Слайд 1Текст как продукт речевой деятельности.
Пятнадцатое апреля.
Слайд 2Работа с понятиями
(вспомните)
Текст – это…
Продукт – это…
Деятельность – это…
Слайд 3Текст - (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь, паутина,
сочетание») — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в
общем плане связная и полная последовательность символов.
Продукт – это результат материального или нематериального производства, имеющий целевое значение и качественные свойства, в связи с которыми он может служить предметом потребления.
Деятельность – это исключительно человеческая активность, которая регулируется сознанием.
Слайд 4Что же такое текст как продукт речевой деятельности?
Связанная, последовательная человеческая
мысль.
Результат нематериального производства.
Имеет цель и качественные свойства.
Может служить предметом потребления.
Слайд 5ПРИЗНАКИ ТЕКСТА:
наличие темы и основной мысли;
наличие или возможности заголовка;
смысловая связь
между предложениями;
определенная последовательность предложений;
использование языковых средств связи между предложениями.
Слайд 6Основные языковые средства связи между предложениями:
повторяющиеся слова (лексический повтор);
местоимения и
наречия;
близкие по смыслу слова, однокоренные слова;
союзы;
порядок слов в предложении.
Слайд 8ПОСМОТРИТЕ:
Урок № 16 на платформе
Российская электронная школа.
Ссылка: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5892/main/103966/
Слайд 9Для чего нам надо это знать?
Актуальность
Текст является максимальной языковой единицей.
Умение конструировать тексты разных типов и стилей речи в устных
и письменных высказываниях – одно из важных умений, которое позволит успешно написать итоговое сочинение по литературе в 11 классе, написать сочинение-рассуждение на ЕГЭ по русскому языку, а также выполнить задания по работе с текстом в тестовой части экзаменационной работы.
Слайд 10Проблема
Как мы должны работать с текстом на ЕГЭ?
ТЕКСТ
Изучить коммуникативный замысел;
Понять
последовательность мыслей;
Определить тип и стиль речи;
Увидеть смысловую связь между предложениями;
Создавать
собственные тексты (часть 2 – сочинение-рассуждение; итоговое сочинение по литературе).
Слайд 11Формулируем цель
самостоятельной работы с текстом!
Совершенствование навыков работы с текстом
для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку.
Слайд 12Письменная работа.
ПРАКТИКУМ № 1:
Прочитать текст (в прикреплённом файле!)
Выполнить задания
к тексту, связанные с его анализом и теорией ВЫШЕ!
Переслать
текст до 18 апреля включительно до 16.00 сообщением в ВК!
Слайд 13Рефлексия
Оцените свою работу:
Я активно работал на уроке
Я
выполнил самостоятельное задание.
Дело Я понял материал.
Дело Я научился новому .
Я
Моя отметка за урок…
Слайд 14Семнадцатое апреля.
Текст как продукт речевой деятельности
(продолжение)
Слайд 15ПОВТОРЕНИЕ:
Урок № 16 на платформе
Российская электронная школа.
Ссылка: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5892/main/103966/
Вернитесь
к уроку и для проверки понимания темы пройдите контрольные
задания
по вариантам (выберите свой!)
Скриншот результата вышлите сегодня, 17 апреля, до 16.00 в л.с. ВК
Слайд 16 «Читать – это еще ничего не значит; что читать
и как понимать читаемое – вот в чем главное дело».
К.
Ушинский
-Как вы понимаете эти слова?
Слайд 17Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации и
в жизни современного образованного человека занимает значительное место.
Слайд 18Работа с текстом с пропущенными словами.
Вставьте необходимые слова.
Известно, что
люди читают с разными целями. От цели чтения зависит характер
самого чтения: темп чтения, глубина понимания текста, внимание к различным частям и отдельным деталям.
Если читающему необходимо понять, стоит ли читать книгу, какая информация в ней содержится, для кого она написана, то он использует _________________________ Другими словами,____________________________чтение позволяет познакомиться с книгой в самом общем виде. Именно поэтому в ходе______________________чтениямы прежде всего обращаем внимание на внешние данные книги:______________________________________________________________________
Если необходимо максимально полно и точно понять содержание текста, мы прибегаем к медленному______________________ чтению. Цель _____________________чтения – определить замысел автора, главные мысли каждой части, понять, как автор раскрывает свою точку зрения. Иначе говоря, целью___________________чтения является максимально полный охват нужной информации, стремление её осмыслить.
Следовательно, если читающий осознаёт цель чтения, он правильно планирует свою дальнейшую работу, то он выбирает один из способов чтения:______________________________________________________________
Слайд 19Для справок: чтение- просмотр, ознакомительное, название книги, автор книги или
текста, оглавление, аннотация, чтение-сканирование, данного, ознакомительное, углублённое.
Выполните скриншот заполненного
слайда
и отправьте сегодня, 17 апреля до 16.00 в ВК)
Слайд 20Продолжим работу с тем же текстом (прикреплённый файл!)
ПРАКТИКУМ №
2
(письменная работа)
1.Лексический разбор
Лексика каких стилей используется в тексте? Приведите примеры.
В
каком значении употреблено слово «художник» (предложение №1)?
В 1 абзаце найдите слова-антонимы.
Слайд 212.Синтаксический анализ
Найдите односоставные предложения, укажите их тип и роль в
тексте.
Из предложения №2 выпишите словосочетание со связью согласование.
В тексте найдите
сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
Во 2 абзаце найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением и определите вид придаточного.
3.От текста – к сочинению
Определите основную мысль текста и, опираясь на неё, тему вашего будущего мини - сочинения.
«Уроки Пушкина»
Слайд 22Работа с речевыми клише.
Возможное начало:
Текст … посвящён такому актуальному вопросу,
как …
В тексте рассматривается (что?)…, говорится (о чём?)…
Текст … посвящен
проблемам …
В центре внимания автора находится …
В тексте … даётся истолкование (чего?) …
Проблема, обсуждаемая (поставленная) в тексте, связана с …
Актуальность проблемы …. обусловлена …
Автор текста … обращается к актуальной проблеме …
На первый план автором выдвигаются …
Слайд 23Работа с речевыми клише.
Переход к аргументации:
Я разделяю точку зрения автора…
Нельзя
не согласиться с мнением автора о том…
…интересно, что автор…
Трудно согласиться
(с чем?)…
Нельзя принять утверждение (кого? о чём?), потому что …
Спорной является точка зрения автора (на что?)…
Слайд 24Письменная работа.
ПРАКТИКУМ № 2
Лексический анализ текста.
Синтаксический анализ текста.
Сочинение – миниатюра
«Уроки Пушкина»
Сроки выполнения работы: до 24 апреля включительно!
Отправлять в ВК
(Супонина Л.)
Слайд 25РЕФЛЕКСИЯ:
Закончите следующие предложения:
Я понял, что…;
Теперь я могу…;
Я похвалил
бы себя…;
После урока мне захотелось…;