работы, сотрудничества и соперничества, проба разных ролей
Слайд 27Принцип синтетичности
Использование разнообразных игровых средств, игровых элементов и способов воздействия
на ребенка (зрелищность, пространство программы, музыкальное, художественное оформление, язык, спецэффекты,
реквизит, костюмы)
Слайд 28Принцип активности
Создание условий для проявления физических и интеллектуальных сил участников,
высокого интереса детей, зависимости развития сюжета от их действий (моделирование
детьми своего поведения, поиска альтернативных вариантов решения, импровизация и свобода в игре)
Слайд 29Принцип ДИНАМИЧНОСТИ
вариативность игровой деятельности, содержащей интригу, преодоление препятствий, регулирование игрового
состояния участников через правила игры и учет фактора времени
Слайд 30Принцип ПРАВДОПОДОБИЯ
создание игровой атмосферы, побуждающей «поверить» в игровые обстоятельства, конструирование
игровых ситуаций, реалистичность восприятия, импровизация и свобода в игре
Слайд 31помощь ребенку в анализе себя, своих действий в игре. Ребенок
учится находить обоснование жизненным поступкам. Кто он? Какую роль выполнил
в игре? Почему выиграл или проиграл и от чего это зависело?
Принцип рефлексивного воздействия
Слайд 32Большинство эффективных изменений в установках и поведении, в развитии личностных
качеств происходит не в индивидуальном контексте деятельности, а в групповом
взаимодействии.
Причем человек развивается не просто в совместной с другими деятельности и общении, а в условиях получения обратной связи о себе и своих действиях, мнения группы.
Слайд 33Принцип ЛИЧНОГО ПРОЖИВАНИЯ
-это эмоциональная включенность ребенка в игру, ее
события и атмосферу, приобретение детьми в процессе игры опыта, частично
переносимого в реальную жизнь
Слайд 34Слагаемые успеха
детского праздника
Слайд 36Предпроектный этап
Изучение интересов и ценностных ориентиров.
Наличие творческой
группы
единомышленников (взрослых и детей).
Выдвижение идей, проектирование
желаемого
результата, форм обратной связи.
Определение педагогических задач и разработка замысла праздника.
Определение формы и места проведения
праздника.
Определение материально-технической базы.
Слайд 37Проектный этап
(разработка сценария праздника)
Проработка замысла, написание сценария
Подчиненность всех
компонентов основной идее, педагогической задаче
Композиционное построение (на драматургической основе)
Наличие приемов активизации и сюрпризность
Соблюдение единства стиля (художественно-
эстетическая целостность)
Проектирование зрелищности праздника, использование выразительных средств
Слайд 38Композиционное построение праздника
Экспозиция - ввод в игровую ситуацию
Завязка – событие,
которое дает толчок к развитию действия
Завязка – событие, которое дает
толчок к развитию действия
Завязка – событие, которое дает толчок к развитию действия
Кульминация – самый эмоциональный момент
Развязка
Финал
объединяют всех участников
Экспозиция
Развитие действия
Развязка
Финал
Кульминация
Слайд 39Этап подготовки и реализации
Наличие общего плана подготовки
(
определение творческих заданий, подбор форм обратной связи).
Контроль над
его реализацией.
Привлечение родителей, спонсоров и других
учреждений к совместной работе.
Проведение праздника.
Слайд 40Диагностико-аналитический этап
Обсуждение с организаторами праздника – коллективная оценка участия каждого
видеопросмотр
праздника
награждение
Изучение эмоционального отклика на праздник
экспресс-оценка, интервью
сочинения
выставки рисунков, фото, стенгазет
Диагностика последействия
и ее анализ
анкетирование
беседы
наблюдение
Интервью
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ПРАЗДНИКА
Слайд 41- Изучение интересов и ценностных ориентиров.
- Наличие творческой группы единомышленников
(взрослых и детей).
- Выдвижение идей, проектирование желаемого результата.
- Определение задач
и разработка замысла праздника.
- Определение формы и места проведения праздника.
- Определение материально-технической базы.
- Обсуждение с организаторами праздника – коллективная оценка участия каждого.
- Изучение эмоционального отклика на праздник.
- Оформление стенных и радио газет по материалам праздника.
- Наличие общего плана подготовки ( определение творческих заданий, форм обратной связи)
и контроль над его реализацией.
- Привлечение родителей, спонсоров и различных учреждений к совместной работе.
- Проведение праздника.
- Разработка сценария, подчиненность всех компонентов основной идее.
- Композиционное построение (на драматургической основе).
- Наличие приемов активизации и сюрпризность.
- Соблюдение единства стиля (художественно-эстетическая целостность).
- Проектирование зрелищности праздника, использование выразительных средств.
Слагаемые
успеха
детского праздника
Слайд 42Празднично-игровое пространство образовательного учреждения
Слайд 44Характерные черты ИДП
ИДП - уникальное явление досуговой педагогики, включающее
комплексное воздействие игровых, педагогических, культурологических , психологических задач, реализация которых
скрыта от ребенка
ИДП – как и игра является инструментарием развития творческих, познавательных, физических и духовных способностей ребенка
ИДП - интегрирует в себе познавательные и развлекательные элементы, активизирует внутренние резервы ребенка
ИДП – это специально организованная деятельность, обеспечивающая активное взаимодествие детей (педагога) в творческом процессе
ИДП – процесс проживания и сопереживания событий, формирующий чувства, отношение к реальности
Слайд 45 Игровая досуговая программа - комплексное средство развития личности учащихся,
совокупность разнообразных видов творческо-игровой деятельности участников, объединенных сюжетным ходом и
интегрирующее в своей структуре компоненты игры и комплексного средства воспитания
Слайд 47Структура игровой досуговой программы
игровые, педагогические
задачи
идея и сюжет
игровые правила
игровые
роли, участники
игровой реквизит
результативность программы
игровой хронотоп
композиция
игровые модули
взаимоотношения участников
Слайд 48Композиционное построение игровой программы
экспозиция
кульминация
финал
?
Слайд 49Композиционное построение игровой программы
игра
конкурс
аукцион
викторина
эстафета
лотерея
песня-игра
аттракцион
розыгрыш
танец-игра
экспозиция
кульминация
финал
инвариантная
вариативная
Слайд 50Проектирование игрового стержня программы- это проектирование игрового состояния, игрового общения
и игровых действий ребенка
Слайд 51Динамическая модель игровой досуговой программы
1 этап
2
этап
3 этап
4 этап
Слайд 52 Процесс создания игровой программы:
Осмысление воспитательной проблемы
Уточнение ценностных ориентиров,
на которых будет строиться программа
Постановка педагогической цели
Погружение в
содержание (тему), в области которого лежит проблема
Определение привлекательной формы
Формулировка ориентировочной идеи
Работа над замыслом с применением технологической карты, эвристических технологий
Слайд 53Технология педагогического целеполагания
Слайд 55Схема алгоритма и подходы к разработке новых (нестандартных) идей замысла
ИДП
Слайд 56Метод ассоциативного мышления
Поиск ключевых слов (цепочек), составленных на основе сформулированной
темы программы, их ассоциирование, что способствует развитию мысли, генерированию новых
идей
Слайд 57 Разработка празднично-игровая программа для девочек (13-14 лет) и их
друзей
Слайд 62Технологические шаги М.А.М.
1. Конкретизировать тему
2. Начертить таблицу опорных слов (количество
столбцов соответствует количеству слов в теме)
3. Вписать тему в таблицу
4.
Заполнить каждый столбец, находя ассоциативный ряд с каждым словом темы
5. Выделить в каждом столбце 5-7 ключевых слов, важных лично для вас
6. Объединить выделенные слова, связывая, дополняя, развивая свой поиск новыми ассоциациями
7. Составить несколько вариантов идей сценарного хода
8. Выбрать 2 самых интересных, на ваш взгляд, варианта и их проработать
Особенности метода:
1. Записываются все слова ассоциативного ряда
2. Чем больше слов будет найдено – тем лучше
Слайд 64Совершенство
Доброта
Гармония
Благородство
Обаяние
Духовность
Верность
Грация
Вершина
Личность
Скромность
Образованность
Многогранность
Талант
Творчество
Мама
Любовь
Стиль
Рукодельница
Шарм
Хранительница очага
Верность
Мода
Муза
Джоконда
Тыл (для мужчины)
Изюминка
Двигатель
Сплетница
Актриса
Природа
Богиня
Вернисаж
Звезда
Душа
Зеркало
Поэты
Сновидение
Спасение
Русский музей
Танцы
Уничтожают
Конкурс красоты
Гармония
Художник
Таблица опорных слов
Тема:
об идеале женской
красоты
Слайд 65Педагогическая цель:
пробудить интерес девушек к поиску собственного идеала женской красоты
конкурс
и к э б а н ы
«САМАЯ, САМАЯ КРАСИВАЯ!»
Слайд 66Конкурсно-познавательная
игровая программа
для девочек 13-14 лет и их
друзей
«Самая,
самая
красивая..»
Слайд 67 Педагогические задачи:
Побудить к размышлению о жизненных ценностях,
миссии женщины
Пробудить интерес к историческим образам великих женщин XVIII- XX
веков
Осмыслить понятия «красота», «личность», «идеал», «совершенство», «одухотворенность», «женственность»
Предоставить возможность продемонстрировать свои таланты и творчество
Пробудить интерес девушек к поиску собственного идеала женской красоты
Идея: Внешняя красота женщины является
отражением ее духовной красоты!
Слайд 68Алгоритм разработки замысла
Определение проблемы: размытость идеалов, стремление девочек копировать
образ жизни фотомоделей, актрис без духовного начала, примитивное понимание истинной
красоты
Постановка педагогической цели: пробудить интерес девушек к поиску собственного идеала женской красоты
Погружение в тему: анализ специальной литературы по теме - жизненные ценности, идеалы великих людей, женщины - яркие исторические личности, их нравственные основы
Формулировка ориентировочной идеи …
Определение темы: об идеале женской красоты
Работа по методу ассоциативного мышления
Работа с Технологической картой
Слайд 69Технологическая карта проектирования игровой досуговой программы
__________________________________________________________________________________
(адресат, название программы и учреждения,
тип программы)
Педагогические задачи: …………………… Основная идея сценарного хода: ………………………
Игровая задача: ……………………………. Ведущие (действующие лица): ………………………..
Слайд 70Локальный конкурс для определения претендентов-участниц основного конкурса
Круглый стол, на котором
были представлены женские образы, достойные подражанию и выбор образа-портрета
Работа над
творческими заданиями (с группой поддержки)
Проведение программы с презентацией
Праздничное чаепитие
План программы
Слайд 71 Сценарный ход игровой программы
«Самая, самая красивая...»
Открытие Вернисажа «Самая,
самая красивая»
Танец-представление участниц
Презентация портретов (двумя участницами)
Творческое представление хобби участниц
Конкурс
«Украшение в подарок»
Творческое задание «И в пир, и в мир, и в добрые люди»
Конкурс «Диво-букет»
Церемония награждения. Круг вальса с мальчиками. Чаепитие «В кругу друзей»
Слайд 72Торжественное награждение участниц по номинациям:
«Мисс Вдохновение»
«Мисс Творчество»
«Мисс Грация»
«Мисс Гармония»
«Мисс
Элегантность»
«Мисс Обаяния»
«Мисс Очарования»
«Мисс Индивидуальность»
-