Слайд 1Технология педагогического проектирования
Курс : «Педагогическое проектирование»
Автор: Асафова Елена Владимировна, доцент
кафедры педагогики высшей школы
Слайд 2
ПЛАН занятия:
Составные части педагогической технологии. Методы и формы обучения: исторический
взгляд и современность.
Основы инновационной деятельности в школе.
Интерактивные технологии
Проектная деятельность
Слайд 3Схема соотношения педагогической системы и педагогической технологии
Дидактические задачи
Технология обучения
Абитуриент
Выпускник
Цели образования
и обучения
Учащиеся
Содержание обучения
Дидактический процесс
(М+Пд+Упр)
Учителя
Средства и формы
организации обучения
Педагогическая система
Педагогическая технология Частная методика
(любой предмет) (определен.предмет)
Слайд 4Шаги в подготовке к работе
Определить цель
Отобрать содержание материала
Организовать самостоятельную подготовку
учащихся
Составить план занятия
Слайд 5Метод (methodos (греч.) – путь, способ продвижения к истине
Метод
– это упорядоченный способ учебной деятельности по достижению учебно-воспитательных целей;
Метод
– это способ совместной деятельности преподавателя и учащихся, направленный на решение дидактических задач;
Метод – это процессуальная характеристика деятельности
Сущность метода обучения:
с одной стороны, отражает дидактические цели и задачи учебной деятельности, при решении которых в процессе обучения применяются соответствующие способы учебной работы учителя и познавательной деятельности учащихся;
с другой, - обеспечивает логический подход к осуществлению учебно-познавательной деятельности.
Слайд 6Признаки метода обучения (по Махмутову М.И.)
Осознание системы действий,
Соответствие целям обучения,
Наличие
предметного содержания и включение средств обучения и самого действия,
Принадлежность (субъектность)
Слайд 7Функции методов обучения (Огородников И.Т.)
Информационная (образовательная ) – состоит в
изложении учебного материала преподавателем,
Учебная - характеризует учебную деятельность,
Обучающая (развивающая) –
состоит в формировании практических умений, навыков, развитии личностных качеств учащихся,
Руководящая – характеризует методическое руководство познавательной деятельностью учащихся со стороны преподавателя
Слайд 8Методы обучения = методы преподавания + методы учения
Методы преподавания
– это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система
приемов и соответствующих им правил обучающей деятельности педагога, целенаправленное применение которых позволяет существенно повысить эффективность управления соответствующим видом деятельности и общения обучаемых в процессе решения определенного типа дидактических задач,
Методы учения – это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил учения, целенаправленное применения которых существенно повышает эффективность самоуправления личности обучающегося в различных видах деятельности и общения в процессе решения определенного типа дидактических задач.
Слайд 9Мнение Л.Н.Толстого о методах обучения
«Тот метод преподавания хорош, которым довольны
сами ученики»,
Метод, идеально подходивший учителю, совершенно недоступен детям»,
«Одного метода в
преподавании недостаточно»,
«Метода, который обладал универсальными качествами и подходил на все случаи жизни, не существует»,
«Когда учитель проявляет творчество в своей педагогической деятельности и применяет разнообразные методы обучения, экспериментирует, находит новые способы передачи знаний, его школа становится автоматически педагогической лабораторией»
Слайд 10«Метод отражает внутренние закономерности развития той деятельности, в которой он
применяется» (Педагогика под ред. Королева, Гмурмана),
Деятельность, осуществляемая на основе
метода, всегда более эффективна, т.к. учитываются закономерности, принципы, которые трансформируются в соответствующие приемы деятельности.
Слайд 11Соотношение метода, приема и правила в обучении
Прием – составная часть
или отдельная сторона метода (прием и метод соотносятся как частное
и целое)
Один и тот же способ деятельности в одних случаях выступает как самостоятельны метод, в других – как прием обучения (т.е. они могут меняться местами)
Правило – нормативная модель приема (т.е. предписание, указание по осуществлению приема), система правил – нормативно-описательная модель метода.
Слайд 12Классификации методов обучения
В соответствии с источником передачи и характером усвоения
информации, знаний учащимися (Традиционная, предложена С.И.Перовским, Е.Я.Голандом)
В соответствии с характером
познавательной деятельности и уровнем активности и познавательной самостоятельности учащихся (предложена М.Н.Скаткиным, И.Я.Лернером)
В соответствии с эффективностью управления учебно-познавательной деятельностью (предложена Ю.К.Бабанским)
По дидактическим целям (Онищук В.А.)
Слайд 13Традиционная классификация
Словесные (источник знания – устное и печатное слово):
рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой, др.,
Наглядные (источник
– наблюдаемые предметы, явления, пособия): метод иллюстраций, метод демонстраций,
Практические (источник – практические действия): упражнение, эксперимент, лабораторная работа, практическая работа, др.
Слайд 14В соответствии с характером познавательной деятельности и уровнем активности и
познавательной самостоятельности учащихся
Объяснительно-иллюстративные,
Репродуктивные,
Проблемные,
Частично-поисковые (эвристические),
Исследовательские.
Повышение активности
учащихся
Слайд 15В соответствии с эффективностью управления учебно-познавательной деятельностью
Методы организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические,
Индуктивные и дедуктивные,
Репродуктивные и проблемно-поисковые,
Самост.работы и работы
под руководством преподавателя
Методы стимулирования и мотивации учения:
Интереса к учению,
Долга и ответственности,
Методы контроля и самоконтроля в обучении:
Устный,
Письменный,
Лабораторно-практический
Слайд 16По дидактическим целям (Онищук В.А.)
Методы изложения новых знаний,
Методы повторения, закрепления
знаний,
Методы контроля
Коммуникативный метод (усвоение готовых знаний),
Познавательный (восприятие, запоминание),
Преобразовательный (привенение знаний,
формирование умений, навыков),
Систематизирующий (обобщение, систематизация знаний),
Контрольный (выявление качества знаний, усвоения)
Слайд 17Эвристические методы генерирования новых идей
Это методы, которые стимулируют интуитивное
мышление генерирование новых идей, что существенно повышает эффективность решения творческих
задач.
Метод «мозгового штурма» (модификации «мозговая атака» коллективная и массовая, диалог с конструктивной оценкой, метод коллективного поиска оригинальных идей),
Метод инверсии,
Метод эмпатии (личной аналогии),
Метод синектики,
Метод эвристических вопросов,
Метод многомерных матриц.
Слайд 18Инновация -
Вновь созданная посредством творческой деятельности реальность, основное содержание которой
находится в противоречии с существующей традицией. Любая инновация может возникнуть
только в недрах хорошо укорененной традиции
Слайд 19Инновации в образовании
(«инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество
или изменение»)
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание,
методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося
Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности
Слайд 20Различия между понятиями «новшество» и «инновация»
Новшество – это новое средство
(метод, методика, программа, технология, др.),
Инновация – процесс, развивающийся поэтапно, имеющий
жизненный цикл нововведения.
Слайд 21Инновационный процесс в школе
Планируется в виде концепции новой школы или
программы развития школы,
Организуется деятельность коллектива школы по реализации программы
Осуществляется контроль
за ходом реализации
Слайд 22Инновационное обучение создает новый тип учебно-воспитательного процесса, раскрепощающий личность учителя
и ученика (на творчество).
Такое обучение помимо поддержания традиций стимулирует активность
перед возникающими проблемными ситуациями.
Слайд 23Специфика инновационного обучения (Дж.Боткин)
Открытость обучения будущему,
Способность к предвосхищению,
Способность к совместным
действиям в новых ситуациях
Слайд 24Цель инновационной деятельности
Деятельностная готовность к овладению умениями, восприимчивость к педагогическим
инновациям, процесс принятия решения о введении новаций.
Слайд 25Этапы развития инновации (от момента создания до реализации авторской концепции,
выхода в практику) (по В.П.Кваше)
Создание авторской идеи обучения и воспитания,
авторской концепции школы;
Разработка содержания планов и программ для реализации идеи в инновационной пед.деятельности;
Первичная апробация и последующая коррекция авторской концепции, поиск единомышленников;
Реализация авторской идеи, оформление инновации на основе экспериментов;
Готовность к использованию инновации в массовой практике.
