Слайд 1 Тема 4. Теория товара и денег
Слайд 2Товар – продукт труда, произведен-
ный для продажи или обмена.
Свойства
товара:
- потребительная стоимость;
- меновая стоимость-внешнее свойство;
( стоимость-внутреннее свойство )
СВОЙСТВА ТОВАРА
ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ - свойство товара удовлетворять
ту или иную потребность
МЕНОВАЯ СТОИМОСТЬ – свойство товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях
Слайд 4
Труд, затраченный на производство товара
Конкретный
Частный
Общественный
Абстрактный
Простой
Сложный
Слайд 5Закон стоимости-закон цен, - товары обмениваются по стоимости, по общественно-необходимым
затратам труда на производство товара
Слайд 6Цена = стоимости, когда спрос= предложению
Закон стоимости и механизм его
действия
Цена < стоимости, когда спрос < предложения товаров
Цена - больше - стоимости, когда спрос - больше –
предложения товаров.
Слайд 7Последствия действия закона стоимости
Является двигателем развития производительных сил
Регулирует общественное производство
и распределение ресурсов отрасли
Слайд 8ДЕНЬГИ- ТОВАР,КОТОРЫЙ ВЫДЕЛИЛСЯ ИЗ ОГРОМНОЙ МАССЫ ТОВАРОВ И СТАЛ ИГРАТЬ
РОЛЬ ВСЕОБЩЕГО ЭКВИВАЛЕНТА.
функции денег:
МЕРА СТОИМОСТИ
СРЕДСТВО ОБРАЩЕНИЯ;
СРЕДСТВО НАКОПЛЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
СОКРОВИЩ;
СРЕДСТВА ПЛАТЕЖА
- МИРОВЫЕ ДЕНЬГИ
Слайд 9 Возникновение денег
Простая или случайная
форма обмена
1товар в относительной форме стоимости = 1 товару эквивалентной
форме стоимости
Полная (развернутая) форма
1 товар в относительной форме стоимости = множество в эквивалентной форме стоимости
Всеобщая – один эквивалент ,у разных народов , и множество в относительной форме.
Денежная форма – (один эквивалент для всех народов), связана с развитием международной торговли.
Слайд 10 Закон денежного обращения
(по К.Марксу)
К= ЦТ/О;
К =ЦТ – Кр
+ П – ВП / 0, где :
К- количество денег в обращении;
ЦТ-сумма цен товаров, производимых в стране;
Кр-сумма цен товаров, проданных в кредит;
П – сумма платежей по кредиту;
ВП- сумма взаимопогашаемых платежей;
0 - скорость обращения денег (количество оборотов одноименной денежной единицы в течение года).;
Слайд 11 ЗАКОН ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ
Уравнение обмена Роберта Фишера
M x V = P х Q, где
М- количество денег в обращении;
V - скорость обращения денег;
P - средняя цена товара;
Q - количество товара
Слайд 121. Сущность и виды инфляции.
Инфляция- дисбаланс спроса и предложения
денег, выраженный в росте цен
Инфляция всегда сопровождается ростом общего уровня
цен, снижением платежеспособного спроса и жизненного уровня населения.
Инфляция – это социально-экономическое явление, которое характеризует соотношение между количеством бумажных денег, объемом произведенных товаров , услуг и темпами роста уровня цен.
Уровень инфляции:
П = р – р1 / р 1 ; где П – уровень инфляции,
Р – средний уровень цен текущего года
Р1-средний уровень цен в предшест –
вующем году
Слайд 13Инфляцию классифицируют:
Открытую – проявляющуюся в росте цен на потребительские товары
и ресурсы.
Скрытую – являющуюся следствием товарного дефицита и сопровождающуюся стремлением
государства удержать цены на том же уровне; .
Следствием скрытой инфляции является образование дефицита.
Слайд 14По пропорции измения цен инфляцию подразделяют на:
Сбалансированную – при которой
цены на товары друг относительно друга неизменные.
Несбалансированную - цены
на товары изменяются друг относительно друга в разных пропорциях.
Слайд 15По причинам возникновения различают:
Инфляцию спроса - возникает в условиях
превышения спроса над предложением.
Инфляцию издержек (предложения) - является результатом
увеличения расходов производства.
Слайд 16По критерию годового темпа изменений общего уровня цен выделяют такие
виды открытой инфляции:
– Умеренную - 0 < π < 10 %
– Галопирующую
– 20%< π < 200%
– Гиперинфляцию – 300%< π < ∞
- Стагфляция
Слайд 17Сводная таблица индексов инфляции с 2000 по 2012 годы
Индекс инфляции, или, что то
же, индекс потребительских цен — показатель, который характеризует изменения общего уровня
цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.
Индекс потребительских цен отображает изменение стоимости фиксированного потребительского набора товаров и услуг в текущем периоде относительно предыдущего. Потребительский набор товаров и услуг — это набор наиболее представительных и важных для потребления домохозяйств товаров и услуг. Устанавливается централизованно и является единым для всех регионов Украины.
Слайд 181991 год – 390
1992 год – 2100
1993 год
- 10256
1994 год - 501
1995 год -
281,7
1997 год - 110,1 2010 год - 109,1
1998 год - 120,0 2011 год - 104,6
1999 год - 119,2 2012 год – январь 0,2
2000 год – 125,8
2001 год - 106,1
2002 год - 99,4
2003 год - 108,2
2004 год - 112,3
2005 год - 110,3
год - 111,6
год - 111,6
год - 122,3
год - 112,3
Слайд 20
По возможности прогнозирования рассматривают:
Ожидаемую инфляцию - предсказуемый уровень инфляции в
прогнозируемом периоде в результате действия факторов текущего периода.
Неожидаемую инфляцию –
неожиданный скачек цен, который негативно влияет на систему денежного обращения.
Слайд 21Последствия инфляции
Обесценивание сбережений
Уменьшение уровня текущего
потребления
Углубление имущественного неравенства.
Уменьшение стимулов к производительно-сти
Торможение технического прогреса
Необходимость перехода от экономических к административным метордлам регулирования
Цены не выполняют регулирующей функции.
Слайд 223. Основные социально-экономические последствия инфляции. .
1.Снижение реальных доходов населения. Оно
возникает при условиях, когда темпы роста номинальных доходов людей ниже
темпов инфляции.
2.Обесценивание финансовых активов. Под воздействием инфляции уменьшается реальная стоимость финансовых активов с фиксированной стоимостью (сберегательные счета, облигации и тому подобное). Обычно почти все финансовые активы приносят доход в форме процента. Но если темп инфляции превышает процентную ставку, то их реальная стоимость уменьшается.
Слайд 233.Нарушение отношений между кредиторами и заемщиками. От инфляции выигрывают заемщики
средств (дебиторы), а проигрывают кредиторы. Это предопределено тем, в условиях
инфляции заемщик получает деньги по одной покупательной способности, а возвращает — по более низкой.
4.Снижение мотивации к инвестированию. В условиях нестабильной инфляции, которая не поддается прогнозированию, у предприятий снижается мотивация к инвестированию.
5.Перераспределение доходов между частным сектором и государством.
Слайд 24Антиинфляционная политика – это система целей и средств влияния на
макроэкономическую ситуацию с целью достижения соответствия между темпами роста денежной
массы и темпами роста благ.
Есть две стратегии противостояния: адаптивная и активная политика.
Адаптивная политика приемлема при условии, когда темп инфляции не превышает 20-30% . Средства влияния адаптивной политики:
-Постепенное ограничение денежного предложения;
- Индексация денежных доходов;
- Стабилизация инфляционных ожиданий и др.
Слайд 25Активная политика предусматривает резкое сокращение предложения денег.
Применяет такие мероприятия:
1. Прямые монетарные мероприятия (контроль за денежной эмиссией, осуществление текущего
контроля за количеством денег но др.)
2. Мероприятия, направленные против инфляции спроса (рост налогов, стабилизацию валютного курса, сокращения бюджетного дефицита)
3. Мероприятия, направленные на борьбу с инфляцией предложения (ограничение монополизма, снижения налогов, на бизнес и из граждан и др.)