Слайд 1Тема 3. Лекция 5 по дисциплине
«Пассажирские перевозки»
Кандидат технических наук, доцент
САВИНОВСКИХ
Андрей
Геннадьевич
Слайд 2Тема 3. Лекция 5.
Технико-эксплуатационные показатели использования пассажирского автотранспорта
Слайд 3Вопросы
1.Технико-эксплуатационные показатели использования одиночного транспортного средства на маршруте.
2. Технико-эксплуатационные показатели
использования парка
подвижного состава
Слайд 41.Технико-эксплуатационные показатели использования одиночного
транспортного средства на маршруте
Слайд 5Коэффициент использования вместимости подвижного состава (коэффициент наполнения) характеризует степень наполнения
транспортного средства пассажирами.
Различают статический и динамический коэффициенты использования
вместимости пассажирского транспортного
средства.
Слайд 6Статический коэффициент использования вместимости
характеризует степень наполнения
транспортного средства в конкретный момент времени в зависимости от количества
находящихся в нем пассажиров:
где Qф – фактическое количество пассажиров в транспортном средстве, пасс.
Слайд 7
Статический коэффициент наполнения отражает «текущую» загрузку транспортного средства на отдельных
участках маршрута.
Поэтому на маршрутах с большой сменяемостью пассажиров статический
коэффициент наполнения может существенно различаться для различных участков маршрута, например, в начале он может быть достаточно низким, и высоким в середине.
Слайд 8Низкое значение статического коэффициента наполнения по всем участкам маршрута
свидетельствует о
том, что по маршруту эксплуатируется транспортное средство
более высокой вместимости, чем
это необходимо по условиям перевозок.
Данное обстоятельство приводит к росту себестоимости перевозки пассажиров.
Слайд 9Так как статический коэффициент наполнения не учитывает сменяемость пассажиров по
маршруту, поэтому он не имеет практического применения при планировании и
анализе работы городского пассажирского транспорта, условия работы которого характеризуются высоким уровнем пассажирообмена на всем
протяжении маршрута.
В этом случае используется динамический коэффициент использования вместимости.
Слайд 10Динамический коэффициент использования вместимости γд определяется
отношением фактически выполненной транспортной работы
к возможной,
которая могла быть выполнена при условии полного использования номинальной
вместимости
транспортного средства на всем протяжении маршрута:
Слайд 11.
где Рф и Рвоз – соответственно пассажирооборот фактический и возможный,пасс.-км.
Уровень
динамического коэффициента наполнения оценивает соответствие:
во-первых, вместимости предоставленных для работы
по маршруту транспортных средств объему перевозимых пассажиров
во-вторых, протяженности организованного маршрута дальности их поездки.
Слайд 12Статический и динамический коэффициенты будут равны, когда все пассажиры перевозятся
от начала до конца маршрута:
Слайд 13
.
Равенство статического и динамического коэффициентов наполнения характерно для перевозок
пассажиров по маршрутам, на которых не предусмотрены в пути следования
промежуточные остановочные пункты для посадки и высадки пассажиров (некоторые междугородные и международные маршруты, обслуживание пассажиров по заказам, экскурсионные и туристические поездки).
Слайд 14Производительность подвижного состава является обобщающим показателем его использования в транспортном
процессе. Производительность характеризует возможности пассажирского транспорта в освоении объемов перевозки
или выполнении транспортной работы за единицу времени.
Для определения производительности определенного типа подвижного состава
необходимо знать количество перевезенных пассажиров Q и выполненную
транспортную работу P за время работы по маршруту.
Слайд 16Производительность подвижного состава за рейс.
Так как на городских, пригородных
и большинстве междугородных маршрутах продолжительность
рейса занимает незначительную долю в общем
времени работы подвижного состава по маршруту, производительность за рейс рассчитывают либо в количестве перевозимых пассажиров за час (Uр),
либо в пассажиро-километрах за час (Wр).
Объем перевезенных пассажиров за один рейс:
Слайд 17Время, затрачиваемое на выполнение рейса, определяется следующим выражением:
Слайд 18.
Тогда часовая производительность транспортного средства за один рейс в пассажирах
и пассажиро-километрах соответственно:
Слайд 19.
Производительность подвижного состава в пассажирах за день (смену)
Слайд 20Число рейсов за день (смену) рассчитывается через отношение времени работы
по маршруту к продолжительности рейса:
Слайд 21Производительность подвижного состава в пассажиро-километрах за день (смену)
Слайд 222.Технико-эксплуатационные показатели использования парка
подвижного состава
Слайд 23Парк подвижного состава – это группа транспортных средств, объединенных
организационно или
только выполнением общей задачи.
Слайд 24Под организационным объединением понимается сосредоточение различных
марок и типов подвижного состава
в одной организации, как специализирующейся, так и не специализирующейся на
пассажирских перевозках.
Все транспортные средства такой организации могут разделяться на колонны, звенья и другие обособленные группы, по-другому говоря, формироваться в парк, с учетом типажа, вида перевозок, обслуживаемых маршрутов и других критериев.
Слайд 25Объединение транспортных средств для выполнения общей задачи предполагает их временную
передачу в оперативное подчинение единому руководящему органу, обеспечивающему решение важной
хозяйственной, общественной или государственной задачи.
Слайд 26В сформированный для решения
конкретной задачи парк подвижного состава могут входить
транспортные средства как одной организации, так и различных организаций.
Главное,
что их (транспортные средства) можно рассматривать как самостоятельное
организационное формирование, функционирующего с определенной степенью
эффективности, которую можно оценивать при помощи технико-эксплуатационных показателей.
Слайд 27Эффективность использования парка и его провозные возможности характеризуются следующими ТЭП.
Численность
парка характеризуется двумя показателями:
− инвентарный состав парка;
− среднесписочный состав парка.
Слайд 28Инвентарный парк включает в себя все транспортные средства организации, в
том
числе не предназначенные для перевозки пассажиров по маршруту (транспорт для
доставки работников, специальный подвижной состав –
техпомощь, линейный контроль и т.д.).
Инвентарный состав парка рассчитывается, как правило, на определенную дату простым суммированием всех транспортных средств организации, находящихся на балансе организации.
Слайд 29Среднесписочный состав парка включает только подвижной состав, предназначенный для выполнения
пассажирских перевозок.
Необходимость расчета среднесписочного состава парка связана с периодичностью
пребывания транспортных средств в организации.
В течение планового периода, как правило,
года, транспортные средства могут выбывать из эксплуатации, а также могут приобретаться новые.
Слайд 30Поэтому при планировании производственной программы на будущий период было бы
не правильно учитывать численность транспортных средств, находящихся в эксплуатации в
данный момент.
Для расчетов используют среднестатистическое значение количества транспортных средств, находящихся в
организации в течение расчетного периода.
Среднесписочный состав показывает,
сколько в среднем единиц подвижного состава каждый день находится в парке.
Слайд 31Он рассчитывается следующим образом:
Слайд 32Коэффициент технической готовности. Факт нахождения транспортных
средств в парке (величина списочного
состава) еще не характеризует
эффективности их использования.
Часть автомобилей может быть
не готова к эксплуатации в связи с неисправностью.
По техническому состоянию парк автомобилей разделяется на исправные, то есть готовые к эксплуатации, и находящиеся в ремонте.
Слайд 33Коэффициент технической готовности характеризует соотношение готовых
к эксплуатации транспортных средств к
общему их числу:
Слайд 34Коэффициент технической готовности характеризует уровень технического обслуживания транспортных средств в
организации.
Его значение также используется при расчете количества транспортных средств,
выделяемых для
обслуживания маршрута.
Например, если необходимо, чтобы на маршруте
постоянно работало 9 автобусов, то есть в исправном состоянии должно быть не
менее девяти автобусов в день, а коэффициент технической готовности парка составляет 0,9, тогда из предыдущего выражения найдем, что для обслуживания маршрута следует выделить 10 машин.
Слайд 35Коэффициент выпуска. Исправные автомобили могут простаивать по различным причинам организационного
характера:
отсутствие водителей
или заказов клиентов,
окончание срока лицензии на
перевозку и др.
Коэффициент выпуска характеризует качество использования парка подвижного состава и рассчитывается по формуле:
Слайд 36Коэффициент выпуска отражает уровень использования технических возможностей парка для получения
доходов (работы на линии).
Но одного значения коэффициента выпуска на
линию недостаточно для характеристики степени использования парка подвижного состава, так как объем транспортной работы зависит не только от числа дней работы автомобилей, но и от их марки, вместимости, количества часов эксплуатации, т.е. тех показателей, которые определяют выработку парка в пассажирах и пассажиро-километрах.
Слайд 37Средняя вместимость парка транспортных средств используется при оценке
потенциальных возможностей предприятия
по реализации объемов перевозок:
Слайд 38Автомобиле-часы в эксплуатации подвижного состава характеризуют продолжительность работы всех транспортных
средств по маршруту (маршрутам) в течение суток (смены):
Слайд 39Пробег парка характеризует общее расстояние перевозки пассажиров транспортными средствами по
маршруту:
Слайд 40Эксплуатационная скорость движения по маршруту
Слайд 41Производительность парка характеризует его выработку в пассажирах либо пассажиро-километрах за
определенный период.
Производительность парка за час, при условии, что все транспортные
средства работают на одном маршруте, рассчитывается следующим образом:
• часовая производительность парка в пассажирах
Слайд 42• часовая производительность парка в пассажиро-километрах
Слайд 43Рекомендуемый список литературы:
1. Ларин О.Н. Организация пассажирских перевозок: Учебное пособие.
–Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 104 с..
2. Спирин И.В. Организация
и управление пассажирскими автомобильными перевозками: Учеб. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 400 с.
3. Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник для вузов / В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, А. В. Вельможин, С. А. Ширяев; Под ред. В. А. Гудкова. - М.: Горячая линия - Телеком, 2010.