Разделы презентаций


Тема 2. Человеческие возможности и ограничения

Содержание

Деятельность оператора начинается с приема информации об объекте управления. Основные психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление,речь, воображение.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 2. Человеческие возможности и ограничения
Психофизиологическая характеристика процесса приема

информации.
Информационные характеристики зрительного анализатора.
Общая характеристика слухового анализатора.
Особенности познавательных процессов.
Фобий

и их влияние на профессиональную деятельность.
Тема 2. Человеческие возможности и ограничения  Психофизиологическая характеристика процесса приема информации.Информационные характеристики зрительного анализатора.Общая характеристика слухового

Слайд 2Деятельность оператора начинается с приема информации об объекте управления.
Основные психические

процессы:
ощущение,
восприятие,
внимание,
память,
 мышление,
речь,
воображение.

Деятельность оператора начинается с приема информации об объекте управления. Основные психические процессы:  ощущение, восприятие, внимание, память, мышление,речь,

Слайд 3Прием информации человеком-оператором рассматривается как процесс формирования перцептивного (чувственного) образа

Перцептивный (чувственный) образ - субъективное отражение в сознании

человека свойств действующего на него объекта.
Прием информации человеком-оператором рассматривается как процесс формирования перцептивного (чувственного) образа   Перцептивный (чувственный) образ - субъективное

Слайд 4Стадии формирования перцептивного образа:  обнаружение, различение, опознание.
Обнаружение –выделяет объект

из фона, но еще не возможно судить о его форме

и признаках. Различение –способность раздельно воспринимать два объекта, расположенных рядом (либо два состояния одного объекта) и выделять детали объектов. Опознание –выделение существенных признаков объекта и отнесение его к определенному классу.
Стадии формирования перцептивного образа:   обнаружение, различение, опознание.  Обнаружение –выделяет объект из фона, но еще не возможно

Слайд 5Физиологической основой формирования перцептивного образа является работа анализаторов.
Анализатор

- комплекс взаимосвязанных нервных образований, которые осуществляют прием сигналов, их

трансформацию, настройку рецепторного аппарата, передачу информации к нервным центром, ее обработку и расшифровку (нервные приборы).

Физиологической основой формирования перцептивного образа является работа анализаторов.  Анализатор - комплекс взаимосвязанных нервных образований, которые осуществляют

Слайд 6Анализатор состоит из:
 рецептора,
проводящих нервных путей ,
 центра в коре больших
 полушарий головного мозга

Анализатор состоит из: рецептора, проводящих нервных путей , центра в коре больших полушарий головного мозга

Слайд 7Строение анализатора человека

Строение анализатора человека

Слайд 8Виды анализаторов:
Внешние (зрительный; слуховой; тактильный; болевой; температурный; обонятельный; вкусовой). Внутренние: (

давления; кинестетический; вестибулярный ).

Виды анализаторов:Внешние (зрительный; слуховой; тактильный; болевой; температурный; обонятельный; вкусовой).  Внутренние: ( давления; кинестетический; вестибулярный ).

Слайд 9Анализаторы:

Анализаторы:

Слайд 10Характеристиками анализатора являются пороги
1. абсолютный (верхний и нижний),
2. дифференциальный  (от лат. differentia – различать)
3. оперативный

(интенсивность)

Характеристиками анализатора являются пороги1. абсолютный (верхний и нижний),2. дифференциальный  (от лат. differentia – различать)3. оперативный (интенсивность)

Слайд 11Свойствами анализаторов:
1. адаптивность (темновая и световая) 
2. избирательность. 

Свойствами анализаторов: 1. адаптивность (темновая и световая) 2. избирательность. 

Слайд 12ЗРЕНИЕ

ЗРЕНИЕ

Слайд 13Глаз
Радужная оболочка контролирует количество света, поступающего в глаз.

Глаз Радужная оболочка контролирует количество света, поступающего в глаз.

Слайд 14Глаз
Хрусталик (The Lens).

Для того, чтобы четко сфокусироваться на

объекте, находящемся вблизи, толщина хрусталика увеличивается. Для фокусирования на удаленном

объекте хрусталик становится более плоским.

Изменение формы хрусталика называются аккомодацией. На степень аккомодации влияет усталость или возраст человека.


ГлазХрусталик (The Lens).  Для того, чтобы четко сфокусироваться на объекте, находящемся вблизи, толщина хрусталика увеличивается. Для

Слайд 15Сетчатка
Центральная часть сетчатки называется глазное дно и рецепторы в этой

зоне – все колбочки. Именно здесь фокусируется изображение.

Сетчатка  Центральная часть сетчатки называется глазное дно и рецепторы в этой зоне – все колбочки. Именно

Слайд 16Глаз

Глаз

Слайд 17Глаз
Колбочки определяют мелкие детали и цвет. Человеческий глаз может

различать около
1000 различных оттенков цвета.


Палочки определяют движение на

краю поля зрения (периферийное зрение).

Глаз  Колбочки определяют мелкие детали и цвет. Человеческий глаз может различать около 1000 различных оттенков цвета.

Слайд 18Глаз
Плохое распознавание цвета (обычно неправильно называемое дальтонизм) свойственно 8% мужчин

и только 0,5% женщин. Очень распространено неправильное определение красного и

зеленого цвета. Реже встречается неправильное определение голубого и желтого цветов.

Глаз Плохое распознавание цвета (обычно неправильно называемое дальтонизм) свойственно 8% мужчин и только 0,5% женщин. Очень распространено

Слайд 23характеристики зрительного анализатора
(определяются воспринимаемыми глазом размерами предметов и их месторасположением

в пространстве).
К ним относятся:

острота зрения,
 поле зрения,
объем зрительного

восприятия.
характеристики зрительного анализатора(определяются воспринимаемыми глазом размерами предметов и их месторасположением в пространстве). К ним относятся: острота зрения, поле

Слайд 24Глаз
Острота зрения - способность глаза различать мелкие детали предметов.

Глаз  Острота зрения - способность глаза различать мелкие детали предметов.

Слайд 25Глаз
Поле зрения – способность воспринимать предметы.
1. центрального зрения (4–10°), где

возможно наиболее четкое различе­ние деталей; 
2. ясного видения (30–35°), где при неподвижном глазе

можно опознать предмет без различения мелких деталей;
3. периферического­ зрения (75–90°), где предметы обнаруживаются, но не опознаются.
Глаз Поле зрения – способность воспринимать предметы. 1. центрального зрения (4–10°), где возможно наиболее четкое различе­ние деталей; 2. ясного видения (30–35°), где

Слайд 26Глаз
Объем зрительного восприятия - числом объектов, которые может охватить

и запомнить человек в течение одной зрительной фиксации.

Объем зрительного восприятия

зависит движения глаз.
поисковые (установочные)
гностические (познавательные).
Глаз Объем зрительного восприятия - числом объектов, которые может охватить и запомнить человек в течение одной зрительной

Слайд 27Слуховой анализатор
Слуховой анализатор – анатомические структуры, за счет работы которых

обеспечивается восприятие звуковых колебаний.

Слуховой анализаторСлуховой анализатор – анатомические структуры, за счет работы которых обеспечивается восприятие звуковых колебаний.

Слайд 28Слух

Слух

Слайд 29СЛУХ
Основы работы уха
Ухо имеет три отдела:
наружное – заполнено воздухом
среднее

- заполнено воздухом
внутреннее – заполнено жидкостью

Работа уха зависит от

диапазона слышимого звука, которые зависят от силы звука и его частоты.
Диапазон слышимых частот для молодого человека обычно находится в пределах
от 20 до 20.000 колебаний в секунду (Герц)
Сила звука (интенсивность) измеряется в децибелах (Дб)

СЛУХ Основы работы ухаУхо имеет три отдела: наружное – заполнено воздухомсреднее - заполнено воздухомвнутреннее – заполнено жидкостью

Слайд 30Слуховой анализатор
Звуки воспринимаемые человеком:
1. Ультразвуки - частоты выше 20 000

герц.
2. Инфразвук —с частотой меньше 16 Гц.
Громкость - субъективное ощущение интенсивности

звука.
Нижний абсолютный порог ( частота - 16 Гц, а верхний – 20 кГц).
Слуховой анализаторЗвуки воспринимаемые человеком:1. Ультразвуки - частоты выше 20 000 герц.2. Инфразвук —с частотой меньше 16 Гц.

Слайд 31Слух
Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от

16 до 20 000 колебаний в секунду. Слуховые ощущения отражают

высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука – формы колебаний звуковых волн. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам – речевые, музыкальные, шумы.
Слух Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду.

Слайд 32Осязательный анализатор
Осязательный анализатор – представляет связи, идущей от кожных рецепторов

через вставочные нейроны спинного мозга и таламуса к первичной сенсорной

зоны коры.
Осязательный анализаторОсязательный анализатор – представляет связи, идущей от кожных рецепторов через вставочные нейроны спинного мозга и таламуса

Слайд 33Восприятие – отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций

объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Свойства восприятия:


целостность,
предметность,
константность,
осмысленность,
избирательность,
- апперцепция.
Восприятие – отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на

Слайд 34Физические характеристики восприятия:
пространство
форма,
объем,
величина,
глубина,
удаленность.

Физические характеристики восприятия:пространствоформа,объем,величина, глубина,удаленность.

Слайд 35Внимание- сосредоточенность сознания на определенном объекте.
Свойства внимания:
распределение,
устойчивость,
концентрация,
переключение,
объем.

Внимание- сосредоточенность сознания на определенном объекте.Свойства внимания:распределение, устойчивость, концентрация, переключение,объем.

Слайд 36Виды внимания:
Произвольное:
Непроизвольное :
Послепроизвольное.

Виды внимания: Произвольное:Непроизвольное :Послепроизвольное.

Слайд 37Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и

последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в

деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его

Слайд 38Виды памяти
1)Двигательная П – способность запомнить и воспроизводить систему

двигательных операций
2)Образная П – возможность сохранить и в дальнейшем

использовать данные нашего восприятия ( зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая).
3) Эмоциональная п. – запечатление пережитых чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектов.
Словесно – логическая (вербальная) п. – память на знание речевых форм, логических схем, математических символик.

Виды памяти  1)Двигательная П – способность запомнить и воспроизводить систему двигательных операций 2)Образная П – возможность

Слайд 39ПАМЯТЬ
Долговременная память
Буферная память
Кратковременная память
Оперативная память

ПАМЯТЬДолговременная памятьБуферная памятьКратковременная памятьОперативная память

Слайд 40 Оперативная память

Оперативная память- процессы запоминания, сохранения и

воспроизведения информации, получаемой и передаваемой при выполнении отдельного действия и

необходимые для достижения частной цели, после чего они утрачивают свою актуальность.
Оперативная память  Оперативная память- процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, получаемой и передаваемой при выполнении

Слайд 41 Длительность процессов оперативной памяти ограничивается длительностью осуществления данного действия.
Оперативная

память, обеспечивая решение текущих задач оператора, играет важную роль в

его деятельности.
Большая часть ошибок оператора связана с процессами оперативной памяти.
Длительность процессов оперативной памяти ограничивается длительностью осуществления данного действия.  Оперативная память, обеспечивая решение текущих задач

Слайд 42характеристики ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТИ: 
объем,
длительность сохранения информации,
правильность (точность) воспроизведения информации 
 помехоустойчивость. 

характеристики ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТИ: объем, длительность сохранения информации,правильность (точность) воспроизведения информации  помехоустойчивость. 

Слайд 43ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ:
Объем оперативной памяти определяется тем количеством сигналов (стимулов), которые оператор

способен запомнить после одного, как правило, кратковременного предъявления (восприятия).

ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ:Объем оперативной памяти определяется тем количеством сигналов (стимулов), которые оператор способен запомнить после одного, как правило, кратковременного

Слайд 44
Объем памяти:
Статические
запомнить и воспроизвести неизменяемую последовательность сигналов. Ее объем составляет

около 5–9 символов.
Динамические сигналы-
хранение в памяти последовательности сигналов и слежение

за ее изменениями в соответствии с изменениями обстановки. Ее объем не превышает в этом случае 3–4 символов.
Объем памяти:Статическиезапомнить и воспроизвести неизменяемую последовательность сигналов. Ее объем составляет около 5–9 символов.Динамические

Слайд 45ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ:
Длительность сохранения информации  -безошибочное воспроизведение полученной информации.

ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ:Длительность сохранения информации  -безошибочное воспроизведение полученной информации.

Слайд 46ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ:
Правильность (точность) воспроизведения информации безошибочность воспроизведения предъявляемой информации

ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ: Правильность (точность) воспроизведения информации безошибочность воспроизведения предъявляемой информации

Слайд 47ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ:
Помехоустойчивость -правильность воспроизведения информации в условиях помех. 

ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ:Помехоустойчивость -правильность воспроизведения информации в условиях помех. 

Слайд 48параметры влияющие на продуктивность памяти, можно разделить на 4 основные

группы:
– информационные (количество предъявляемой информации, информативность символов, способ кодирования); –структурно-пространственные (степень

компактности, характер группировки); – по признаку модальности (зрительный, слуховой);  –временные (длительность предъявления, характер предъявления).
параметры влияющие на продуктивность памяти, можно разделить на 4 основные группы: – информационные (количество предъявляемой информации, информативность

Слайд 49Фазы памяти:
1. Фаза запоминания
Запоминание протекает в 3 формах:
запечатление
непроизвольное запоминание
произвольное

запоминание
2.Фаза сохранения
Сохранение имеет 2 стороны :
1) Собственное сохранение.
Забывание
3 Фаза

воспроизведения

Фазы памяти:1. Фаза запоминания Запоминание протекает в 3 формах:запечатлениенепроизвольное запоминаниепроизвольное запоминание2.Фаза сохраненияСохранение имеет 2 стороны :1)	Собственное сохранение.

Слайд 50Интерференция (от лат. inter — между, ferens (ferentis) — несущий)

— ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) другого

материала, с которым оперирует субъект.

Ретроактивную

Проактивную

Интерференция (от лат. inter — между, ferens (ferentis) — несущий) — ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате

Слайд 51Интерференция:
 вербальная
моторно-акустическая
зрительная

Интерференция:   вербальнаямоторно-акустическаязрительная

Слайд 52наглядно-действенное, 
наглядно-образное, 
словесно-логическое, 
теоретическое ,
 оперативное мышление. 
Мышление – активный процесс отражения объективного мира в человеческом мозге в

форме суждений, понятий, умозаключений.

наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, теоретическое , оперативное мышление.  Мышление – активный процесс отражения объективного мира в человеческом мозге в форме суждений, понятий, умозаключений.

Слайд 53Оперативное мышление – процесс решения практических задач, в результате которого формируется

субъективная модель предполагаемой совокупности действий, обеспечивающей решение поставленной задачи.
Структурирование –

образование более крупных единиц на основе связывания элементов ситуации между собой.

Динамическое узнавание – узнавание частей конечной ситуации в исходной проблемной ситуации. 

Формирование алгоритма решения – выработка принципов и правил решения задачи.

Оперативное мышление – процесс решения практических задач, в результате которого формируется субъективная модель предполагаемой совокупности действий, обеспечивающей решение

Слайд 54Фобия (греч) phobos- страх, ужас.
Фобия- это страх связанный с определенной

ситуацией или группой представлений и не возникающей в их отсутствие.

Фобия-

это навязчивое переживание страха с четкой фабулой, обостряющееся в определенных ситуациях при сохранении достаточной критики к своему состоянию.
Фобии традиционно рассматривается в рамках навязчивых состояний, относящихся к расстройствам мышления.
Фобия (греч) phobos- страх, ужас.Фобия- это страх связанный с определенной ситуацией или группой представлений и не возникающей

Слайд 55Фобия
Навязчивые состояния- это такого рода переживания, когда у человека помимо

его воли возникают («навязываются») какие-то страхи, сомнения, мысли, влечения, действия.

Навязчивые состояния не обязательно свидетельствуют о психическом расстройстве, они могут встречаться и у здоровых людей.
ФобияНавязчивые состояния- это такого рода переживания, когда у человека помимо его воли возникают («навязываются») какие-то страхи, сомнения,

Слайд 56Классификация фобии по Б. Карвасарскому:
Клаустрофобия (боязнь пространства)- боязнь замкнутого пространства.

- агорафобия- боязнь открытого пространства.
2. Социофобия- боязнь общества.

- эрейтофобия- страх публичного выступления, покраснения, совершения каких- либо действий.
Классификация фобии по  Б. Карвасарскому:Клаустрофобия (боязнь пространства)- боязнь замкнутого пространства.  - агорафобия- боязнь открытого пространства.2.

Слайд 57Фобия
3. Нозофобия- страх заболеть какой- нибудь болезнью.
4. Танатофобия- страх смерти.
5.

Акрофобия- страх высоты.
6. Страх нанести вред себе и близким.
Контрастные фобии

– страх произнесения
нецензурных слов, непристойных действии.
8. Фобофобия- страх бояться чего- либо.

Фобия3. Нозофобия- страх заболеть какой- нибудь болезнью.4. Танатофобия- страх смерти.5. Акрофобия- страх высоты.6. Страх нанести вред себе

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика