Слайд 1Тема 7.2
ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИБЫЛЬ
Слайд 2Экономика Тема 7 © Шушунова Т.Н.
Общий (валовой) и предельный доход
Издержки
производства
Прибыль предприятия
ПЛАН ЛЕКЦИИ
Слайд 3Доходы фирмы делятся на:
доходы от обычных видов деятельности - выручка
от реализации продукции,
операционные доходы - поступления, связанные с операциями с
имуществом организации, поступления от предоставления во временное пользование денежных средств
внереализационные доходы - штрафы, пени, неустойки, признанные должником поступления в возмещение причиненных организации убытков.
чрезвычайные доходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, пожаров и т, п.).
Экономика Тема 7 © Шушунова Т.Н.
Слайд 4Экономика Тема 7 © Шушунова Т.Н.
Общий (валовой) доход
Общий (валовой)
доход
(TR— total revenue) –
это общая выручка предприятия, полученная
от продажи определённого количества товара на рынке
TR=QP
Общий (валовой) доход предприятия определяется как произведение объема проданной продукции (Q) и рыночной цены товара:
TRQ=QP
Слайд 5График общего дохода
Экономика Тема 7 © Шушунова Т.Н.
Слайд 6Средний доход
Средний доход (average revenue AR) – доход, приходящийся на
единицу проданного блага
В условиях совершенной конкуренции средний доход равен
рыночной цене:
AR = TR/Q = (P x Q)/Q = P
Экономика Тема 7 © Шушунова Т.Н.
Слайд 7Экономика Тема 7 © Шушунова Т.Н.
Предельный доход
Предельный доход
(MR
— marginal revenue) - это выручка, которую предприятию приносит продажа
каждой следующей единицы товара MR=TRq – TR q-1
Для подсчета предельного дохода (MR) следует из валового дохода (общей выручки TR) от продажи Q единиц товара вычесть валовой доход, полученный от продажи предыдущего количества товара в объеме Q — 1.
MR=TR(Q)- TR(Q-1)
Слайд 8Экономика Тема 7 © Шушунова Т.Н.
Функция спроса, предельного дохода
(MR) и общего дохода предприятия (TR) при совершенной конкуренции
В условиях
совершенной конкуренции любое количество товара продается по одной и той же цене.
Каждая следующая единица товара будет приносить одинаковый предельный доход, равный цене товара на рынке.
В условиях совершенной конкуренции предельный и средний доход (АR, MR) совпадает с ценой товара Р при любом объеме выпуска.
Спрос на товар при прочих равных условиях зависит от его цены, т. е. является функцией цены. Поэтому в условиях совершенной конкуренции функция предельного дохода MR совпадает с функцией спроса D(P).
Слайд 9Экономика Тема 7 © Шушунова Т.Н.
Издержки производства (TC- total
costs) – это выраженные в стоимостной форме затраты предприятия на
производство продукции.
ТС по критерию отношений собственности подразделяются на внешние (явные) и внутренние (неявные)
2.ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА
Слайд 10Экономика Тема 7 © Шушунова Т.Н.
Явные (внешние) издержки (ЯИ)
–
это денежные выплаты за привлекаемые в производство продукции ресурсы
Пример
Платежи
за поставку сырья, энергии, комплектующих, заработная плата рабочих и ИТР, проценты за кредит, налоги.
Эти экономические издержки равны бухгалтерским издержкам
Слайд 11Экономика Тема 7 © Шушунова Т.Н.
Неявные (внутренние) издержки
Неявные издержки
(НИ) –
альтернативные издержки предприятия (т. е. издержки упущенных возможностей) от
использования собственных ресурсов
Издержки упущенных возможностей — это неявные издержки, которые учитывают только экономисты
Слайд 12Экономика Тема 7 © Шушунова Т.Н.
Неявные (внутренние) издержки
Пример
Используя производственные
помещения только для своих нужд, мы теряем возможность получать за
него арендную плату, т.е. теряем дополнительный доход
Используя основные средства (здания и земельный участок в собственности предприятия, уставный капитал и т, д.) в одних целях, упускается выгода от их альтернативного применения.
Слайд 13Состав внутренних издержек
.
Экономика Тема 7 © Шушунова Т.Н.
Внутренние издержки
Издержки
на ресурсы, принадлежащие предпринимателю
Нормальная прибыль
Слайд 14Экономика Тема 7 © Шушунова Т.Н.
Нормальная прибыль (НП) —
это плата за использование предпринимательских способностей
Нормальная прибыль (НП) —
это именно та величина прибыли, которая удерживает предпринимателя в данной сфере деятельности
Пример,
Чтобы открыть ресторанный бизнес, необходимо вложить первоначальный капитал – 100 тыс. Их можно использовать и по-другому – вложить в банк под 10% годовых и иметь ежегодно 10 тыс. – это и есть альтернативные издержки на капитал, которые должны будут возмещены в форме нормальной прибыли
Слайд 15Экономика Тема 7 © Шушунова Т.Н.
Бухгалтерские издержки (БИ) –
это произведённые фактические расходы предприятия, связанные с производственной деятельностью, выраженные
в денежной форме, отражённые в бухгалтерском балансе
Бухгалтерские издержки = явным (внешним) издержкам
Формируются на производстве через калькуляцию себестоимости продукции.
Бухгалтерские издержки
Слайд 16Экономика Тема 7 © Шушунова Т.Н.
ТСэкон = ТСбухг+ ТСнеяв
Экономические
(вменённые) издержки (ЭИ) – это альтернативная стоимость отвлекаемых для данного
производства ресурсов.
Экономические издержки включают в себя неявные, или альтернативные, издержки предприятия и нормальную прибыль как оплату усилий предпринимателя
Слайд 17Экономика Тема 7 © Шушунова Т.Н.
Pr = TR —
TC
Прибыль предприятия (profit Pr) – разница между общими доходами предприятия
от продажи продукции (TR) и его издержками(TС)
Различают прибыль
бухгалтерскую
экономическую
Слайд 18Экономика Тема 7 © Шушунова Т.Н.
Бухгалтерская прибыль
Prбух. – разница
межу валовым доходом (TR) и явными издержками предприятия
Prбух. =
TR-TC бух.
Слайд 19Экономика Тема 7 © Шушунова Т.Н.
Экономическая прибыль
–
Prэк. - это разность между общей выручкой и экономическими
издержками
Prэк. = TR-TCэк.
Слайд 20Экономика Тема 7 © Шушунова Т.Н.
РАЗЛИЧИЯ УЧЕТА ПРИБЫЛИ ЭКОНОМИСТАМИ
И БУХГАЛТЕРАМИ
.
Экономисты учитывают все издержки: эксплицитные (явные) и имплицитные (неявные,
упущенные), поскольку они оказывают влияние на решения, принимаемые экономистом в бизнесе
Слайд 21Динамика издержек производства
Краткосрочный период – период, в течение которого фирма
не успевает увеличить все ресурсы, поэтому ТС делятся на постоянные
(FC) и переменные (VC)
Долгосрочный период – период, в течение которого фирма успевает увеличить все ресурсы, поэтому все ТС - переменны, поэтому используют категорию (АТC)
Экономика Тема 7 © Шушунова Т.Н.
Слайд 22Экономика Тема 7 © Шушунова Т.Н.
Постоянные издержки
FC — fixed
costs — затраты, которые в краткосрочном плане не зависят от
объема выпуска продукции и при изменении загрузки предприятия остаются неизменными (const)
К постоянным издержкам относятся:
аренда зданий, оборудования;
расходы на амортизацию;
страховые взносы;
оплата обязательств по займам;
зарплата управленческого персонала
Слайд 23Экономика Тема 7 © Шушунова Т.Н.
VC — variable costs
— затраты, величина которых зависит от объема выпуска продукции
К переменным
издержкам относятся:
зарплата рабочих,
стоимость сырья,материалов,
налог на прибыль, НДС,
транспортные расходы
Переменные издержки
Слайд 24Экономика Тема 7 © Шушунова Т.Н.
Общие издержки
ТС — total costs – сумма постоянных и переменных издержек:ТС=FC+VC
Слайд 25Экономика Тема 7 © Шушунова Т.Н.
Средние издержки
AC=TC:Q - это
издержки на единицу продукции
Слайд 26Экономика Тема 7 © Шушунова Т.Н.
Средние постоянные издержки:
AFC=FC:Q
Средние переменные издержки:
AVC=VC:Q
Средние издержки
Слайд 27Экономика Тема 7 © Шушунова Т.Н.
МСп = ТСп -
ТСп-1
Предельные издержки
(МС — marginal costs) – дополнительные издержки, показывают стоимость производства каждой следующей, дополнительной единицы продукции:
MC = TC/Q
Слайд 28График предельных издержек
Экономика Тема 7 © Шушунова Т.Н.
Слайд 29ЭФФЕКТ МАСШТАБА ПРОИЗВОДСТВА
Эффект масштаба - это изменения средних издержек в
зависимости от объема производства в долгосрочный период.
Экономика Тема 7
© Шушунова Т.Н.
Слайд 30Положительный эффект масштаба
- себестоимость продукции (средние издержки) сокращается при увеличении
объемов производства
Факторы положительного эффекта масштаба:
1) технические факторы;
2) экономический
маркетинг;
3) финансовая экономия;
4) экономия, связанная с фактором риска
Экономика Тема 7 © Шушунова Т.Н.
Слайд 31Отрицательный эффект масштаба
- себестоимость продукции (средние издержки) повышается при увеличении
объемов производства
Факторы отрицательного эффекта масштаба - сложность в управлении крупным
производством:
рост бюрократизма
слабость контроля за многочисл. службами
отдаленность руководителей от рабочих
Экономика Тема 7 © Шушунова Т.Н.
Слайд 32Принцип максимизации прибыли
Наращивая объем производства, фирма стремится увеличить свой доход.
Каждая дополнительно реализованная единица продукции увеличивает доход, но одновременно увеличивает
и предельные издержки. Для фирмы наиболее предпочтителен вариант, при котором предельный доход превышает предельные издержки.
Принцип максимизации
прибыли: MR = MC
Экономика Тема 7 © Шушунова Т.Н.