Слайд 1Тема 9. Избирательное право и избирательная система в Российской Федерации
Слайд 2Конституционные формы осуществления права многонационального народа РФ на власть
1. Непосредственно:
-
референдум (ФКЗ №5ФКЗ от 28.06.2004г. «О референдуме Российской Федерации»);
свободные выборы
(ФЗ №67-ФЗ 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).
2. Через органы государственной власти. (Гл.Гл.:4,5,6,7; ст.11).
3. Через органы местного самоуправления. (Гл.8, ст.12; ФЗ от 6.10.2003г. №131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Слайд 9Избирательная система
Избирательная система – это установленный законом или другим нормативным
актом способ определения результатов голосования и порядок распределения мандатов между
партиями или кандидатами.
Наиболее распространенными являются три избирательные системы – мажоритарная, пропорциональная и смешанная.
Слайд 11Смешанная избирательная система
Смешанная избирательная система возникает тогда, когда при выборах
одной и той же представительной палаты применяются различные системы. Это
обычно продиктовано стремлением соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки.
Слайд 12достоинства смешанной избирательной системы
позволяет формировать профессиональный парламент, состав которого отражает
соотношение политических сил в обществе;
укрепляет политические партии, поскольку часть депутатов
избирается по пропорциональной системе. В современном демократическом обществе политические партии создаются для участия в выборах, а не для проведения воспитательных работ с населением;
сохраняет преемственность старой и новой политических систем, поддерживая политические традиции, поскольку использование мажоритарной избирательной системы сохраняет шансы на создание стабильного однопартийного правительства.
Слайд 14Понятие избирательного процесса
Под избирательным процессом следует понимать урегулированную законом деятельность
граждан, политических партий, избирательных комиссий и других субъектов по подготовке
и проведению выборов.
Слайд 16Этап назначения выборов
Назначение выборов является первой стадией любого избирательного процесса.
Сущность назначения выборов заключается в установлении даты голосования.
Слайд 18Этап регистрации избирателей
Регистрации (учёту) подлежат все граждане РФ, обладающие активным
избирательным правом.
Разделяют понятия: а) регистрационный учёт граждан по месту жительства;
это вид официального учёта граждан; осуществляется в соответствии с ФЗ от 15.11.1997г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»; носит уведомительный характер и не имеет особого порядка регистрации; учёт граждан РФ вообще осуществляется посредством статистического учёта в виде переписи населения.
б) регистрация и учёт избирателей; правовая основа: ФЗ от12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях…», Положение о Государственной системе регистрации (учёта) избирателей, участников референдума в РФ (утверждено Постановлением ЦИК России от 6.11.1997г. №133/973-2/2; юридическим основанием для регистрации (учёта) избирателей является факт нахождения места жительства гражданина РФ на соответствующей территории муниципального образования; регистрация (учёт) избирателей осуществляется главой муниципального образования… по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года; сведения о гражданах ежемесячно передаются главой муниципального образования… в ИК субъекта РФ для формирования и ведения регистра избирателей, участников референдума.
Слайд 20Образование избирательных округов
Избирательные округа представляют территориальные единицы, образуемые с целью
объединения проживающих в них граждан для избрания кандидатов на выборные
должности.
Слайд 21Образование избирательных участков
Избирательные участки представляют территориальные единицы, образуемые с целью
объединения проживающих в них граждан общим местом голосования.
Слайд 22Образование избирательных комиссий
Избирательные комиссии являются «организационным стержнем» избирательного процесса, поскольку
на эти органы возлагается обеспечение подготовки и проведения выборов.
Слайд 27Составление списков избирателей
- список избирателей составляется УИК
- включаются в
список лица обладающие на день голосования активным избирательным правом
-
гражданин включается в список избирателей только на одном избирательном участке
- УИК за 20 дней до дня голосования представляет список избирателей для ознакомления участников
- выверенный список избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарём УИК и заверяется печатью участковой комиссии.
Слайд 28Выдвижение и регистрация кандидатов
На этапе выдвижения и регистрации кандидатов определяется
круг лиц, которые будут баллотироваться на выборные должности. Регистрация позволяет
отобрать для голосования избирателей только тех кандидатов, которые доказали, что располагают определенной общественной поддержкой.
Слайд 29Предвыборная агитация
Предвыборная агитация заключается в осуществлении воздействия на избирателей
с целью побудить их голосовать «за» или «против» тех или
иных кандидатов.
Слайд 30Голосование
На этапе голосования совершается народное волеизъявление, посредством которого определяется лицо,
получающее право на выборный мандат.
Слайд 31Абсентеизм — уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах,
или, в более широком понимании, политическое поведение, характеризующееся бездействием, то
есть уклонением от какого-либо политического участия...
Слайд 33Подсчет голосов избирателей, определение и опубликование результатов выборов
После окончания времени
голосования участковые избирательные комиссии начинают подсчет голосов избирателей и составляют
протоколы об итогах голосования.
Слайд 34Проведение повторного голосования
( «второго тура»), повторные выборы
ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ —
назначенные повторно выборы в случае, если первоначальные выборы признаны несостоявшимися,
недействительными или если на общих выборах при повторном голосовании ни один кандидат не был избран, а равно если ни одно из избирательных объединений не допущено к распределению депутатских мандатов. П.в. проводятся также в случае, если кандидат, набравший необходимое для избрания число голосов избирателей, не сложил с себя полномочий, несовместимых со статусом депутата (выборного должностного лица). При П.в. сроки избирательных действий сокращаются на 1/3. П.в. проводятся не позднее чем через 6 месяцев со дня первоначальных выборов или не позднее чем через 6 месяцев со дня признания выборов недействительными. Сообщения о проведении П.в. публикуются в СМИ.
ПОВТОРНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ — голосование, проводимое повторно в случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов на выборную должность и ни один из них не был избран. Соответствующая избирательная комиссия в этом случае назначает П.г. (проводит так называемый второй тур голосования) по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Результаты П.г. определяются на основе мажоритарной системы относительного большинства.
Слайд 35ПОВТОРНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ 11.11.2018
Слайд 36ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ — выборы нового депутата, проводимые вместо выбывшего
депутата в случае досрочного сложения им полномочий. Д.в. проводятся в
течение месяца со дня прекращения полномочий.
Д.в. (равно как и повторные) не назначаются и не проводятся в случае, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.
В случае выбытия нескольких депутатов и при условии, что законодательный (представительный) орган государственной власти, орган местного самоуправления остался в неправомочном составе, проводятся новые основные выборы в установленном законом порядке.
Слайд 38Инициаторы референдума Российской Федерации
Федеральные органы государственной власти
Народ в лице не
менее 2-х млн. граждан, имеющих право на участие в референдуме
Конституционное
собрание
/ФКЗ от 28.06.2004г. №5-ФКЗ «О референдуме РФ»/
Слайд 39Проблемы, решаемые народом по организации референдума
Определиться с организаторами стратегического и
тактического характера (партии и инициативные подгруппы и группа). Это базовая
проблема.
Сформулировать вопросы, выносимые на референдум.
Собрать подписи в поддержку инициативы проведения референдума (ст. 16, 17, 18, 19, 20 закона).
Готовность к жесткой регламентации сроков проведения мероприятий референдума (это проблема дисциплины, обязательности, способности оперативно реагировать на форс-мажорные обстоятельства, поскольку на пути еще две существенные преграды).
Финансовое обеспечение референдума. Это проблема, без решения которой не следует даже приступать к инициированию всенародного голосования.
Создать инициативные агитационные группы и организовать их работу (предполагает решение вопроса осознанного участия граждан в референдуме).
Участие в работе комиссий референдума всех уровней (в той или иной мере обеспечивает объективность итоговых результатов).
Слайд 40Вопросы совершенствования избирательного законодательства
Регистрация политических партий Министерством юстиции должна быть
отменена.
Исключение возможности манипулирования выборами Центральной избирательной комиссией (ЦИК).
Снижение барьера для
прохождения в Государственную Думу политических партий.
Законодательное сужение возможностей злоупотребления «административным ресурсом».
Установление сильных противовесов для псевдокандидатов в партийных списках
Вернуться к прежнему порядку формирования избирательных комиссий, который был изменен в последней редакции законов не в лучшую сторону.
Слайд 41продолжение
Восстановить возможность участия в выборах избирательным блокам.
Проблемы реформы российской избирательной
системы необходимо рассматривать в контексте складывающейся в России политической ситуации.
Восстановить
выборность Совета Федерации.
В пакете федеральных законов, регулирующих избирательное право России, предусмотреть два правовых механизма:
а) досрочный отзыв избирателями депутатов различного уровня и иных лиц, занимающих государственные должности в результате победы на выборах;
б) оценка итогов деятельности лиц, занимавших выборные должности.