Слайд 1Тема 1. Что такое экономика. Основы хозяйственной жизни человечества.
Слайд 2В русском языке термин ≪экономика≫ имеет два значения:
1) способ организации
деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления
(синонимом этого значения является понятие ≪хозяйство≫).
2) ≪экономика≫ – наука, исследующая использование людьми имеющихся ограниченных ресурсов для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах.
1. Что такое экономика.
Слайд 3Аристотель: «эйкос» («хозяйство») + «номос» («закон») => «экономика» – «законы
хозяйства».
Экономика – общественная (социальная) наука, т. к. изучает поведение людей.
Экономика
— наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности.
Главные участники экономической жизни: семьи, фирмы, государство (рис. 1.1).
Слайд 5Факторы производства — ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ.
Потребительские
товары – блага, непосредственно потребляемые людьми.
Блага — всё, что ценится
людьми как средство удовлетворения своих нужд.
Слайд 7Принято различать:
1) экономику семьи (т. е. экономические процессы, связанные с
хозяйством, которое ведёт одинокий человек или группа близких людей, живущих
вместе);
2) экономику фирмы (т. е. экономические процессы, связанные с деятельностью организаций, производящих блага для продажи);
3) экономику региона (т. е. экономические процессы, связанные с деятельностью фирм, расположенных в определённом регионе страны, и людей, которые там живут);
4) экономику рынков факторов производства, товаров и услуг (т. е. экономические процессы, связанные с куплей-продажей благ, непосредственно потребляемых людьми или используемых для организации деятельности фирм);
5) общеэкономические процессы (т. е. процессы, которые влияют не только на экономику семьи, фирмы, региона или определенного рынка, но и на всю экономическую жизнь страны в целом).
МИКРОЭКОНОМИКА
МАКРО- ЭКОНОМИКА
Слайд 8Только люди могут добывать блага для удовлетворения потребностей в объёме
большем, чем даёт природа.
Жизненные блага:
1) даровые блага;
2) экономические блага.
Даровые блага
– жизненные блага (природные), имеющийся объём которых больше потребностей людей, а потребление их одними людьми не приводит к возникновению нехватки этих благ для других. Их можно потреблять бесконечно (воздух, солнечная энергия, дожди и т. д.).
2. Основы хозяйственной жизни человечества.
Слайд 9Экономические блага – товары и услуги, объём которых:
1) недостаточен для
удовлетворения потребностей людей в полной мере;
2) может быть увеличен лишь
путём затраты факторов производства, т. е. тех элементов производственного процесса, без которых он невозможен;
3) приходится тем или иным способом распределять.
Экономические блага — средства удовлетворения человеческих потребностей, доступные людям в меньшем объёме, чем объём этих потребностей.
Слайд 10Для производства жизненных благ люди используют факторы производства (инструменты, оборудование
и т. д.).
Основные виды факторов производства:
1) труд;
2) земля;
3) капитал;
+ 4)
информация.
Труд — использование умственных и физических способностей людей, их навыков и опыта в форме услуг, необходимых для производства экономических благ.
Слайд 11Земля (как фактор производства) – все виды природных ресурсов, имеющихся
на планете и пригодных для производства экономических благ.
Капитал (как
фактор производства) – весь производственно-технический аппарат, который люди создали для увеличения своих сил и расширения возможностей изготовления необходимых благ (здания и сооружения производственного назначения, станки и оборудование, железные дороги и порты, склады и трубопроводы). Объём капитала обычно измеряют его суммарной денежной стоимостью.
Информация – знания и сведения, которые необходимы людям для осознанной деятельности в мире экономики.
Слайд 12Предпринимательство (как фактор производства) – услуги, которые оказывают обществу люди
со следующими способностями:
1) умением правильно оценить, какие новые товары можно
с успехом предложить покупателям или какие технологии производства имеющихся товаров стоит внедрить для достижения наибольшей выгоды;
2) готовностью принять на себя риск потери своих сбережений, вложенных в новый коммерческий проект, и неокупаемости усилий и времени, потраченных на его реализацию;
3) умением координировать использование других факторов производства для создания нужных обществу благ.
Слайд 13Типы и уровни специализации:
1) специализация труда отдельных людей;
2) специализация деятельности
хозяйственных организаций;
3) специализация экономики страны в целом.
Принципы специализации труда людей:
1)
сознательное разделение труда между людьми;
2) обучение людей новым профессиям и навыкам;
3) Возможность кооперации, т. е. сотрудничества ради достижения общей цели (например, создания сложного изделия или строительства завода).
Слайд 14Специализация — сосредоточение определённого вида деятельности в руках того человека
или хозяйственной организации, которые справляются с нею лучше других.
Первая специализация
в истории:
1) Первое общественное разделение труда – отделение земледелия от скотоводства (ок. 12-10 тыс. лет назад) => Неолитическая (Аграрная) революция (переход от присваивающего хоз-ва к производящему);
2) Второе общественное разделение труда – отделение ремесла от земледелия => появление городов;
3) Третье общественное разделение труда – выделение торговли (купечества) <= появление прибавочного продукта (излишки производства).
Слайд 15Причины специализации труда:
1) Все люди наделены разными задатками и способностями,
поэтому они неодинаково приспособлены к выполнению тех или иных видов
работ. Специализация позволяет каждому человеку находить ту сферу деятельности, тот вид работ, ту профессию, где его способности проявятся наиболее полно, а труд будет наименее тягостен.
2) Специализация позволяет людям добиваться большей умелости в осуществлении избранной для себя деятельности, что даёт возможность изготавливать блага или оказывать услуги с более высоким уровнем качества.
3) Рост умелости позволяет людям тратить на изготовление благ меньшее количество времени и избегать его потерь при переключении с одного вида работ на другой.
Слайд 16Специализация — главный способ повышения производительности труда и других ресурсов
(факторов производства) для производства экономических благ.
Производительность — объём благ, который
удаётся получить от использования единицы определённого вида ресурсов в течение фиксированного периода времени.
Пример: производительность труда – кол-во изделий, изготовленных в единицу времени (за день).
Рост производительности за счёт углубления специализации – конвейер Форда.
Благодаря специализации появилась торговля.
Слайд 17Человек может удовлетворить свои потребности в благах только двумя мирными
способами:
1) изготовить всё, что ему нужно, самостоятельно (такой способ организации
жизни обычно называют натуральным хозяйством или самообеспечением);
2) часть благ изготовить самостоятельно, а остальное обменять у других на те блага, которые он создал собственным трудом.
При обмене можно получить больше благ, чем возможно произвести самому.
Специалисту выгоднее заниматься одним своим делом хорошо, а остальные блага можно получить при обмене.
Обмен свойственен только людям.
Слайд 18Товар — материальный предмет, полезный людям и потому ценимый ими
как благо.
Услуга — нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности.
Специализация
невозможна без торговли.
Торговля — добровольный и взаимовыгодный обмен благами в форме купли-продажи товаров и услуг за деньги.
Слайд 19Только сочетание специализации и торговли позволило разрешить противоречие между:
• стремлением
людей получить в своё пользование огромное разнообразие различных благ и
•
способностью каждого человека производить лишь ограниченный ассортимент благ.
Сочетание специализации и регулярного обмена плодами специализированного труда даёт возможность людям получать блага:
1) в большем объёме;
2) в большем ассортименте;
3) быстрее.
Слайд 20Если страна умело сцепляет между собой ≪шестерёнки≫ специализации и торговли,
то тогда:
• специализация ведёт к росту производительности;
• рост производительности увеличивает
объём доступных людям благ;
• возросший объём благ предлагается к продаже и обеспечивает рост потребления этих благ людьми и рост соответственно доходов продавцов (производителей);
• полученные в результате торговли доходы направляются на развитие производства и совершенствование специализации труда.
Экономический прогресс человечества (рис. 1.3).
Слайд 22Природные богатства облегчают путь к процветанию, но сами по себе
эти богатства не гарантируют благосостояние.
Слайд 23По недавним оценкам экспертов ООН, Россия находится сейчас по уровню
богатства лишь на 53-м месте в мире. Этот уровень богатства
был определён с учётом:
1) природных ресурсов страны;
2) степени образованности нации;
3) достигнутого масштаба производства экономических благ.
Поскольку наши природные ресурсы неуклонно убывают, то удержаться на этом малопочётном месте, не говоря уже о том, чтобы подняться выше, Россия сможет, только увеличив масштабы производства полезных людям экономических благ и сохранив степень образованности своих граждан.
Решить эту задачу можно единственным способом — овладеть искусством рациональной организации экономической деятельности. Именно благодаря такому искусству достигнут высокий уровень благосостояния граждан развитых стран мира — даже тех, которые обделены природными богатствами.
Слайд 24
тема 1 «Что такое экономика. Основы хозяйственной жизни человечества».
Домашнее задание: