Слайд 1Технология подготовки
к написанию ЭССЕ
Слайд 2Эссе
Прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления
и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не
претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета.
Слайд 3Эссе
Предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо.
Эссеистический стиль отличается образностью,
афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.
Слайд 4Критерии ответа
на задание по выбору (С 8)
Развернутый , но
достаточно компактный;
Составленный с опорой на материал обществоведческого, исторического курса;
Опирающийся на
факты общественной жизни и собственной жизненной позиции;
Представляющий свою позицию по данному вопросу;
Аргументированный.
Слайд 5Особенности эссе как литературного жанра
Слайд 6Особенности эссе как литературного жанра
Слайд 7Особенности эссе как литературного жанра
Слайд 8Основные части эссе в классической последовательности
Вступление
Суть
и обоснование выбора данной темы;
Освещение того, что вы предполагаете сделать в эссе (ваши цели), и то, что в ваше эссе не войдет (обозначить рамки рассуждений).
Слайд 9Основная часть
Развитие темы: аргументированное раскрытие темы на основе изученного материала.
Заключительная
часть
Обобщение и аргументированные выводы по теме.
Слайд 12Технология ПОПС-формулы в подготовке к написанию Эссе
Для выдвижения аргументов
в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПС- формулой:
П
– положение (утверждение);
О - объяснение (потому. что…);
П – пример, иллюстрация – Например…;
С - суждение (итоговое) – Таким образом…
Слайд 14Алгоритм написания эссе:
Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания
эссе;
Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) интересна вам;
б) вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);
Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);
Слайд 15Набросайте аргументы «за» и «против» данного высказывания (если вы наберете
аргументы и «за» и «против» афоризма, взятого в качестве темы,
ваше эссе может носить полемический характер;
Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;
Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вышего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.п.);
Слайд 16Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности (это будет ваш
условный план);
Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему
вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.);
Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили;
Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее;
Слайд 17Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям:
Структура (проверьте, есть ли
логическая связь между частями эссе);
Искренность тона (избегайте слишком эмоциональных прилагательных
и наречий);
Единство стиля (важно определиться, чтобы в работе вы не перескакивали с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот);
Слайд 18Объем эссе (работа должна быть краткой, сокращайте все лишнее);
Привлекательность вашей
работы, ее индивидуальность (есть ли в вашей работе что-то особенное,
позволяющее выбиться из ряда других работ).
Слайд 19На что стоит обратить внимание при написании эссе:
Стоит заметить, что
в гуманитарном образовании не существует абсолютно правильных или неправильных ответов
на вопросы, как это бывает в физике или математике – существуют только более или менее аргументированные точки зрения.
Слайд 20Окончательная отметка (балл) за эссе, как правило, проставляется за идеи,
собственные суждения учащихся и их аргументацию.
При выдвижении собственной позиции в
центре внимания оказывается:
- Способность (возможность) учащегося критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других.
Слайд 21 - умение дифференцировать, что является более, а что
менее важным.
- умение понимать аналитические подходы и модели.
- готовность дифференцировать противоположные подходы и модели и их применение к эмпирическому материалу, дискуссии о принципиальным вопросам.
Выигрывают те работы, которые написаны коротко, четко и ясно.
Слайд 22Чего следует избегать при написании эссе:
Непонимание сути заявленной темы.
Отсутствие структурированности
в изложении.
Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от
темы).
Использование риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств).
Слайд 23Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.
Слишком обширный описательной части, не
подкрепленной аналитическим материалом.
Изложение других точек зрения без ссылок на авторов
данных идей и без высказывания собственной позиции.
Повторов без необходимости.
Слайд 24Технологическая цепочка написания эссе:
Постановка проблемы (знакомство с проблемой, заложенной в
предлагаемой для написания эссе);
Обдумывание проблемы (определение содержания: идеи, примеры, их
иллюстрирующие);
Планирование эссе;
Написание эссе;
Проверка и редактирование работы;