Слайд 1Тема 6: Концептуализация культурного пространства региона:
проблемы идентичности и мировоззренческой безопасности.
Слайд 2план
1. Понятие «регион» (география, политология, экономика, социология, культурология).
2. Подходы к
понятию региона.
3. Региональная культура. Определение. Этапы развития. Связь национальной культурой.
4.
Провинция. Значение слова.
5. Провинциальная ментальность / бытие. Писатели и мыслители о провинции.
6. Провинциальный город. Типологические черты.
7. Провинциальная культура. Особенности. Типологические черты.
8. Сибирь: проблемы региональной идентичности. Полиэтническая мозаичность Сибири. Национально-смешанные семьи как показатель стабильности межэтнических отношений. Этническая принадлежность детей.
9. Язык как символ этнической принадлежности. Динамика в формировании региональной сибирской идентичности.
10. 5 основных подходов к определению «сибиряки». Ассоциации при слове «Сибирь».
Слайд 3Источники:
Б. С. Ишкин Динамика представлений о провинциальном городе в российской
культуре Нового времени // Фундаментальные проблемы культурологии: Сб. ст. по
материалам конгресса / Отв. ред. Д.Л. Спивак. - М.: Новый хронограф: Эйдос. Т.6: Культурное наследие: От прошлого к будущему. - 2009, c. 311-320
Инюшкин Н.М. Провинциальная культура: взгляд изнутри. Пенза, 2004, с. 16-29; 37-50.
Злотникова Т.С., Ерохина Т.И., Летина Н.Н., Киященко Л.П. Русская провинция в философском дискурсе: концептуализация метафоры // Вопросы философии 16.12.2014 г.
Фоминых О.Б. Региональная и провинциальная культура: некоторые характеристики // Время культуры в региональном пространстве: Сборник научных трудов / Под ред. Д.Н. Маслюженко. – Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 2010. – 158 с.– С. 74-84
Санникова Т.О. Человек в провинции: структурирование пространственно-временного континуума // Время культуры в региональном пространстве: Сборник научных трудов / Под ред. Д.Н. Маслюженко. – Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 2010. – 158 с.–С. 41-48.
Злотникова Т.С., Ерохина Т.И., Летина Н.Н., Киященко Л.П. Русская провинция в философском дискурсе: концептуализация метафоры // Вопросы философии 16.12.2014 г.// http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1054
Слайд 4Зубаревич Наталья Васильевна,
доктор географических наук, профессор кафедры экономической и
социальной географии России географического факультета МГУ;
специалист в области социально-экономического
развития регионов, социальной и политической географии.
Слайд 12http://www.socpol.ru/atlas/typology/Typology_tabl.htm
Слайд 13Социальный атлас российских регионов
http://www.socpol.ru/atlas/overviews/social_sphere/kris.shtml
Слайд 14Социальный атлас российских регионов
http://www.socpol.ru/atlas/overviews/social_sphere/kris.shtml
Слайд 15Социальный атлас российских регионов
http://www.socpol.ru/atlas/overviews/social_sphere/kris.shtml
Слайд 162_3_См.: https://www.youtube.com/watch?v=7y8I8t46RCI
Слайд 171. Понятие «регион» (география, политология, экономика, социология, культурология).
Слайд 18 Термин «регион» (от лат. regio – район, область, страна) встречается
в российских толковых словарях еще в 1880-е гг. («Словарь иностранных
слов» И.Ф. Бурдона и А.Д. Михельсона).
В современных энциклопедиях он интерпретируется как крупная территориальная единица.
Понятие «регион» обладает свойством полисемии.
В рамках географических наук:
«пространство»,
«ландшафт»,
«район»,
«территория».
Слайд 19В современной экономике регионы:
субъекты РФ,
крупные естественные экономические районы,
федеральные
округа,
территориально и экономически связанные территории разных стран,
существенная экономическая
территориальная составляющая страны
В политологии:
объединяющим признаком региона становится интегрирующий географический фактор территории одной или нескольких стран.
В теории государственного управления регион - субъект, права и обязанности которого закреплены законами (например, Конституцией).
В России понятие «регион» - субъект Федерации; необязательно должен совпадать с границами субъекта Федерации.
[Корчагин 2010: 4].
Слайд 20
В социологии «регион»:
«форма территориальной организации социальной структуры общества, социальных связей
и отношений, социальных институтов и процессов»
[Социальная политика 2010: 227]
В
культурологии регион:
«специфическое культурное образование, вписанное в общий ''пейзаж'', основу которого составляют однородная физическая среда и более или менее однородная экономика, составляющие каркас общественной жизни и общий фон исторического и нравственного развития»
[Регионоведение 2002: 23].
Слайд 21В социальных науках изучение регионов осуществляется в разных аспектах и
с различных теоретических позиций. Можно выделить:
глобальный аспект – изучение
региональной культуры в контексте глобализации;
социологической аспект – исследование деятельности определенных социальных групп и, в частности, политических элит;
историко-краеведческой аспект – описание специфических особенностей жизни на данной территории;
демографической аспект – анализ расселения населения, размещения трудовых ресурсов, динамики миграций;
географический аспект – исследование естественных, природных условий региона;
этнографический аспект – анализ этнического состава населения региона.
Слайд 23
Подходы к понятию региона
Регион всегда имеет определённую взаимосвязь с конкретной
территорией; эта связь закрепляется определенным образом в языке («уралец», «поморец»,
«сибиряк», «северянин» и т.п.);
Границы регионов могут быть:
чётко очерчены,
достаточно изменчивы,
исторически меняться.
Изменчивость мирового историко-культурного процесса (дробления / слияние культурных регионов; культурная дифференциация / интеграция).
Слайд 243. Границы регионов чаще всего не бывают жесткими; (размытость, прозрачность
их границ, открытость для взаимопроникновения и диалога культур);
4. Любой историко-культурный
регион обладает самодостаточностью и является частью более крупного образования, в конечном итоге – мирового сообщества;
5. Регион может значительно выделяться из общего мира национальной культуры, однако длительное время носители этой культуры не осознают ее как нечто особенное.
Парадоксальность региональной культуры: существует одновременно / внутри / наряду /взаимодействуя с ней.
Слайд 253. Региональная культура. Определение. Этапы развития. Связь с национальной культурой.
Слайд 26
Ф. Бродель: «…очарование любой страны различимо именно в локальных конфигурациях
культуры, региональном стиле».
Регион в современных условиях - уникальное образование,
имеющее свои исторические корни, обладающее общностью социально-экономических и культурных характеристик, где личность, человек выступает как творец социального и территориального пространства.
Регион - «ментальная конструкция» - представление о конкретном географическом и культурном пространстве, закрепленном в сознании людей.
Слайд 27Культурное пространство региона включает:
национальные языки,
традиционные формы бытового
и хозяйственного уклада,
рецепты народной кухни,
приемы воспитания детей,
архитектурные и художественные
памятники,
региональные центры народного и профессионального искусства,
религиозные конфессии,
природные заповедники,
исторические, культурные ландшафты,
города-музеи,
места памятных исторических событий.
Фоминых О.Б. Региональная и провинциальная культура: некоторые характеристики // Время культуры в региональном пространстве: Сборник научных трудов / Под ред. Д.Н. Маслюженко. – Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 2010. – 158 с.– С. 74-84
Слайд 28Региональная культура - специфическое социокультурное образование, для которого характерны не
только внешние признаки (территориальная соотнесенность с ядром национальной культуры), но
и внутренние особенности (традиции, ценности и т.д.).
«Приобретая определенную специфику, региональная культура, вместе с тем, сохраняет неразрывное единство с общенациональной культурой, локально трансформируя ее содержание. <…> Пространства регионального и национального культурного ''миров'' тесно связаны и взаимно пересекаются, но и в то же время полностью не совпадают, иначе нельзя было бы говорить о существовании региональной культуры».
Фоминых О.Б. Региональная и провинциальная культура: некоторые характеристики // Время культуры в региональном пространстве: сб. науч. тр. / под ред. Д. Н. Маслюженко. Курган, 2010. 158 с. – С. 6-7.
Слайд 29Этапы развития региональной культуры.
1) включение данного географического пространства в
поле освоения «материнской» культуры.
П.: освоение Урала, Сибири, Дальнего Востока,
Юга России;
2) освоение новой родины переселенцами: физическое и символическое включение территории в состав России (необходимое и единственно возможное место существования).
П.: миграция населения из Центральной России и Русского Севера на Урал и в Сибирь, освоение южнорусских земель казаками, украинцами, белорусами.
Слайд 303) осознание «связи с местом» - способы хозяйствования, организация социальной
жизни;
в процессе межкультурной коммуникации с коренными народами и переселенцами
из других регионов люди начинают осознавать собственную идентичность именно как людей, живущих в данном пространстве;
различные формы жизни людей еще несут особенные черты тех мест, из которых они переселились.
4) обретение региона как «смысла-для-себя» - жители конкретной территории воспринимают ее как свою родину; культура жителей конкретного региона становится региональной.
5) регион ощущает собственную значимость и стремится влиять на судьбу «целого» - превращается в форму существования национальной культуры.
Слайд 31Региональная культура - «лицо края», символ, способствует региональной идентичности его
жителей.
«Региональные культуры не только шли за столицей, но и
были оригинальными и самобытными, к ним неприменимы понятия подражательности и вторичности».
См.:
Ершов М.Ф. К социокультурному пониманию феномена провинции //Культура провинции: Материалы международной научно-практической конференции. Курган: Изд-во КГУ, 2005. 222 с.. – С. 147-148.
Мурзина И.Я. Феномен региональной культуры: поиск качественных границ и языка описания: Монография. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. пед. Ун-та, 2003. 205 с. – С. 142.
Слайд 32выводы
Региональная культура:
продукт специфического социокультурного процесса на определённой территории;
это системное,
полисферное и многоуровневое образование, имеющее тесные генетические связи с так
называемой «материнской» (национальной) культурой;
несёт в себе как её общие черты и закономерности развития, так и собственные уникальные особенности;
основная функция – воспроизводство культурной жизни региона, обеспечение непрерывности регионального культурного процесса.
Слайд 33
23 июня 2016 года во Владимире состоялся VI Парламентский форум
«Историко-культурное наследие России», организованный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
и администрацией Владимирской области.
Тема парламентского форума :
«Hаследие, ценности, традиции: взгляд в будущее».
Слайд 34В. Матвиенко: «Законодатели продолжают работу, направленную на сохранение культурной идентичности
и традиций народов России»
Слайд 36 В БСЭ: «Провинция (лат. - provincia)
в Древнем Риме
подвластные Риму внеиталийские территории управлялись римскими наместниками.
Адм.-терр. единица в
России в 1719-75 в составе губернии.
Адм.-терр. единицы в ряде зарубежных гос-в (Италия, Испания и др.).
Словарь С. И. Ожегова:
«I. В некоторых странах: область, административно-территориальная единица.
2. Местность, территория страны, удаленная от крупных центров».
В словаре В.И. Даля: «провинция» определяется как синоним французского слова губерния, область, округ, волость. Жить в провинции – значит жить не в столице; «провинциал» – живущий не в столице, а житель губернии, уезда, захолустья.
Слайд 37Само содержание понятия «провинция», первоначально обозначавшее в России лишь структурную
часть губернского административного деления, уже к рубежу XVIII–XIX вв. стало
«приобретать оттенок вторичности, затем уничижительности»
В начале XX в. в работах отечественных социологов и культурологов (И.М. Гревс, Н.П. Анциферов):
«восприятие провинции как некоего "захолустья", провинциальной культуры как "второсортной", стоящей по своему уровню ниже столичной, представляется упрощенным».
Слайд 385. Провинциальная ментальность / бытие. Писатели и мыслители о провинции.
Слайд 391. Провинция как индикатор уровня национальной культуры.
Лихачёв
Дмитрий
Сергеевич:
«именно
провинция держала уровень не только численности населения (в Петербурге и
Москве смертность всегда превышала рождаемость), но и уровень культуры». Столичные города «только собирали все лучшее, объединяли, способствовали процветанию культуры. Но гениев, повторяю, рождала именно провинция».
Лихачёв Д.С., советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН. Председатель правления Российского фонда культуры.
Слайд 40Бердяев Николай Александрович (1874-1948 гг.)
Статья «О власти пространства над русской
душой»:
«Русская культурная энергия не хочет распространяться по необъятным просторам России,
боится потонуть во тьме глухих провинций, старается сохранить себя в центр»
Философ возлагал надежды на возможность в будущем преодоления «метафизик» централизма и провинциализма, на уменьшение различий между центром и провинцией, на духовно-культурный подъем «огромной, неведомой, народной, провинциальной, «обывательской» России»
Бердяев Н. А. Судьба России. - М., 1990. С. 73-75.
Слайд 41
Короленко Владимир Галактионович (1853-1921).
2. Диалектика взаимозависимости центра и периферии.
Речь,
произнесенная в Нижнем Новгороде
«Идеи, зарождающиеся в столицах, проникают в
провинцию, откладываются здесь, накопляются, растут и часто затем питают самые центры этой живой, сохранившейся силой тогда, когда в столицах источники порой уже иссякли... Жизнь — всюду! Есть жизнь и в столицах — кипучая и интересная! Но тут есть одна черта существенного отличия: то, что в столице является по большей части идеей, формулой, отвлеченностью, — здесь мы видим в лицах, осязаем, чувствуем, воспринимаем на себе. Поэтому поневоле то самое, что в столице является борьбой идей, здесь принимает форму реальной борьбы живых лиц и явлений».
