Слайд 1Тема 2. Психолого – педагогические особенности воспитания подростков в современной
социальной реальности.
2.1. Возрастные особенности личностного развития подростков, проблемы взаимодействия учителей,
подростков и родителей.
Слайд 2Задание 1.
Каждая группа отбирает и записывает те данные, которые наиболее
близко отражают личностное развитие детей их возрастной группы
Слайд 3
Современный подросток:
социально-педагогический аспект
Опрошено более 10000 подростков
2012-2016 год
Слайд 4Задачи исследования
Современный подросток: какой он и его жизненные проблемы в
его же представлении
Слайд 5Наиболее типичные черты современных молодых людей
Выбор более 70% подростков:
Общительность
Активность
Уверенность в
себе
Чувство юмора
Порядочность
Слайд 6Наиболее типичные черты современного молодого человека
Выбирают менее 20% опрошенных подростков:
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - 12 %
ЧЕСТНОСТЬ - 10%
СПРАВЕДЛИВОСТЬ - 9 %
Слайд 7верность – 72%
ответственность – 66%
справедливость – 65%
образованность – 61%
доброта –
61%
твёрдая воля – 60%
честность – 59%
терпимость – 57%
широта взглядов –
57%
Слайд 81. критическое отношение к себе – 32%
2. высокие запросы (высокие
требования к жизни и высокие притязания) – 31%
3. эффективность в
делах (трудолюбие, продуктивность в работе) – 15%
Слайд 9Сферы взаимоотношений подростков
Семья
Сверстники
Школа
Открытый социум
Слайд 1066% - удовлетворены ситуацией в своей учебной и личной жизни
65% - удовлетворены положением своей семьи
43% - не удовлетворены справедливостью
в нашем обществе
Слайд 11Взаимоотношения в школе
редко пропускают школу или 1-2 раза в
год- 64 %
комфортно чувствуют себя на нескольких уроках -
51%
какие-то учебные предметы даются с трудом, какие-то легко – 49%
успеваемость зависит от того, интересно учиться или нет - 40 %
Слайд 12Взаимоотношения в школе
Обращаются к педагогам для них характерны «профессионализм, чуткость,
понимание» - 65%
обращаются за помощью к социальному педагогу -
23 %
и к родителям - 45%
Слайд 13Взаимоотношения со сверстниками
88% - « уважение друзей очень важно»
75% -
«компания сверстников нравится и там настоящие друзья»
78% -
«с ними весело и интересно»
55% - помогут решить проблемы и всегда поддержат
35% - «во время прогулки вместе покурить, попробовать спиртные напитки, подраться».
Слайд 14
Причины нарушения взаимоотношений
Сверстники (более 50% подростков)
неумение контролировать себя и
повышенная возбудимость,
пренебрежение со стороны сверстников,
боязнь «выглядеть смешным»,
негативная оценка способностей,
стремление к
самостоятельности и независимости,
желание доказать собственную значимость,
неуверенность в себе.
Слайд 15Реакция подростков на трудные жизненные ситуации
Выбирают более 60% подростков
я стараюсь
разрешить ситуацию, планирую конкретные шаги и выполняю их ,
я стараюсь
отвлечься (спорт, музыка, прогулки с друзьями, компьютер и т.д.),
я ищу помощи у других ,
я жду, чтобы мне кто-нибудь помог,
я пытаюсь успокоиться с помощью алкоголя или сигареты (30%)
Слайд 16Реакция подростков на трудные жизненные ситуации
Выбирает менее 7 % подростков:
Я
срываю свою злость на других,
Я виню во всем себя,
Я пытаюсь покинуть место, где я столкнулся с проблемой (уйти из дома, убежать из школы и т.д.),
Я оттягиваю решение проблемы,
Обратился бы к религии (1%),наркотикам, лекарственным средствам (0,5%)
Слайд 17Задачи воспитания подростков в коллективной творческой жизнедеятельности класса
Какие ценности или
проблема являются наиболее значимыми для школьников вашей группы?
Какое отношение характерно
для этой группы?
Как можно сформулировать воспитательную задачу?
«Воспитывать (какое?) отношение к (чему?) у (кого?)
Слайд 18Педагогические показатели развития трёх сторон личностного отношения:
Эмоционально – волевая сторона
(хочу?)
Познавательно - мировоззренческая сторона
(знаю?)
Действенно-практическая сторона
(могу?)
Слайд 19
Эмоционально – волевая сторона
эмоция (поток энергии),
чувство
(устойчивый эмоциональный настрой),
стремление (влечение + волевой компонент),
мотив (осознанный смысл или цель),
потребность (духовная, нравственная, социальная ориентация)
Слайд 20Познавательно - мировоззренческая сторона
- Представление (эмоциональный образ),
- знание
(вербальное выражение),
взгляд (оценочное суждение),
- убеждение (доказательное мнение),
-
мировоззрение (устойчивая сформированная позиция)
Слайд 21
Действенно-практическая сторона
- элементарные умения (к действию при полном контроле сознания),
- навыки (способность
к автоматизированным действиям),
- обобщённые умения (эл. умения + навыки = к новым действиям под руководством сознания в главном направлении),
- привычка (способность воспроизводить совокупность деятельностей в определённой ситуации)
Слайд 22Задание 2:
Определяем характеристику личностного отношения и уровни по компонентам
в характеристике сторон л. о. данной возрастной группы
Слайд 23Воспитательные задачи
«Воспитывать (какое?) отношение к (чему?) у (кого?)
Формировать
Развивать
Совершенствовать
-э.-
в.
-п.- м.
-д.- п.
Домашнее задание: сформулировать воспитательные задачи, как наиболее актуальные
для воспитания конкретного класса?