Слайд 1Тема 5. Лекция 1 по дисциплине
«Городской транспортный комплекс»
Кандидат технических наук,
доцент
САВИНОВСКИХ
Андрей Геннадьевич
Слайд 2Тема 5. Лекция 1.
Обследование пассажиропотоков в городах и расчет транспортных
корреспонденций
Слайд 3Вопросы
1. Обследование пассажиропотоков в городах .
2. Расчет транспортных корреспонденций.
Слайд 41. Обследование пассажиропотоков в городах .
Пассажиропоток – это количество пассажиров,
которое фактически проезжает в данный момент времени в одном направлении.
Пассажиропоток характеризуется мощностью, т.е. количеством пассажиров, проезжающих за определенное время через заданное сечение маршрута.
Слайд 5.
Пассажиропотоки меняются по часам суток, дням недели и сезонам года,
по длине маршрута и направлениям движения.
Методы обследования пассажиропотоков бывают систематические
и разовые, сплошные (по всей транспортной сети) и выборочные ( по одному какому либо маршруту).
Слайд 6
Различают по виду четыре типа обследований пассажиропотоков:
анкетный,
отчетно-статистический,
натурный
автоматизированный.
Слайд 7
Анкетный обычно охватывает всю маршрутную сеть города и выявляет
пассажиропотоки по всем видам транспорта.
Этот метод включает опрос пассажиров
по специальной анкете по месту работы, в основных пассажирообразующих пунктах, в подвижном составе или на остановочных пунктах.
Очень важны продуманность содержание анкеты и возможности ее обработки на ЭВМ.
Слайд 8Отчетно-статистический метод опирается на данные билетно-учетных листов и количество проданных
билетов.
При этом необходимо учитывать число людей, имеющих месячные проездные
билеты, служебные удостоверения, льготы.
.
Слайд 9Натурный метод подразделяется на:
талонный,
табличный,
визуальный,
силуэтный
опросный.
Слайд 10При талонном методе учетчики на каждой остановке выдают всем пассажирам
талоны с отмеченными номерами остановки.
При пересадке пассажиры надрывают соответствующую
надпись на талоне. При выходе пассажиры сдают талоны, а учетчик отмечает номер остановки, на которой вышел пассажир.
Слайд 11При табличном методе учетчики располагаются в транспорте у дверей и
фиксируют число вошедших и вышедших пассажиров.
При визуальном и силуэтном методах
учетчики на остановке наблюдают транспортные средства и оценивают их заполненность по бальной шкале или по номеру силуэта (на просвет).
При опросном методе учетчики внутри салона опрашивают пассажиров о пунктах назначения, выхода и пересадки.
Слайд 12Автоматизированные методы позволяют получать информацию в обработанном виде без участия
людей. При этом используются датчики электрических импульсов, установленные на ступеньках,
фотоэлектронные датчики и датчики в подвесках автомобилей, фиксирующие их загрузку.
Слайд 132.Расчет транспортных корреспонденций
Слайд 14Транспортная корреспонденция – число поездок между районами города в единицу
времени – важная базовая характеристика при проектировании и совершенствовании транспортной
системы города.
Расчет транспортных корреспонденций основывается на ряде экспериментальных данных, получаемых в ходе обследования транспортного движения в городе
Слайд 15Для обследования транспортного движения, вся территория города разбивается на условные
транспортные районы. Количество этих районов определяется по формуле:
M = Q
x X1 / 2O x X2
где Q – численность городского населения в тыс. чел.:
Х1– коэффициент, зависящий, от плотности населения города, находится в пределах 0,7…1; X2 коэффициент, зависящий, от плотности магистральной улично-дорожной сети, находится в пределах 1…12.
Слайд 16Обследование проводится в период с 6 до
22 ч рабочего
дня недели.
Учетчики располагаются на границах условных транспортных районов вне
перекрестков.
Учетчики регистрируют четыре типа транспортных средств – легковые, грузовые, автобусы, мотоциклы.
Слайд 17
При обследовании скоростных режимов движения транспорта учетчики располагаются в кабине
рядом с водителем.
Проезд транспорта осуществляется не менее 3 раз
в каждую сторону по всем элементам условного транспортного района.
Скорость должна соответствовать установленным ограничениям, преднамеренные остановки не допускаются.
Для расчета транспортных корреспонденций используются данные движения транспорта в период с 13 до 16 ч.
Слайд 18
По результатам обработки рассчитываются следующие показатели:
1.Матрица корреспонденций транспортных потоков между
условными транспортными районами города для всех типов транспортных средств.
2.Интенсивность движения,
время проезда, скорость сообщения по всем маршрутам и их элементам.
Слайд 19На подоснове (карта города), в контуре распределения на условные транспортные
районы выполняются также следующие графические материалы.
1.Матрица основных корреспонденций, отдельно для
легковых и грузовых автомобилей в виде стрелок на карте.
2.Схемы основных маршрутов для легковых и грузовых автомобилей.
3. Картограмма интенсивности движения и скоростей сообщения в виде цифр на карте.
Слайд 21Для оценки неравномерности движения в течении суток используются данные обследования
транспортного движения в период 6..22 ч.
При этом для каждого
выбранного направления и общей загрузки строят гистограммы распределения интенсивности движения.
По гистограммам рассчитываются коэффициенты утренней и вечерней пиковых загрузок.
Слайд 22Рекомендуемый список литературы:
1. Клинковштейн, Г.И. Организация дорожного движения: учебник для
вузов./ Г.И. Клинковштейн , М.Б. Афанасьев. - М.: Транспорт, 2001.
2. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: Учеб. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 400 с.
3. Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник для вузов / В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, А. В. Вельможин, С. А. Ширяев; Под ред. В. А. Гудкова. - М.: Горячая линия - Телеком, 2010.