Слайд 424_
«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»,2014 г.
режиссёр Андрей Кончаловский
71-й Венецианский
кинофестиваль - главный режиссёрский приз «Серебряный лев»
В январе 2015 года
Андрей Кончаловский был награждён премией «Золотой орёл» за лучший сценарий.
Слайд 433. Славянофильское противопоставление порочной столицы и нравственной провинции.
Л. Н.
Толстой «Война и мир» : провинция как «содержание» (душевность, человечность)
и столица как «форма»:
П.: «К числу таковых, в противоположность деревенской, земской, губернской, даже московской жизни, можно отнести жизнь петербургскую» (т. III, ч. II, гл. VI).
В. О. Ключевский: «В России центр на периферии».
А. И. Солженицын: «Москва жила и до сих пор живет привилегированной жизнью по сравнению с провинцией. Она относилась к остальной части России так, как Европа относилась к Москве» (1994).
Слайд 443. откровенно негативного отношения
к провинции как к благу.
Сатирические
произведения Н. В. Гоголя
М. Е. Салтыков-Щедрин:
«без провинции у меня не
было бы и половины материала, которым я живу как писатель»
Слайд 45Астафьев Виктор Петрович (1924-2001 гг.)
Слайд 46В. П. Астафьев в письме из Красноярска:
«Провинцией Россия не
спасется - это самообман и крючкотворство, ибо давно смешались границы
столичной и провинциальной дури, а столичная пошлость, достигнув наших дальних берегов, становится лишь громкогласней, вычурней, изобретательней... Не надо преувеличивать значения провинции в нашей жизни; тут почище и почестнее маленько, чем в столицах, но по-прежнему царит непробудное пьянство, дремучая тьма и трусость, желание хапнуть и не попасться, фамусовская угодливость, ноздревская бойкая хамовитость и наглость, да неукротимая тупость Собакевича. Конечно, провинция вынуждена самоочищаться от всех пакостей, на нее наседающих и сверху, и снизу, и справа, и слева. Есть и появляются в ней светлые головы, умные люди, старательные работники. Но темные силы, наступающие на русскую провинцию, так огромны, так запущена земля и душа русская, что пробудиться ей - все равно, что сотворить духовный подвиг. А готова ли она к такому подвигу, я утвердительно сказать не рискну».
Астафьев В. П. Письмо из Красноярска //Русская провинция.— 1995. — № 6. —С. 6-7.
Слайд 47«Провинциальное бытие, с его отдаленностью от органов управления нацией, страной,
государством, культурной жизнью, со скромным в сравнении со столичным управленческим
аппаратом и более бедными интеллектуальными ресурсами, обусловливает иные формы повседневного существования — несравненно более спокойного, замкнутого в частных семейных интересах, лишенного претензий на решающее соучастие в главных процессах, протекающих в масштабе всей страны и в силу этого наделяющего особой формой амбивалентной психологии — ощущением относительной независимости от центральной власти и одновременно покорностью исходящим от нее решениям, известным «комплексом неполноценности» и вместе с тем «комплексом духовного самодовольства».
Каган М. Л. Москва — Петербург — провинция: «двустоличность» России — ее историческая судьба и уникальный шанс //Российская провинция. — 1993. — № 1. — С. 18.
Слайд 48вопрос
Согласны ли Вы с тем, что менталитет провинциала воплощает
глубоко противоречивые духовные основы жизни России вообще:
страх перед замкнутостью
и интуитивную тягу к сохранению «гнезда»;
стремление к «другим берегам» («к перемене мест») и страсть к превращению любой чужбины в повторение усадьбы, улицы, дома;
достоинство и самоуничижение, размах и мелочность.
Слайд 49вопрос
Д.С. Лихачев:
«В сознании жителей России представление о провинции утвердилось
в двойственном качестве:
1) оно имеет уничижительный оттенок отсталости, удаленности от
центров цивилизации (и приобретает дополнительное представление о «провинциализме»);
2) в то же время существует подспудное убеждение, что именно в провинции сохранились здоровые традиции русского народа, в силу чего именно оттуда можно ожидать импульс возрождения России».
Согласны ли Вы с такой точкой зрения? Поясните на конкретных примерах.
Слайд 50В исследованиях современных ученых (внеэтнические характеристики):
«Провинциальная ментальность может рассматриваться
как совокупность ярко выраженных интеллектуальных и эмоциональных качеств (черт), характерных
для социальных групп, проживающих в отдалении от столицы. Степень удаленности, средства коммуникаций, характер и уровень экономических, политических, правовых и культурных связей со столицей так же отражаются в ментальности, как и «местные» условия бытования.
