Разделы презентаций


Тема 7. Часть 2. Происхождение человека. Представления об антропосоциогенезе в

Содержание

Мозг шимпанзе и мозг человекаВ сумме известные до сих пор структурные и физиологические различия между мозгом человека и шимпанзе кажутся тривиальными, поэтому возникает проблема объяснения генезиса принципиальных различий в сфере поведения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 7. Часть 2. Происхождение человека. Представления об антропосоциогенезе в

современном естествознании.
2. Эволюция мозга как биосоциальная проблема.
3. Проблема

становления человеческого языка как средства коммуникации. Гипотезы речевого филогенеза.
Тема 7. Часть 2. Происхождение человека. Представления об антропосоциогенезе в современном естествознании. 2. Эволюция мозга как биосоциальная

Слайд 3Мозг шимпанзе и мозг человека
В сумме известные до сих пор

структурные и физиологические различия между мозгом человека и шимпанзе кажутся

тривиальными, поэтому возникает проблема объяснения генезиса принципиальных различий в сфере поведения и психики между этими двумя видами.
Мозг шимпанзе и мозг человекаВ сумме известные до сих пор структурные и физиологические различия между мозгом человека

Слайд 4Эволюция мозга
«Мозговой рубикон» 700-750-800 см3
Размер мозга, отличающий:
человека от обезьяны;
нормального человека

от микроцефала;
австралопитеков, не умевших изготовлять орудия труда, от Homo habilis,

умевших это делать.
Минимальная масса мозга нормального современного человека 680 г, максимальный объём эндокрана гориллы 752 см3.
Эволюция мозга«Мозговой рубикон» 700-750-800 см3Размер мозга, отличающий:человека от обезьяны;нормального человека от микроцефала;австралопитеков, не умевших изготовлять орудия труда,

Слайд 5Эволюция мозга, слева-направо: Australopithecus, H. erectus, H. neanderthalensis, H. sapiens

Эволюция мозга, слева-направо: Australopithecus, H. erectus, H. neanderthalensis, H. sapiens

Слайд 6Наиболее активно эволюционирующие области мозга гоминид
1) Лобная доля, надкраевая часть
2)

Теменная доля,
надкраевая извилина
3) Височная доля,
общая форма

Наиболее активно эволюционирующие области мозга гоминид1) Лобная доля, надкраевая часть2) Теменная доля,надкраевая извилина3) Височная доля,общая форма

Слайд 7Вероятные связи изменений лобной доли с поведением
Лобная доля отвечает в

основном за мышление, сознание, способность общаться с другими людьми.
В задней

части нижней лобной извилины расположена зона Брока – моторная зона речи.
Прецентральная извилина – зона сознательной двигательной активности.
Вероятные связи изменений лобной доли с поведениемЛобная доля отвечает в основном за мышление, сознание, способность общаться с

Слайд 8Погребение старика-инвалида и погребение с цветами: Шанидар 1 и 4 (Ирак),

47-60 тыс.л.

Погребение старика-инвалида и погребение с цветами: Шанидар 1 и 4 (Ирак), 47-60 тыс.л.

Слайд 9Погребение старика-инвалида: Ля-Шапелль-о-Сен (Франция), 47-56 тыс.л.

Погребение старика-инвалида: Ля-Шапелль-о-Сен (Франция), 47-56 тыс.л.

Слайд 10Вероятные связи изменений теменной доли с поведением
Теменная доля отвечает в

основном за чувствительность и ориентацию в пространстве.
Надкраевой (передний) участок нижней

теменной дольки отвечает за чувствительность рук, определение на ощупь веса, формы, влажности, температуры и рельефа поверхности предметов, производит третичный высший анализ и синтез уже обобщенных и отвлеченных сигналов из соседних областей мозга, отвечает за интеграцию слуховых, зрительных и тактильных ощущений, координацию чувствительности и двигательной активности – трудовую деятельность, обеспечивает самоконтроль.
Угловой (задний) участок обеспечивает ориентировку в пространстве и трудовые действия.
Верхняя теменная долька отвечает за схему тела и интеграцию зрения с движениями всего тела.
Вероятные связи изменений теменной доли с поведениемТеменная доля отвечает в основном за чувствительность и ориентацию в пространстве.Надкраевой

Слайд 11Прогресс в изготовлении орудий труда

Прогресс в изготовлении орудий труда

Слайд 12Вероятные связи изменений височной доли с поведением
Височная доля отвечает в

основном за слух.
В задней части верхней височной извилины расположена зона

Вернике – слуховая зона речи.
Вероятные связи изменений височной доли с поведениемВисочная доля отвечает в основном за слух.В задней части верхней височной

Слайд 13Древнейшие музыкальные инструменты: Дивье Бабе 1 (Словения), флейта??? 30-34 тыс.л.; Хохле Фелс

(Германия), флейта, 40 тыс.л.н. и Гейссенклостёрле (Германия), флейта, 30-32 тыс.л.н.

Древнейшие музыкальные инструменты: Дивье Бабе 1 (Словения), флейта??? 30-34 тыс.л.; Хохле Фелс (Германия), флейта, 40 тыс.л.н. и

Слайд 14Древнейшие музыкальные инструменты: Мезин (Украина), 20 тысяч лет назад, ансамбль музыкальных

инструментов из костей мамонта

Древнейшие музыкальные инструменты: Мезин (Украина), 20 тысяч лет назад, ансамбль музыкальных инструментов из костей мамонта

Слайд 15Возникновение речи: положение гортани и подъязычная кость

Возникновение речи: положение гортани и подъязычная кость

Слайд 16Вероятные связи изменений затылочной доли с поведением
Затылочная доля отвечает в

основном за зрение.

Мозжечок отвечает за координацию движений.

Вероятные связи изменений затылочной доли с поведениемЗатылочная доля отвечает в основном за зрение.Мозжечок отвечает за координацию движений.

Слайд 17Равитие визуальных образов: Аполло 11 (Намибия), средний каменный век, 26?-28?-59

тыс.л.; Пронятин (Украина), позднее мустье, около 30-40 тыс.л.н.; пещера Ляско

(Франция), мадлен, 15-17 тыс.л.н.; Альтамира (Испания), 14-16 тыс.л.
Равитие визуальных образов: Аполло 11 (Намибия), средний каменный век, 26?-28?-59 тыс.л.; Пронятин (Украина), позднее мустье, около 30-40

Слайд 18Эволюция мозга
В современной науке сформировался ряд гипотез: человек стал человеком

благодаря
1) жизни в воде;
2) мутациям в клетках мозга

гоминид, вызванным жестким излучением вспышки Сверхновой звезды;
3) инверсии геомагнитного поля;
4) тепловому стрессу, приведшему к появлению мутанта среди гоминид.

Эволюция мозгаВ современной науке сформировался ряд гипотез: человек стал человеком благодаря 1) жизни в воде; 2) мутациям

Слайд 19Мозг
Карл Фридрих Гаусс 2400 (1492)
Оливер Кромвель 2300 (2200)
Иван Тургенев 2012
Сергей

Есенин 1920
Жорж Кювье 1872
Людвиг ван Бетховен 1750
Иван Павлов 1653
Иммануил Кант

1600
Дмитрий Менделеев 1571
Лев Троцкий 1568
Леонид Собинов 1567
Константин Станиславский 1505
Андрей Сахаров 1440
Мерилин Монро 1422
Франц Шуберт 1420
Максим Горький 1420
Константин Циолковский 1372
Владимир Ленин 1340

МозгКарл Фридрих Гаусс 2400 (1492)Оливер Кромвель 2300 (2200)Иван Тургенев 2012Сергей Есенин 1920Жорж Кювье 1872Людвиг ван Бетховен 1750Иван

Слайд 20Мозг
Для мозга характерна структурная, функциональная и информационная избыточность, за счет

этого достигается гибкость, устойчивость, надежность функции.
Функциональная единица мозга –

не отдельная клетка, а их объединение – нейронный ансамбль.
МозгДля мозга характерна структурная, функциональная и информационная избыточность, за счет этого достигается гибкость, устойчивость, надежность функции. Функциональная

Слайд 21Мозг
Глиальные клетки:

определяют процессы образования изолирующей оболочки вокруг нейронов.
играют важную

роль в клеточных процессах обучения и памяти. Однако до конца

этот клеточный механизм пока не известен.
участвуют в образовании новых синапсов.
Мозг	Глиальные клетки:определяют процессы образования изолирующей оболочки вокруг нейронов. играют важную роль в клеточных процессах обучения и памяти.

Слайд 22Мозг

Мозг

Слайд 23Проблема становления языка как средства коммуникации.
Коммуникация (от латинского COMMUNICO –

делаю общим, связываю) :
путь сообщения, связь одного места с

другим;
общение, передача информации от человека к человеку;
сигнальные способы связи у животных.

Проблема становления языка как средства коммуникации.Коммуникация (от латинского COMMUNICO – делаю общим, связываю) : путь сообщения, связь

Слайд 24Коммуникация
Коммуникация состоит в обмене информацией между индивидуумами, подающими и

получающими сигналы, с использованием видоспецифических кодов, которые обычно служат жизненно

важным целям (репродукция, питание, защита) и обеспечивают целостность социальных группировок у общественных животных [Vauclair 1996].

Коммуникация Коммуникация состоит в обмене информацией между индивидуумами, подающими и получающими сигналы, с использованием видоспецифических кодов, которые

Слайд 25Функции коммуникации
У животных, ведущих общественный образ жизни, коммуникация обеспечивает выполнение

целого ряда жизненно важных функций:
(1) индивидуальная и (или) групповая

идентификация,
(2) обозначение иерархического ранга,
(3) синхронизация физиологических процессов во время сезона размножения,
(4) согласование совместных форм активности, таких, как миграция и фуражировка,
(5) распределение информации об изменениях в окружающей среде, таких, как появление опасности или новых источников пищи

Функции коммуникацииУ животных, ведущих общественный образ жизни, коммуникация обеспечивает выполнение целого ряда жизненно важных функций: (1) индивидуальная

Слайд 26Структура коммуникативного сообщения

Структура коммуникативного сообщения

Слайд 27Коммуникация в мире живого
Биокоммуникация – это общение животных, процесс, благодаря

которому поведение одного животного влияет на поведение другого.

Коммуникация в мире живогоБиокоммуникация – это общение животных, процесс, благодаря которому поведение одного животного влияет на поведение

Слайд 28Виды биокоммуникации

Тактильная коммуникация

Виды биокоммуникацииТактильная коммуникация

Слайд 29Химическая коммуникация

Химическая коммуникация

Слайд 30Звуковая коммуникация

Звуковая коммуникация

Слайд 31Зрительная коммуникация

Зрительная коммуникация

Слайд 32Электромагнитная коммуникация

Электромагнитная коммуникация

Слайд 33 Основные категории коммуникативных сигналов

1.Сигналы, предназначенные для полового партнера или конкурента


2.Сигналы, обеспечивающие контакт между родителями и потомством
3.Сигналы тревоги
4.Сообщения

о наличии пищи
5.Сигналы, обеспечивающие контакт в стае
6.Сигналы - «переключатели»
7.Сигналы – «намерения»
8.Сигналы агрессии
9.Сигналы миролюбия
10. Сигналы фрустрации

Основные категории коммуникативных сигналов1.Сигналы, предназначенные для полового партнера или конкурента 2.Сигналы, обеспечивающие контакт между родителями

Слайд 34Язык

Акустическая коммуникация
Языки животных

ЯзыкАкустическая коммуникация Языки животных

Слайд 35Что такое язык?
Язык – это система знаков, исторически сложившаяся для

того, чтобы люди могли мыслить и общаться.

Язык – коммуникативная

знаковая система, наилучшим образом приспособленная для биологического вида «человек разумный».

Что такое язык?Язык – это система знаков, исторически сложившаяся для того, чтобы люди могли мыслить и общаться.

Слайд 37Функции языка
М.Ю. Сидорова

Функции языкаМ.Ю. Сидорова

Слайд 38Язык как знаковая система
Звуковые сигналы животных - средство экстренной связи

для передачи сообщений как при непосредственном зрительном, тактильном контакте между

партнерами, так и при его отсутствии.
Дальность передачи акустической информации определяется четырьмя основными факторами:
1) интенсивностью звука;
2) частотой сигнала;
3) акустическими свойствами среды, через которую передается сообщение и
4) порогами слуха животного, принимающего сигнал.

Звуковые сигналы, передаваемые на большие расстояния, известны у насекомых, земноводных, птиц и многих видов млекопитающих средних и крупных размеров.

Язык как знаковая системаЗвуковые сигналы животных - средство экстренной связи для передачи сообщений как при непосредственном зрительном,

Слайд 39Речевой филогенез
Существуют два пути передачи информации от одного индивида к

другому.
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КАНАЛ. Передача от родителей к детям информации, закодированной

в ДНК. Прогрессивные изменения этой информации называют «соматической эволюцией».
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КАНАЛ. Передача информации от одного индивида к другому через нервную систему путем подражания или обучения, с использованием языка или без него. Прогрессивные изменения этой информации называются «экзосоматической» (внетелесной) эволюцией.
Речевой филогенезСуществуют два пути передачи информации от одного индивида к другому. ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КАНАЛ. Передача от родителей к

Слайд 40 Как достичь наибольшей эффективности при передаче звукового сигнала?
Скорость движения

звуковых волн в данной среде - это скорость звука. Число

волн, проходящих в секунду через какую-либо точку пространства, называется частотой звуковых колебаний.
Ухо того или иного вида животных воспринимает звук лишь в ограниченном диапазоне частот, или длин, волн. Волны с частотой ниже 20 Гц не воспринимаются как звуки, а ощущаются как вибрации. Вместе с тем, колебания с частотой выше 20 000 Гц (так называемые ультразвуковые) также не воспринимаются ухом человека.
Интенсивность (громкость) звука определяют по расстоянию от пика или впадины волны до средней линии. Интенсивность служит и мерой энергии звука.

Как достичь наибольшей эффективности при передаче звукового сигнала? Скорость движения звуковых волн в данной среде -

Слайд 41Верхний предел слуха
Организм Верхний предел слуха, Гц
Гусеница дневного

павлиньего глаза 1000
Гольян обыкновенный 7000
Ящерицы 10'000
Лягушки 10'000


Слон 10'000
Голубь 12'000
Касатка-скрипун 13'000
Человек 20'000
Певчие птицы 20'000
Обыкновенная неясыть 21'000
Шимпанзе 33'000
Лошадь 33'500
Корова 35'000
Курица 38'000
Собака 45'000
Крыса 60'000
Кузнечик 90'000
Мышь 90'000
Летучие мыши 120'000
Верхний предел слухаОрганизм Верхний предел слуха, Гц Гусеница дневного  павлиньего глаза 1000 Гольян обыкновенный 7000 Ящерицы

Слайд 42Нижний предел слуха
Организм Нижний предел слуха, Гц
Слон 17
Человек

20
Корова 23
Лошадь 55
Собака 60
Обезьяна 110
Крыса

650
Мышь 1000
Летучая мышь 3000
Нижний предел слухаОрганизм Нижний предел слуха, Гц Слон 17 Человек 20 Корова 23 Лошадь 55 Собака 60

Слайд 43Речевой филогенез
Отличия «настоящего» языка от языка животных:
развитый синтаксис;
отсутствие жесткой связи

между сигналом и поведением;
иерархичность построения;
произвольность знаков и открытость.

Речевой филогенезОтличия «настоящего» языка от языка животных:развитый синтаксис;отсутствие жесткой связи между сигналом и поведением;иерархичность построения; произвольность знаков

Слайд 44Анатомические основы
Способность пользоваться синтаксисом имеет анатомическую основу. При повреждении зоны

Брока возникают афазии - частичная или полная неспособности говорить и

понимать речь. При повреждении зоны Вернике возникают трудности в понимании слов, хотя речь может оставаться беглой, ее содержание становится пустым.
Анатомические основыСпособность пользоваться синтаксисом имеет анатомическую основу. При повреждении зоны Брока возникают афазии - частичная или полная

Слайд 45Анатомические основы
Исследования последних лет в области нейрофизиологии в части описания

так называемых зеркальных нейронов дали дополнительные пояснения по вопросу происхождения

синтаксиса.


Рамачандран Вилейанур. Рождение разума. Загадки нашего сознания. М., «олимп-бизнес», 2006
 

Анатомические основыИсследования последних лет в области нейрофизиологии в части описания так называемых зеркальных нейронов дали дополнительные пояснения

Слайд 46Гипотезы речевого филогенеза
Гипотеза божественного происхождения языка: язык был создан божественным

началом. Индийские веды (установитель имен –Бог- Всеобщий ремесленник и «господин

речи»), Библия.
Гипотеза людей-изобретателей языка: язык создан людьми. Аристотель (слова- признак волнения души, впечатлений о вещи). Руссо (язык возник как результат соглашения между людьми о значении слов).
Гипотеза случайного изобретения языка: связь звуков со смыслом случайно установлена отдельными индивидами случайно, при повторении фиксировалась.
Гипотеза жизненных шумов (речь возникла на основе звуков, сопровождающих обыденное поведение).
Гипотеза звукоподражания: человек обрел язык, подражая звукам окружающей природы. Лейбниц (слова образовались благодаря стихийному инстинктивному подражанию).
Трудовая концепция происхождения языка: язык возник из звуков, сопровождающих совместную трудовую деятельность.
Жестовая теория происхождения языка: движение голосовых органов возникло первоначально как часть пантомимического комплекса –тела, рук, лица.

Гипотезы речевого филогенезаГипотеза божественного происхождения языка: язык был создан божественным началом. Индийские веды (установитель имен –Бог- Всеобщий

Слайд 47Эксперимент

Эксперимент

Слайд 48Доказательство жестовой концепции происхождения языка в опытах зоопсихологов
Аллен и Биатрис

Гарднеры
Обучение шимпанзе жестовому языку американских глухих , исследование способности

шимпанзе овладевать элементами языка, построенного по правилам английской грамматики.
Доказательство жестовой концепции происхождения языка в опытах зоопсихологовАллен и Биатрис Гарднеры Обучение шимпанзе жестовому языку американских глухих

Слайд 49Речевой филогенез
Проблема связи речи и слова со значением решается по-разному:
А.

звук значения не несет, набор фонов далеко не всегда совпадает

в разных языках.
Б. звуки речи в сознании говорящих вызывают какое-либо значение.

Речевой филогенезПроблема связи речи и слова со значением решается по-разному:А. звук значения не несет, набор фонов далеко

Слайд 50Фоносемантика

 
 
  луома-куома-туома

 
 
 бого-того-мога

 


типи-рипи-дрипи -


Фоносемантика    луома-куома-туома    бого-того-мога  типи-рипи-дрипи -

Слайд 51Итоги:
Процесс антропосоциогенеза обусловлен взаимодействием биологических и социальных факторов. Мозг человека,

возникший в ходе эволюции, отличается функциональной и структурной избыточностью, функционирует

как целое. Генетический и лингвистический каналы передачи информации эволюционируют по одним принципам (передача информации с изменением и отбор).
Итоги:Процесс антропосоциогенеза обусловлен взаимодействием биологических и социальных факторов. Мозг человека, возникший в ходе эволюции, отличается функциональной и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика