Слайд 1Тема 4. Рыночный механизм: спрос, предложение, цена и рыночное равновесие.
План.
Спрос,
его факторы и закон.
Предложение, его факторы и закон.
Рыночное равновесие. Равновесная
цена.
Эластичность спроса и предложения.
Слайд 2Спрос
Спрос(demand, D) — количество товара, которое покупатели готовы приобрести на
рынке по определенной цене.
Слайд 3Объем спроса (Q) – количество товара, которое покупатели желают приобрести
за определенный период.
Слайд 4Закон спроса: снижение цены (при прочих равных условиях) ведет, как
правило, к соответствующему увеличению спроса. И наоборот, рост цены сокращает
спрос.
Qd = f (1/Р).
Слайд 5
Закон спроса объясняется действием 3-х эффектов:
«Эффект роста выгоды».
«Эффект дохода».
«Эффект замещения».
Слайд 6
Следует различать понятие спрос и величина спроса.
Величина спроса –
количество товаров и услуг, которые покупатели готовы купить по данной
цене в определенное время и в определенном месте.
Величина спроса зависит от ряда факторов.
Такую зависимость принято называть функцией спроса.
Qda = f (Pa, Pb... K, L, …),
Основной фактор спроса – цена товара, поэтому зависимость можно упростить: Qda= f(Pa)
Слайд 7Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы
приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. Кривая
имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене.
Слайд 8Факторы(детерминанты), влияющие на спрос
Неценовые факторы
Вкусы и предпочтения потребителей.
Изменение доходов
потребителей.
Изменение числа покупателей
Цены на товары - заменители и товары
- дополнители.
Потребительские ожидания
Степень удовлетворения потребностей
Слайд 9Изменение спроса под действием неценовых факторов.
Слайд 11Предложение
(supply, S) — количество товара, которое продавцы готовы продать на
рынке по определенной цене.
Слайд 12Закон предложения состоит в том, что при прочих равных условиях
количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого
товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения.
Слайд 13Закон предложения
(law of supply) — величина предложения находится в прямой
зависимости
от цены:
выше цена — выше предложение
ниже цена — ниже
предложение
Слайд 14Кривая предложения
Кривая предложения показывает, какое количество товара (Q) производители готовы
продать при каждом данном уровне цен в конкретный период времени.
QS = f (P).
Слайд 15Следует различать понятия: величина предложения и изменение предложения
Слайд 16Изменение предложения-обусловлено неценовыми факторами (детерминантами) движение кривой влево и вправо;
Изменение
величины предложения – обусловлено ценой; движение по кривой вниз и
вверх.
Слайд 17Неценовые факторы предложения (детерминанты)
1) цены на ресурсы;
2) технология производства;
3)
налоги и дотации;
4) цены на другие товары;
5) ожидания
изменения цен;
6) число продавцов на рынке.
Слайд 18Рыночное равновесие
Наступает тогда когда интересы продавцов и покупателей совпадают.
Равновесная цена
– это результат большого количества сделок на рынке.
Слайд 19Рыночное равновесие
P
A
C
S
D
B
F
Дефицит
Q
S
D
Рыночное равновесие
Излишек
Дефицит
Слайд 20Графики спроса и предложения
Дженкин Флеминг
(1833-1885), английский инженер и экономист, впервые
представил спрос и предложение
в виде пересекающихся графиков. Он же
изобрел канатные
дороги.
Слайд 21Изменение рыночного равновесия
P
Q
A
A1
S
Рост количества
Рост цены
Рост спроса
S
D
Равновесная цена
и количество
Новая равновесная цена
и
количество
Слайд 22Эластичность спроса
Эластичность означает степень чувствительности изменений одной величины на изменение
другой величины.
Коэффициент эластичности показывает на сколько процентов изменяется спрос в
ответ на однопроцентное изменение цены.
Слайд 23Три варианта ценовой эластичности спроса
Эластичный, когда изменение объема спроса больше
изменения цены
Спрос единичной эластичности, когда изменения объема спроса равны
изменению цены
Неэластичный спрос, когда изменение объема спроса меньше изменения цены
Слайд 24Факторы эластичности спроса по цене
Незаменимость товара
Значимость товара для потребителя
Место товара
в структуре потребления
Время
Слайд 26Если меняется цена, то спрос и предложение не изменяются, а
лишь растут или убывают, перемещаясь по кривой в новое положение
(рис. 8).
Слайд 29Определения
Рыночное равновесие (market equilibrium) - равенство спроса и предложения на
рынке определенного товара.
Цена (price) – пропорция обмена товара на деньги,
если цена выражена в деньгах, или альтернативная стоимость, если цена выражена в другом товаре.