Слайд 1§2
Тема: Человек, общество, природа.
Слайд 21. Проанализируйте высказывания. Вы согласны с данными точками зрения? Если
нет, то опровергните их.
1) Сущность человека неизменна и «нового человека»
создать не удастся, надо только идти к тому — в том и подлинный смысл прогресса, — чтобы человечество жило собственно человеческой, а не животной своей сущностью (А. Круглов).
2) Человек — самое больное и уродливое среди животных, он опасно отклонился от своих инстинктов жизни (Ф. Ницше).
3) Человек крепко стоял на своих ногах до тех пор, пока у него их было четыре (С. Павлович).
4) Поскольку человек произошел из царства животных, то ясно, что он никогда не избавится от звериных элементов (Ф. Энгельс).
5) Человек — единственное животное, обладающее способностью смеяться и заслуживающее того, чтобы смеялись над ним (П. Валери).
6) Из того, что человек — животное, еще вовсе не следует, что для него обязательно было бы быть скотом (Н. Михайловский).
Слайд 32. Как вы понимаете слова российского ученого-конструктора, журналиста А. Локтева:
«Из всего животного мира только человек думает, что он думает»?
3.
Н. Бердяев сказал: «Философы постоянно возвращались к тому сознанию, что разгадать тайну о человеке — значит разгадать тайну бытия. Познай самого себя и через это познаешь мир. Все попытки внешнего познания мира, без погружения вглубь человека, давали лишь знание поверхности вещей. Если идти от человека вовне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей, ибо разгадка смысла скрыта в самом человеке». Согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ обоснуйте.
4. Вспомните сказку Р. Киплинга про смелого индийского мальчика Маугли. Что происходит с детьми, которые живут вне человеческого общества? Чего был лишен Маугли?
5. Философы заметили, что человеку свойственно желание стать знаменитым, чем-то выделиться, заслужить признание. Назовите, что помогает человеку достичь этой цели.
6. Назовите виды деятельности, присущие человеку.
Слайд 4В широком смысле природа — это весь мир в многообразии
его форм. Вначале существовал только природный мир, человек появился значительно
позже, и в последнюю очередь возникло общество. Таким образом, природа — это наша первооснова.
В широком смысле природа — это все сущее, весь мир, в многообразии его форм и проявлений, все, что возникло и способно развиваться вне человеческой деятельности. В узком смысле — совокупность естественных условий существования человеческого общества.
Таким образом, у человека две среды обитания: природа и встроенное в нее общество, т. е. система связей и отношений между людьми. Усилиями людей общество постоянно развивается; взаимодействуя с природой, оно обеспечивает нас всем необходимым для жизни.
Слайд 5Природа — это:
1) естественная среда обитания человека;
2) кладовая ресурсов, необходимых человеку
в производственной деятельности и повседневной жизни;
3) естественная основа жизнедеятельности людей.
Слайд 6В древности воздействие человека на природу практически не имело для
нее никаких негативных последствий. Природа оценивалась как сила, неизмеримо более
значительная и совершенная. Естественная гармония природы вызывала у людей восхищение и желание ей подражать. Идеалом считалась жизнь в согласии с окружающей средой, и одна из главных задач виделась в постижении законов природы. К тому же слаборазвитые материальные силы общества не позволяли относиться к природе как к цели преобразовательной деятельности.
Слайд 7Античные философы высказывали мысль о единстве человека и природы. Платон
подчеркивал в природе момент идеальности и неизменности, а Аристотель, наоборот,
видел в подвижности и изменчивости главнейшую особенность всего «естественно сущего» — и природы, и человека.
В Средние века считалось, что природа — нечто более низкое по сравнению с человеком, наделенным душой, а потому она недостойна внимания. В то же время существовал и иной взгляд на природу — как на творение Бога. В этом смысле она заслуживала изучения с целью проникновения в планы творца и постижения его мудрости.
Слайд 8В эпоху Возрождения на первое место выходит человек. Человек ставится
в центр Вселенной и выступает как творец самого себя. Это
не просто природное существо, но господин природы.
Резкое изменение взаимоотношений общества и природы происходит в Новое время. В этот период бурно развиваются естественные науки, усложняется экспериментальная деятельность людей. Важнейшей задачей науки становится не только познание тайн и законов природы, но и установление над ней господства. Природа выступает главным образом как технический материал труда, объект производственной эксплуатации.
Слайд 9Наиболее ярко подобное отношение к природе выражено в печально знаменитой
формуле XX в.: «Мы не можем ждать милостей от природы,
взять их у нее — наша задача».
В России XIX в. возникает течение русского космизма (представители И. Киреевский, В. Соловьев, Л. Толстой, Ф. Достоевский). Основные черты данного направления:
• человек — основная часть природы;
• человека и природу надо не противопоставлять, а рассматривать в единстве;
• человек и все, что его окружает, — это части целого;
• ответственность разума перед природой.
Слайд 10В XX в. появилось учение о ноосфере. Впервые термин ноосфера
(сфера разума) был использован в 1927 г. Э. Леруа.
Русский ученый
В. Вернадский понимал под ноосферой область планеты, охваченную активностью человека, его разумной деятельностью. Вернадским были выделены три важнейших закона:
1) взаимообусловленности развития отдельных элементов геосферы;
2) возрастающего воздействия человека на природную среду;
3) возрастающей зависимости общества от природной среды.
Слайд 11Парадокс взаимоотношений человека, природы и общества:
1) человеку для его выживания
природа нужна, а природе для нормального функционирования человек не нужен;
2)
природа истребляется все изощреннее, по мере того как человек становится все более просвещенным;
3) одновременно с уничтожением природы человек стал больше истреблять себе подобных.
Слайд 13Игра «Открытая кафедра».
Учащимся предлагается продолжить предложение.
«Если бы я был
журналистом, пишущим на тему взаимоотношений человека и природы, и имел
одну минуту в эфире, то я бы сказал людям следующее...»
Слайд 14
§ 2 (читать); заполнить таблицу (по третьему пункту).
Домашнее задание: