Слайд 1
Тема 18 «Противодействие коррупции в ВС РФ.»
Преподаватель кафедры №
14
п/п-к юст. Митрофанов А.В.
Санкт-Петербург-2016
МИХАЙЛОВСКАЯ ВОЕННАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра управления повседневной
деятельностью ракетных войск и артиллерии
Слайд 2Литература
1. Федеральный закон от 25.12.08г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
2.
Постановление Правительства РФ от 05.03.09г. № 195 «Об утверждении Правил
проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции»;
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 г. Москва "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";
4. Национальный план противодействия коррупции (утв. Президентом РФ 31.07.08г. № Пр-1568);
5. Уголовный кодекс российской федерации (УК РФ) от 13.06.1996 №63-ФЗ /(принят ГД ФС РФ 24.05.1996).- Глава 30
Слайд 3Учебные вопросы:
1. Причины коррупции в ВС РФ.
2. Меры по профилактике
коррупции в ВС РФ.
3. Обзор изученного
материала, перспективы
развития учебной
дисциплины
Слайд 4- характер задач, возложенных на Вооруженные Силы и другие войска,
предопределяет особую опасность коррупции, поскольку она прямо влияет на обороноспособность
государства;
- значительный объем финансовых и иных материальных средств, которые находятся в распоряжении органов военного управления и воинских должностных лиц, в связи с чем возникают различные коррупционные схемы неправомерного обращения недобросовестными военными чиновниками части этой собственности в свою собственность;
- закрытость военной организации государства, ограниченные возможности для осуществления всеобъемлющего гражданского контроля за происходящими в ней процессами определяют высокую латентность коррупционных отношений в армии;
Определение сфер коррупционных рисков в повседневной деятельности.
Факторы, определяющие специфику проявления коррупционных отношений в Вооруженных Силах
Слайд 5- принцип единоначалия, беспрекословности воинского повиновения и централизация управления военной
организацией государства обусловливает высокую степень зависимости военнослужащих от своих командиров
(начальников);
- преобладание разрешительного характера реализации многих прав военнослужащих в ущерб уведомительному создает благодатную почву для вымогательства взяток и подношений;
- наличие значительного числа ограничений прав военнослужащих, обусловленных спецификой военной службы, способствует возникновению соблазнов их нарушить путем подкупа должностных лиц;
- особый характер военной службы обусловливает наличие ряда коррупциогенных факторов, присущих только военной организации (например, распределение выпускников военно-учебных заведений; переводы к новому месту службы и иные перемещения по службе и др.).
Слайд 6Основные негативные последствия корруп-ции в военной организации государства
а) коррупция
не позволяет государству добиться осуществления стоящих перед ним стратегических задач
в области военного строительства, поскольку приводит к хищениям бюджетных средств, выделяемых на оборону, а также, даже не становясь достоянием гласности, подрывает доверие к Вооруженным Силам со стороны общества;
б) коррупция непосредственно ведет к снижению уровня жизни подавляющей части военнослужащих, принуждая их к систематическим платежам и резервированию части своих доходов для взяток и подарков;
в) коррупция в среде командного состава Вооруженных Сил постоянно воспроизводит стереотипы «имущественной нескромности» и подражания в стяжательстве среди подчиненных, для которых основным критерием служебной этики становится не закон, а образ жизни начальника;
Слайд 7г) коррумпированный управленческий персонал органов военного управления психологически не готов
поступаться своими личными интересами ради интересов общего дела;
д) коррупция обессмысливает
правосудие, поскольку в коррумпированном суде правым всегда оказывается тот, у кого больше денег и меньше нравственно оправданных стандартов;
е) прием за взятки в военные вузы не только лишает военную организацию государства значительной части интеллектуального потенциала, не позволяя получить высшее военное образование наиболее талантливым молодым людям, но и приводит к искаженной карьерной ориентации офицерского состава — интеллектуальной элиты Вооруженных Сил, ориентируя ее не на творческие достижения, а на достижение имущественного успеха любой ценой.
Слайд 81. По уровню охвата органов военного управления:
- коррупция в высших
звеньях военного управления;
- коррупция в средних звеньях военного управления;
- низовая
(или бытовая) коррупция.
2. По форме коррупционных сделок:
- передача денег;
- передача имущества;
- оказание встречных услуг.
3. По содержанию коррупционных сделок:
- лихоимство, т. е. совершение должностным лицом за взятку противоправных действий (бездействия) в интересах взяткодателя;
- мздоимство, т. е. совершение должностным лицом за взятку или иное вознаграждение действий, входящих в круг его обязанностей.
Классификация разновидностей коррупции в военной организации государства
Слайд 94. По степени общественной опасности:
- коррупционные преступления;
- коррупционные гражданско-правовые деликты;
-
коррупционные административные проступки;
- коррупционные дисциплинарные проступки.
5. По сферам повседневной жизнедеятель-ности:
-
коррупция в финансово-экономической сфере;
- коррупция при прохождении военной службы;
- коррупция в сфере социальной защиты;
- коррупция в иных сферах.
Слайд 10Причины распространенности и живучести коррупционных отношений в военной организации России
-проникновение в армию последствий нравственной деградации российского общества, когда деньги
и возможность безнаказанного воровства и стяжательства оказались едва ли не единственными ценностями массового сознания;
низкий нравственный и культурный уровень многих воинских должностных лиц, их ориентация на удовлетворение почти исключительно материальных потребностей;
Слайд 11- незаинтересованность высших органов военного управления в борьбе с коррупцией,
так как коррумпированными, нравственно деградирующими нижестоящими должностными лицами легче руководить
(не имеют претензий, моральных принципов, собственного достоинства и готовы к неограниченному подчинению);
- неразвитость демократических институтов в военной организации государства, отсутствие действенных форм социального контроля, низкая правовая и политическая культура и пассивность (по существу, «забитость») значительного числа военнослужащих, авторитарный стиль руководства многих командиров (начальников), бесконтрольность и произвол с их стороны;
- низкое качество военного законодательства, практически полное отсутствие в нем элементов антикоррупционной направленности.
Слайд 12Призыв граждан на военную службу
Поступление на военную службу по
контракту
Назначение на воинские должности
Присвоение воинских званий
Увольнение с
военной службы
Основные формы проявления коррупции в сфере прохождения военной службы
Слайд 131) должности, связанные с распределением, перераспределением и контролем за движением
денежных средств;
2) воинские должности, исполнение обязанностей по которым связано с
реализацией гособоронзаказа, проведением конкурсов и торгов на поставку товаров и оказание услуг для нужд военных организаций;
3) должности в структурах, предназначенных для хранения различного рода материальных средств и обеспечения ими войск и конкретных военнослужащих;
4) воинские должности, исполнение обязанностей по которым связано с решением различного рода вопросов прохождения военной службы (призыв и прием граждан на военную службу, увольнение с военной службы, служебные перемещения, присвоение воинских званий, назначение на воинские должности, награждение наградами, направление на учебу и т.п.);
Группы наиболее коррупционноемких воинских должностей
Слайд 145) должности в военных образовательных учреждениях, связанные с решением вопросов
зачисления граждан на обучение и распределения выпускников;
6) воинские должности, исполнение
обязанностей по которым связано с реализацией социальных гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (распределение жилых помещений, путевок в санаторно-курортные учреждения, назначение и выплата пенсий, пособий, компенсаций и т. д.);
7) должности, связанные с осуществлением контрольных функций (финансовая и военная инспекции, пожарный, санитарно-эпидемиологический надзор и т.п.).
Слайд 15Сферы военной деятельности наиболее подверженным злоупотреблениям служебным положением (помимо финансовой)
а)
акционирование
б) кредитно-финансовая деятельность
в) деятельность хозрасчетных военно-строительных организаций.
г) использование своего служебного
положения при незаконной реализации коммерческим структурам горюче-смазочных материалов
Слайд 16Типичные ситуации возникновения коррупционных отношений
1-я ситуация: социальные гарантии лимитированы. Должностные
лица не вправе произвольно увеличивать или уменьшать их общий объем
(Коррупционные отношения возникают по поводу нарушения очередности предоставления социальных гарантий).
2-я ситуация: социальные гарантии лимитированы, но должностные лица вправе по своему усмотрению определять количество и качество этих гарантий, выделяемых конкретным получателям (Коррупционные отношения возникают по поводу количества и качества социальных гарантий, предоставляемых конкретным получателям).
3-я ситуация: социальные гарантии предоставляются всем имеющим на них право, но должностные лица могут по своему усмотрению решать, кто конкретно удовлетворяет требованиям для их получения (Коррупционные отношения возникают по поводу предоставления социальных гарантий лицам, не отвечающим установленным требованиям).
Слайд 17Наиболее развитые сферы бытовой коррупции
1. Производство денежных выплат;
2. Призыв и
поступление на военную службу;
3. Решение жилищной проблемы;
4. Поступление на обучение
в военный вуз;
5. Перевод к новому месту военной службы;
6. Распределение по окончании военного образовательного учреждения;
7. Назначение на вышестоящую должность;
8. Получение путевки в санаторно-курортное учреждение;
9. Оказание медицинской помощи;
10. Предоставление отпусков;
11. Направление на учебу.
Слайд 181. Признаки, свидетельствующие о доходах и расходах, несопоставимых с денежным
содержанием
- наличие у самого военнослужащего и его ближайших родственников в
собственности дорогостоящего движимого и недвижимого имущества (элитные квартира, особняк, коттедж, дача, дорогостоящий автомобиль, яхта и т.п.);
- дорогостоящий образ жизни, дорогостоящие привычки (регулярное посещение дорогих ресторанов, различного рода ночных клубов, казино, боулинг- и фитнес-клубов, саун, тренажерных залов, престижных культурно-зрелищных мероприятий и т.п., приобретение предметов роскоши, одежды, обуви, товаров повседневного спроса в элитных бутиках и салонах);
Слайд 19- проведение отпусков за границей на дорогих и престижных курортах,
в дорогостоящих туристических поездках;
- наличие в доме прислуги, гувернантки, няни
для детей;
- учеба детей в престижных платных школах, лицеях, высших учебных заведениях, получение детьми образования за рубежом;
- наличие в служебном кабинете (в шкафах, сейфе, ящиках стола) многочисленных коробок конфет, бутылок с дорогостоящими алкогольными напитками, различного рода сувениров, подарочных наборов и т.п.
Слайд 202. Поведенческие признаки
- ведение постоянных телефонных разговоров по вопросам, не
связанным с прямым исполнением должностных обязанностей, частое использование специфических выражений
вроде «я от Ивана Ивановича (Петра Петровича)»;
- стремление скрыть от окружающих содержание телефонных разговоров (разговор шепотом, выход с мобильным телефоном в коридор или на улицу, использование выражений «это не телефонный разговор», «как договорились» и т.п.);
- постоянное обращение к другим должностным лицам и в различные службы и инстанции с ходатайствами о решении личных и служебных вопросов других лиц (о назначении на должность, о переводе к новому месту службы, о поступлении на учебу, о предоставлении квартиры, о производстве денежных выплат, об устройстве на госпитализацию в военно-медицинское учреждение, о выдаче путевки в военных санаторий и т. д. и т.п.);
Слайд 21- использование при исполнении должностных обязанностей в общении с другими
военнослужащими и лицами гражданского персонала выражений, свидетельствующих о вымогательстве подношения:
«перезвоните (зайдите) попозже (через недельку)», «у меня пока нет времени», «я пока занят, подождите», «делаю все возможное», «это будет дорого стоить», «все будет зависеть от полноты налитого стакана (от широты накрытой поляны)», «скажите, что вы от меня» и т.п.;
- частый прием посетителей по личным вопросам, хотя такой прием не входит в круг должностных обязанностей, принятие от них мелких подарков;
- регулярное назначение кому-либо личных встреч за пределами служебного кабинета, в метро, на улице, в кафе и т.п.;
- отказ от назначения на другую, даже высшую воинскую должность, но не связанную с распределением финансовых и материальных средств, решением кадровых вопросов и т.п.).
Слайд 223. Другие признаки
- прямые жалобы на мздоимство, лихоимство, злоупотребление должностными
полномочиями данного лица, поступающие в различные органы и инстанции;
- анонимные
письменные и телефонные сообщения (в том числе по «телефонам доверия») о взяточничестве указанного должностного лица;
- фигурирование фамилии воинского должностного лица в сообщениях СМИ о причастности к коррупционным сделкам;
- наличие в среде военнослужащих постоянных разговоров и циркулирующих слухов о взяточничестве этого военного чиновника.
Слайд 23Задание на самоподготовку:
Групповое занятие по теме 18 зан. 19, 20
«Понятие
и сущность коррупциогенности правовых актов, основные коррупциогенные факторы правовых актов» и «Методика осуществления антикоррупционной экспертизы правовых актов»
повторить изученный материал,
изучить рекомендованную литературу,
быть готовыми к письменному (устному) опросу.