Слайд 1Красноярск, 2012 г.
Тема: Гигиенические требования к организации медицинской деятельности и
оздоровительных мероприятий в детских учреждениях
Кафедра гигиены
Лекция № 7
для студентов 2
курса, обучающихся по специальности
060103 – Педиатрия
Составитель: д.м.н., доцент
Шевченко И. Ю.
Слайд 2План лекции
Актуальность темы
Гигиенические требования к условиям медицинского обслуживания детей и
подростков в образовательных и оздоровительных организациях.
Гигиенические требования к условиям отдыха
и оздоровления детей и подростков в период летних каникул.
4. Деятельность медицинских работников при перевозке
организованных детских коллективов к местам летнего отдыха.
5. Выводы.
Слайд 3Актуальность темы:
Среди всех факторов окружающей среды, способных оказывать влияние на
здоровье детей и подростков, до 10 % приходится на медицинское
обслуживание в детских организациях, где ребенок проводит значительную часть своей жизни.
Условия воспитания и обучения детей и
подростков должны быть не только
безвредными и безопасными,
но должны способствовать укреплению
их здоровья, в связи с чем должны
находиться под постоянным контролем
медицинских работников.
Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы (далее - СанПиН)
направлены на охрану здоровья детского населения при осуществлении деятельности по их развитию, воспитанию и оздоровлению.
Слайд 4Основные цели и задачи
медицинских работников образовательных
и оздоровительных организаций
Цель:
снижение
заболеваемости и смертности детей; обеспечение оптимального физического и нервно-психического развития
детей путем широкого внедрения комплекса профилактических мероприятий специфического и неспецифического характера.
Задачи:
1) проведение лечебно-профилактических
и оздоровительных мероприятий;
2) контроль за режимом и качеством
питания в образовательных учреждениях,
3) ежедневный контроль за
соблюдением СанПиН - Санитарно-
эпидемиологических правил и нормативов
4) организация и контроль за проведением дезинфекции.
Слайд 5
Здоровье детей и подростков – это:
отсутствие заболеваний;
отсутствие функциональных отклонений
наличие высокого
уровня функционирования различных систем;
гармоничность физического развития.
Изучение здоровья детей и подростков
включает в себя определение:
уровней и структуры заболеваемости;
функциональных возможностей организма;
степени полового созревания;
уровня физического развития.
Гигиенические требования к условиям медицинского обслуживания детей и подростков в образовательных и оздоровительных организациях
Слайд 6Изучение здоровья детей и подростков производится во время углубленных медицинских
осмотрах в дошкольных, школьных организациях и училищах, что
позволяет выявить начальные
легко устранимые отклонения в состоянии здоровья, выделить детей с органическими изменениями и функциональными отклонениями, определить необходимость и объем дополнительных исследований.
Проводимые медицинские осмотры
детей позволяют предупредить
развитие более тяжелых
функциональных изменений и
заболеваний
Гигиенические требования к условиям медицинского обслуживания детей и подростков в образовательных и оздоровительных организациях
Слайд 7Требования к организации медицинских осмотров в образовательных организациях
Медицинские осмотры обучающихся
в детских и подростковых образовательных учреждениях организуются и проводятся в
порядке, установленном приказами Министерства здравоохранения
Комплексную оценку состояния здоровья, дающую возможность отнести каждого ребенка к соответствующей группе здоровья, осуществляют по приказу
МЗ России № 621
от 30.12.2003 г.
Слайд 8Требования к организации медицинских осмотров в образовательных организациях
Под комплексными профилактическими
медицинскими осмотрами понимается осмотр детей, посещающих детские и подростковые образовательные
учреждения, специалистами:
Врачом-педиатром;
Врачами-узкими специалистами (хирургом/ортопедом, детским неврологом, офтальмологом, отоларингологом, стоматологом, логопедом, детским гинекологом или урологом-андрологом (подростков);
а также проведение лабораторно-инструментальных исследований, регламентированных приказами МЗ России.
