Разделы презентаций


Текст, его признаки и типы

Содержание

Текст Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьёй, книгой. Функция текста – обеспечение коммуникации в процессе

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Текст, его признаки и типы
Способы и средства связи предложений в

тексте

Текст, его признаки и типыСпособы и средства связи предложений в тексте

Слайд 2Текст
Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое

темой и основной мыслью. Текст может состоять из одного абзаца,

а может быть статьёй, книгой.
 Функция текста – обеспечение коммуникации в процессе жизнедеятельности людей.
Основное свойство текста - это неразрывное единство формы и содержания.
Нарушение формы, то есть отсутствие связности предложений, может привести к обессмысливанию текста.




Текст	Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Текст может состоять

Слайд 3Текст – особая единица языка и речи
Основные признаки текста:
Информативность
Цельность -

тематическое и композиционное единство всех его частей;
Связность - наличие грамматической

связи между частями (цепная, параллельная);
Завершенность - относительная законченность.

Текст – особая единица языка и речиОсновные признаки текста:ИнформативностьЦельность - тематическое и композиционное единство всех его частей;Связность

Слайд 4 Содержание, тема и идея текста
Смысл текста – единство его

содержания и словесной формы выражения этого содержания
Содержание текста может

быть выражено только в словесной форме
Единство тексту придают тема и идея
В тексте может быть проблема, над которой размышляет автор

Содержание, тема и идея  текста  Смысл текста – единство его содержания и словесной формы

Слайд 5Основная мысль (идея) текста
Основная мысль – обычно передаёт отношение автора

к предмету речи, его оценку изображаемого.
В художественном тексте часто

используются предложения со значением оценки.
Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой.
Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.

Основная мысль (идея) текста	Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого. В

Слайд 6Проблема
Проблема – это сложный вопрос,
требующий изучения, разрешения
В тексте может быть

несколько проблем
Проблема может быть сформулирована двумя способами:
Одним словом или словосочетанием

(проблема чего?): Проблема экологии
В форме вопроса: Что важнее – закон или совесть?

ПроблемаПроблема – это сложный вопрос,требующий изучения, разрешенияВ тексте может быть несколько проблемПроблема может быть сформулирована  двумя

Слайд 7Темы широкие и узкие
Темы (текстов, сочинений, устных высказываний) могут

быть широкими, общими и узкими, конкретными.
Например: Охрана природы—широкая тема; Ребята

спасли тонувшего в реке зайчонка — узкая.
Широкая тема как бы вбирает в себя ряд узких. Узкая относится к широкой, как часть к целому.

Темы широкие и узкие Темы (текстов, сочинений, устных высказываний) могут быть широкими, общими и узкими, конкретными.Например: Охрана

Слайд 8Микротема
Микротема– часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают

её.
Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них

имеет свою тему.
Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте.
По количеству абзацев можно определить количество микротем.
В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку).


Микротема Микротема– часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её.Если в тексте есть несколько частей, то

Слайд 9 Таблица «Строение абзаца»
Абзац – часть текста между двумя отступами,
которая

служит для выделения основных мыслей,
для перехода от одной мысли

к другой.
Предложения в абзаце тесно связаны между собой одной мыслью.
Каждый новый абзац – новая мысль, новый этап в развитии действия.

Таблица «Строение абзаца» Абзац – часть текста между двумя отступами, которая служит для выделения основных мыслей,

Слайд 10Тип речи-
это способ изложения, избираемый автором и ориентированный на

одну из задач:
статически изобразить действительность, описать ее (описание);
динамически

отразить действительность, рассказать о ней (повествование);
отразить причинно-следственные связи явлений действительности (рассуждение).
Тип речи- это способ изложения, избираемый автором и ориентированный на одну из задач: статически изобразить действительность, описать

Слайд 11Таблица «Типы речи»

Таблица «Типы речи»

Слайд 12Способы связи предложений в тексте
Цепная связь
Параллельная связь

Способы связи предложений в текстеЦепная связь Параллельная связь

Слайд 131. Цепная связь
Последовательная связь второго предложения с первым, третьего

со вторым и т.д.
Схема цепной связи:  1 – 2 –

3 – 4…
Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового», мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным», и т.п.
Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой крышей…( Ю. Куранов)

1. Цепная связь Последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т.д.Схема цепной связи:  1

Слайд 142.Параллельная связь
Соподчинение второго, третьего и т.п. предложений первому.
Схема

параллельной связи:          1
                                            

 2 – 3 – 4 – 5 …
Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.
Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.
2.Параллельная связь Соподчинение второго, третьего и т.п. предложений первому. Схема параллельной связи:          1                                            

Слайд 15Лексические средства

Средства связи
предложений в тексте
Грамматические средства

Лексические средства Средства связи предложений в текстеГрамматические средства

Слайд 16Лексические средства связи:
Однотематическая лексика
Однажды читатель берёт в

руки книгу…Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, поражённый, он

восклицает:
- Как этот человек мог выразить мои переживания?!
Сопереживание, ощущение соей слитности с автором – это одна из сторон постижения поэтической книги.
Лексические средства связи:Однотематическая лексика   Однажды читатель берёт в руки книгу…Возникает воспоминание пережитого счастья или горя,

Слайд 17Лексические средства связи:
Лексический повтор, однокоренные слова


Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь.( В. А. Сухомлинский)
Лексические средства связи:Лексический повтор, однокоренные слова

Слайд 18Лексические средства связи:
Синонимы( в том числе и контекстуальные, описательный оборот)
Из

Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Новички быстро прижились и

перестали бояться людей.
Над самой головой раздавался стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево.
Лексические средства связи:Синонимы( в том числе и контекстуальные, описательный оборот)	Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Новички

Слайд 19Лексические средства связи:
Антонимы( в том числе и контекстуальные)

У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.

Страшен враг за горами. Гораздо опаснее он за плечами.
Лексические средства связи:Антонимы( в том числе и контекстуальные)   У природы много друзей. Недругов у неё

Слайд 20Лексические средства связи:
Описательные обороты. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила

область со столицей. (Ф.Абрамов)

Лексические средства связи:Описательные обороты. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Слайд 21Грамматические средства связи:
Союзы (преимущественно сочинительные)
Война принесла нашей

стране много горя, бед и несчастий. Но наш народ победил

потому, что был до конца предан своей Родине.
Грамматические средства связи:Союзы (преимущественно сочинительные)   Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Но

Слайд 22Грамматические средства связи:
Местоимения (личные, указательные, определительные и другие)

Любите книгу всей душой. Она не только ваш лучший друг

и помощник, но и до конца верный спутник.
Мои друзья – моя опора. Любой из них протянет мне всегда руку помощи.
Грамматические средства связи:Местоимения (личные, указательные, определительные и другие)   Любите книгу всей душой. Она не только

Слайд 23Грамматические средства связи:
Наречия( местоимения-наречия): здесь, тут, там, везде, всюду, однажды

и другие)
Туристы вышли на поляну. Здесь решили

они остановиться на ночлег.
Грамматические средства связи:Наречия( местоимения-наречия): здесь, тут, там, везде, всюду, однажды и другие)   Туристы вышли на

Слайд 24Грамматические средства связи:
Частицы( же, ведь, и, всё-таки и другие)

В поле гулял ветер. В лесу же была тишина.

Грамматические средства связи:Частицы( же, ведь, и, всё-таки и другие)   В поле гулял ветер. В лесу

Слайд 25Грамматические средства связи:
Вводные слова, указывающие на порядок явлений( мыслей) и

связь между ними
Занимайтесь спортом! Во-первых, он даст вам

здоровья. Во-вторых, укрепит ваш дух и, наконец, принесёт массу удовольствия.
Грамматические средства связи:Вводные слова, указывающие на порядок явлений( мыслей) и связь между ними  Занимайтесь спортом! Во-первых,

Слайд 26Грамматические средства связи:
Видовременная соотнесённость глагольных форм (одно время и один

вид в соседних предложениях)
Подражание французскому тону времён Людовика XV

было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
Грамматические средства связи:Видовременная соотнесённость глагольных форм (одно время и один вид в соседних предложениях) 	Подражание французскому тону

Слайд 27Грамматические средства связи:
Числительные( количественные, порядковые, собирательные)

Друзья работали

слаженно. Двое мальчиков кололи дрова. Трое складывали их в поленницу.


Грамматические средства связи:Числительные( количественные, порядковые, собирательные)   Друзья работали слаженно. Двое мальчиков кололи дрова. Трое складывали

Слайд 28Грамматические средства связи:
Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам

текста
На столе лампа. Огонь в камине. На стене

тени. (Все предложения двусоставные неполные)
Грамматические средства связи:Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста  На столе лампа. Огонь в

Слайд 29Грамматические средства связи:
Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных

предложений.
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

Грамматические средства связи:Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. 	Уметь говорить – искусство. Уметь слушать

Слайд 30 Средства связи предложений в тексте
Предложения могут связывать сразу несколько языковых

средств
Кто-то незнакомый стоял на перекрёстке. Этого человека

я видел и вчера. ( Указательное местоимение, синоним и частица)
Средства связи предложений в тексте Предложения могут связывать сразу несколько языковых средств   Кто-то незнакомый

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика