Слайд 1ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:
признаки, основания, механизмы
Слайд 2Мудр не тот, кто много знает, а тот, чьи знания
полезны.
Эсхил
Самая трудная вещь на свете – это думать своей собственной
головой. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются.
Генри Форд
Все согласны, что студенты в колледже учатся, но учатся ли они думать – спорный вопрос.
Уилберт Дж. Маккичи
Слайд 3 Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно,
и готовы приложить усилия, которые требуются для планомерной работы, сбора
информации и проявления определенного упорства, когда решение не очевидно или требует нескольких шагов.
Дайана Халперн
Слайд 4КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
это эффективный способ взаимодействия с идеями и информацией.
Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее
оценить, осмыслить, применить
Слайд 5КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
это разумный, взвешенный подход к принятию сложных
решений, как следует поступать и во что верить
Слайд 6КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
это особый вид деятельности позволяющий учащемуся вынести собственное
суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения
Слайд 7КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
отправная точка для развития креативного мышления
Слайд 8Ресурсы развития критического мышления:
умение планировать
гибкость мышления
настойчивость в решении проблем, умение
рассматривать проблему с разных точек зрения
готовность исправлять свои ошибки
умение наблюдать
за собой в процессе мыслительной деятельности
готовность искать компромиссные решения
Слайд 9Критический подход в науке
Не существует абсолютно достоверных теорий, положений, мнений.
Любое
мнение или суждение ценно, так как несет в себе субъективную
истину, а также служит источником рождения мысли.
Любая информация может быть подвержена критическому анализу и оценке.
Нет таких суждений, которые должны быть однозначно приняты на веру.
К. Поппер
Слайд 10КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Виды интеллектуальной деятельности,
которые нельзя назвать критическими
Запоминание
Понимание простых
и сложный идей
Интуитивное мышление
спортсмена, художника, музыканта
Слайд 11Критическое мышление имеет
5 характеристик (Д. Клустер)
Во-первых – это мышление
самостоятельное
Во-вторых – это мышление обобщенное
В-третьих – это мышление проблемное и
оценочное
В четвертых – это мышление аргументированное
В пятых – критическое мышление есть мышление социальное
Слайд 12Параметры оценки эффективности технологии РКМЧП (субъектный уровень)
Критический мыслитель (учащийся):
Формирует собственное
мнение
Совершает обдуманный выбор между различными мнениями
Решает проблемы
Аргументировано спорит
Ценит совместную работу,
в которой возникает общее решение
Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
Слайд 13Критическое мышление и компетентностный тип организации знаний:
Полнота, глубина знаний;
Категориальный характер;
Владение
не только декларативным, но и процедурным знанием;
Артикулированность (элементы знания четко
выделены, при этом все они находятся в определенных связях между собой);
Гибкость (как содержание отдельных знаний, так и связи между ними могут быстро меняться);
Быстрота актуализации в данный момент нужной информации;
Возможность применения в широком спектре ситуаций (способность к переносу в новую ситуацию);
Наличие знания о собственном знании.
Слайд 14Принципиальными моментами технологии РКМЧП являются:
- активность субъектов в образовательном процессе;
- организация групповой работы в классе;
- развитие навыков общения;
- идея
ценности личности;
Слайд 15Принципиальными моментами технологии РКМЧП являются:
- подход к образовательной технологии как
средству и инструменту самообразования человека;
- соотнесение содержания учебного процесса с
конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми учащиеся сталкиваются в реально жизни.
Слайд 16Основные контуры ТРКМ
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков школьников,
необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни
(умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Слайд 17Основа ТРКМ –
трехфазная структура занятия:
вызов
осмысление
рефлексия
Слайд 18Задачи фазы вызова
Актуализировать имеющиеся у школьников знания и смыслы в
связи с изучаемым материалом
Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу
Помочь школьникам
самим определить направление в изучении темы
Слайд 19Задачи фазы реализации смысла –
(осмысление материала во времени работы над
ним)
Помочь активно воспринимать изучаемый материал
Помочь соотнести старые знания с новыми
Слайд 20Задачи фазы рефлексии –
(обобщение материала, подведение итогов)
Помочь школьникам самостоятельно обобщить
изучаемый материал
Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
Слайд 21Формы и средства развития КМ
сбор данных
анализ текстов
сопоставление альтернативных точек зрения
коллективное
обсуждение
разные виды парной и групповой работы
дебаты
дискуссии
публикации ученических работ
Слайд 22Роль педагога в ТРКМ:
актуализирует исследовательскую позицию школьников
развивает способность к неконфликтному
обмену мнениями, суждениями, принятию чужих точек зрения
создает условия, побуждающие
к принятию самостоятельных решений
развивает умения систематизации своего и чужого опыта, анализа его ценности для развития собственного понимания
подготавливает новые субъектно-ориентированные образовательные ситуации
Слайд 23Задачи технологии развития критического мышления:
формирование собственного мнения
совершение обдуманного выбора между
различными мнениями, теориями, концепциями
умение решать проблемы
умение вести аргументированную дискуссию
ценностная ориентация
на совместную работу, в которой возникает общее решение
умение оценивать чужую точку зрения и осознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
Слайд 24Основные приемы ТРКМ
Приемы по развитию навыков составления вопросов
Таблица «толстых» и
«тонких» вопросов
Слайд 25Ромашка Блума
Простой
вопрос
Уточняющий
вопрос
Оценочный
вопрос
Творческий
вопрос
Вопрос
интерпретация
Практический
вопрос
?
Слайд 26Ромашка Блума
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала
т ориентированы на работу памяти
Уточняющие вопросы – «насколько я понял….»,
«правильно ли я Вас поняла, что…»
Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»
Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
Слайд 28Визуальные формы организации изучения материала
Прием «Выглядит, как…», «Звучит, как…»
Слайд 29КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ
СХЕМЫ
ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ
Слайд 30Сама ТЕМА - это «ствол дерева»
«Листочки» - это ПРОГНОЗ
«Веточки» -
это АРГУМЕНТЫ, обоснования
прогнозов
«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»
Слайд 31Прием «ФИШБОУН»
Проблема
Причина
Причина
Факты
Факты
Вывод
Сразу могу применить
Совсем непонятно Хорошо
понятно
Никогда не смогу применить
Слайд 33Плюс –Минус –Интересно
(Эдвард де Боно)
«Плюс» (+) записываем те факты, которые
могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»
«Минус» (-) записываем все
те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
«?» - предназначается для записи различных интересующих студента фактов и мыслей
«Что в этом интересного?»
Слайд 34Таблица
«Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)
Слайд 39Маркировка текста (условные значки)
Слайд 40Приемы по развитию навыков прогнозирования
Верные и неверные утверждения
В начале занятия
даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные
или неверные и обосновать свои решения
На стадии рефлексии можно предложить студентам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности
Слайд 41Стратегия
«Отсюда – сюда»
Группа получает
общее задание по теме
Каждый
член
группы получает
«свой» объект исследования
Сбор информации
об объекте
Обмен информацией
в группе
Выделение общего
для запоминания
основной части таблицы
Заполнение таблицы
Написание совместного
исследования по теме
Презентация исследования
1
3
4
5
6
2
7
8
Слайд 42Приемы по развитию навыков решения проблем
Мозговой штурм
Карусель. Групповая работа. Проблемные
вопросы или задания по количеству групп. Каждая пишет свое решение
и передает по кругу дальше
Слайд 43Приемы по развитию навыков ведения дискуссии
Ролевая игра
Перекрестная дискуссия
Полемический диалог
Метод углов
(учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент
одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре аудитории, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе)
6 шляп (чтобы мыслить – в соответствии с цветом шляпы, учащийся доказывает ту или иную точку зрения)
Аквариум
Слайд 44АКВАРИУМ
Рыбки
Ведущий
Наблюдатель
Наблюдатель
Эксперт
Эксперт
Эксперт
Эксперт
Слайд 45Приемы по развитию навыков представления своего мнения
и учета иного
мнения
Семинары совместного редактирования. Автор текста (реферата) раздает ксерокопии всем участникам
семинара. Каждый указывает три момента (по содержанию, стилю, сюжету), которые понравились и три, которые не понравились. Автор тихо записывает и в конце делает отчет о том, что принимает, а что нет.
Создание цепочки (синквейнов, рисунков) передавая друг другу их по кругу. Каждый пишет свой синквейн, развивая мысли предыдущих авторов.
Свободное письмо, эссе
Зигзаг (взаимообучение) работа в группах сменного состава
Методики КСО
Слайд 46СИНКВЕЙН
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая строчка
– это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка
– это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Слайд 48Критическое мышление
Размышляйте над этим...
Только критически