Слайд 1Тема 5. Межбюджетные отношения (6 часов)
План:
Содержание межбюджетных отношений в РФ
Разграничение
расходных обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований
Разграничение и распределение
доходов
между бюджетами бюджетной системы РФ
Необходимость межбюджетного перераспределения средств. Формы межбюджетных трансфертов
Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ, местным бюджетам
Слайд 21. Содержание межбюджетных отношений
В соответствии со ст.6 БК РФ межбюджетные
отношения – взаимоотношения между публично-правовыми
по вопросам
бюджетных
организации и
бюджетного
образованиями регулирования правоотношений, осуществления процесса
Слайд 3Межбюджетные отношения - это совокупность отношений внутри бюджетной системы РФ,
включающая в качестве основных
функциональных элементов:
разграничение расходных обязательств Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований
разграничение и распределение
доходов между бюджетами бюджетной системы
перераспределение средств между бюджетами
Слайд 4Разграничение расходных обязательств Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
– установление на
основе разграничения предметов
ведения и полномочий
соответствующих публично-правовых образований
их расходных
обязательств.
Слайд 5Разграничение доходов - законодательное закрепление за
тем или полностью
иным бюджетом или частично на
постоянной основе определенных видов доходов.
Слайд 6Распределение ежегодной
доходов – это процесс передачи доходов из
одного бюджета бюджетной системы в другой в соответствии
с решениями, принимаемыми вышестоящим органом власти
Слайд 7средств
между
Перераспределение
бюджетами – процесс
ежегодной
передачи средств из одного бюджета другому бюджету бюджетной системы
Российской Федерации выравнивания
в целях бюджетной
субъектов РФ и
образований,
обеспеченности муниципальных обеспечения
передаваемых
полномочий, покрытия временных кассовых
разрывов.
Слайд 8Безвозмездные поступления в бюджет (ст.41 БК РФ)
Межбюджетные трансферты (дотации, субсидии,
субвенции, иные
межбюджетны трансферты)
Безвозмездные поступления от юридических и физических лиц, международных
финансовых
организаций и правительств других государств
Слайд 9Формы межбюджетных трансфертов:
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации,
поселений, муниципальных районов, городских округов
субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, местным
бюджетам
субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, местным бюджетам и бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей
межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов
Слайд 10Дотации – межбюджетные
трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной
основе без установления
направлений и (или) условий их
использования (ст.6 Бюджетного кодекса Российской
Федерации)
Слайд 11Субсидии – межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ (бюджетам муниципальных
образований)
в целях
софинансирования расходных
обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления (ст. 132, 139 Бюджетного кодекса РФ).
Слайд 12Субвенции – межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ (местным бюджетам)
в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих
при выполнении полномочий РФ, субъектов Российской Федерации,
переданных органам государственной
власти субъектов РФ (органам местного
самоуправления) – ст. 133, 140 Бюджетного кодекса РФ
Слайд 13Доходы, полученные в виде безвозмездных поступлений из других бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации (за исключением субвенций)
– собственные доходы бюджета.
Слайд 14Бюджетные кредиты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации –
не являются доходами бюджета, а включаются в состав источников финансирования
дефицита бюджета.
Слайд 152. Разграничение расходных обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований
Разграничение
расходных обязательств базируется на:
разграничении предметов
ведения публично-правовых образований
разграничении полномочий органов государственной
власти по соответствующим предметам ведения
Слайд 16Предмет ведения федерации и ее субъектов – совокупность конституционно установленных
вопросов, по которым
соответствующие государственные органы федерации и ее субъектов принимать
решения.
Слайд 17Виды предметов ведения
предметы исключительного ведения федерации
предметы исключительного ведения субъектов федерации
предметы
совместного ведения федерации и ее субъектов
Слайд 18Правовые основы разграничения предметов ведения и полномочий в РФ
Конституция Российской
Федерации
Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ
«Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Слайд 19Расходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором
или соглашением
обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации,
муниципального
образования) или
действующего от его имени бюджетного
учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично- правовому образованию, субъекту
международного права средства из
соответствующего бюджета.
Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в
соответствующем финансовом году.
Слайд 20За счет средств бюджета обеспечиваются:
- расходные обязательства, связанные с исполнением
собственных полномочий (собственные доходы и источники
финансирования дефицита бюджета);
- расходные обязательства, связанные
с исполнением переданных другими органами власти полномочий (субвенции).
Слайд 21Основания для возникновения расходных обязательств:
расходные обязательства Российской Федерации – ст.84
БК РФ
расходные обязательства
субъекта Российской Федерации – ст.85 БК РФ
- расходные обязательства
муниципального
образования – ст. 86 БК РФ
Слайд 22Реестр расходных обязательств – используемый при составлении проекта бюджета свод
(перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых
актов,
обуславливающих
публичные
нормативные
обязательства
и (или)
правовые основания для иных расходных
обязательств с указанием соответствующих
(статей,
частей,
пунктов,
положений подпунктов,
абзацев)
законов
и иных
нормативных
правовых
актов,
муниципальных правовых
актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.
Слайд 233. Разграничение и распределение доходов между бюджетами бюджетной системы РФ
Разграничение
доходов между бюджетами – законодательное закрепление за тем или
иным бюджетом
полностью или частично на
постоянной основе определенных видов доходов.
Методы разграничения доходов между
бюджетами: разделение доходов между
уровнями государственной власти и местного самоуправления; квотирование поступлений налога; установление надбавок к
федеральным и региональным налогам.
Слайд 24Разделение доходов между уровнями государственной власти и местного самоуправления основано
на
определении органа власти или органа местного самоуправления, в чьей компетенции
находится введение
данного налога, установление порядка его исчисления и взимания.
В Российской Федерации установлены федеральные, региональные и
местные налоги и сборы, а также специальные налоговые режимы (ст. 12 Налогового кодекса РФ).
Слайд 25Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, установленные Налоговым
кодексом Российской Федерации и
обязательные к уплате на всей территории Российской
Федерации (ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации)
Перечень федеральных налогов и сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных
ископаемых, водный налог, сборы за
пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных
биологических ресурсов, государственная пошлина.
Слайд 26Региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами
субъектов РФ и
обязательны к взиманию на территории соответствующего субъекта РФ.
Перечень региональных налогов
и сборов: налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес.
Органы государственной власти субъектов РФ в пределах, определенных Налоговым кодексом РФ устанавливают ставку
регионального налога, порядок и сроки его
уплаты. Законами субъектов РФ могут устанавливаться налоговые льготы по
региональным налогам, а также основания и
порядок их применения (Ст. 12, 356, 372
Налогового кодекса Российской Федерации).
Слайд 27Местными налогами признаются налоги, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации и
нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (в городах Москве
и Санкт-Петербурге законами данных субъектов РФ) и
обязательные к уплате на территории соответствующего муниципального образования (в городах Москве и Санкт- Петербурге - на территории соответствующих субъектов РФ).
Перечень местных налогов: земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Органы местного самоуправления (органы государственной
власти городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга) в пределах, определенных Налоговым кодексом РФ, устанавливают ставки местных налогов, порядок и
сроки их уплаты. Представительными органами местного самоуправления (законодательными (представительными) органами государственной власти городов Москвы и Санкт-
Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы по
местным налогам, основания и порядок их применения.
Слайд 28Специальные налоговые режимы предусматривают особый порядок
определения элементов налогообложения, а
также освобождение
от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.
К специальным налоговым
режимам относятся:
система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей (единый
сельскохозяйственный налог);
упрощенная система налогообложения;
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Слайд 29Распределение доходов – это процесс ежегодной
передачи доходов из одного
бюджета
бюджетной системы в другой в соответствии с решениями, принимаемыми вышестоящим
органом власти
Распределение доходов осуществляется путем
установления нормативов отчислений от
налогов и сборов. Например, органами
государственной власти субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц. Они утверждаются законом о бюджете субъекта РФ на
очередной финансовый год.
Слайд 304. Необходимость межбюджетного перераспределения средств. Формы межбюджетных трансфертов
Перераспределение средств между
бюджетами
– процесс ежегодной передачи средств из
одного бюджета другому бюджету
бюджетной системы Российской
Федерации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности, финансового обеспечения передаваемых полномочий, покрытия
временных кассовых разрывов.
Межбюджетные трансферты – средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому
бюджету бюджетной системы Российской Федерации (ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).