Слайд 11. Образование и развитие Афинского государства
1.1 Реформы Тезея
1.2. Реформы Солона
(594 г. до н.э.)
1. 3. Реформы Клисфена ( 509 г.
до н. э.)
2. Афинское рабовладельческое государства в V-IV в. до н.э.
3. Основные черты Афинского права. Источники права
Тема 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Слайд 2Афинское государство - одно из наиболее развитых государств древнего мира
- сыграло важную роль не только в истории Древней Греции,
но и в истории человеческой цивилизации в целом, внеся большой вклад в развитие культуры и искусства, идеологии и науки. Процесс разложения первобытнообщинного строя и образования государства в Афинах, начавшийся еще в гомеровское время, завершился в VII-VI вв. до н.э. Афины представляли самую чистую и наиболее классическую форму образования государства. Государство возникало в чистом виде, без всякого насильственного вмешательства, внешнего или внутреннего. Высоко развитая форма государства - демократическая республика возникала непосредственно из родового общества.
Слайд 4 1. Объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский
народ с центром в Афинах. Этот процесс был вызван развитием
торговли и мореходства. Необходимость объединения диктовалась и участившимися войнами с неаттическими племенами.
Реформа Тезея XII в. до н.э.
Слайд 5Существовали три главные причины, которые привели к объединению племен:
правовая незащищенность
иноплеменника;
люди, которые были незащищены, не могли участвовать в управлении племенем;
необходимость
защиты от внешнего врага.
Слайд 6Развитие общественного неравенства между свободными было закреплено их разделением (также
приписываемым Тезею) на:
эвпатридов (благородных);
демиургов (ремесленников);
геоморов (земледельцев).
Причем все население было
поделено на три категории не по кровно-родственному признаку
Новое деление населения
Слайд 71. Появление должности архонтов. Сначала архонты избирались пожизненно, затем с
сер. VIII в. - на десятилетний срок, и, наконец, с
683 г. стали ежегодно избирать 9 архонтов.
2. Племенной совет старейшин был вытеснен новым правительственным органом - ареопагом, состоявшим из представителей наиболее знатных и богатых семей. С появлением архонтов ареопаг стал пополняться бывшими архонтами, но он же, в свою очередь, избирал архонтов.
Реформа VII в. до н.э.
Слайд 8 Таким образом, власть целиком сохранялась в руках эвпатридов. Социальные
противоречия в Афинах в конце VII в. до н.э. достигли
такой остроты, которая грозила вылиться в кровавые столкновения. В этих крайних условиях эвпатриды пошли на уступки и были вынуждены избрать архонтом Солона, возложив на него трудную задачу по нормализации обстановки (594 г. до н.э.).
Слайд 10 Избранный архонтом с самыми широкими полномочиями, Солон приступил к реализации
своей программы по реформированию общественного и государственного строя Афин. Реформы
Солона затронули почти все стороны Афинского общества: экономические отношения, социальную структуру, военное дело и государственное управление.
Его реформы носили компромиссный характер.
Слайд 121. Солон провел реформу долгового права, т.н. сисахфию. Это была
одна из важнейших реформ по преобразованию долговых отношений. Прежде всего,
были уничтожены все долги, сделанные под заклад земли, т.е. произошло “стряхивание бремени” (заимодавцы для обеспечения долга ставили камни с записями на участках задолжавших крестьян). Одновременно законодательно запрещалось обращение в рабство, т.е. долговая кабала. Все лица, находившиеся в кабале у своих кредиторов, получали свободу, люди, проданные за пределы государства, были выкуплены из рабства и возвращены на родину. На будущее время только государство сохраняло право продавать в рабство своих должников, которые нарушили свои обязательства. Земля была освобождена от столбов, служивших знаками залогов.
Слайд 14 Снятие долговых столбов, камней и отмена долгового рабства было тяжелым
ударом по родовой аристократии, так как именно с помощью этих
мер, она увеличивала свои земельные владения и закабаляла земледельцев, превращая их в своих зависимых арендаторов. Стремясь укрепить экономическое положение средних земледельцев, Солон ввел ограничения ссудного процента. Эти радикальные меры должны были укрепить экономическое положение основной массы афинских земледельцев, создать некоторые гарантии их общего благосостояния.
Слайд 152. Принципиальное значение имело введенное Солоном разделение всего свободного коренного
населения Афин на четыре разряда, в зависимости от размеров земельного
дохода.
Лица, получающие 500 медимнов дохода зерном или в жидких (вино, масло) продуктах, были отнесены к самому высокому первому разряду и стали называться пятисотниками (единицей измерения доходов была мера емкости 1 медимн для зерна - 52,4 л).
Второй разряд составляли те, кто получал доход в 300 медимнов (их называли всадниками).
Граждане третьего разряда, т.н. зевгиты (от дзеугос- упряжка волов, т.е. владельцы упряжки волов) имели 200 медимнов.
Все остальные граждане зачислялись в самый низший, четвертый разряд, где их доход составлял менее 200 медимнов. Их называли фетами.
Слайд 16 Только граждане первых трех разрядов могли занимать государственные должности,
а высшие должности (архонты, члены ареопага) могли занимать лишь представители
первого разряда. Представители первого и второго разрядов служили в коннице, избирались на высшие должности, зевгиты призывались в тяжеловооруженную пехоту; фетам был открыт доступ в Народное собрание и гелиэю.
Слайд 18 Права и обязанности граждан стали соизмеряться с их имущественным цензом.
3.
Солон создал новый орган государственного управления - Совет четырехсот, ежегодно
избиравшийся из граждан первых трех разрядов (по 100 человек от каждого племени - филы), который, во-первых, руководил подготовкой дел для обсуждения на Народном собрании; во-вторых, разбирал некоторые текущие дела управления.
Реформа Солона - это второй шаг по разрушению кровнородственных связей и созданию государственности
Слайд 19Создание Совета 400 было уступкой родовой знати, одним из проявлений
половинчатости реформ.
Солон сохранил также существовавший ранее ареопаг - оплот
родовой аристократии.
Повышение роли Народного собрания и учреждения Совета 400 привели к ограничению функций аристократического совета-ареопага.
Слайд 204. Солон создал также суд присяжных - гелиэю, который помимо
обширной судебной власти, позднее приобрел большое политическое значение в качестве
органа, участвовавшего в осуществлении законодательной власти и контролировавшего избрание должностных лиц. В состав членов этого суда были допущены граждане всех четырех разрядов (всего насчитывалось 6000 человек).
Слайд 22 Деление населения по имущественному цензу и открытое признание привилегий за
имущим сословием означали дальнейшее развитие государственности, а также укрепление всего
Афинского государства в целом
Слайд 23 Значение реформы Солона состояло в дальнейшем развитии рабовладельческих отношений, в
оформлении в Афинах рабовладельческого города-полиса и образовании основ афинской демократии
Слайд 25 В 509 г. до н.э. Клисфен провел реформы, окончательно
ликвидировавшие остатки родового строя, которые еще сохранялись в Афинах.
Клисфен ввел деление населения по территориальному признаку, уничтожив политическое значение старого деления населения на четыре племени. Теперь всю территорию он разделил на 10 территориальных фил. Принадлежность к родовым организациям теряла всякое значение, а решающим становилось место постоянного жительства граждан.
Слайд 26 Совет 400 был упразднен, и вместо него создан Совет
500, состоявший из представителей 10 территориальных фил (по 50 человек
от каждой филы). Устранив всякое значение родоплеменного деления для государственной организации, реформа Клисфена завершила процесс образования Афинского государства
Слайд 27 Коллегии архонтов и ареопаг остались без изменения. Однако коллегия
архонтов утратила свое прежнее значение, когда была образована коллегия десяти
стратегов. Первоначально стратеги руководили военными силами государства, но вскоре компетенция их расширилась и они превратились в наиболее влиятельных должностных лиц Афинского государства
Слайд 28 С целью предотвращения попыток аристократии реставрировать старые порядки при
Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая
название остракизма или суд черепков. Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осужденный большинством голосов (не менее 6 тыс. человек) удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет.
Слайд 30 Остракизм, направленный вначале против родовой аристократии, использовался впоследствии в политической
борьбе между различными группировками, существовавшими в афинском обществе и являлся
механизмом защиты существующего строя.
Слайд 31 Законы Клисфена завершили формирование рабовладельческого общества и государства в Аттике
в виде демократического полиса, которое началось в VIII в. до
н.э.