Слайд 1ТЕМА 5. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ
ПОЛИТИКА (2 часа).
ПЛАН:
1. Необходимость и
сущность научно-технической политики.
2. Государственное регулирование инновационных процессов.
Слайд 2Вопрос 1. Необходимость и сущность научно-технической политики.
Слайд 3 Решающее влияние научно-технического прогресса на экономическое и социальное
развитие объясняется тем, что:
во-первых, использование в производстве новой техники,
технологии и информационных систем становится ведущим фактором роста производительности экономических ресурсов;
во-вторых, НТП положительно влияет на совершенствование структуры экономики, уменьшая в составе затрат на производство удельный вес живого труда с одновременным увеличением удельного веса средств и предметов труда;
в-третьих, применение новейшей техники и технологии производства обеспечивает повышение качества продукции (услуг).
НТП является внутренним фактором развития экономики и характеризуется сильным влиянием науки и техники на развитие производства.
Основными приоритетными направлениями государственной научно-технической политики являются:
государственная поддержка национальной науки;
стимулирование развития ее приоритетных направлений, имеющих общенациональное значение;
обеспечение условий для внедрения и эффективного использования научных достижений в сфере производства.
Слайд 4Конечной (стратегической) целью научно-технической политики является обеспечение экономического роста, конкурентоспособности
страны на мировом рынке и обеспечение социально-экономической безопасности страны.
НТП состоит
из двух параллельных процессов научного прогресса (обновления знаний) и технического прогресса (изменение
характера фактического использования
техники и оборудования).
По формам развития НТП делится на эволюционную (поступательное развитие науки и техники) и революционную (научно-техническая революция).
Научно-техническая революция - это качественные изменения в научно-технической сфере на основе использования фундаментальных научных открытий, которые обуславливают коренные изменения во всех либо в какой-нибудь отдельно взятой сфере деятельности (науке, технике, производстве, управлении, социальной инфраструктуре).
Слайд 5Виды государственной научно-технической политики:
активная, умеренная и пассивная;
протекционистская по отношению к
отечественному научному комплексу и предельно открытая для зарубежной науки и
техники;
с опорой на собственный научный потенциал и на заимствование иностранных идей и технологий;
с выраженным приоритетом фундаментальных и стратегических прикладных исследований или с приоритетом прикладных НИОКР и внедренческих работ.
Государственная научно-техническая политика — это составная социально-экономической политики государства, которая определяет основные цели, направления, принципы, формы и методы деятельности государства в
научно-технической сфере.
Слайд 6К методам прямого влияния на НТП относятся:
1. Определение государственных
приоритетов в развитии науки и техники. Это начальный этап формирования
научно-технической политики. Исходя из приоритетных направлений разрабатывается система мероприятий, которую реализуют всеми методами государственного регулирования.
2. Разработка и внедрение государственных научно-технических программ. Государственные научно-технические программы имеют индикативный характер, включают плановые задания государственным учреждениям, заказы частным научно-исследовательским и проектным организациям, а также прогнозы развития научных исследований и проектных работ в частном секторе экономики.
3. Государственный заказ в научно-технической сфере. Государственный заказ в научно-технической сфере обеспечивает экономически выгодные условия для участия научных, исследовательских и проектных организаций в развитии фундаментальных исследований, разработке и освоении принципиально новых технологий и видов продукции.
Слайд 74. Государственная научно-техническая экспертиза. Проводится с целью обеспечения научной обоснованности
структуры и содержания приоритетных направлений и программ развития науки и
техники, определения социально-экономических и экологических последствий научно-технической деятельности, анализа эффективности использование научно-технического потенциала, определения качественного уровня исследований и их результатов. Выводы государственной экспертизы также используются для обоснования целесообразности предоставления налоговых и кредитных льгот.
5. Бюджетное финансирование исследований и работ. Финансируются работы выполняемые в рамках приоритетных направлений развития науки и техники. Бюджетное финансирование научно-технической деятельности касается, как правило, фундаментальных исследований и разработок, приоритетных направлений развития науки и техники, прикладных научно-технических разработок, результаты которых имеют общегосударственное значение; научно-технических исследований и работ, связанных с научно-техническим сотрудничеством по международными соглашениям.
Слайд 86. Подготовка научно-технических кадров. Государство обеспечивает подготовку и переподготовку научно-технических
кадров в государственных научных учреждениях и учебных заведениях, выделяет необходимые
для этого бюджетные ассигнования и материальные ресурсы, законодательно предоставляет равные правовые условия для функционирования организационных структур разных форм собственности, которые осуществляют обучение и повышение квалификации кадров. Государство устанавливает нормативный минимум научно-технических знаний для любого уровня образования.
7. Государственная политика в сфере патентов и лицензий. Направлена на регулирование отношений, связанных с приобретением и использованием прав на объекты интеллектуальной собственности. Авторы интеллектуальной собственности получают часть доходов от использования их продукта в бизнесе. Этим подходом создается эффективная система поощрения научно-технических работников в интенсификации исследований и разработок, повышении качества научно-технического и технологического продукта, его практической направленности.
Слайд 9 Необходимым условием практического использования научно-технических достижений является
государственная защита прав интеллектуальной собственности на научно-техническую продукцию. Результаты научно-технической
деятельности являются объектом собственности создателей (разработчиков) научно-технической продукции, если иное не предусмотрено законом или договором.
К методам косвенного регулирования относятся:
инструменты налоговой, финансово-бюджетной и амортизационной политики;
правовая защита интеллектуальной собственности;
государственная политика в сфере международного
научно-технического сотрудничества и т.п.
Составной частью государственной политики в сфере НТП является поддержка международного научно-технического сотрудничества. Субъектам научно-технической деятельности предоставляется право принимать участие в выполнении международных программ и заключать соглашения с иностранными организациями и фирмами, принимать участие в деятельности иностранных и международных научных обществ, ассоциаций и союзов на правах их членов, осуществлять взаимный обмен научно-технической информацией, проводить обмен научно-техническими и преподавательскими кадрами, студентами и аспирантами, а также общую подготовку специалистов.
Слайд 10Вопрос 2. Государственное регулирование инновационных процессов.
Слайд 11Инновация - это конечный результат внедрения достижений НТП с целью
получения экономического, социального, экологического, научно-технического или
какого-либо
другого эффекта.
Инновации проявляются в виде новых технологий, видов продукции, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или другого характера.
В результате инноваций рождаются положительные экстерналии, т.е. эффект от инноваций получают не только те, кто осуществляет их, но и другие физические и юридические лица, которые используют их. Инновационный процесс состоит из взаимообусловленных стадий, которые охватывают непроизводственную сферу, сферу материального производства и сферу эксплуатации.
Слайд 12Различают три формы инновационного процесса:
1. Простой внутриорганизационный (натуральная форма).
Предполагает создание и использование нововведения в рамках одной организации. При
этом нововведение не приобретает непосредственного товарного вида.
2. Простой межорганизационный (товарная форма). Предполагает, что нововведение станет предметом покупки (продажи) между производителем и потребителем.
3. Расширенный. Проявляется не только в самой инновации, но и в подготовке новых производителей для нововведения. В условиях конкуренции производителей нововведение усовершенствуется и приобретает новые качества, расширяется рынок его продаж.
Процесс распространения инноваций проходит две фазы:
создание нововведения и внедрение его;
диффузия нововведения.
Диффузия инноваций - это процесс их передачи коммуникационным каналам, в следствии чего нововведения проникают в другие отрасли производства и приобретают большее количество потребителей.
Слайд 13Виды инновационной деятельности являются:
выпуск и распространение принципиально новых видов техники
и технологии;
прогрессивные межотраслевые структурные изменения;
реализация долгосрочных научно-технических программ с продолжительными
сроками окупаемости;
фундаментальные исследования направленные на достижение качественных изменений в состоянии производительных сил;
разработка и внедрение новой
ресурсосберегающей технологии.
Объектами инновационной деятельности являются разработка и внедрение нововведений в области техники, технологии, экономики, организации и управления.
Субъектами инновационной деятельности являются юридические лица независимо от организационно-правовой формы собственности, граждане страны, государства, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, которые принимают участие в инновационной деятельности.
Слайд 14Классификация инноваций осуществляется по следующим признакам: степень новизны, стадия жизненного
цикла товара, сфера применения, темп осуществления, вид эффекта.
Инновационный потенциал страны
- это способность фундаментальной и прикладной науки обеспечить нововведениями процесс обновления продукции. Инновационный потенциал имеет количественную оценку, которую можно определить по формуле:
где Ив - интенсивность внедрения созданных
образцов;
Внп и Снп - соответственно количество
внедренных и созданных образцов
новой продукции.
Слайд 15Направления государственной
инновационной политики:
1. Содействие росту инновационной активности.
2. Ориентация
на приоритетную поддержку инноваций, которые составляют основу современного технологического прогресса.
3.
Согласование государственной инновационной политики с эффективным функционированием конкуренции в инновационной деятельности, защитой интеллектуальной собственности.
4. Содействие региональному развитию инновационной деятельности, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защите интересов национального инновационного предпринимательства.
Слайд 16Основные задачи государственной инновационной политики:
поддержка развития научно-технической сферы;
содействие в создании
и функционировании частных инновационных фондов;
создание системы аттестации инновационной продукции (разработка
методик аттестации, определение организаций, которые имеют право проводить такую аттестацию, разработку и утверждение форм аттестатов инновационной продукции);
стимулирование субъектов инновационной деятельности;
создание благоприятных условий для притока зарубежных инвестиций в отечественную инновационную систему;
создание государственной информационной инфраструктуры (консультационных служб) в сфере инновационной деятельности;
совершенствование нормативно-правового поля инновационной деятельности;
разработку и внедрение механизма государственных заказов и закупок инновационной продукции.
С целью финансирования новейших научно-технических разработок и "рисковых" проектов создается фонд финансовых ресурсов - инновационный фонд. Источник – государственные средства и спонсорские взносы. Финансовые средства распределяется между заявителями, претендующими на инвестиции, как правило, на конкурсной основе, часто в виде тендера.