Разделы презентаций


Тема 4. Контрактные отношения

Содержание

Контракт: юридический и экономический подходыКонтракт в юридическом смысле – соглашение, устанавливающее права и обязанности сторон с определенными сроками действияКонтракт в экономической теории – отношения (явные и неявные) между сторонами по поводу

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 4. Контрактные отношения
Институциональная экономика
(факультет менеджмента 2009)

Тема 4. Контрактные отношенияИнституциональная экономика (факультет менеджмента 2009)

Слайд 2Контракт: юридический и экономический подходы
Контракт в юридическом смысле – соглашение,

устанавливающее права и обязанности сторон с определенными сроками действия

Контракт в

экономической теории – отношения (явные и неявные) между сторонами по поводу передачи или защиты прав собственности

Многообразие контрактных форм связано со стремлением экономических агентов экономить трансакционные издержки

Контракт: юридический и экономический подходыКонтракт в юридическом смысле – соглашение, устанавливающее права и обязанности сторон с определенными

Слайд 3Почему контракты всегда остаются неполными?
Ограниченность предвидения человека, невозможность предусмотреть все

обстоятельства
Высокие издержки расчетов и переговоров при учете маловероятных событий
Неточность и

сложность языка, необходимость в дополнительной трактовке
Важная информация, ненаблюдаемая третьей стороной
Почему контракты всегда остаются неполными?Ограниченность предвидения человека, невозможность предусмотреть все обстоятельстваВысокие издержки расчетов и переговоров при учете

Слайд 4Плюсы и минусы неполных контрактов
+ Возможность гибко реагировать на непредвиденные

обстоятельства
- Опасность постконтрактного оппортунизма

Плюсы и минусы неполных контрактов+ Возможность гибко реагировать на непредвиденные обстоятельства- Опасность постконтрактного оппортунизма

Слайд 5Асимметрия информации и оппортунизм
Асимметрия информации – ситуация, при

которой сторонам известно разное количество информации, имеющей отношение к сделке

В результате асимметрии информации у стороны, обладающей большим объемом информации, появляются возможности для оппортунизма

Оппортунистическое поведение – преследование личной выгоды с использованием коварства, обмана, сокрытия информации (Уильямсон, 1996)

Асимметрия информации и оппортунизм  Асимметрия информации – ситуация, при которой сторонам известно разное количество информации, имеющей

Слайд 6Виды оппортунистического поведения
Неблагоприятный отбор (adverse selection) – одной из

сторон неизвестны качественные характеристики блага, т.е. имеют место «скрытые характеристики»

(hidden characteristics)
Моральный риск (moral hazard) – одна из сторон не имеет возможности контролировать действия другой, т.е. имеют место «скрытые действия» (hidden actions)
Вымогательство (hold-up) – одна из сторон получает возможность ущемлять интересы другой стороны, осуществившей специфические инвестиции, т.е. имеют место «скрытые намерения» (hidden intensions)

Виды оппортунистического поведения Неблагоприятный отбор (adverse selection) – одной из сторон неизвестны качественные характеристики блага, т.е. имеют

Слайд 7Неблагоприятный отбор и рынок «лимонов» Akerlof (1970)
На рынке два

типа автомобилей: хорошие («сливы») и плохие («лимоны»). С равной вероятностью

автомобиль может оказаться «сливой» или «лимоном».

Проблема может быть настолько серьезной, что способна разрушить рынок

Цена на автомобили установится как средняя от цен «сливы» и «лимона». Поэтому на рынке остануться только продавцы «лимонов». Плохие автомобили вытеснят хорошие

Неблагоприятный отбор и рынок «лимонов» Akerlof (1970)  На рынке два типа автомобилей: хорошие («сливы») и плохие

Слайд 8Способы предотвращения неблагоприятного отбора 1. Сигнализирование (Signaling)
Сигнал – наблюдаемая характеристика индивида

или блага, которая может быть изменена
Сигнал подает сторона, располагающая информацией
Качество

сигнала зависит от затрат на его осуществление. Чем больше затраты информированной стороны, тем надежнее сигнал
Примеры: диплом о высшем образовании, гарантии от продавцов, рекламная компания, оформление офиса банка

Способы предотвращения неблагоприятного отбора 1. Сигнализирование (Signaling)Сигнал – наблюдаемая характеристика индивида или блага, которая может быть измененаСигнал

Слайд 9Способы предотвращения неблагоприятного отбора 2. Просеивание (Screening)
Просеивание осуществляет сторона, не обладающая

информацией
Принцип просеивания – стимулировать другую сторону раскрыть свою частную информацию
Примеры:

собеседование и тестирование при приеме на работу, повышение оплаты труда с увеличением стажа работника

Способы предотвращения неблагоприятного отбора 2. Просеивание (Screening)Просеивание осуществляет сторона, не обладающая информациейПринцип просеивания – стимулировать другую сторону

Слайд 10Моральный риск (moral hazard)
Интересы исполнителя и заказчика не совпадают
Исполнители застрахованы

от неблагоприятных последствий своих действий
Заказчик не в состоянии осуществить полный

контроль и совершенное принуждение

Моральный риск – использование одной стороной «скрытой информации» с целью максимизации собственной полезности в ущерб другой стороне. Возможен в тех случаях, когда:

Моральный риск (moral hazard)Интересы исполнителя и заказчика не совпадаютИсполнители застрахованы от неблагоприятных последствий своих действийЗаказчик не в

Слайд 11Моральный риск (moral hazard): проблема принципала и агента
Деятельность агента

не поддается непосредственному наблюдению принципала
Об эффективности действий агента можно судить

только по конечным результатам

Агент действует по поручению и от имени принципала. Асимметрия информации ведет к тому, что:

Примеры: акционеры и топ-менеджеры компании; избиратели и политики; избранные политики и назначенные чиновники.

Моральный риск (moral hazard):  проблема принципала и агента Деятельность агента не поддается непосредственному наблюдению принципалаОб эффективности

Слайд 12Способы предотвращения морального риска
Контроль за действиями агента
Заключение стимулирующего контракта (участие

агента в результатах деятельности)
Добровольное принятие агентом более жестких условий (bonding)
Принцип

«сделай сам»

Способы предотвращения морального рискаКонтроль за действиями агентаЗаключение стимулирующего контракта (участие агента в результатах деятельности)Добровольное принятие агентом более

Слайд 13Специфичность активов
Специфичность местоположения (site specificity)
Специфичность физических активов (physical asset specificity)
Специфичность

человеческого капитала (human capital specificity)
Специфичность целевых активов (dedicated asset specificity)
Временная

специфичность (temporal specificity)
Специфичность репутации (brand name specificity)

Специфический актив не может быть использован альтернативным образом без существенной потери своей ценности.
Типы специфичности:

Специфичность активовСпецифичность местоположения (site specificity)Специфичность физических активов (physical asset specificity)Специфичность человеческого капитала (human capital specificity)Специфичность целевых активов

Слайд 14Вымогательство (hold-up)
Вымогательство – вид оппортунистического поведения ex post, цель которого

состоит в перераспределении квазиренты, т.е. ущемлении интересов стороны, осуществившей специфические

инвестиции
Квазирента – доход, возникающий в результате инвестиций в специфические активы; излишек по сравнению со средними переменными издержками
Фундаментальная трансформация – переход от изначально конкурентной ситуации ex ante к отношениям двусторонней зависимости ex post как результат инвестиций в специфические активы

Вымогательство (hold-up)Вымогательство – вид оппортунистического поведения ex post, цель которого состоит в перераспределении квазиренты, т.е. ущемлении интересов

Слайд 15Типы контрактов
Классический – договор, основанный на действующих юридических правилах. Четко

фиксирует условия сделки и санкции в случае нарушения, не признает

устных договоренностей
Неоклассический – договор о принципах сотрудничества в условиях неопределенности. Личные отношения играют важную роль, предусмотрена возможность обращения к третьим лицам
Отношенческий (имплицитный) – договор, в котором неформальные отношения преобладают над формальными. Заключается при высокой степени специфичности активов
Типы контрактовКлассический – договор, основанный на действующих юридических правилах. Четко фиксирует условия сделки и санкции в случае

Слайд 16Выбор между типами контрактов
Регулярность и длительность сделок
Степень неопределенности и сложности

сделки
Измеримость характеристик сделки
Взаимозависимость сделок
Специфичность ресурсов

Выбор между типами контрактовРегулярность и длительность сделокСтепень неопределенности и сложности сделкиИзмеримость характеристик сделкиВзаимозависимость сделокСпецифичность ресурсов

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика