Разделы презентаций


Тема 12. Познание

Содержание

Познание - обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 12. Познание
Специфика познавательного отношения человека к миру.
Многообразие форм

познания.
Познание, творчество, практика.
Вера и знание.

Тема 12. ПознаниеСпецифика познавательного отношения человека к миру. Многообразие форм познания.Познание, творчество, практика. Вера и знание.

Слайд 2Познание - обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и

развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое

взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
Познание - обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и

Слайд 3Познаваем ли мир?
Агностицизм – отрицает принципиальную возможность познания мира
Скептицизм -

либо сомневаются в возможности его познания, либо, не сомневаясь в

этом, останавливаются на отрицательном результате
Диалектико-материалистический подход – познание - процесс активного творческого отражения действительности
Познаваем ли мир?Агностицизм – отрицает принципиальную возможность познания мираСкептицизм - либо сомневаются в возможности его познания, либо,

Слайд 4Гносеология (теория познания)
Термин "гносеология" происходит от греческих слов "gnosis" -

знание и "logos" - понятие, учение, т.е. учение (понятие) о

знании.
Два основных значениях:
а) учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека;
б) как философская концепция, предметом исследования которой является научное познание в его специфических характеристиках. В этом случае чаще всего используется термин "эпистемология".
Гносеология (теория познания)Термин

Слайд 5Теория познания
Онтология
Диалектика
Логика
Методология

Теория познанияОнтологияДиалектикаЛогикаМетодология

Слайд 6Значение гносеологии
"вооружает" исследователя знанием общих закономерностей самого познавательного процесса, чем

специально не занимается ни одна частная наука.
дает ученому исходные

гносеологические ориентиры о сущности познавательного отношения в целом, о его формах, уровнях, исходных предпосылках, о социально-историческом контексте познания, о единстве когнитивного (познавательного) и ценностного и т.д.
Значение гносеологии

Слайд 7Сомнения в достижениях науки
печать субъективности лежит на фундаментальных законах физики"

(А. Эдингтон),
"субъект и объект едины", между ними не существует

барьера (Э. Шредингер)
"сознание и материя являются различными аспектами одной и той же реальности" (К. Вайцзеккер)
квантовая физика вообще "не ведет больше к объективному описанию внешнего мира" (Луи де Бройль)
Сомнения в достижениях наукипечать субъективности лежит на фундаментальных законах физики

Слайд 8Познавательный процесс конца ХХ – начала ХХI вв.
Соединение объективного мира

и мира человека
трансформация идеала "ценностно-нейтрального исследования".
включение аксиологических (ценностных)

факторов в состав объясняющих положений
изменение характера объекта и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении
Понятие «виртуальной реальности»
Познавательный процесс конца ХХ – начала ХХI вв.Соединение объективного мира и мира человека трансформация идеала

Слайд 9Типы познания
Мифологическое. Персонификация, олицетворение сложных понятий в образах богов. Антропоморфизм


Религиозное
Философское. Основано на определённых мировоззренческих предпосылках.
Чувственное. Результат непосредственного взаимодействия

субъекта и объекта
Научное (рациональное). Формы: понятие, суждение, умозаключение.
Типы познанияМифологическое. Персонификация, олицетворение сложных понятий в образах богов. Антропоморфизм РелигиозноеФилософское. Основано на определённых мировоззренческих предпосылках. Чувственное.

Слайд 10Творчество
Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее

не бывшее - материальные и духовные ценности
Основной критерий, отличающий

творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата
ТворчествоТворчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшее - материальные и духовные ценности

Слайд 11Виды
Функции
Предмет
Творчество
художественное
Создание новых эмоций
Произведения
(искусства)
научное
Создание новых знаний
Открытия
Теории
публикации
техническое
Создание новых средств,
предметов труда
Технические усовер-
шенствования,
изобретения
спортивное
Создание новых

рекордов
Рекордсмены

ВидыФункцииПредметТворчествохудожественноеСоздание новых эмоцийПроизведения(искусства)научноеСоздание новых знанийОткрытияТеориипубликациитехническоеСоздание новых средств,предметов трудаТехнические усовер-шенствования,изобретенияспортивноеСоздание новых рекордовРекордсмены

Слайд 12Познание
активный творческий процесс поиска нового, оригинального и даже уникального
В

процессе "задействованы" все таланты и способности познающего субъекта - его

органы чувств, память, мышление, воображение, фантазия, интуиция
особенность творческого познания - умение создавать и успешно разрешать проблемные ситуации
Познаниеактивный творческий процесс поиска нового, оригинального и даже уникального В процессе

Слайд 13Творческое познание невозможно без
самостоятельности мышления, его критичности и самокритичности,
гибкости

мышления,
умения делать выводы из допущенных ошибок,
мыслить быстро (но

не скоропалительно),
отделять существенное от несущественного
самостоятельно приходить ко все новым и новым выводам и обобщениям
Творческое познание невозможно безсамостоятельности мышления, его критичности и самокритичности, гибкости мышления, умения делать выводы из допущенных ошибок,

Слайд 14Творческий процесс
сознательное
бессознательное
рациональное
интуитивное
дискурсивное
иррациональное

Творческий процесссознательноебессознательноерациональноеинтуитивноедискурсивноеиррациональное

Слайд 15Теория познания второй пол. ХХ в.
Требование преодоления понимания теории познания

в ее усеченном стандартами классического рационализма варианте
задача - дополнить

анализ сциентистских аспектов познания анализом его экзистенциальных составляющих
необходимым рассмотрение познания не только как открытия объективной истины, независимой ни от человека, ни от человечества, но и как человекоразмерного события, ценностного акта утверждения человеческой подлинности
Теория познания второй пол. ХХ в.Требование преодоления понимания теории познания в ее усеченном стандартами классического рационализма варианте

Слайд 16Практика
Практика (др.-греч. πράξις «деятельность») — целесообразная и целенаправленная деятельность.
Практика

— это деятельность, которую субъект осуществляет для достижения определённой, заранее

поставленной цели.
специфически человеческая форма деятельности, в процессе которой человек создает новую реальность - мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде ("вторая природа").
ПрактикаПрактика (др.-греч. πράξις «деятельность») — целесообразная и целенаправленная деятельность. Практика — это деятельность, которую субъект осуществляет для

Слайд 17Структура практики
Объект — то, на что направлено действие.
Субъект —

тот, кто совершает действие.
Цель — то, ради чего совершается

действие.
Результат — то, что получается по окончании действия.
Средство — то, с помощью чего осуществляется действие
Структура практикиОбъект — то, на что направлено действие. Субъект — тот, кто совершает действие. Цель — то,

Слайд 18Важнейшие формы практики
1) Материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия

людей.
2) Социальное действие - преобразование общественного бытия, изменение существующих

социальных отношений определенными "массовыми силами"
3) Научный эксперимент - активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира (в том числе и социальный эксперимент).
Важнейшие формы практики1) Материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей. 2) Социальное действие - преобразование общественного

Слайд 19Основные функции практики
Практика является источником познания
Практика выступает как основа

познания, его движущая сила
Практика является целью познания
Практика представляет

собой решающий критерий истины
Основные функции практикиПрактика является источником познания Практика выступает как основа познания, его движущая сила Практика является целью

Слайд 20Вера и знание
Неотомизм - философское направление, стремящееся соединить веру и

разум
Основная задача неотомистов – рациональное раскрытие и оправдывание истин теологии
Целостность

человеческого знания предстает в гносеологии неотомизма как обладающая иерархическим строением и отнюдь не противоречащая откровению веры.
Вера и знаниеНеотомизм - философское направление, стремящееся соединить веру и разумОсновная задача неотомистов – рациональное раскрытие и

Слайд 21Взгляды философов на синтез веры и знания
Ж. Маритен, доказывая необходимость

гармонии разума и веры, считал плодотворным главенство теологии и метафизики

над конкретными областями теоретического разума, ратовал за возрождение религиозно ориентированной философии природы.
Взгляды философов на синтез веры и знанияЖ. Маритен, доказывая необходимость гармонии разума и веры, считал плодотворным главенство

Слайд 22Взгляды философов на синтез веры и знания (2)
Тейяр де Шарден

пытался создать "научную феноменологию", которая синтезировала бы данные науки и

религиозного опыта для раскрытия содержания эволюции Вселенной, приведшей к появлению человека. Этот процесс подчинен, с его точки зрения, своему регулятору и своей конечной цели - "точке Омега", воплощением которой является Христос.
Взгляды философов на синтез веры и знания (2)Тейяр де Шарден пытался создать

Слайд 23Взгляды философов на синтез веры и знания (3)
Б. Рассел понимал

веру как совокупность связанных между собой состояний организма, полностью или

частично имеющих отношение к чему-то внешнему.
выделял воспоминание, ожидание, веру нерефлекторную и проистекающую из сознательного вывода и др. Истина же есть свойство веры и как производное - свойство предложений, выражающих веру.
Взгляды философов на синтез веры и знания (3)Б. Рассел понимал веру как совокупность связанных между собой состояний

Слайд 24Позиции противопоставления веры знанию
а) абсолютизация знания и полная элиминация веры;


б) гипертрофирование последней в ущерб знанию;
в) попытки совмещения обоих

полюсов - в особенности, современная философия религии.
Позиции противопоставления веры знаниюа) абсолютизация знания и полная элиминация веры; б) гипертрофирование последней в ущерб знанию; в)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика