Разделы презентаций


Тема: Экологическое сознание и трансгуманизм

Содержание

Уважаемые студенты! Предлагаем вам поучаствовать в создании ролика, например, в стилистике ПостНауки, примерно на 3 - 5 минут. Также можно снять мультфильм, если Ваши знания позволяют его сделать, или разыграть философский

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема: Экологическое сознание и трансгуманизм

Тема: Экологическое сознание и трансгуманизм

Слайд 2Уважаемые студенты! Предлагаем вам поучаствовать в создании ролика, например, в

стилистике ПостНауки, примерно на 3 - 5 минут. Также можно

снять мультфильм, если Ваши знания позволяют его сделать, или разыграть философский диалог по типу сократовского, но со ссылкой на современность, на те темы, которые мы рассматриваем в курсе ФТМ. Это групповой проект (количество человек согласовывайте у вашего преподавателя). Обращаем ваше внимание, что СНАЧАЛА вы выбираете тему проекта, а потом собираете под неё людей. Ролик можно снять на любой гаджет, но предварительно необходимо представить преподавателю его сценарий, чётко артикулировать философскую проблему, которую он призван раскрыть, и приблизительно обговорить форму подачи материала. Снятые ролики пройдут внутренний конкурс в вашей семинарской группе. В случае победы каждый участник команды-лидера получает по 6 баллов. Затем ролики-победители будут соревноваться на потоке. Призовые 1, 2, 3 места поднимут ваши 6 призовых баллов до 10. Ролик, занявший 1 место, будет опубликован в нашей группе ВК (и здравствуй, слава). Поскольку просветительских роликов по философии в интернете очень много, преподаватель попытается усложнить вам задачу, чтобы не возникало соблазна просто пересказать что-то уже готовое и "насмотренное" в сети.

4-5 человек в команде

Все участники получают 3 балла

Конкурс в группе

Все члены победившей команды получают 3+3 балла

Конкурс на потоке

Все члены 3 победивших команд получают 3+3+4 балла

Уважаемые студенты! Предлагаем вам поучаствовать в создании ролика, например, в стилистике ПостНауки, примерно на 3 - 5

Слайд 3Интеллектуальные вызовы, вставшие перед человечеством с началом эпохи антропоцена

Интеллектуальные вызовы, вставшие перед человечеством с началом эпохи антропоцена

Слайд 4Осознание человеком своего места в мире: фазы

Осознание человеком своего места в мире: фазы

Слайд 5Опираясь на полученные данные, в 2009 году группа ученых под

руководством Йохана Рокстрёма (Швеция) и Уилла Стеффена (США) из Стокгольмского

центра изучения устойчивости (Stockholm Resilience Centre (link is external)) определила девять «планетарных границ» – критических величин, превышение которых может сделать Землю непригодной для обитания.
Опираясь на полученные данные, в 2009 году группа ученых под руководством Йохана Рокстрёма (Швеция) и Уилла Стеффена

Слайд 6Критика антропоцентризма
В этих условиях подвергается сомнению тезис о безграничных возможностях

человека по управлению миром (природой), нашедший свое максимальное выражение в

концепции ноосферы В.И. Вернадского. На смену ему приходит представление о том, что человек является всего лишь одним из биологических видов, подчиненных общей логике функционирования природы.

Природа «сильнее» человечества, она глобальнее и целостнее его, она включает его в себя, а потому человек не может освободится от подчиненности ее законам. На каждую попытку управлять собой, она готова дать «адекватный ответ», что в конечном счете делает проблематичным сохранение жизни на земле.

Критика антропоцентризмаВ этих условиях подвергается сомнению тезис о безграничных возможностях человека по управлению миром (природой), нашедший свое

Слайд 7Критика антропоморфизма
Дилан Тригг
Подвергается сомнению взгляд послекантовской философии, как взгляд человеческого

субъекта. Проблема видится в том, что этот взгляд рассматривает самого

этого субъекта как необходимую, конструирующую часть картины мира. Вместе с тем реальный природный мир шире человечества, он существовал до появления человека и может существовать после него.

Юджин Такер

Феноменологическая традиция сводит мир вещей к антропоморфному миру, миру человеческих смыслов, «навешанных» на объекты.
Вместо этого предлагается переход к от субъектов к объекту, вещному миру, существующему помимо и после субъекта.

Основной картезианский вопрос «Я мыслю» заменяется на «Оно живет». Человеческое и нечеловеческое должны быть заново интегрированы и рассмотрены в новой картине мира. Нечеловеческое в человеческом должно получить право голоса.

Критика антропоморфизмаДилан ТриггПодвергается сомнению взгляд послекантовской философии, как взгляд человеческого субъекта. Проблема видится в том, что этот

Слайд 8Ужас космоса как ужас тела
Джон Карпентер «Нечто» (The Thing, 1982)
Перенесение

акцента философского интереса с субъекта на объект означает одновременно и

преимущественный интерес к человеческому телу, телесности, которая приобретает исключительное значение. Телесность вписывает человека в природный мир.

В фильме команда «Станции 31» сталкивается с инопланетным монстром, способным принимать любую телесную форму и уничтожающим поочередно всех находящихся на базе людей. Существо долго сопротивляется всем попыткам людей убить его.

Д. Тригг видит в этой истории ужас встречи человека с дочеловеческой материальной бесформенностью (а бесформенность – это свойство материи как таковой), с неким изначальным проявлением первичной материальности. Причем эта материальность существует в самом нашем теле, которое может выступать проводником этой чистой материальности.

Ужас космоса как ужас телаДжон Карпентер «Нечто» (The Thing, 1982)Перенесение акцента философского интереса с субъекта на объект

Слайд 9Инопланетные монстры в фильмах ужасов
Вторжение похитителей тел (1978)
Чужой (1979-…)
Тьма космоса

(1993)
Кокон (2015)
Живое (2017)

Инопланетные монстры в фильмах ужасовВторжение похитителей тел (1978)Чужой (1979-…)Тьма космоса (1993)Кокон (2015)Живое (2017)

Слайд 10Земные монстры в фильмах ужасов
Проклятие мертвого озера (2004)
Твари из бездны

(2008)
Буровая (2010)
Животное (2013)
Мертвое море (2014)

Земные монстры в фильмах ужасовПроклятие мертвого озера (2004)Твари из бездны (2008)Буровая (2010)Животное (2013)Мертвое море (2014)

Слайд 11Литературная неомифология: древние боги-чудовища
Говард Лавкрафт (1890-1937)
В его художественных произведениях создается

относительно целостная художественная неомифология, центром которой является история о древних

богах чудовищах, некогда правящих на Земле, а в настоящее время спят. Центральной фигурой этого пантеона является Ктулху - божество из пантеона Мифов Ктулху, владыка миров, спящий на дне Тихого океана, но тем не менее способный воздействовать на разум человека. Грань между нашим миром и реальностью спящих древних богов полупрозрачна, человечек может соприкоснуться с ними , особенно если полезет, «куда не следует». Остается открытой и перспектива их пробуждения.
Литературная неомифология: древние боги-чудовищаГовард Лавкрафт (1890-1937)В его художественных произведениях создается относительно целостная художественная неомифология, центром которой является

Слайд 12Новая религиозность: нью-эйдж
В XX веке на волне отрицания традиционной религиозности

на Западе формируется множество новых религий, некоторые из них провозглашают

возврат к язычеству. Существенным моментом для них является то, что боги в них рассматриваются не в как волящие надприродные субъекты, а как фигуры, выражающие закономерности природного мира. Так в дианической викке одним из ключевых персонажей выступает триединая богиня (девушка, женщина, мать), а другим рогатый бог. В этих образах выражаются одновременно природный гендерный дуализм человеческого мира, природные основания человеческого бытия, и природные циклы биологического мира.

В качестве нормативных этических требований этих течений следование человеком своей биологической природе выступает одним из важнейших. Большое внимание уделяется магии, которая зачастую напоминает первобытную.

В мировых религиях магия осуждается, как неугодная богу.

Новая религиозность: нью-эйджВ XX веке на волне отрицания традиционной религиозности на Западе формируется множество новых религий, некоторые

Слайд 13Параллель между античной и современной мифологией
Три поколения богов у античных

греков, каждое последующее поколения богов было все менее чудовищным и

все более человечным, заинтересованным в человечестве и взаимодействии с ним. Страх перед природой сменяется попыткой ее мифологического «освоения», нахождения в ней относительной гуманности.

В современной культуре одновременно существуют внушающие ужас боги-монстры, в образах которых воплощается переживания возможности мира-без-человека, и относительно гуманные боги, которые призваны успокоить человека, живописать природу менее нечеловеческой и менее безжалостной к человеческому роду.

На данный момент-боги монстры представлены в современной культуре более сильно.

Вопрос: Можно ли утверждать, что на смену антропоцентризму идет какая-то новая форма космоцентризма, обусловленная потерей человеком уверенности в своих возможностях?

Параллель между античной и современной мифологиейТри поколения богов у античных греков, каждое последующее поколения богов было все

Слайд 14Новые онтологии
В новых современных онтологиях делается попытка преодолеть антропоцентризм и

антропоморфизм, построить картину мира, в которой человек и человеческое не

будут занимать привилегированное место ни в качестве объекта, ни в качестве субъекта. Это означает необходимость увидеть реальность со стороны других живых существ и даже неодушевленных объектов.

Это подразумевает и новую жизненную позицию, которую составители сборника «Опыты нечеловеческого гостеприимства» сформулировали следующим образом:
«В этом смысле основная задача проекта «Опыты нечеловеческого гостеприимства» заключается как раз… в попытке сломать заградительный барьер, разделяющий своих и чужих, гостей и хозяев, живое и мертвое, субъекта и объект, движимое и неподвижное, человеческое и нечеловеческое, абстрактное и конкретное, природу и культуру, науку и искусство, активное и пассивное и т. д.».

По сути дела, таким образом, за пределы человеческого сообщества распространяется гуманистический призыв Ж. Дерриды:
«Скажем „да“ пришельцу, прежде всякого определения, всякого предвосхищения, всякого опознания, неважно, иностранец ли это, иммигрант, приглашенный или незваный гость, гражданин другой страны, человек, животное или божество, живой или мертвый, мужчина или женщина».

Новые онтологииВ новых современных онтологиях делается попытка преодолеть антропоцентризм и антропоморфизм, построить картину мира, в которой человек

Слайд 15Трансгуманизм
Трансгумани́зм (от лат. trans — сквозь, через, за и homo

— человек) — философская концепция, а также международное движение, поддерживающие

использование достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека, с целью устранения тех аспектов человеческого существования, которые трансгуманисты считают нежелательными — страданий, болезней, старения и смерти. Трансгуманисты изучают возможности и последствия применения таких технологий, опасности и преимущества их использования, рассматривая в том числе идею конвергенции биологических, информационных, познавательных и нанотехнологий.
ТрансгуманизмТрансгумани́зм (от лат. trans — сквозь, через, за и homo — человек) — философская концепция, а также

Слайд 16Постгуманизм
Постгуманизм — рациональное мировоззрение, основанное на представлении, что эволюция человека

не завершена и может быть продолжена в будущем. Эволюционное развитие

должно привести к становлению постчеловека — гипотетической стадии эволюции человеческого вида, строение и возможности которого стали бы отличными от современных человеческих в результате активного использования передовых технологий преобразования человека. Постгуманизм признаёт неотъемлемыми правами совершенствование человеческих возможностей (физиологических, интеллектуальных и т. п.) и достижение физического бессмертия. В отличие от трансгуманизма, под определением постгуманизма также понимается критика классического гуманизма, подчёркивающая изменение отношения человека к себе, обществу, окружающей среде и бурно развивающимся технологиям, но окончательно разница между транс- и постгуманизмом не определена и остаётся предметом дискуссий.
ПостгуманизмПостгуманизм — рациональное мировоззрение, основанное на представлении, что эволюция человека не завершена и может быть продолжена в

Слайд 17Люди и роботы
Представьте себе мир, в котором одновременно живут и

взаимодействуют в самых разных сферах люди, генетически модифицированные люди и

роботы разной степени разумности?
Люди и роботыПредставьте себе мир, в котором одновременно живут и взаимодействуют в самых разных сферах люди, генетически

Слайд 18Трансприрода и постприрода
А кто сказал, что генетической модификации будет подвергнуть

человек и что только его функции будут переданы роботам?

Трансприрода и постприродаА кто сказал, что генетической модификации будет подвергнуть человек и что только его функции будут

Слайд 19Транскосмоцентризм - ?
Общего название у наступающего времени пока нет. Человечество

входит в эпоху, когда оно, с одной стороны, обретает все

новые, совершенно феноменальные возможности для изменения себя и своего окружения, но в то же время, с другой стороны, утрачивает контроль и над этими своими инструментами, и над природной реальностью, испытавшей человеческое воздействие. Неравновесность большинства существующих систем приводит к тому, что стихийность результатов человеческого воздействия оказывается невозможным преодолеть. Сила воздействия не дает возможностей контроля и управления. Целое начинает самоорганизовываться, обретать те или иные системные формы и развиваться по своим собственным законам, как раньше развивалась природа. Но это целое – не природа, его законы – не природные, как и не человеческие. За счет синтеза природного и человеческого они несут в себе собственную специфику.
Транскосмоцентризм - ?Общего название у наступающего времени пока нет. Человечество входит в эпоху, когда оно, с одной

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика