Разделы презентаций


ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТ Сущность и функции гос

Содержание

С 2731) осуществление ЗАЙМОВ (внутренних и внешних)2) получение и предоставление КРЕДИТОВ3) получение и предоставление ГОС ГАРАНТИЙ (для исполнения этих обязательств в расходах бюджета формируется резерв)1. Заемщика (в основном)2. Кредитора3. Гаранта

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТ
Сущность и функции гос. кредита
Государственный

(муниципальный) долг и его сущность

(госгарантии – самостоятельно)
Управление гос. долгом
Государство как кредитор

Бюджетный кодекс РФ: ст. 6, главы: 14, 15, ст. 93 2-6
Заключение Счетной палаты на проект бюджета 2015-17 гг. (ach.gov.ru)
Постановление Правительства РФ от 28.12.2012 №1451 (правила предоставления гос. гарантий)
Модуль: стр. 273 – 306 Учебник: стр. 395 - 420
Тема 4 (общая характеристика звена фин. системы)

ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТСущность и функции гос. кредитаГосударственный (муниципальный) долг и его сущность

Слайд 2С 273
1) осуществление ЗАЙМОВ (внутренних и внешних)
2) получение и предоставление

КРЕДИТОВ
3) получение и предоставление ГОС ГАРАНТИЙ (для исполнения
этих обязательств

в расходах бюджета формируется резерв)

1. Заемщика (в основном)
2. Кредитора
3. Гаранта

Соответственно этому кредитные отношения могут быть в 3 формах:

РФ, субъекты РФ и ОМСУ выступают в качестве:

1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОС КРЕДИТА

Кредитная история России началась в 1769г.,
когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии

Необходимость гос кредита объективна (закон Вагнера:

темпы роста гос. расходов опережают темпы роста объема производства). Это неизбежно влечет возникновение гос. долга в целях покрытия бюджетного дефицита

С 2731) осуществление ЗАЙМОВ (внутренних и внешних)2) получение и предоставление КРЕДИТОВ3) получение и предоставление ГОС ГАРАНТИЙ (для

Слайд 3 Способ покрытия дефицита бюджетов

Способ преодоления кассового

разрыва в исполнении бюджетов
Предоставляет наименее рискованный фин. инструмент

инвестирования
Способ регулирования экономических и соц. процессов:

С 273

РОЛЬ ГОС КРЕДИТА:

деловой активности,
занятости населения,
платежеспособного спроса
развития регионов,
отраслей, экспорта
решение социальных задач

Благодаря
пополнению бюджетного фонда и возможности осуществить соответствующие расходы,
сохранению налоговой нагрузки,
бюджетным кредитам и гарантиям

денежного обращения

ликвидности банков, % ставок

Способ покрытия дефицита бюджетов  Способ преодоления кассового разрыва в исполнении бюджетов Предоставляет наименее рискованный фин.

Слайд 4РЕГУЛИРУЮЩАЯ - займы и кредиты регулируют:
налоговую нагрузку
темпы

развития регионов, отраслей, ВЭД
состояние денежного обращения и фин. рынка
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ -

перераспределение НД и части нац. богатства для покрытия дефицита бюджета или их использование
через предоставление бюджетных кредитов и гарантий
КОНТРОЛЬНАЯ:

С 274-276

ФУНКЦИИ ГОС КРЕДИТА:

контроль целесообразности займов

контроль целевого использования привлекаемых и выделяемых средств, при этом он осуществляется в обе стороны

контроль осуществляют не только гос. фин. органы, но и коммерческие банки

РЕГУЛИРУЮЩАЯ - займы и кредиты регулируют: налоговую нагрузку темпы развития регионов, отраслей, ВЭДсостояние денежного обращения и фин.

Слайд 5С 275
Специфические особенности отношений по госкредиту в сравнении с финансами

и с банковским кредитом
Кредитные отношения связаны только с перераспределением

НД и части нац. богатства, а финансы и с распределением
Осуществляются на принципах срочности,
платности (кредит), и добровольности (гос. кредит), а финансы – на принципах безвозвратности и бесплатности
Займы на уровне РФ, регионов часто не имеют конкретного целевого назначения, а кредит – имеет всегда
Отношения непроизводительные (в основном) - покрытие дефицита бюджета, выплата %
На уровне закона срок займов не ограничен, а БК РФ ограничивает срок заимствований ОГВ и ОМСУ:
займы - не более 30 лет (для МО – 10 лет);
бюджетный кредит - не более 1 года (во время кризиса на 2009-2013гг. срок займов был увеличен до 3 лет)

С 275Специфические особенности отношений по госкредиту в сравнении  с финансами и с банковским кредитом Кредитные отношения

Слайд 6Займы. Финанс. инструмент – ценные бумаги (облигации)
Прямые кредиты. Финансовый инструмент:


кредитные договора
Целевой иностранный кредит – у иностранных

ФОРМЫ ГОС. ЗАИМСТВОВАНИЙ:

С 277, 278

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ДОЛГ и ЕГО СУЩНОСТЬ

правительств, банков и фирм, а также у МФО (например, ЕБРР),
которые в отличие от них, предоставляют кредиты на конкурсной основе
для финансирования инвестиционных проектов, структурных реформ в форме поставки товаров, работ, услуг по конкретному проекту

КРЕДИТОРЫ ГОСУДАРСТВА

финансовые и нефинансовые организации,
физ. лица (резиденты и нерезиденты)
национальные органы власти другого уровня
правительства иностранных государств
МФО

Т.е. это связанные кредиты

Займы. Финанс. инструмент – ценные бумаги (облигации)Прямые кредиты. Финансовый инструмент:

Слайд 7С. 284
непогашенные обязательства по облигациям,
% по этим обязательствам

предоставленные гос. гарантии
иные обязательства (например, суммы пеней и %

за просрочку погашения долга для регионального и муниципального уровня)

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСДОЛГА ПО СОСТАВУ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Основной долг – номинальная стоимость выпущенных и непогашенных долговых обязательств;
Капитальный долг – основной долг
%, которые должны быть по ним выплачены
Текущий долг - предстоящие расходы:
а) по выплате доходов
б) по погашению обязательств, срок которых же наступил
Совокупный долг = внешний долг + внутренний долг
Консолидированный = госдолг РФ + госдолг субъектов РФ

СОСТАВ ГОС. ДОЛГА

кредитам

С. 284 непогашенные обязательства по облигациям, % по этим обязательствам предоставленные гос. гарантии иные обязательства (например, суммы

Слайд 8ГОС. ДОЛГ ПО ВАЛЮТНОМУ КРИТЕРИЮ
Внешний
Обязательства по заимствованиям и гарантиям

в иностранной валюте (в основном, доллар и

евро).
Внешние займы могут осуществлять:
Органы гос. управления РФ: Правительство РФ, Банк России
Субъекты РФ (с 2011г.) УСЛОВИЯ:
займы могут привлекаться для погашения внешнего долга и финансирования дефицита бюджета, если доля МБТ без субвенций < 5% собственных доходов; только для погашения внешнего долга - если она > 5% (ст. 104 БК РФ)
наличие рейтинга минимум 2 международных агентств

С. 288

Внутренний

Обязательства
по заимствованиям
и гарантиям:
в нац. валюте;
в иностранной валюте субъектов РФ и МО перед РФ в рамках использования целевых иностранных кредитов.
Внутренние займы могут осуществлять
все органы управления

С. 287

не привлекают кредиты от ин. правительств

ГОС. ДОЛГ ПО ВАЛЮТНОМУ КРИТЕРИЮВнешний Обязательства по заимствованиям и гарантиям в иностранной валюте    (в

Слайд 9Особенность государственного внутреннего долга
Внутренний долг приводит к перераспределению доходов внутри

страны  его особенность:
внутренние займы используются не только для

покрытия дефицита, погашения старых займов и выплаты дохода, а как постоянно действующий инструмент сбережений (т.е. не для того, чтобы быть когда-то погашенными)

С. 286

Государство выполняет обязательства путем поддержания баланса между притоком и оттоком средств с помощью доходности облигаций (в РФ 6 – 9,5 % в зависимости от срока и выросла в сравнении с 2012г)
На погашение основного долга направляется часть средств
от эмиссии гос облигаций (22 - 29% в 2011-2013)

Ресурсы остаются в стране, поэтому последствия внутреннего долга для экономики менее тяжелы

Особенность государственного внутреннего долгаВнутренний долг приводит к перераспределению доходов внутри страны  его особенность: внутренние займы используются

Слайд 10Отрицательные последствия увеличения внутреннего долга
1) Эффект «вытеснения»
корпоративных заемщиков с рынка

заимствований
частных инвестиций и потребительского спроса
2) Косвенное стимулирование инфляции

Отрицательные последствия увеличения внутреннего долга1) Эффект «вытеснения»корпоративных заемщиков с рынка заимствованийчастных инвестиций и потребительского спроса2) Косвенное стимулирование

Слайд 11ОФЗ = 82%
ГСО =16% - рост доли

(для размещения
пенсионных накоплений)
ОВОЗ = 2% (на внешнем рынке)
88% - средне - и долго срочные облигации (до 15 лет)

Консолидированный гос. внутренний долг  6,2 трлн. руб.
(1.01.2014)

ДИНАМИКА ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА РФ, нач. года, трлн. руб.

РФ  71%
Субъекты РФ  29% (26% - облигации, 40% - кредиты банков и МФО,
27% - бюджетные кредиты, 7% - гарантии)

С. 287

Правительство РФ и регионы слишком увлеклись внутренними займами. Расходы на обслуживание внутреннего госдолга стали в 2,5 раза больше расходов на ЖКХ или культуру, сопоставимы с расходами на образование (Счетная палата)
Госдолг регионов растет на 36-40% в год

СТРУКТУРА ВНУТРЕННЕГО ГОС ДОЛГА РФ (10.2014г.)

ОФЗ = 82% ГСО =16% - рост доли

Слайд 12Особенность государственного внешнего долга
Внешний долг обязателен к погашению и ложится

на страну наиболее тяжелым бременем.
Его особенность:
приводит

к перераспределению НД между странами,
возможность потери самостоятельности в проведении финансовой и денежно-кредитной политики
связан с существенными рисками:

состоянием мировой экономики;

ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ РФ
по внешним займам

не уровень госдолга, а недиверсифицированная экономика и зависимость доходов бюджета от цен на нефть

С288

изменением цен на сырье;
снижением курса нац. валюты;
негативные изменения кредитных рейтингов страны.

(опыт Греции)

Особенность государственного внешнего долгаВнешний долг обязателен к погашению и ложится на страну наиболее тяжелым бременем.  Его

Слайд 13Л.Брежнев,
Ю.Андропов,
К.Черненко
Сокращение долга - с 2000 г. за счет

нефтегазовых доходов.
Досрочно погашались прежние долги.


В РФ не было прямых займов 11 лет (с 1999г.), а в условиях профицита бюджета, привлекались только связанные кредиты МФО.
С 2010г - выпуск новых облигаций (курс - сберечь финансовые резервы).
2014г - ухудшение условий займов и риски неисполнения объемов по ФЗ
СТРУКТУРА ЗАЙМОВ (10.2014): 73% еврооблигации, 2% МФО,
2% - Парижскому и Лондонскому клубам, 21% - гарантии

ДИНАМИКА ВНЕШНЕГО ГОСДОЛГА РФ, млрд $, на нач. года :

М.Горбачев

146,4% ВВП

конец

Л.Брежнев, Ю.Андропов, К.ЧерненкоСокращение долга - с 2000 г. за счет нефтегазовых доходов.    Досрочно погашались

Слайд 14СОВОКУПНЫЙ ГОСДОЛГ РФ, % ВВП (конец года)
8,7 трлн. руб.

(оценка 2014г) внешний: 25% ВВП;

внутренний: 75% ВВП

С. 292

Япония 100

РФ 1,55 (нач 2013)

Госдолг РФ – самый низкий среди стран G20

2017

О% Ливия

Тенденция – наращивание долга с 2009 года

Япония 243%, Греция 174%, США 105%, Германия 78%; ЕС 86,7%

БРИКС: Индия 67%, Бразилия 66%, Китай 22,4%; ЮАР 45%

ГОСДОЛГ СТРАН МИРА, % ВВП, 2013 (Источник МВФ )

ГОСДОЛГ, ТЫС. $ / ЧЕЛ, 2013 (ЦРУ)

Ирландия ок 60 США ок 59 Сингапур ок 57

2013

СОВОКУПНЫЙ ГОСДОЛГ РФ, % ВВП (конец года) 8,7 трлн. руб. (оценка 2014г) внешний: 25% ВВП;

Слайд 153. УПРАВЛЕНИЕ ГОС. ДОЛГОМ
Возможное негативное влияние
Положительное влияние
Может ограничить рост экономики

(из-за «эффекта вытеснения»)
Может снизить деловую активность (возможно повышение

налогов сейчас или переложение налогового бремени на будущие поколения, если займы привлекаются не инвестиционные)
Может усилить расслоение населения (из-за перераспределения НД в пользу держателей гос. облигаций)
Может быть внешнее давление на проводимую государством политику

Если займы используются на инвестиции, тогда
а) происходит решение актуальных задач
б) будет рост налоговых доходов бюджета

Экономические последствия формирования гос. долга :

С. 295

3. УПРАВЛЕНИЕ ГОС. ДОЛГОМВозможное негативное влияниеПоложительное влияниеМожет ограничить рост экономики   (из-за «эффекта вытеснения»)Может снизить деловую

Слайд 16ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ - обеспечить:
объем долга на экономически безопасном уровне;
минимизацию его

стоимости;
выгодные условия для эмитента и поддержание курса государственных ценных бумаг;

усиление инвестиционного характера займов
своевременный возврат долга;
контроль

УПРАВЛЕНИЕ ГОС. ДОЛГОМ - совокупность действий государства по регулированию его
величины,
структуры ,
стоимости обслуживания

Маленький объем долга и небольшой % его в ВВП вовсе не свидетельствует об успешности страны.
Проблема возникает не тогда, когда образуется долг, а когда его рост становится неуправляемым
(пример Греции, Кипра и др. стран ЕС)

С. 296

ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ - обеспечить:объем долга на экономически безопасном уровне;минимизацию его стоимости;выгодные условия для эмитента и поддержание курса

Слайд 17Правительство РФ устанавливает предельный объем выпуска
конкретных гос. ценных бумаг.

Под его руководством:
непосредственное управление долгом – Минфин РФ (эмитент,

определяет порядок, условия, сроки займов, ведет Государственную долговую книгу РФ - действует единая система учета и регистрации долга РФ, субъектов РФ и МО)

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСДОЛГОМ в РФ

Высший орган управления – Федеральное собрание - устанавливает в законе о бюджете предельные объемы займов и выдачи бюджетных кредитов.

3 элемента управления

С. 296

Все виды заимствований утверждаются в Законе о бюджете (приложение - ПРОГРАММА ЗАИМСТВОВАНИЙ)

2. обслуживание госдолга- ЦБ РФ (бесплатно, как генеральный агент Правительства РФ): размещение займов, погашение и выплата %, рефинансирование, регулирование рынка гос. ценных бумаг
контроль за состоянием долга - Счетная палата РФ

Правительство РФ устанавливает предельный объем выпуска конкретных гос. ценных бумаг. Под его руководством: непосредственное управление долгом –

Слайд 18одно из направлений финансовой политики государства, осуществляемое законодательными органами власти (или

Правительством) и связанное с обязательствами государства в качестве заемщика или

гаранта – debt anagement.

формирование долговой политики (части бюджетной)
определение целей и направлений воздействия на микро - и макроэкономические показатели;
определение основных показателей и предельных значений гос. долга

С. 297

В 2011-13гг Россия использовала тактику «занимай, но сберегай» (при благоприятных условиях займы осуществлялись, чтобы пополнить Резервный фонд, а использовать его - при удорожании заимствований).
С 2014г условия займов ухудшились и тактика изменилась – замещение внешних займов средствами Резервного фонда.
Внешние займы осуществляются и не ради получения денег (присутствие страны на международных долговых рынках необходимо для установления корпоративным заемщикам благоприятных ориентиров по стоимости займов (в РФ они - основной источник средств)

Оно включает в себя 3 ЭЛЕМЕНТА:

УПРАВЛЕНИЕ ДОЛГОМ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ СЛОВА -

одно из направлений финансовой политики государства, осуществляемое законодательными органами власти (или Правительством) и связанное с обязательствами государства

Слайд 19Основные индикаторы гос. долга, используемые в мировой практике для характеристики

долговой устойчивости страны (источник – Счетная палата)

Основные индикаторы гос. долга, используемые в мировой практике для характеристики долговой устойчивости страны (источник – Счетная палата)

Слайд 20БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСДОЛГА В РФ (ст. 104 -107 БК

РФ)
Предельный объем новых заимствований привязан
РФ – к объему ВВП (1%)


субъекты РФ и МО – к величине дефицита бюджета + погашение долговых обязательств

Предельный объем долга

для РФ – прямо в БК РФ не установлен
для субъектов РФ и МО = годовому объему доходов бюджета без учета МБТ, но если доля МБТ (без субвенций) в собственных доходах консолидированного бюджета в течение 2 из 3 последних лет больше 60% доходов в регионе и 70% у МО, то он должен быть = 50% доходов

Предельные расходы на обслуживание долга

Установлены только для субъектов РФ и МО - 15% расходов бюджета (без расходов за счет субвенций)

С. 299

БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСДОЛГА  В РФ (ст. 104 -107 БК РФ)Предельный объем новых заимствований привязанРФ – к

Слайд 21средства
денежные средства;
акции, золото, земельный фонд, принадлежащие гос-ву;
долговые обязательства третьих лиц

перед РФ;
новые облигации;
товарные поставки и др.
источники
доходы бюджета
активы государства
платежи

заемщиков
переоформление долга в новый долг

УПРАВЛЕНИЕ ГОСДОЛГОМ В УЗКОМ СМЫСЛЕ:

определение условий выпуска и обращения конкретных гос. ценных бумаг (виды, сроки, доходность, кредиторы);
регулирование рынка гос. ценных бумаг;
управление использованием долга;
управление обслуживанием и погашением долга:

Источник средств для погашения внешнего долга во многих странах - обязательная продажа экспортерами части валютной выручки (в РФ с 05.2006 г. отменена). По данным МВФ, из 150 стран она используются более чем в 90 (разный %). Только в Китае требование 100% продажи

С. 300

Предполагает:

средстваденежные средства;акции, золото, земельный фонд, принадлежащие гос-ву;долговые обязательства третьих лиц перед РФ; новые облигации; товарные поставки и

Слайд 22МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОМ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ
Конверсия = изменение доходности займов



Консолидация = изменение сроков действия ранее

выпущенных долговых обязательств и других условий выпуска займа (например, периодичность выплаты купонов) -необходимо согласие кредитора. Может использоваться, чтобы сократить сроки погашения выпущенных гос. и муниципальных облигаций.

Унификация займов = объединение нескольких ранее выпущенных займов в один новый. Цель – уменьшить количество видов одновременно обращающихся облигаций

Отсрочка погашения займа. В отличие от
не только отодвигается срок погашения, но, как
правило, и прекращается выплата дохода

консолидации,

С. 300

(упрощает работу и сокращает % расходы).
Проводится вместе с консолидацией или вне нее

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОМ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕКонверсия = изменение доходности займов     Консолидация = изменение

Слайд 23Обмен облигаций по регрессивному соотношению: несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются

к одной новой (на 2015г Правительство РФ вправе обменять внешний

долг на внутренний по согласованию с владельцами российских евробондов в целях снижения внешней задолженности и сокращения расходов на ее обслуживание).

Рефинансирование - новые займы для погашения старых (используется, как правило, при недостаточности доходов бюджета)

Дефолт – отказ от уплаты долга (применен в РФ в 1998г. для внутренних займов, но вместе с новаций; грозил Греции в 2012г., если бы не удалось использовать реструктуризацию и рефинансирование долга)

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОМ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ

С 300

способов его погашения

структуры долга:
по срокам, по фин инструментам (кредиты, облигации)

списание долга

Реструктуризация долга – изменение:

Обмен облигаций по регрессивному соотношению: несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой (на 2015г Правительство РФ

Слайд 24В ОСНОВЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ДОЛГА ЛЕЖИТ КОНВЕРСИОННЫЙ МЕХАНИЗМ, т.е. обмен части

внешней задолженности на национальные активы. 

облигация – облигация. Старые облигации обмениваются

на новые долгосрочные - долги откладываются и могут частично списываться при выполнении программ структурной перестройки экономики (например, в 2007 г. схема использовалась Москвой: облигации со сроком погашения в 2007-8 гг. были обменены на облигации со сроком погашения 2009-2015 гг., в Греции в 2012г)
облигации - акции в рамках приватизации (долг в обмен на собственность - привлечение стратегических партнеров)
выкуп долга у держателей облигаций по фиксированной цене с дисконтом или схема «облигации-облигации» (использовалась при досрочном погашении РФ долга Парижскому клубу в 2000-х годах).
«Списание» долга частичное или целиком. Применяется в отношении беднейших стран, жесткие условия отбора

ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ДОЛГА
(мировая практика) :

С. 301

В ОСНОВЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ДОЛГА ЛЕЖИТ КОНВЕРСИОННЫЙ МЕХАНИЗМ, т.е. обмен части внешней задолженности на национальные активы. облигация – облигация.

Слайд 25К 2009г. Россия списала долгов на 95 млрд. $ по

выданным СССР кредитам (Вьетнаму,
Афганистану, Сирии, Ливии, Монголии, Ираку, Алжиру, странам

Африки). Частичное списание долга частными кредиторами (банками) использовано для Греции в 2012г.

Списание долга - решение скорее политическое, чем экономическое. Используется часто взамен на развитие (например, такие условия были поставлены Замбии, Мозамбику)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НАИБОЛЕЕ ПРИЕМЛЕМЫЕ ДЛЯ РФ ВАРИАНТЫ:
Долг в обмен на экспорт готовой продукции (несырьевой),
инвестиции


Долг в обмен на фин помощь



Долг в обмен на налоги (налоговые льготы для инвесторов,
держателей внешнего долга, которые побудили бы их к инвестициям,
важным для экономики России). Тогда внешний долг будет погашаться за счет будущих доходов

В последнее 10-летие в мире стала актуальна схема «Долги в обмен на природоохранную деятельность»

К 2009г. Россия списала долгов на 95 млрд. $ по выданным СССР кредитам (Вьетнаму,Афганистану, Сирии, Ливии, Монголии,

Слайд 26РЕЗУЛЬТАТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОС ДОЛГОМ РФ
В 2004г. Россия стала нетто-кредитором мировой

экономики
и вышла из спекулятивной категории. В настоящее время

Россия имеет инвестиционные рейтинги всех 3 ведущих международных рейтинговых агентств
Долговая нагрузка России – наименьшая в Европе

Была изменена политика заимствований в целом:
замещение внешнего долга внутренним: в 2006г. – 39,8% от общего долга (2011–2017гг. 78-75%)
увеличена дюрация портфеля гос. ценных бумаг до 5,8 лет – оптимальный средний срок займов, характерный для рынка госдолга развитых стран (2005г. – 4,8 года).
приоритет - займы через рыночные инструменты (еврооблигации) у МФО и максимальное ограничение на прямые кредиты у иностранных правительств и МВФ

НО: опасность роста объемов внутреннего долга и существенно возрастают расходы, связанные с погашением и обслуживанием госдолга, что снижает долговую устойчивость федерального бюджета

РЕЗУЛЬТАТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОС ДОЛГОМ РФВ 2004г. Россия стала нетто-кредитором мировой экономики  и вышла из спекулятивной категории.

Слайд 27нижестоящим бюджетам (покрытие кассового разрыва, дефицита бюджета, ликвидация последствий чрезвычайных

ситуаций)
Без обеспечения выделяются субъектам РФ всегда, а МО – только

для покрытия ущерба от чрезвычайных ситуаций (ставка 0%)
унитарным предприятиям (на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных соответствующим бюджетом)
иным организациям (кроме предприятий с иностранными инвестициями, нерезидентам). Обязательны: проверка фин. состояния; обеспечение (банковские гарантии, залог, поручительства и др.)

4 . ГОСУДАРСТВО КАК КРЕДИТОР

1) Бюджетные кредиты (% ставка привязана к ставке ЦБ, но меньше ее):

ФОРМЫ ПРЯМОГО КРЕДИТОВАНИЯ:

3) Экспортный кредит

предприятиям, банкам (российским и зарубежным) для финансирования поставок товаров и услуг российских предприятий на экспорт

2) Бюджетный кредит за счет средств целевых иностранных заимствований (на срок более 1 года)

4) Государственный финансовый кредит

Иностранному заемщику (политический шаг)

С. 303

нижестоящим бюджетам (покрытие кассового разрыва, дефицита бюджета, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций)Без обеспечения выделяются субъектам РФ всегда, а

Слайд 28Отсрочка налогового платежа в целях стимулирования инновационной и инвестиционной активности

(внедрение инноваций, НИР и ОКР, тех перевооружение, инвестиции в объекты

энергосбережения - перечень Правительства; выполнение оборонного и особо важного заказа)
Предоставляется по налогу на прибыль, региональным и местным налогам на 1-5 лет. Затем поэтапная уплата суммы кредита и % (исходя из 1/3 - 1/2 ставки рефинансирования ЦБ).
Сейчас предоставляется, в основном, по налогу на прибыль до 100% стоимости приобретенного оборудования или НИОКР

Инвестиционный налоговый кредит (ст. 67 НК)

КОСВЕННОЕ КРЕДИТОВАНИЕ (только предприятий)

2) Отсрочка и рассрочка налогового платежа в отдельных случаях, предусмотренных НК РФ (гл. 9)

а) причинение ущерба в результате стихийных бедствий, техногенной катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
б) несвоевременное поступление бюджетных средств;
в) угроза банкротства (в случае единовременной выплаты налога) и др.

Отсрочка налогового платежа в целях стимулирования инновационной и инвестиционной активности (внедрение инноваций, НИР и ОКР, тех перевооружение,

Слайд 29Эти виды кредита практически не работают, в т.ч. из-за несовершенства

терминологии («угроза банкротства»,
«последствия» …), длительность самой процедуры. Реальны на

практике – для очень крупных предприятий
В настоящее время более распространено кредитование предприятий на льготных условиях в форме возмещения из бюджета части % по кредитам,
полученным в банках предприятиями отраслей,
поддерживаемых государством, а также по лизинговым платежам (= субсидирование % ставок)

(АПК, ТЭК, автопром, легкой и текстильной промышленности,
сельское хозяйство, российскими экспортерами промышленной продукции, авиакомпаниями и др.)

Эти виды кредита практически не работают, в т.ч. из-за несовершенства терминологии («угроза банкротства», «последствия» …), длительность самой

Слайд 30ВЫВОДЫ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОС КРЕДИТА:
вторичное перераспределение стоимости (аккумулирование временно свободных

в экономике средств на условиях срочности, возвратности, платности
и добровольности

и используются как ссудный капитал)
непроизводительное использование капитала (как правило, эти средства не используются для производства материальных благ, а идут на покрытие дефицита бюджета)
Гос кредит имеет черты финансов и кредита - и свои специфические особенности
Гос. кредит - средство увеличения финансовых возможностей государства и инструмент регулирования экономики
Проблема возникает не тогда, когда образуется долг,
а когда его рост становится неуправляемым, процесс выплат затрудняется и осложняется нормальное функционирование экономики


ВЫВОДЫЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОС КРЕДИТА: вторичное перераспределение стоимости (аккумулирование временно свободных в экономике средств на условиях срочности, возвратности,

Слайд 31Благодарю за внимание

Благодарю за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика