Разделы презентаций


ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ: признаки, основания, механизмы

Содержание

Мудр не тот, кто много знает, а тот, чьи знания полезны.ЭсхилСамая трудная вещь на свете – это думать своей собственной головой. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются.Генри ФордВсе согласны,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:
признаки, основания, механизмы

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯКРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:признаки, основания, механизмы

Слайд 2Мудр не тот, кто много знает, а тот, чьи знания

полезны.
Эсхил

Самая трудная вещь на свете – это думать своей собственной

головой. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются.
Генри Форд
Все согласны, что студенты в колледже учатся, но учатся ли они думать – спорный вопрос.
Уилберт Дж. Маккичи
Мудр не тот, кто много знает, а тот, чьи знания полезны.ЭсхилСамая трудная вещь на свете – это

Слайд 3 Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно,

и готовы приложить усилия, которые требуются для планомерной работы, сбора

информации и проявления определенного упорства, когда решение не очевидно или требует нескольких шагов.
Дайана Халперн
Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить усилия, которые требуются для

Слайд 4КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –

это эффективный способ взаимодействия с идеями и информацией.



Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее

оценить, осмыслить, применить
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –это эффективный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но

Слайд 5КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –

это разумный, взвешенный подход к принятию сложных

решений, как следует поступать и во что верить

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что

Слайд 6КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –

это особый вид деятельности позволяющий учащемуся вынести собственное

суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –это особый вид деятельности позволяющий учащемуся вынести собственное суждение о предложенной ему точке зрения или

Слайд 7КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –

отправная точка для развития креативного мышления

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –отправная точка для развития креативного мышления

Слайд 8Ресурсы развития критического мышления:
умение планировать
гибкость мышления
настойчивость в решении проблем, умение

рассматривать проблему с разных точек зрения
готовность исправлять свои ошибки
умение наблюдать

за собой в процессе мыслительной деятельности
готовность искать компромиссные решения


Ресурсы развития критического мышления:умение планироватьгибкость мышлениянастойчивость в решении проблем, умение рассматривать проблему с разных точек зренияготовность исправлять

Слайд 9Критический подход в науке
Не существует абсолютно достоверных теорий, положений, мнений.
Любое

мнение или суждение ценно, так как несет в себе субъективную

истину, а также служит источником рождения мысли.
Любая информация может быть подвержена критическому анализу и оценке.
Нет таких суждений, которые должны быть однозначно приняты на веру.
К. Поппер

Критический подход в наукеНе существует абсолютно достоверных теорий, положений, мнений.Любое мнение или суждение ценно, так как несет

Слайд 10КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Виды интеллектуальной деятельности,
которые нельзя назвать критическими
Запоминание
Понимание простых

и сложный идей
Интуитивное мышление
спортсмена, художника, музыканта

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Виды интеллектуальной деятельности, которые нельзя назвать критическимиЗапоминаниеПонимание простых и сложный идей Интуитивное мышление спортсмена, художника,

Слайд 11Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)
Во-первых – это мышление

самостоятельное
Во-вторых – это мышление обобщенное
В-третьих – это мышление проблемное и

оценочное
В четвертых – это мышление аргументированное
В пятых – критическое мышление есть мышление социальное
Критическое мышление имеет  5 характеристик (Д. Клустер)Во-первых – это мышление самостоятельноеВо-вторых – это мышление обобщенноеВ-третьих –

Слайд 12Параметры оценки эффективности технологии РКМЧП (субъектный уровень)
Критический мыслитель (учащийся):
Формирует собственное

мнение
Совершает обдуманный выбор между различными мнениями
Решает проблемы
Аргументировано спорит
Ценит совместную работу,

в которой возникает общее решение
Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

Параметры оценки эффективности технологии РКМЧП (субъектный уровень) Критический мыслитель (учащийся):Формирует собственное мнениеСовершает обдуманный выбор между различными мнениямиРешает

Слайд 13Критическое мышление и компетентностный тип организации знаний:
Полнота, глубина знаний;
Категориальный характер;
Владение

не только декларативным, но и процедурным знанием;
Артикулированность (элементы знания четко

выделены, при этом все они находятся в определенных связях между собой);
Гибкость (как содержание отдельных знаний, так и связи между ними могут быстро меняться);
Быстрота актуализации в данный момент нужной информации;
Возможность применения в широком спектре ситуаций (способность к переносу в новую ситуацию);
Наличие знания о собственном знании.

Критическое мышление и компетентностный тип организации знаний:Полнота, глубина знаний;Категориальный характер;Владение не только декларативным, но и процедурным знанием;Артикулированность

Слайд 14Принципиальными моментами технологии РКМЧП являются:
- активность субъектов в образовательном процессе;


- организация групповой работы в классе;
- развитие навыков общения;
- идея

ценности личности;
Принципиальными моментами технологии РКМЧП являются:- активность субъектов в образовательном процессе; - организация групповой работы в классе;- развитие

Слайд 15Принципиальными моментами технологии РКМЧП являются:
- подход к образовательной технологии как

средству и инструменту самообразования человека;
- соотнесение содержания учебного процесса с

конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми учащиеся сталкиваются в реально жизни.

Принципиальными моментами технологии РКМЧП являются:- подход к образовательной технологии как средству и инструменту самообразования человека;- соотнесение содержания

Слайд 16Основные контуры ТРКМ
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков школьников,

необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни

(умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Основные контуры ТРКМЦель данной технологии - развитие мыслительных навыков школьников, необходимых не только в учебе, но и

Слайд 17Основа ТРКМ –
трехфазная структура занятия:

вызов
осмысление
рефлексия

Основа ТРКМ –трехфазная структура занятия:вызовосмыслениерефлексия

Слайд 18Задачи фазы вызова
Актуализировать имеющиеся у школьников знания и смыслы в

связи с изучаемым материалом
Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу
Помочь школьникам

самим определить направление в изучении темы
Задачи фазы вызова Актуализировать имеющиеся у школьников знания и смыслы в связи с изучаемым материаломПробудить познавательный интерес

Слайд 19Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над

ним)
Помочь активно воспринимать изучаемый материал
Помочь соотнести старые знания с новыми

Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним)Помочь активно воспринимать изучаемый материалПомочь соотнести

Слайд 20Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов)
Помочь школьникам самостоятельно обобщить

изучаемый материал
Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов)Помочь школьникам самостоятельно обобщить изучаемый материалПомочь самостоятельно определить направления в

Слайд 21Формы и средства развития КМ
сбор данных
анализ текстов
сопоставление альтернативных точек зрения
коллективное

обсуждение
разные виды парной и групповой работы
дебаты
дискуссии
публикации ученических работ

Формы и средства развития КМсбор данныханализ текстовсопоставление альтернативных точек зренияколлективное обсуждениеразные виды парной и групповой работыдебатыдискуссиипубликации ученических

Слайд 22Роль педагога в ТРКМ:
актуализирует исследовательскую позицию школьников
развивает способность к неконфликтному

обмену мнениями, суждениями, принятию чужих точек зрения
создает условия, побуждающие

к принятию самостоятельных решений
развивает умения систематизации своего и чужого опыта, анализа его ценности для развития собственного понимания
подготавливает новые субъектно-ориентированные образовательные ситуации
Роль педагога в ТРКМ:актуализирует исследовательскую позицию школьниковразвивает способность к неконфликтному обмену мнениями, суждениями, принятию чужих точек зрения

Слайд 23Задачи технологии развития критического мышления:
формирование собственного мнения
совершение обдуманного выбора между

различными мнениями, теориями, концепциями
умение решать проблемы
умение вести аргументированную дискуссию
ценностная ориентация

на совместную работу, в которой возникает общее решение
умение оценивать чужую точку зрения и осознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
Задачи технологии развития критического мышления:формирование собственного мнениясовершение обдуманного выбора между различными мнениями, теориями, концепциямиумение решать проблемыумение вести

Слайд 24Основные приемы ТРКМ Приемы по развитию навыков составления вопросов
Таблица «толстых» и

«тонких» вопросов


Основные приемы ТРКМ Приемы по развитию навыков составления вопросовТаблица «толстых» и «тонких» вопросов

Слайд 25Ромашка Блума
Простой вопрос
Уточняющий вопрос
Оценочный вопрос
Творческий вопрос
Вопрос интерпретация
Практический вопрос
?

Ромашка БлумаПростой вопросУточняющий вопросОценочный вопросТворческий вопросВопрос интерпретацияПрактический вопрос?

Слайд 26Ромашка Блума
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала

т ориентированы на работу памяти
Уточняющие вопросы – «насколько я понял….»,

«правильно ли я Вас поняла, что…»
Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»
Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
Ромашка БлумаПростые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памятиУточняющие вопросы –

Слайд 27Кластеры (гроздья)

Кластеры (гроздья)

Слайд 28Визуальные формы организации изучения материала
Прием «Выглядит, как…», «Звучит, как…»

Визуальные формы организации изучения материалаПрием «Выглядит, как…», «Звучит, как…»

Слайд 29КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ

СХЕМЫ

ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕОПОРНЫЕ СИГНАЛЫСХЕМЫЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ

Слайд 30Сама ТЕМА - это «ствол дерева»

«Листочки» - это ПРОГНОЗ


«Веточки» -

это АРГУМЕНТЫ, обоснования

прогнозов

«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»

Сама ТЕМА - это «ствол дерева»«Листочки» - это ПРОГНОЗ«Веточки» - это АРГУМЕНТЫ, обоснования

Слайд 31Прием «ФИШБОУН»
Проблема
Причина
Причина
Факты
Факты
Вывод

Прием «ФИШБОУН»ПроблемаПричинаПричинаФактыФактыВывод

Слайд 32«Оценочное окно»

Сразу могу применить


Совсем непонятно Хорошо

понятно




Никогда не смогу применить
«Оценочное окно»         Сразу могу применитьСовсем непонятно

Слайд 33Плюс –Минус –Интересно (Эдвард де Боно)
«Плюс» (+) записываем те факты, которые

могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»
«Минус» (-) записываем все

те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
«?» - предназначается для записи различных интересующих студента фактов и мыслей
«Что в этом интересного?»
Плюс –Минус –Интересно (Эдвард де Боно)«Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»

Слайд 34Таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)

Таблица  «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)

Слайд 35«Бортовые журналы»

«Бортовые журналы»

Слайд 36«Двухчастный дневник»

«Двухчастный дневник»

Слайд 37«Концептуальная таблица»

«Концептуальная таблица»

Слайд 38Сюжетные таблицы

Сюжетные таблицы

Слайд 39Маркировка текста (условные значки)

Маркировка текста (условные значки)

Слайд 40Приемы по развитию навыков прогнозирования
Верные и неверные утверждения
В начале занятия

даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные

или неверные и обосновать свои решения
На стадии рефлексии можно предложить студентам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности
Приемы по развитию навыков прогнозированияВерные и неверные утвержденияВ начале занятия даются утверждения по новой теме, которые нужно

Слайд 41Стратегия «Отсюда – сюда»
Группа получает
общее задание по теме
Каждый

член
группы получает
«свой» объект исследования
Сбор информации
об объекте
Обмен информацией

в группе

Выделение общего
для запоминания
основной части таблицы

Заполнение таблицы

Написание совместного
исследования по теме

Презентация исследования

1

3

4

5

6

2

7

8

Стратегия  «Отсюда – сюда»Группа получает общее задание по теме Каждый член группы получает «свой» объект исследованияСбор

Слайд 42Приемы по развитию навыков решения проблем
Мозговой штурм

Карусель. Групповая работа. Проблемные

вопросы или задания по количеству групп. Каждая пишет свое решение

и передает по кругу дальше
Приемы по развитию навыков решения проблемМозговой штурмКарусель. Групповая работа. Проблемные вопросы или задания по количеству групп. Каждая

Слайд 43Приемы по развитию навыков ведения дискуссии
Ролевая игра
Перекрестная дискуссия
Полемический диалог
Метод углов

(учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент

одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре аудитории, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе)
6 шляп (чтобы мыслить – в соответствии с цветом шляпы, учащийся доказывает ту или иную точку зрения)
Аквариум
Приемы по развитию навыков ведения дискуссииРолевая играПерекрестная дискуссияПолемический диалогМетод углов (учащиеся расходятся по углам в соответствии с

Слайд 44АКВАРИУМ
Рыбки

Ведущий

Наблюдатель
Наблюдатель
Эксперт
Эксперт
Эксперт
Эксперт

АКВАРИУМРыбкиВедущийНаблюдательНаблюдательЭкспертЭкспертЭкспертЭксперт

Слайд 45Приемы по развитию навыков представления своего мнения и учета иного

мнения
Семинары совместного редактирования. Автор текста (реферата) раздает ксерокопии всем участникам

семинара. Каждый указывает три момента (по содержанию, стилю, сюжету), которые понравились и три, которые не понравились. Автор тихо записывает и в конце делает отчет о том, что принимает, а что нет.
Создание цепочки (синквейнов, рисунков) передавая друг другу их по кругу. Каждый пишет свой синквейн, развивая мысли предыдущих авторов.
Свободное письмо, эссе
Зигзаг (взаимообучение) работа в группах сменного состава
Методики КСО
Приемы по развитию навыков представления своего мнения  и учета иного мненияСеминары совместного редактирования. Автор текста (реферата)

Слайд 46СИНКВЕЙН
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая строчка

– это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка

– это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
СИНКВЕЙНВ первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)Вторая строчка – это описание темы в двух словах

Слайд 47Прием «перекрестная дискуссия»

Прием «перекрестная дискуссия»

Слайд 48Критическое мышление
Размышляйте над этим...
Только критически

Критическое мышлениеРазмышляйте над этим...Только критически

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика