Слайд 1«Средневековая литература и искусство»
Слайд 2Домашнее задание:
Параграф 26 – УСТНО (термины выучить)
ПИСЬМЕННО – задание стр.223
Слайд 3Рыцарская литература
В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла
рыцарская поэзия. Прованские певцы назывались трубадурами
Слайд 4Воображением поэтов был создан образ идеального рыцаря – смелого, великодушного,
справедливого. В стихах воспевалась верность сеньору, щедрость, благородство, вежливость и
привлекательность.
Рыцарская литература
Слайд 5В поэзии трубадуров воспевалось служение Прекрасной Даме, Мадонне («моей госпоже»),
в которой соединялись поклонение Богоматери и земной, прекрасной, живой женщине.
Рыцарская
литература
Слайд 6В Северной Франции, Италии, Испании, Германии рыцарские поэты назывались труверами
или миннезингерами ( певцы
любви)
Рыцарская литература
Слайд 7В эти столетия появились стихотворные рыцарские романы и повести. Сначала
это были обработки античных сказаний, а потом изображались легенды о
короле Артуре, о Тристане и Изольде.
Рыцарская литература
Слайд 8Городская литература
В XII веке начинается расцвет городской литературы.
Горожане любили короткие
рассказы, чаще всего в стихах или басни.
Их героями были
хитрые бюргеры или весёлые находчивые крестьяне.
Слайд 9Городская литература
С городской литературой связаны стихи вагантов (в переводе с
лат. – бродяги).
Вагантами называли студентов и школяров, которые кочевали
по городам в поисках новых преподавателей.
вагант
Слайд 10Архитектура:
Романский храм — массивное здание с почти гладкими стенами, высокими
башнями и лаконичным декором. Всюду повторяются очертания полукруглой арки —
на сводах, оконных проемах, входах в храм. В то же время своей мощью романские храмы напоминают замки.
Романский стиль
Слайд 11Архитектура:
Внутреннее его устройство также типично средневековое.
Он состоит из трех
или пяти нефов; центральный неф поднят над боковыми. В плане
романский храм имеет вид креста, в центре которого — башня, завершавшаяся пирамидой.
Слайд 12Архитектура:
С середины XII века в свободных городах сооружались торговые помещения,
залы для собраний цехов и гильдий, больницы, гостиницы. Главными украшениями
города были ратуша и особенно собор. Постройки XII—XV веков получили позже название ГОТИЧЕСКИХ.
Слайд 13 Архитектура:
Теперь легкий и высокий стрельчатый
свод опирается внутри на пучки узких, высоких колонн, а снаружи
на массивные опорные столбы и на соединительные арки. Залы — просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живописью, резьбой, барельефами.
Слайд 14Архитектура:
Благодаря широким проходам и сквозным галереям, множеству огромных окон и
кружевной каменной резьбы готические соборы кажутся прозрачными. Повторяющиеся очертания стрельчатой
арки, крутые скаты крыш, высокие башни колоколен — все создает впечатление стремительного порыва ввысь.
Слайд 15Живопись:
Стены романских храмов были покрыты росписями.
Но на стенах готических
соборов для них оставалось мало места.
Огромные окна заполняли витражи
— картины или узоры из кусков цветного стекла, скрепленных свинцовыми ободками.
Через витражи свет проникал в храм, играя на колоннах, сводах и камнях пола красочными бликами, и это придавало всему нарядный, праздничный вид.
Слайд 16Живопись
Большим достижением живописи была книжная миниатюра.
Во множестве ярких рисунков
отражалась вся жизнь людей: как люди разного происхождения и достатка
одевались и причесывались, обставляли жилища, работали и проводили досуг, во что верили и чего боялись.
Слайд 17Живопись:
Самый прославленный образец миниатюры — «Календарь герцога Беррийского».
Он был
выполнен в начале XV века тремя братьями Лимбург. Миниатюры календаря
отразили новое отношение к природе: у людей возникало желание любоваться ее красотой.
В сценах, посвященных 12 месяцам, удивительно живо, ярко, точно запечатлены виды крестьянского труда и развлечения знати на фоне стен Парижа и окрестных замков.
Слайд 18Домашнее задание:
Параграф 27-28 – УСТНО