Слайд 1Тема 3. Организация как открытая система
Организация как система.
Внешняя среда
организации.
Внутренняя среда организации.
Анализ сильных и слабых сторон, перспектив и рисков
организации.
Слайд 2Системный подход – подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса)
как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние
связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов определены исходя из общего предназначения объекта.
При использовании системного подхода организация рассматривается как система, состоящая из элементов и подсистем, обособленных между собой, но взаимосвязанных и взаимодействующих.
Слайд 3Модель системного подхода в управлении
Слайд 4Основные принципы системного подхода
1. Целостность, позволяющая рассматривать систему как единое
целое и в то же время как подсистему для вышестоящих
уровней.
Слайд 52. Иерархичность строения, то есть наличие на основе подчинения элементов
низшего
уровня элементам высшего уровня.
Как известно, любая организация
представляет собой взаимодействие двух
подсистем:
управляющей и управляемой.
Слайд 63. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в
рамках конкретной организационной структуры.
Процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами
её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры
Слайд 74.Множественность, позволяющая использовать множество
кибернетических, экономических и
математических моделей для описания
отдельных элементов
и системы в целом.
Слайд 8Системный подход к управлению
В содержание системного подхода также входит понятие
системного анализа.
Это совокупность различных научных методов и практических приемов
для решения множества проблем, которые возникают в сфере целенаправленной общественной деятельности, действующих в основе системного подхода и понимания объекта как системы.
Цель системного анализа – всесторонняя, полная проверка вариантов действий с позиции качественного и количественного сопоставления затрачиваемых ресурсов с получающимся эффектом.
Слайд 9Структурная оптимизация целенаправленный итерационный процесс получения серии системных
эффектов с целью
оптимизации прикладной цели в
рамках заданных ограничений. Практически достигается с
помощью специального
алгоритма структурной
переорганизации элементов системы.
Слайд 10Системный подход в управлении
воплощается через:
Административные методы
Экономические методы
Социально-психологические методы
Слайд 11Система
- Это совокупность взаимосвязанных элементов, обладающая свойствами целостности и
устойчивости.
Система
Открытая
Признаёт динамическое взаимодействие с окружающим миром. Организация получает сырьё и
человеческие ресурсы из окружающего мира. Они зависят от клиентов и заказчиков из внешнего мира, потребляют их продукцию.
Закрытая
Система является самосдерживаемой. Её главная характеристика в том, что она существенно игнорирует эффект внешнего воздействия. Такие системы имеют малую сферу применения.
Слайд 12Базовые свойства систем
Схема функционирования системы
Система стремится сохранить свою структуру
Система имеет
потребность в управлении
В системе формируется сложная взаимосвязь от свойств входящих
в неё элементов и подсистем
Каждая система имеет входное воздействие, систему обработки, конечный результат и обратную связь.
Слайд 13Организация как открытая система
Слайд 14Одной из самых значительных характеристик организации является зависимость от внешней
и внутренней среды.
Слайд 16ФАКТОРЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
Корпоративная культура
Основные внутренние переменные организации
Факторы, влияющие на индивидуальное
поведение
Слайд 17
Корпоративная культура – это набор базовых ценностей, убеждений, негласных соглашений
и норм, разделяемых всеми членами организации.
Уровни корпоративной культуры:
Поверхностный - видимые
объекты, артефакты культуры
Коллективно осознаваемый - общие ценности и убеждения
Подсознательный - базовые, основополагающие предположения и убеждения
Слайд 18В ЧЕМ ВЫРАЖАЕТСЯ
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА?
Символы
Предания
Герои
Девиз (слоган, лозунг)
Миссия
Организационные церемонии – особые
плановые мероприятия, проводимые ради всех присутствующих
Слайд 19Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации: цели, структура,
задачи, технология и люди.
Слайд 21Цели
Конкретные результаты, которых стремится добиться группа, работая вместе. У организации
могут быть краткосрочные, долгосрочные, промежуточные цели.
Технология
Средство преобразования сырья (труд, информация,
материалы) в конечные продукты или услуги. Технология зависит от типа производства: единичного, серийного или массового.
Задачи
Предписанная работа, серия или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговорённые сроки (работа с людьми, предметами или информацией)
Структура
Логическая взаимосвязь и взаимозависимость уровней управления и подразделений, построенная в такой форме, которая позволяет достигать цели организации.
Люди
Руководство достигает целей организации через своих сотрудников. Люди являются центральным фактором в любой системе управления
Слайд 22Факторы, влияющие
на поведение людей в организации
Умственные,
физические
способности
Стиль
руководства
Групповые
нормы
Потребности
Производитель-
ность
Ожидание,
восприятие
Ценности
Социальные
установки
Поведение
человека
Слайд 23СОЦИОТЕХНИЧЕСКИЕ ПОДСИСТЕМЫ
Внутренние переменные обычно называют социотехническими подсистемами, потому что они
имеют социальный компонент (людей) и технический компонент (другие внутренние переменные)
Слайд 24КАК СВЯЗАНЫ ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ?
Слайд 25ВНЕШНЯЯ СРЕДА
Факторы внешней среды организации
Характеристики внешней среды
Особенности бизнеса в международной
среде
Слайд 26Внешняя среда организации включает элементы, находящиеся вне компании, но оказывающие
на нее существенные воздействия.
Среда прямого воздействия
Среда косвенного воздействия
Слайд 27СРЕДА ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (среда задач, функциональная среда, микросреда), воздействует на
большинство повседневных функций организации, напрямую связанных с основными видами деятельности.
Слайд 28Среда прямого воздействия
Организация
Поставщики
Профсоюзы
Потребители
Законы и
гос. органы
Конкуренты
Слайд 29СРЕДА КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (общая, генеральная или макросреда) представляет собой внешний
слой самых разнообразных, но оказывающих лишь косвенное воздействие на деятельность
организации элементов
Слайд 30Среда косвенного воздействия
Организация
Международные
события
Технологические
факторы
Экономические
факторы
Социокультурные
факторы
Политические
факторы
Слайд 32Анализ внешней среды
Макросреда
ПЭСТ – анализ – политический\ правовой\экономический\социокультурный и технологический.
Цель:
1)
Выявление изменений или тенденций развития факторов внешней среды;
2) Концентрация внимания
на тенденциях, которые имеют наибольшее значение для организации;
3) Учёт происходящих перемен при разработке стратегий организации.
Слайд 33Анализ внешней среды
Микросреда
Анализ внешней среды на микроуровне предполагает рассмотрение статистических
показателей и данных различных внешних или внутренних исследований.
Цель:
1) Ответить на
вопрос как изменяется среда?
2)Как эти перемены влияют на организацию, её потребителей и рынки?
3) Какие коррективы, учитывающие возможности и угрозы внешней среды, следует внести в стратегию организации?
Слайд 34Процесс управления с точки зрения открытой системы
Слайд 35Возможные результаты при нарушении целостности системы
Слайд 36Характеристики развитости внешней среды
Вязкость – количественная мера усилий для освоения
в производстве ед. материальных, финансовых и информационно-технических ресурсов.
Взаимосвязанность-все факторы внешней
среды взаимосвязаны. Это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие.
Сложность - понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора. Количество факторов зависит от сложности производства: число применяемых технологий, ассортимента, уровня квалификации кадров.
Подвижность – это скорость с которой происходят изменения в окружении организации.
Неопределённость – зависит от наличия необходимой информации, которой располагает организация по конкретному фактору, а также от её точности.
Слайд 37КАК ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ВЛИЯЕТ
НА ВНЕШНЮЮ СРЕДУ ОРГАНИЗАЦИИ
ВНУТРЕННИЙ ЭТАП. Рыночный потенциал
ограничивается страной происхождения компании. Производство и маркетинг ведутся в пределах
ее внутреннего рынка.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭТАП. Возрастает доля экспорта компании, которая, как правило, переходит к мультирегиональной стратегии. Продвижением ее продуктов в некоторых зарубежных странах могут заниматься маркетинговые агентства.
Слайд 38МУЛЬТИНАЦИОНАЛЬНЫЫЙ ЭТАП. Маркетинговые и производственные мощности компании размещаются в разных
странах мира; более 30% объема продаж приходится на поставки в
другие государства.
ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭТАП. Компания уже не привязана ни к одной стране. Продажа товаров и закупка ресурсов производится в странах, которые предлагают наиболее выгодные условия. Собственность, контроль и высшее руководство компании распределяются по нескольким странам мира.