Слайд 26Специфические особенности инновационной деятельности учителя в школе
Освоение учителем методологии педагогического
эксперимента,
Эксперимент – универсальная технология разработки и освоения инновации,
Построение инновационной деятельности
по логике осуществления эксперимента: выбор проблемы, формулировка темы, обоснование актуальности, постановка цели и задач, продумывание гипотезы, базы, сроков, этапов, критериев, отбор методов и отслеживание процесса и результатов
Слайд 27Эвристические процессы в ходе инновационной деятельности
Известное (конкретное) содержание,
Анализ и изменение
существующего способа реализации
Продумывание гипотезы,
Построение плана,
Решение объективно неопределенных задач
Известная концепция
Новая концепция
Слайд 28Структура инновационной деятельности учителя
Структурные компоненты: мотивационный, креативный, технологический, рефлексивный;
Функциональные компоненты:
переработка образ.программ, принятие решения об использовании нового, формирование целей и
концепций, планирование работы, внедрение новшеств и прогнозирование трудностей, коррекция и оценка инновац.деятельности;
Критерии: творческая восприимчивость педагога, творческая активность, методолог. и технолог. готовность, инновац.мышление, культура общения,
Уровни: репродуктивный, эвристический, креативный
Слайд 29Шаги в подготовке к интерактивной работе
Определить цель
Отобрать содержание материала
Организовать самостоятельную
подготовку учащихся
Составить план занятия
Распределить время на виды деятельности
Слайд 30Интерактивный конструкт
РФ – фронтальная работа
РМГ – работа в малых группах
РП
– парная работа
РУГ – работа в учебной группе
РИ – индивидуальная
работа
Слайд 31От создания занятия к его реализации
Слайд 32Интерактивное обучение может представлять собой метод или технологию в зависимости
от способа организации учебного сотрудничества учителя и обучающегося при решении
дидактических задач.
Интерактивное
обучение
Интерактивное
обучение
Интерактивные методы
Слайд 33Активный метод
Интерактивный метод
Пассивный метод
Слайд 34Интерактивное обучение
Интерактивные методы, работающие в режиме оффлайн, не требующие подключения
к сети (интерактивные доски, и др.)
Интерактивные методы, работающие в оперативно
доступном режиме онлайн (сетевые ресурсы, персональная страничка на школьном сайте).
Интерактивное педагогическое взаимодействие (человек – человек).
ИО
1
2
3
Слайд 35 Интерактивное обучение – это приобретение нового
опыта, на основе активного равноправного взаимодействия обучающихся друг с другом,
с учителем и со своим личностным опытом, предполагающее обязательную обратную связь.
Слайд 36Деятельность учителя
при традиционном
обучении
центральная роль учителя
роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию
передает готовые
знания
Деятельность учителя при интерактивном обучении
передает часть функций
Корректирует направление
роль организатора процесса обучения
побуждает обучаемых к самостоятельному поиску;
консультирует
Слайд 37Интерактивное
обучение
1этап
4 этап
Эмоциональная разминка и введение в актуальность.
Мотивация и актуализация
новой темы.
Интерактивное задание. Презентация результатов деятельности.
2 этап
3 этап
Рефлексия.
Аллитерация
имени, заверши фразу, комплимент, подари цветок,
прогноз погоды.
Презентация домашнего задания., ознакомление с
раздаточным материалом, мини-лекция.
Аквариум, карусель, смена собеседника, интервью, проект
работа в динамических парах, работа в малых группах
ролевая игра, снежный ком, неожиданное предложение.
Дерево настроения , график, рефлексивный круг, цепочка пожеланий, комплимент, заверши фразу.
Слайд 40Проектирование
В условиях модернизации образования проектирование рассматривается как основной вид познавательной
деятельности обучающихся, направленный на повышение их активности и развитие творчества.
Слайд 41Проектирование
Означает ориентацию на решение определенной практически и теоретически значимой проблемы,
оформленного в виде конечного продукта.
Результат проектной деятельности можно увидеть (продукт),
осмыслить, применить в реальной практической деятельности
Слайд 42Проектирование предполагает
переосмысление значения знаний в социальной практике (практикоориентированность, реальность)
Рефлексию (оценку
планируемых и достигнутых результатов)
Слайд 43Проект -
серия спланированных, обоснованных, взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенных
целей и разрешения конкретных задач за строго определенный период времени.
Слайд 44Проект включает
Тему
Целевую группу
Проектное решение
Жизненный цикл
Ресурсное обеспечение
Ожидаемые результаты
Экономическую эффективность
Риски реализации
Критерии и
показатели эффективности реализации проекта
Заключение
Литературу
Приложения
Слайд 45Характеристики проекта
Ограниченность (по времени, целям, задачам, ресурсам, др.)
Целостность
Последовательность и связанность
Объективность
и обоснованность
Слайд 46Роль учителя в проектной деятельности
Создание условий для:
развития мышления учащихся,
Расширения
их познавательного интереса,
Возможностей самообразования в процессе практического применения знаний
Слайд 47Как учитель может создавать эти условия (для развития учащихся в
ходе проектной деятельности)?
Роли учителя:
Энтузиаст (повышение мотивации учащихся, педагогическая поддержка, направление
на достижение целей)
Специалист (компетентность)
Консультант (помощь в организации деятельности)
Руководитель (планирование и реализация проекта)
«Человек, который задает вопросы» (организация обсуждения способов преодоления трудностей при реализации проекта, поддерживает обратную связь
Координатор (поддерживает и организует групповой процесс решения проблем)
Эксперт (анализирует результаты выполненного проекта как по этапам, так и в целом)
Слайд 48Типология проектов
По предметно-содержательной области:
Монопроекты,
Междисциплинарные
По доминирующей деятельности:
Исследовательские,
Прикладные (практико-ориентированные),
По продолжительности:
Краткосрочные (1-3 мес.)
Среднесрочные
(до 1 года),
Долгосрочные (более 1 года)
Слайд 49Типология проектов
По количеству участников:
Индивидуальные,
Групповые,
По характеру контактов:
Локальные.
Региональные,
Межрегиональные,
Международные.
Слайд 50Этапы практико-ориентированной проектной деятельности
1. Постановка проблемы (как противоречие между существующей
реалией и целью проекта – желаемым состоянием)
2. Формулирование цели и
задач (цель – конкретный результат, которого хотят достигнуть инициаторы проекта, задачи – поэтапное описание пути достижения цели)
3. Определение целевой группы и участников проекта (целевая группа- часть социума, для решения проблем которой рассчитан продукт, созданный в результате реализации проекта).
Слайд 51Этапы практико-ориентированной проектной деятельности
4. Прогнозирование результатов деятельности
5. Ресурсное обеспечение
6. Планирование
(этапы)
7. Прогнозирование рисков
8. Определение критериев эффективности деятельности
9. Описание этапов деятельности
10.
Анализ полученных результатов
11. Выводы и рекомендации
12. Оформление результатов
Слайд 52Основные этапы проектной деятельности
Организационно-подготовительный
Технологический (основной)
Заключительный
Слайд 53Организационно-подготовительный этап
Постановка проблемы
Банк проектных заданий
Требования к проекту
Распределение по темам и
группам
Критерии оценивания
Слайд 54Технологический этап проектной деятельности
Создание плана работы
Анализ информации
Выполнений действий
Выработка решения
Внесение изменений
(если потребуется)
Самоконтроль
Слайд 55Заключительный этап проектной деятельности
Обсуждение результатов
Формулирование выводов
Подготовка к защите (презентация, отчет)
Демонстрация
результата (продукта)
Оценка, самооценка, взаимооценка
Слайд 56Трудности в проектной деятельности
Постановка основной цели и текущих (промежуточных) задач
Поиск
пути их решения, оптимальный выбор
Осуществление и аргументация выбора
Осознание последствий
выбора
Сравнение полученного с требуемым
Корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов
Оценка процесса (деятельности) и результата проектирования
Слайд 57Психолого-педагогические барьеры в проектной деятельности
учащиеся
Недостаток знаний (выходят за рамки отдельной
учебной дисциплины, за рамки школьного окружения (социальные проблемы),
Мотивационные затруднения
Операциональные затруднения
Недостаточная
сформированность умений, способностей осуществления проектной деятельности на практике
Затруднения в определении цели проекта
учителя
Недостаточная методическая подготовка
Мотивационные затруднения
Операциональные затруднения
Недостаточная сформированность умений, способностей осуществления проектной деятельности на практике
Затруднения в определении цели проекта
Слайд 58Проектная деятельность позволяет
Сделать процесс обучения приближенным к практической деятельности
Повысить мотивацию
к обучению
Изменить позицию обучающегося на субъектную,
Индивидуализировать учебный процесс и интенсифицировать
его
Формировать УУД, накапливать опыт для осуществления самост.деятельности
Слайд 59Различают
Проектную форму организации образовательного процесса (альтернатива классно-урочной системе)
Метод проектов
(использующийся на уроках наряду с другими методами обучения)
Слайд 60Форма – «… внутренняя организация содержания…» (Философ.энциклопедия)
Форма – это
наружный вид, внешнее, очертание, определенный установленный порядок; форма обусловлена содержанием
и , в свою очередь, оказывает на него обратное влияние
Форма – это специальная конструкция процесса обучения;
Форма – это внутренняя организация содержания обучения, которая в педагогической действительности выступает как процесс взаимодействия преподавателя с учащимися при работе над определенным учебным материалом
Сущность формы обучения:
Отражает систему устойчивых связей циклов обучения и связей компонентов внутри каждого цикла;
Означает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством учащихся, временем и местом обучения, порядком его осуществления.
Слайд 62Форма обучения и форма организации обучения (по Махмутову М.И.)
Форма обучения:
Коллективная,
Индивидуальная,
Индивидуально-групповая,
Форма
организации обучения (вид занятия):
Урок,
Семинар,
Лекция,
Кружок,
Экскурсия, т.д.
Слайд 63Индивидуальная форма обучения
Достоинство:
Индивидуализация содержания, методов, темпов учебной деятельности
Недостатки:
Ограниченность сотрудничества с
др.учениками,
Неэкономичность,
Ограниченность влияния учителя
Слайд 641. Определение цели индивидуальной работы
Слайд 65Индивидуально-групповая форма обучения
Достоинства:
Взаимодействие учащихся при решении учебных заданий,
Недостатки:
Разновозрастные ученики с
различным уровнем подготовки,
Неэкономичность
Слайд 661. Определение цели работы малой группой
Слайд 671. Определение цели парной работы
Слайд 68Коллективная форма обучения (Я.А.Коменский, классно-урочная форма организации обучения)
Достоинства:
Систематичность, последовательность,
Простота управления,
Коллективное
обсуждение, соревновательный дух,
Экономичность,
Недостатки:
Ориентация на среднего ученика,
Слабый учет индивидуальный особенностей,
Навязывание одинакового
темпа работы.
Слайд 691. Определение цели работы учебной группой
Слайд 70Урок, его сущность
Урок – это форма организации обучения с
группой учащихся одного возраста, постоянного состава, по твердому расписанию, с
единой программой обучения. Сущность и назначение урока состоит в коллективно-индивидуальном взаимодействии учителя и учащихся, направленном на решение целей и задач обучения,
Урок – это динамическая и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, методы, средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, развития, воспитания в процессе обучения
Слайд 71Структура урока (сравнение традиционного и современного уроков)
Опрос
Изложение нового материала, формирование
новых знаний, понятий (учитель)
Повторение, закрепление знаний в форме умений, навыков
Актуализация
знаний, необходимых для решения проблемы
Формирование новых понятий и способов деятельности (учитель, учитель+ученики, только ученики),
Применение усвоенного (умений, навыков) с целью формирования нового опыта познавательной деятельности
Слайд 72Типы уроков (Махмутов М.И.) (по дидактической цели)
Урок изучения нового материала,
Урок
совершенствования знаний, формирования умений, навыков,
Урок обобщения и систематизации,
Комбинированный,
Урок контроля и
коррекции знаний, умений, навыков
Слайд 73Классификация уроков по форме организации учебной работы (Казанцев И.Н)
Уроки-лекции,
уроки-беседы,
уроки-экскурсии,
Киноуроки,
Уроки самост.работы,
Урок-дискуссия,
Урок-конференция,
Лабор. И практ. Занятия, др.
Слайд 74Инновационный урок и требования к нему
Инновационный урок – урок,
который содержит что-то новое, оригинальное, творчески привнесенное преподавателем в изменение
цели, содержания, методов, средств или самой формы организации обучения.
Оснознание целей педагогической инновации,
Отбор содержания, методов, средств, … в соответствии с этой целью,
Отбор методов педагогической диагностики для определения эффективности педагогической инновации,
Возможность воспроизведения педагогической инновации.
Слайд 75Роль инновационного обучения
Обращено к будущему,
Предполагает изменение типа отношений между учителем
и учениками.
Организация сотрудничества, взаимопомощи равных,
Развитие индивидуальности, творческого начала,
Активизация в социуме,
повышение инициативности