Слайд 1Тема 7
АНАЛИЗ АЛЬТЕРНАТИВ ДЕЙСТВИЙ
1. Факторы и условия, влияющие на
определение альтернатив
2. Сравнение альтернатив и выбор решения
3. Выбор оптимального варианта
решения
4. Анализ альтернатив при разработке групповых решений
5. Анализ вешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив
6. Анализ элементов внутренней среды организации
7. Методы анализа внешней и внутренней среды организации
Слайд 2Факторы, определяющие альтернативы действий:
управляемые (контролируемые, регулируемые) и
неуправляемые (неконтролируемые,
нерегулируемые)
Разделение факторов необходимо для составления и анализа различных их
комбинаций, являющихся содержанием альтернативных вариантов решений.
Основные условий генерирования альтернативных решений:
творчество
свобода выбора
Слайд 3Творчество в бизнесе -
способность интегрировать элементы знаний в новые комбинации, ранее не
известные.
Творчество ЛПР при РУР - отыскание новых способов удовлетворения потребностей, построение новых комбинаций, схем финансовых и коммерческих операций, новых моделей взаимодействий, точек соприкосновения и т.д.
Слайд 4Свобода выбора определяется многими внешними и внутренними факторами.
К внешним условиям
относятся:
тип экономической политики государства, уровень политической, экономической стабильности в
стране,
степень разработанности нормативно-законодательной базы,
тип рынка (степень его монополизации, позиция предприятия на рынке),
роль общественных организаций и общественного мнения в жизни страны.
Слайд 5К внутренним факторам, влияющим на свободу выбора при разработке альтернатив
действий, относятся:
тип организации,
тип менеджмента,
неформальные взаимоотношения в коллективе.
Слайд 6Выбор метода анализа альтернатив определяется:
сложностью проблемы,
важностью поставленной задачи
для организации,
временем на анализ.
Упрощенный метод анализа альтернатив включает:
упорядочение (ранжирование) альтернатив по наиболее важному признаку (например, по объему прибыли);
детальное рассмотрение только двух крайних и средней альтернатив.
Слайд 7Более сложный метод анализа альтернатив предусматривает:
формирование множества альтернатив решения проблемы;
установление
ограничений;
выбор допустимых альтернатив, удовлетворяющих ограничениям;
вынесение суждения о предпочтительности альтернатив и
предварительный выбор лучшей альтернативы;
оценка альтернатив ЛПР;
экспериментальная проверка двух-трех наиболее предпочтительных альтернатив с целью получения дополнительной информации о предпочтительности определенного варианта;
выбор единственного решения на основе информации о результатах эксперимента, любой другой дополнительной информации, в том числе интуиции, и опыта руководителя.
Слайд 8Рекомендации по выбору альтернативных вариантов решений (Р. Доусон)
не бросаться
от варианта к варианту, а определить время обдумывания каждого, последовательно
рассмотреть их положительные и отрицательные стороны;
определить линию поведения, особенно по принципиальным вопросам: соотносится ли принимаемое решение с вашей жизненной позицией, ценностями. Если нет, то возможна корректировка собственных взглядов;
глубоко анализировать сложившуюся ситуацию для определения объективности суждений;
при наличии значительного количества вариантов (более двух-трех) следует руководствоваться принципом здравого смысла. Облегчает выбор в этой ситуации опора на логические суждения;
в поисках решения новых проблем целесообразно проявлять творчество, инициативное отношение, которое часто завершается успехом.
Слайд 9Метод выбора решений
(Б. Франклин)
на листе бумаги, разделенном пополам, слева пишутся доводы «за» принятие решения, справа — «против»,
в течение трех-четырех дней идет обдумывание способа решения проблемы,
новые доводы заносятся соответственно в левую или правую части,
по окончании данного срока анализируются записи:
- если одному доводу «за» соответствуют два аргумента «против», предложение и аргументы «против» исключаются
- если двум доводам «за» соответствуют три «против», все пять исключаются
Таким образом, остается количество сбалансированных аргументов.
если в дополнительные один-два дня никаких суждений не появляется, решение принимается.
Слайд 12Критерий определяют как количественное отражение степени достижения системой поставленных перед
ней целей.
Критерий (в менеджменте) — правило выбора предпочтительного варианта
решения из ряда альтернативных.
Критерий принятия решения – требование, отражающее одну из сторон системы предпочтений или всю ее целиком.
Слайд 13Соотношение между понятиями
цель-свойство-критерий-показатель
Слайд 14Метод оценочных баллов
установление на субъективной основе коэффициента значимости (веса) каждого
из принятых критериев оценки эффективности (Vj)
определение каждого из результатов во
взаимосвязи с коэффициентом значимости (весом) – ЕijVj
суммирование результатов по каждому критерию имеющихся вариантов (альтернатив) - Σ ЕijVj
выбор варианта, общая сумма эффективности по которому составляет наибольшее значение
Слайд 17Метод аддитивной оптимизации
(разновидность процедуры (метода) свертывания критериев)
Выбор наилучшего варианта
решения осуществляется на основании аддитивного критерия оптимальности, который характеризуется функцией
где
λj — весовые коэффициенты, определяющие в количественной форме степень предпочтения (важность) j-го критерия оптимальности по сравнению с другими критериями.
Более важному критерию приписывают больший вес, при этом:
Слайд 18Обобщенная функция цели Fi (aij) может быть использована для свертывания
частных критериев оптимальности, если:
I) частные (локальные) критерии количественно соизмеримы по
важности, т. е. каждому из них можно поставить в соответствие некоторое число λj, которое численно характеризует его важность по отношению к другим критериям;
2) частные критерии однородны (имеют одинаковую размерность).
Слайд 19Нормализация критериев
(если они неоднородны) (1)
1) Вначале определяется максимум каждого
критерия:
Выделяются группы критериев, которые максимизируются и минимизируются при решении задачи.
2)
Если исходная задача на максимум:
а) для критериев, которые максимизируются, нормализованные критерии определяются по формуле
б) для критериев, которые минимизируются, нормализованные критерии определяются по формуле
Слайд 20Нормализация критериев
(если они неоднородны) (2)
3) Если исходная задача на
минимум:
а) для критериев, которые максимизируются, нормализованные критерии определяются по формуле
б) для критериев, которые минимизируются, нормализованные критерии определяются по формуле
4) Рассчитывается оптимальный вариант (стратегия), обеспечивающий максимальное значение целевой функции:
Слайд 21Исходные данные для выбора оператора (условные)
Слайд 23Преимущества коллективного творчества при разработке и выборе УР:
уменьшается вероятность
ошибок, так как участвующие лица могут оперативно поправить друг друга;
усиливается интерес к проблеме и работе в целом;
повышается степень доверительности в межличностных отношениях;
улучшается обоснованность принимаемых решений за счет использования, как правило, проверенной информации, которая становится более полной, а предложения - более четкими.
Слайд 24Метод суммирования рангов
Каждый из участников ранжирует имеющиеся альтернативы.
По каждой
альтернативе определяется сумма рангов.
Выбирается вариант, сумма рангов у которого наименьшая.
Слайд 25Табличная форма выбора решения методом суммирования рангов
Сумма рангов по:
b3
= 1 + 2 + 4 = 7
b2 =1+2 + 3 = 6 b1 = 1 + 3 + 4 = 8 b4 = 2 + 3 + 4 = 9
Слайд 26Компьютерное обсуждение
1. Пользователям ЭВМ предлагается подключиться к коллективному обсуждению.
Далее в компьютерную сеть вводится информация-предложение. Предлагается указать по три
положительных и отрицательных довода относительно высказанной идеи.
2. Специалисты анализируют мнения пользователей по поводу предложения.
3. Исключаются крайне резкие ответы (безоговорочно принимающие или отвергающие) и делается попытка «примирения» оставшихся респондентов путем выяснения у них отношения к предлагаемым альтернативам решения задачи.
4. Оцениваются все имеющиеся предложения и на этой основе составляется предварительный отчет.
5. Информация с убедительной аргументацией выбранного решения вновь направляется пользователям ЭВМ. Благодаря развернутой информации появляется возможность изменить мнение тех, кто отвергал первоначальное предложение и утвердиться во мнении лицам с положительным отношением к рассматриваемому вопросу.
Слайд 27Факторы и переменные
внешней
и внутренней среды организации
Слайд 28Элементы внешнего окружения организации (М. Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури)
(с точки
зрения функционального содержания источников их возникновения)
экономические
технологические
конкурентные
рыночные
политические
социальные
международные
Слайд 29Направления управленческого обследования:
маркетинг, финансы, производство, кадры (человеческий фактор), организационная
культура и имидж предприятия