Провинциальная ментальность охватывает весь образ жизни целиком, но сама может быть структурирована, согласно своему рефлективному происхождению, как система ценностей, ориентированная на природу, человека и человеческие отношения, вещи и знания (образование, науку, литературу и искусство, на власть и право и соответствующие им учреждения, на традиции, веру и религии). Она, естественно, распространяется на символику и на нравственное кредо, которое каждый в себе укореняет и с которым себя отождествляет. В ней коренятся нравственные начала общественного сознания и личностного самосознания».
Дмитриева Э. Я. Провинциальная ментальность и культурная самобытность // Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем. — Самара, 1994. С. 38-39.
Слайд 516. Провинциальный город. Типологические черты.
Слайд 52Источник
Б. С. Ишкин Динамика представлений о провинциальном городе в российской
культуре Нового времени // Фундаментальные проблемы культурологии: Сб. ст. по
материалам конгресса / Отв. ред. Д.Л. Спивак. - М.: Новый хронограф: Эйдос. Т.6: Культурное наследие: От прошлого к будущему. - 2009, c. 311-320
Слайд 53Провинциальный город.
Первая половина XIX века - 1840-м гг.
1.
Пространственные атрибуты:
небольшой размер;
труднодоступность;
«грязь»,
«пустота»,
единообразие и подражательность,
непривлекательность,
недостаток порядка и цивилизованности,
гармоничное природное окружение,
ландшафт, часто выступающий в роли оттеняющего фона внутренней среды провинциального города.
2. Временные атрибуты:
отставание, запаздывание, смещенность в прошлое;
отсутствие происшествий, застойность, бессобытийность и их следствия (исчезновение чувства времени и т. п.).
Слайд 543. Население
а) представления о характере провинциала:
наивность, простота,
узость и ограниченность, некомпетентность в самом широком значении;
единообразие, отсутствие
оригинальности, монолитность общества;
церемонность, отсутствие непосредственных реакции, «претензии»;
подражательность, переимчивость;
«короткость», отрицание дистанции в отношениях между людьми.
б) представления о занятиях провинциалов:
сплетни;
взяточничество;
пьянство;
сочинительство (поэзия, летописание и т. п.);
в) представления о типах провинциалов.
П.: (1820-1830-х гг.) тип провинциальной барышни:
идеализм,
скромность,
подражание.
Слайд 557. Провинциальная культура. Особенности. Типологические черты.
Слайд 56http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/20920
Письма из провинции
Цикл документально-публицистических фильмов о культурной жизни российской провинции,
о людях, сохраняющих народную культуру, о традициях, обычаях народов России.
В
основу каждой из программ ложатся документы из семейных архивов, письма русских писателей и художников, дневники.
Герои фильмов цикла - жители глубинки, представители разных национальностей, по-настоящему влюбленные в свой край. Это творческие, одаренные люди, которыми всегда была богата наша страна.
В 2003 году проект "Письма из провинции" стал номинантом премии "Золотое перо" в категории "Лучшая публицистическая программа".
Слайд 575_На Родине. Иркутск. Письма из провинции.
Слайд 58Особенности провинциальной культуры:
Консервативна и неуступчива - новые веяния далеко не
сразу укореняются в ней.
Близка традиционной крестьянской культуре, но различия
между ними носят принципиальный характер, поскольку у них разные структуры.
Культура провинции подчас противоречива: искренность, самодостаточность и замкнутость.
Зачастую играет посредническую роль в культурном диалоге столичного и деревенского миров, что означает потенциальную возможность выбора.
Отношение к провинции эмоционально окрашено: ее любят, жалеют, презирают, превозносят, проклинают, ею восторгаются, ее стремятся переделать.
Слайд 596_Тобольск. Письма из провинции.
Слайд 60Подобное неравнодушие прежде всего порождено очеловеченностью провинции, поскольку ее основными
атрибутами являются человеческая жизнь, люди, социальные отношения и только затем
местоположение, которое достаточно трудно локализовать.
Территориальная общность населения и развитие местного самосознания, раскрываемые как на уровне местной идеологии, так и на уровне массовой психологии в виде традиций, святынь, легенд, преданий, героев, свойственных только данной территории.
Провинция существует с неявно очерченными границами и тяготеет к нестоличным городам.
Провинция активна и пассивна одновременно, так как ее территория уже окультурена, но степень развитости культуры не соответствует столичным стандартам.
Слайд 61
Три уровня территориальной идентификации индивида:
с определенной территорией (районом, городом),
областью (краем, республикой)
с экономико-географической территорией (Сибирь, Урал, Дальний Восток,
Юг России и т. д.)».
Слайд 628. Сибирь: проблемы региональной идентичности.
Полиэтническая мозаичность Сибири. Национально-смешанные семьи
как показатель стабильности межэтнических отношений. Этническая принадлежность детей.
Слайд 63источники
Жигунова М. А. Население Сибири: межэтнические контакты и проблемы региональной
идентичности // Население Сибири: межнациональные отношения, образование и культурная идентичность:
Сб. науч. тр. / Под ред. М. А. Жигуновой, Е. М. Данченко. – Омск: Полиграфический центр КАН, 2011. – 348 с. – С. 163-180.
Слайд 64Актуальность исследований «сибирской тематики»
Аблажей Н. Н. Сибирское областничество в эмиграции.
– Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2003.
– 304 с.;
Андюсев Б. Е. Сибирское краеведение. Хозяйство, быт, традиции, культура старожилов Енисейской губернии XIX - начала XX вв.: Учебное пособие для учащихся и студентов. – Красноярск: РИО КГПУ, 2003. – 336 с.;
Вахтин Н. Б., Головко Е. В., Швайтцер П. Русские старожилы Сибири: Социальные и символические аспекты самосознания. – М.: Новое изд-во, 2004. – 292 с.;
Культура и образование этнических общностей Сибири: Материалы VIII научн.-практ. конф. – Новосибирск: Изд-во «Архиварикс-Н», 2006. – 91 с.; Пальцев А. И. Менталитет и ценностные организации этнических общностей (на примере субэтноса сибиряков). – Новосибирск: Сибирское таможенное управление, 2001. – 140 с.;
Родигина Н. Н. «Другая Россия»: образ Сибири в русской журнальной прессе второй половины XVIII-начала XX в. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. – 343 с.;
Сверкунова Н. В. Региональная сибирская идентичность: опыт социологического исследования. – СПб.: НИИ Химии СПбГУ, 2002. – 192 с.; Сибирь.
Проблемы сибирской идентичности. – СПб.: Астерион, 2003. – 274 с.; и др.
Слайд 65полиэтническая мозаичность Сибири
По данным Всероссийской переписи населения 2002 г. зафиксированы
представители более 200 различных национальностей (подавляющее большинство приходится на русских).
Согласно
данным опросов, русские Сибири чаще всего дружат с немцами, украинцами, казахами, татарами и чувашами (которые являются здесь довольно многочисленными).
Нередко называют друзьями армян, азербайджанцев, белорусов, грузин, евреев, латышей, эстонцев, чеченцев, мордву.
В качестве друзей встречаются также арабы, китайцы, норвежцы, американцы, буряты, башкиры, болгары, греки, итальянцы, корейцы, киргизы, дагестанцы, узбеки, удмурты, ханты, ненцы, якуты и многие другие.
Около 80 % опрошенных русских проводят различные праздники и семейные события с людьми разных национальностей.
Слайд 66национально-смешанные семьи
как показатель стабильности межэтнических
отношений
Данные архивов ЗАГС.
В 1950-1970-е
гг. в отдельных регионах Западной Сибири - от 38 до
73 %.
В 1970 - 1980-е гг. - количество стало сокращаться.
К началу ХХI в. - около 20 % от всех заключенных браков.
Слайд 67Данные наших этносоциологических исследований свидетельствуют:
в семьях 70 % опрошенных
русских имеются близкие родственники других национальностей.
Чаще всего: украинской, немецкой, татарской,
казахской, белорусской, чувашской, польской, армянской, азербайджанской, башкирской.
Встречаются латыши, эстонцы, евреи, грузины, ингуши, молдаване, мордва, цыгане, узбеки, селькупы, ненцы, ханты, алтайцы, буряты, шорцы и многие другие.
Среди близких родственников сибиряков имеются американцы, англичане, арабы, африканцы, болгары, венгры, греки, итальянцы, китайцы, корейцы, кубинцы, монголы, немцы, норвежцы, румыны, сербы, турки, французы, финны, чехи, шведы, японцы и др.
Слайд 68На вопрос «За человека какой национальности Вы предпочли бы выдать
замуж свою дочь?» более половины опрошенных в 1985-2011 гг. жителей
Сибири ответили:
«Не имеет значения»,
«Лишь бы человек был хороший, да любили б друг друга».
Для сибиряков определяющую роль играют личностно-психологические характеристики человека, а не его этническая принадлежность.
Слайд 69этническая принадлежность детей
При выборе национальности подростками из национально-смешанных семей
главным
является национальность отца (40,9 %), желание самого подростка (33,3 %),
язык (22,9 %)
национальность матери (21,9 %).
место проживания в качестве значимого фактора - 5,7 % опрошенных (хотя встречались в 2000-е гг. русские девушки, определяющие себя «казашками, т.к. родились и проживают в Казахстане»).
Слайд 70Примеры / аргументы
«Считаю себя русской, хотя родители – немцы, и
в паспорте записана немкой. Но я живу в России, немецкий
язык не знаю»,
«Я – русская; национальность, как и родителей, не выбирают (родителей считает русскими, хотя отец родился в белорусско-грузинской семье, а мать – в польско-украинской)».
Девушка из казахско-татарской семьи считает, что она - «русская и никакая другая, потому что душа у меня русская»,
Другая представительница тюркских народов определила себя так: «татарка по рождению, но русская – по жизни».
Иногда принадлежность к русскому народу аргументируется следующим образом: «Я родилась и живу в России, говорю на русском языке, значит, я - тоже русская».
Слайд 719. Язык как символ этнической принадлежности. Динамика в формировании региональной
сибирской идентичности.
Слайд 72язык как символ этнической принадлежности.
В фонде русской сибирской лексики имеются
заимствования из:
селькупского, кетского, эвенкийского, эвенского, нанайского, юкагирского, чукотского, корякского,
ительменского, а также - хакасского, якутского, тувинского, алтайского, бурятского, монгольского, ненецкого, хантыйского и мансийского языков, из языков прибалтийско-финских, саамского, пермских, татарского, турецкого, крымско-татарского, саамского и др.
Аникин А. Е. Этимологический словарь русских диалектов Сибири: Заимствования из уральских, алтайских и палеоазиатских языков. – М.- Новосибирск: Наука, 2000. – С. 9-10.
Слайд 73Сибирь как зона активных межэтнических контактов
Начиная с 1990-х гг., стали
возникать определенные трудности при определении своей этнической идентичности:
«не знаю,
кто я, родители разной национальности»,
«трудно сказать, много в нас разной крови намешано»,
«мультинациональная» и др.
Среди вариантов ответов все чаще встречается смешанная или гибридная идентичность:
«метис», «полурусок», «полукровка», «смешанная русско-украинско-белорусско-финская», «русская с немецкой помесью», «русский, но по крови – белорус», «русский татарин», «русская хохлушка», «русский немец», «русский татарин», «православный потомок Чингис-хана» и др.
Слайд 74динамика в формировании региональной
сибирской идентичности
в 1986 - 1988 гг. сибиряками
назвали себя 15 % опрошенных,
в 1994 г. -19 %
,
в 2000 г.- 32 %,
в 2005 г. - 52 %,
в 2010 г. - 75 %.
Значительная часть респондентов использовали топоним «сибиряк» при ответах на вопрос: «Как бы Вы себя назвали?»:
«сибирячка, россиянка», «сибирский старожил», «коренная сибирячка», «сибиряк-чалдон», «сибирский казак», «православный сибиряк», «чисто русская сибирячка», «сибиряк-метис» и даже - «комнатный сибиряк».
В начале 1990-х гг. стали встречаться первые варианты самоидентификации «сибиряк» в качестве национальной (этнической) принадлежности.
Это позволило нам тогда сделать предположение о возможности перерастания этого топонима в этноним.
Слайд 75
Сибирь - «территория многовекового взаимодействия славянских, тюркско-монгольских, угро-финских, палеоазиатских народов,
пространство диалога христианства, мусульманства, буддизма, шаманизма, взаимодействия земледельческого и кочевнического
хозяйственного укладов, доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ».
Россия как цивилизация: сибирский ракурс. – Новосибирск: Сибирское Научное Издательство, 2008. – С. 6.
Довольно часто можно встретить точку зрения, согласно которой Сибирь – это «иная, другая Россия»
Родигина Н. Н. «Другая Россия»: образ Сибири в русской журнальной прессе второй половины XVIII-начала XX в. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. – 343 с.;
Слайд 7610. 5 основных подходов к определению «сибиряки». Ассоциации при слове
«Сибирь».
Слайд 775 основных подходов
к определению «сибиряки»
1) топонимический: «сибиряки – это
все люди, проживающие на территории Сибири»;
2) историко-хронологический: «сибиряки – это
люди, родившиеся и долго живущие в Сибири»; «это коренные, местные жители Сибири (аборигены)»; «это группа русского старожильческого населения Сибири»;
3) природно-географический: «сибиряки – это люди, живущие в суровых климатических условиях, на Севере»;
Слайд 785 основных подходов
к определению «сибиряки»
4) психологический: «сибиряки – это
особый тип людей, обладающих сибирским характером» (здоровые, сильные, выносливые, гостеприимные,
добрые, трудолюбивые, демократичные, толерантные, с хорошими адаптационными способностями, любящие мороз и зиму и др.);
5) антропологический: «сибиряки – это «винегрет народов», «смешанный этнос», сложившийся на основе русских, с вкраплениями различных этнических черт.
Сибиряки – это не просто топоним, обозначающий принадлежность к определенной географической местности, а особая историко-культурная общность людей, проживающих в специфичных природно-климатических условиях, и обладающих особыми личностно-психологическими и этно-культурными характеристиками.
Слайд 79черты характера сибиряков
База - более 7000 собранных анкет.
Результаты:
доброта,
доброжелательность; сила характера (духа), выносливость, мужественность, стойкость; трудолюбие;
гостеприимство, радушие; отзывчивость
и щедрость;
честность, справедливость; толерантность (снисходительность), терпимость, патриотизм.
Среди характерных для сибиряков черт часто назывались: общительность и открытость, веселый нрав и хорошее чувство юмора, крепкое (сибирское) здоровье, богатырское телосложение, красота, спокойствие, уравновешенность, независимость, любвеобильность, доверчивость, неприхотливость, изобретательность, угрюмость.
Хотя и бытует поговорка «Сибиряк - не тот, кто не мерзнет, а тот, кто тепло одевается».
Встречались и негативные: суровые, молчаливые, угрюмые, ленивые, живут для себя, неотзывчивые, жадные, скупые, скрытные, недоверчивые, скучные.
Вывод: региональная идентичность для жителей Сибири зачастую является более значимой, чем этническая.
Слайд 80вопрос «Есть ли разница между русскими Европейской России и русскими
Сибири?»
83 % респондентов ответили утвердительно.
Различия фиксируются:
в самосознании,
менталитете,
чертах характера,
образе жизни.
Люди в Сибири: добрее, доверчивее, демократичнее, более искренние и неприхотливые.
Люди Европейской России: избалованы благами цивилизации, более мягкие и капризные, подвержены влиянию западных стран, часто самодовольные, бессердечные, подлые, продажные и жадные.
У жителей европейской части страны часто встречается пренебрежительное отношение к Сибири (как краю отдаленному, дикому, месту ссылки и каторги) и к сибирякам (как людям грубым, необразованным /некультурным).
Наиболее часто из бытующих о Сибири представлений встречаются следующие: «В Сибири всегда холодно», «Там медведи по улицам ходят», «Нет транспорта, дорог, все ходят пешком или ездят на оленях».
Слайд 81ассоциации при слове «Сибирь»
По частоте упоминаний лидировали следующие: холод (47,7
% ответивших),
снег (30,6 %),
Ермак (22,4 %),
обширная территория
(20 %),
тайга (20 %),
лес (20 %),
медведи (20 %),
ссылка (18,8 %),
зима (17,6 %),
Родина (15,3 %).
Слайд 825 основных блоков
1) Природно-климатические:
суровый климат, холод, зима,мороз, снег, сугробы,
снеговик, метель, вьюга, гололед, красивая природа, тайга, лес, сосна, кедр,
ель, поле, степь, болото, тундра, крутая местность, реки, нефть, газ, соболь, медведь, снегири, комары, ледяные горки, хоккей и др.
2) Личностно-психологические:
Родина, родной край, дом, моя жизнь, спокойствие, романтика, таинственность, вечность, свобода, выносливость, здоровье, веселая жизнь, доброта, сила, крепость духа, энергия, бодрость, друзья, любовь, хорошие люди, высокие, здоровые бородатые мужчины, красные носы, румяные щеки и др.
Слайд 835 основных блоков
3) Географические:
обширная территория, часть Азии, часть России,
регион РФ, глубинка, окраина, отдалена от центра России, Западно-Сибирская низменность/равнина,
Транссиб, Обь, Енисей, Иртыш, Омск, Томск, Новосибирск и др.
4) Исторические:
покорение Сибири, Ермак, казаки, ссылка, тюрьма, острог, лагеря, каторга, А. В. Колчак, Ф. М. Достоевский, военные заводы, привезенные из-за Урала, БАМ и др.
5) Этнокультурные:
аборигены, русские, татары, казахи, чукчи, ханты, манси, селькупы, ненцы, крепкие традиции, язычество, шаман, чум, баня, меховая одежда, валенки, унты, варежки, ушанка, малахай, пельмени, водка, строганина, кедровые орехи, песни и др