Слайд 9Требования к организации медицинских осмотров в образовательных организациях
Периодичность профилактических медицинских
осмотров детей и подростков в образовательных учреждениях:
За год до поступления
в школу
Перед поступлением в школу
В конце первого года обучения
При переходе к предметному
обучению (4-5 кл.)
5. В возрасте 14-15 лет
6. Перед окончанием школы
Слайд 10Приказ МЗ России № 621 от 30.12.2003 г.
В зависимости от
состояния здоровья дети относятся к группам:
I группа – здоровые дети,
имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфологических отклонений;
II группа – дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные нарушения; реконвалесценты, перенесшие тяжелые заболевания; дети с отклонениями в физическом развитии (низкий рост, дефицит массы тела, избыток массы тела), дети часто и длительно болеющие (ЧДБ).
Слайд 11Приказ МЗ России № 621 от 30.12.2003 г.
III группа –
дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, с редкими обострениями,
с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями при отсутствии осложнений;
дети с физическими недостатками при компенсации соответствующих функций, обеспечивающей возможность обучения или труда ребенка.
Дети I, II, III групп здоровья посещают общеобразовательную школу и выполняют плановую учебную нагрузку
Слайд 12Приказ МЗ России № 621 от 30.12.2003 г.
IV группа –
дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой
клинической ремиссии с частыми обострениями; с ограниченными функциональными возможностями; дети с физическими недостатками с неполной компенсацией соответствующих функций, что ограничивает возможность обучения или труда ребенка.
Дети IV группы здоровья посещают специальные школы и обучаются по соответствующим образовательным программам
Слайд 13Приказ МЗ России № 621 от 30.12.2003 г.
V группа –
дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями с редкими клиническими ремиссиями, с
частыми обострениями, с непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма; дети-инвалиды и дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций и значительным ограничением возможности труда и обучения.
Дети V группы здоровья могут проходить обучение на дому по индивидуальному плану
Слайд 14Основными причинами острой заболеваемости детей в образовательных учреждениях являются:
Нарушения санитарно-гигиенических
условий обучения и
воспитания: водоснабжения, отопления, вентиляции, освещения.
Превышение вместимости учреждений,
наполняемости
групп и классов;
Нарушения правил рассаживания детей
в группах, классах;
Нарушения режимов проветривания помещений, времени пребывания детей на свежем воздухе;
- Нарушения режима и качества питания;
Недостаточная профилактическая и
лечебно-оздоровительная работа среди
детей.
Слайд 15Функциональные обязанности медицинских работников детских и подростковых образовательных учреждений
Первичная профилактика
(контроль за санитарно-гигиеническими условиями, за организацией учебно-воспитательного процесса).
Питание (контроль за
состоянием организованного питания, пищеблока, участие в составлении меню, бракераже).
Физическое воспитание (распределение на медицинские группы для занятий физической культурой, анализ эффективности и условий физического воспитания).
Трудовое обучение и профессиональная ориентация (заключение о профессиональной пригодности, рекомендации по трудовому обучению).
Слайд 16Функциональные обязанности медицинских работников детских и подростковых образовательных учреждений
Гигиеническое воспитание
(организация и проведение гигиенического воспитания, формирования навыков здорового образа жизни,
профилактика близорукости, нарушения осанки).
Иммунопрофилактика (планирование, проведение и анализ вакцинации, осмотр детей перед прививками, контроль за состоянием здоровья после прививки).
Мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении (контроль за функциональной готовностью к обучению).
Слайд 17Функциональные обязанности медицинских работников детских и подростковых образовательных учреждений
8. Ведение
документации (медицинская карта ребенка, отчеты, выписки и справки для военкоматов).
Диспансеризация (профилактические медицинские
осмотры детей и подростков-школьников).
10. Анализ состояния
здоровья (оценка состояния здоровья
по критериям и тестам, разработка
медико-профилактических мероприятий
по охране здоровья детей).
Слайд 18Для реализации поставленных задач в детских и подростковых учреждениях оборудуются
помещения медицинского назначения, отвечающие следующим требованиям:
- Размещаются на первых этажах
(не допускается в подвале и цокольном этаже).
Оборудуются централизованными
системами холодного и горячего
водоснабжения, канализацией.
Должны быть резервные
источники водоснабжения.
Вода должна соответствовать
гигиеническим нормативам.
Слайд 19
Медицинские помещений обеспечивают централизованным
отоплением, самостоятельной вентиляцией, обеспечивающими:
а) температуру воздуха
- 20 - 22 °C,
б) относительную влажность воздуха 40
– 60 %,
в) скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.
Концентрации вредных веществ воздуха помещений не
должны превышать предельно допустимые концентрации (ПДК) для атмосферного воздуха населенных мест.
Уровни шума, вибрации, электромагнитных излучений не
должны превышать гигиенические нормативы.
Слайд 20В состав медицинских помещений входят: кабинеты
врачей, процедурные кабинеты, санитарные узлы,
в дошкольных и оздоровительных организациях - изоляторы.
- Стены, потолки, панели,
полы отделывают материалами,
безвредными для здоровья детей.
- Стены, полы и потолки должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую многократную влажную уборку и дезинфекцию, легко подвергаться текущему ремонту.
- Полы должны быть нескользкими, без щелей; запрещается использовать цементные и мраморные полы (линолеум, керамическая плитка, окрашенные дощатые).
Слайд 21Все медицинские помещения должны иметь
естественное освещение.
Световой коэффициент (СК - отношение
площади
остекленной поверхности окон к площади пола) - 1:6.
Окна должны быть
ориентированы на южные, юго-
восточные и восточные стороны горизонта.
Продолжительность инсоляции – не менее 2 часов.
Чистку оконных стекол проводят 2 раз в год и по мере
загрязнения.
Слайд 22-
Все помещения должны иметь искусственное
освещение.
Осветительные приборы должны иметь пыле- влаго-
непроницаемую
защитную арматуру.
Чистка осветительной арматуры и светильников – не
реже 2
раз в год и по мере загрязнения.
Поверхности стен отделывают материалами светлых
тонов с коэффициентом отражения 0,7 - 0,8.
Неравномерность естественного и искусственного
освещения не должна превышать 3:1.
Слайд 23 Нормируемые уровни естественного
и искусственного освещения
Слайд 24- Прививочный кабинет оборудуют в соответствии с требованиями по организации
иммунопрофилактики инфекционных болезней.
- В медицинском блоке регулярно проводится текущая и
генеральная
уборка с обеззараживанием помещений.
- При образовании медицинских отходов (потенциально опасные отходы) их обезвреживают и удаляют с учетом правил сбора, обезвреживания и удаления отходов ЛПО.
Медицинский персонал проходит медицинские осмотры и
обследования, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке.
Слайд 25«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
СанПиН
2.4.2.2821-10
Особенности организации медицинского обслуживания обучающихся в общеобразовательных школах
Слайд 26Особенности организации медицинского обслуживания обучающихся в общеобразовательных школах
Во всех общеобразовательных
учреждениях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся
Основой школьного
медицинского
блока является:
кабинет
врача:
а) площадь 21,0 м2;
б) длина 7,0 м
(для определения остроты слуха и зрения обучающихся)
Слайд 27Особенности организации медицинского обслуживания обучающихся в общеобразовательных школах
2. Процедурный (прививочный)
кабинет площадью 14,0 м2;
3. Стоматологический кабинет не менее 12,0
м2.
(кабинет врача, процедурный, прививочный и стоматологический кабинеты оборудуют в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность).
4. Для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, предусматриваются кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда площадью не менее 10 м2 каждый.
5. Помещение для приготовления дезинфицирующих растворов и хранения уборочного инвентаря площадью 4,0 м2;
6. Туалет.
Слайд 28Набор медицинских помещений в общеобразовательных школах и профессиональных училищах (ПУ)
Слайд 29- С целью выявления педикулеза не реже 4 раз в
год в школах проводятся осмотры детей.
- При обнаружении чесотки
и педикулеза обучающиеся на время проведения лечения отстраняются от посещения учреждения.
В классном журнале рекомендуется оформлять лист здоровья,
в который для каждого обучающегося вносят сведения:
антропометрические данные,
группа здоровья,
группа занятий физической культурой,
состояние здоровья,
размер ученической мебели,
медицинские рекомендации.
Особенности организации медицинского обслуживания обучающихся в общеобразовательных школах
Слайд 30Особенности гигиенических требований к медицинским помещениям дошкольных организаций
СанПиН 2.4.1.2660-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в
дошкольных организациях»
Слайд 31Особенности гигиенических требований к медицинским помещениям дошкольных организаций
Дошкольные образовательные
организации (ДО) - 2 группы:
ДО, реализующие основную образовательную
программу дошкольного
образования.
2.
ДО, оказывающие услуги по
уходу и присмотру за детьми,
не связанные с оказанием
образовательных услуг.
Слайд 32Особенности гигиенических требований к медицинским помещениям дошкольных организаций
В ДО,
реализующих основную образовательную
программу дошкольного образования медицинское обеспечение воспитанников
осуществляют врачи
и
медицинские сестры ДО
Для этой цели в здании ДО
организуются специально
оборудованные медицинские
помещения.
2. В ДО кратковременного пребывания детей медицинское обеспечение осуществляется медицинским персоналом территориальных ЛПУ на основании договора. В составе здания ДО медицинских помещений – нет.
Слайд 33СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ДО:
1) ДО Компенсирующей направленности –
для детей с нарушениями
речи, глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, с задержкой психического развития, умственной отсталостью.
2) ДО оздоровительной направленности –
для детей с туб. интоксикацией,
часто болеющих детей (ЧДБ),
детей, нуждающихся в лечебно-
оздоровительных мероприятиях.
Особенности гигиенических требований к медицинским помещениям дошкольных организаций
Слайд 34
В ДО для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов обеспечиваются
необходимые условия для организации лечебно-коррекционной работы.
Помещения медицинского назначения имеют расширенный
состав в зависимости от заболеваний, соответствующих основному дефекту.
В них предусматривается специальное
оборудование для организации
оздоровительно-профилактических
мероприятий и осуществления лечебной и
коррекционно-восстановительной работы.
Особенности гигиенических требований к медицинским помещениям дошкольных организаций
Слайд 35В ДО, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования,
медицинское обслуживание
воспитанников осуществляется в помещениях медицинского назначения, которые имеют особенности:
1. В
состав медицинского блока
входит изолятор - размещается
рядом с кабинетом врача.
2. В ДО вместимостью 280 мест
и более изолятор устраивают
на 2 инфекции
(2 отдельных помещения).
Особенности гигиенических требований к медицинским помещениям дошкольных организаций
Слайд 36Состав и площади медицинских помещений ДО
Слайд 37Особенности организации медицинского обслуживания детей в летних оздоровительных учреждениях
«Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений
отдыха и оздоровления детей»
СанПиН 2.4.4.1204-03
Слайд 38Особенности организации медицинского обслуживания детей в летних оздоровительных учреждениях
Особенности планировки
медицинских помещений в детских и подростковых загородных оздоровительных учреждениях:
Помещения для
приема здоровых детей.
- Изолятор для заболевших детей (должен располагаться изолированно от других медицинских помещений для приема здоровых детей).
Требования к размещению медицинского пункта
На участке лагеря выделяется отдельная медицинская зона. Включает:
здания и строения для приема здоровых детей;
здание изолятора;
площадки для игр и прогулок выздоравливающих детей;
специальный подъезд для эвакуации больных детей.
Нормативная
площадь
- Кабинет врача-педиатра 10 кв. м
- Кабинет зубного врача 14 кв. м
- Процедурная 12 кв. м
Комната медицинской сестры 10 кв. м
Туалет на 1 унитаз с площадь не умывальником в шлюзе нормируется
II. Требования к помещениям для работы со здоровыми детьми
Особенности организации медицинского обслуживания детей в летних оздоровительных учреждениях
Слайд 40Состав помещений изолятора:
Палаты:
1.1. Не менее – 2-х (для
капельных и кишечных инфекций).
1.2. Количество коек - 2 %
вместимости ЛОУ.
1.3. Площадь на 1 койку в палатах изолятора - 6 кв. м.
2. Процедурная
3. Санитарный узел
4. Буфетная с помещением для мойки посуды - 6 кв. м
5. Помещение для хранения уборочного инвентаря - 6 кв. м
6. Во вновь строящихся ЛОУ предусматривается душевая для обработки больных детей.
Особенности организации медицинского обслуживания детей в летних оздоровительных учреждениях
III. Требования к изолятору медпункта ЛОУ
Слайд 41Функциональные обязанности медицинских работников летних оздоровительных учреждений
- Проведение организационно-подготовительной работы
перед
выездом детей в ЛОУ (осмотр помещений, территории учреждения, мест занятий
физкультурой и спортом, купания, окружающей местности);
- Участие в приемке оздоровительного учреждения;
- Контроль за полнотой оснащения медицинского кабинета и изолятора оборудованием, инструментарием, медикаментами, медицинской документацией; дезсредствами;
- Сопровождение детей в пути следования, имея средства для оказания неотложной помощи;
Слайд 42Функциональные обязанности медицинских работников летних оздоровительных учреждений
- Проверка готовности личных
медицинских книжек на сотрудников и документов на детей;
- Проведение медицинского
осмотра детей при заезде их в оздоровительное учреждение и в конце лагерной смены (взвешивание детей, измерение мышечной силы кистевым динамометром);
Систематический контроль за состоянием здоровья детей;
Контроль за соблюдением правил личной гигиены детьми и
персоналом; сроками проведения банных дней;
Слайд 43- Ежедневный амбулаторный прием детей и сотрудников;
- При возникновении инфекционных
заболеваний, пищевых отравлений передача информации в учреждения госсанэпиднадзора;
- Своевременная изоляция
больных, организация лечения и ухода за детьми, госпитализация детей в лечебно-профилактическое учреждение, сопровождение ребенка;
- Контроль за организацией питания детей (качеством пищи, поступающей продукции, условиями ее хранения, соблюдением сроков реализации, санитарным состоянием и содержанием пищеблока, мытьем посуды);
Функциональные обязанности медицинских работников летних оздоровительных учреждений
Слайд 44- Контроль за выполнением режима дня в ЛОУ;
- Контроль за
санитарным состоянием всех помещений и территории учреждения,
- Проведение работы
по формированию здорового образа жизни с детьми, организация "дней здоровья";
- Медицинский контроль за организацией физического воспитания; за санитарным состоянием мест занятий физической культурой;
- Подготовка отчета об эффективности отдыха и оздоровления детей за каждую лагерную смену.
Функциональные обязанности медицинских работников летних оздоровительных учреждений
Слайд 45Гигиенические требования к условиям оздоровления детей и подростков в летних
оздоровительных учреждениях
Слайд 46Гигиенические требования к условиям оздоровления детей и подростков в
летний
период
регламентируются:
1. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей» СанПиН 2.4.4.1204-03;
2. «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»
СП 2.4.4.969-00.
Слайд 47Летние оздоровительные учреждения подразделяются на:
а) загородные стационарные ЛОУ;
б) с дневным
пребыванием (пришкольные) ЛОУ;
в) лагеря труда и отдыха старшеклассников, палаточные и
др.
ЛОУ с дневным пребыванием
детей организуются на базе существующих образовательных школ, учреждений дополнительного образования детей, спортивных сооружений и др. при наличии у них санэпид. заключения.
Для оздоровления детей не используются учреждения
3-ей группы СЭБ.
Общие требования к условиям
отдыха и оздоровления детей в период летних каникул
Слайд 48Открытие ЛОУ к летнему оздоровительному сезону осуществляется при наличии:
- Заключения
учреждений госсанэпиднадзора о соответствии ЛОУ СанПиН;
Медицинских документов о состоянии здоровья
детей и обслуживающего персонала ЛОУ;
Сведений об отсутствии контактов их с инфекционными больными.
Общие требования к условиям
отдыха и оздоровления детей в период летних каникул
Слайд 49
подразделяются на:
1. Законодательные.
2. Организационно-распорядительные.
3. Архитектурно-планировочные.
4. Санитарно-технические.
5. Здоровье сберегающие и здоровье
укрепляющие технологии
6. Медико-профилактические.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ВОЗМОЖНОГО ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЛОУ
Слайд 501.1. Конституция Российской Федерации
- Статья 38, п. 1. Материнство и
детство, семья находятся под защитой государства.
- Статья 41, п. 1.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
- Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Слайд 511.2. Федеральный Закон № 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
Статья 28.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения детей и подростков:
В
дошкольных и других образовательных учреждениях должны
осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников.
Статья 34. Обязательные медицинские осмотры:
1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний работники отдельных профессий и организаций обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Слайд 522. ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ
2.1. Санитарные правила и нормативы:
СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству,
содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и
оздоровления детей».
- СП 2.4.4.969-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул».
2.2. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
Постановление от 17 марта 2003 г. N 20 о введении в действие СанПиН 2.4.4.1204-03.
- Постановление от 4 октября 2000 г. об утверждении СП 2.4.4.969-00.
Слайд 53ЛОУ должно иметь
самостоятельный земельный
участок, который должен
быть сухим,
чистым,
хорошо проветриваемым
и инсолируемым.
Размещение оздоровительных учреждений на территории
санитарно-защитных зон не допускается!
Через территорию ЛОУ не должны проходить инженерные коммуникации городского или сельского назначения (водоснабжение, канализация, теплоснабжение, электроснабжение).
3.1. Участок оздоровительного учреждения
3. АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ
Слайд 54
ЛОУ размещают:
- С учетом розы ветров;
- С наветренной стороны от
источников
шума и загрязнений атмосферного воздуха;
- Выше по течению водоемов
относительно источников загрязнения;
- Вблизи лесных массивов и водоемов.
- Расстояние от участка ЛОУ до жилой застройки не менее 500 м.
- Отделяют от жилых домов для сотрудников полосой зеленых насаждений шириной не менее 100 м.
3.1. Участок оздоровительного учреждения
3. АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ
Слайд 55
- Размер территории загородного ЛОУ 150-200 м²на 1 место
Пришкольные ЛОУ размещают на существующих участках
3.1.Участок оздоровительного учреждения
Территория ЛОУ делится
на 4 зоны:
физкультурно-оздоровительная,
культурно-массовая (отдыха),
административная,
хозяйственная (техническая).
ДЛЯ ЗАГОРОДНЫХ ЛОУ:
- жилая
- медицинская.
3. АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ
Слайд 56- Участок должен иметь ограждение высотой не менее 0,9 м
и не менее двух въездов (основной и хозяйственный).
3.1. Участок
оздоровительного учреждения
- Площадь озеленения территорий должна составлять не менее 60 % участка основной застройки.
- Зеленые насаждения должны быть в каждой из функциональных зон для обеспечения благоприятного микроклимата.
Запрещаются колючие кустарники, а также зеленые
насаждения, дающие мелкие семена и ядовитые плоды.
Спортивное оборудование должно быть безопасно, исправно,
надежно закреплено, соответствовать росту и возрасту.
3. АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ
Слайд 57ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ, КОЛИЧЕСТВО И ПЛОЩАДИ
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ
Слайд 58
- в местах для купания детей, максимальная глубина в месте
купания - 0,7-1,3 м.
- площадь пляжа на одно место
- 4 кв. м.
навесы от солнца, душевые кабины (1 на 40 человек),
кабины для переодевания (1 на 50 человек).
- перед началом купального сезона исследуют воду по санитарно-химическим и микробиологическим показателям
- за купальный сезон анализ воды проводится 2 раза в месяц
При отсутствии водоемов
устраиваются бассейны в
соответствии с гигиеническими
требованиями к устройству
плавательных бассейнов
3.1. Участок оздоровительного учреждения
3. АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ
Слайд 593.2. Здания и сооружения
- Здания для проживания детей должны быть
не выше
2-х этажей.
- В загородных ЛОУ в здании изолированно
размещаются не более 4 отрядов.
- Нельзя размещать
в подвальных и цокольных
этажах помещения для детей.
3. АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ
Слайд 60Состав и площади помещений ЛОУ должны соответствовать гигиеническим требованиям:
3. АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ
3.2.
Здания и сооружения
Слайд 613. АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ
3.2. Здания и сооружения
Слайд 623. АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ
3.2. Здания и сооружения
Слайд 634.1. Требования к водоснабжению и канализации
- Здания ЛОУ оборудуются централизованными
системами водоснабжения и канализации. Питьевая вода должна соответствовать требованиям СанПиН.
Норма расхода питьевой воды на 1 место - 130 л/сут.,
горячей - 40 л/сут.
- Температура воздуха в жилых комнатах - не ниже 18 град. С, в вестибюле, спортзале – 16-17 град. С. Относительная влажность – 40-60 %.
- В игровых комнатах, помещениях кружков, спальнях следует соблюдать режим проветривания.
4. САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
4.2. Требования к воздушно - тепловому режиму
Слайд 644.3. Требования к освещению помещений ЛОУ
4. САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Слайд 65В целях оздоровления и полноценного отдыха детей и подростков обеспечивается
режим дня с учетом:
1) чередования всех видов деятельности с учетом
возраста, пола, здоровья и функциональных возможностей детей;
2) максимального пребывания детей на свежем воздухе и использования естественных факторов природы;
3) проведения оздоровительных,
физкультурных мероприятий;
4) достаточного времени для сна;
5) полноценного питания.
5.1. Гигиенические требования к режиму дня в ЛОУ
5. ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Слайд 665.2. Физическое воспитание
- В режиме дня на физкультурные и
оздоровительные мероприятия следует отводить не менее 3 часов.
План физкультурно-оздоровительной работы:
-
утренняя гимнастика, закаливающие процедуры;
- занятия физкультурой;
спорт;
обучение плаванию;
подвижные игры;
прогулки, экскурсии походы;
спортивные соревнования.
Проводятся под контролем
медицинских работников!
5. ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Слайд 67- Утренняя гимнастика проводится ежедневно на открытом воздухе. Продолжительность -
не менее 15 мин.
- Водные процедуры после утренней гимнастики (обтирание,
обливание) проводятся под контролем врача.
- Подвижные игры должны занимать в режиме дня детей:
1) основной и подготовительной групп: 40-60 минут - для младших (6-11 лет) и 1,5 часа - для старших (с 12 лет).
2) специальной медицинской группы под контролем врача рекомендуется до 50 минут в день участвовать в играх малой и средней подвижности (кегельбан, крокет).
5. ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
5.2. Физическое воспитание
Слайд 68- В режиме дня должны быть прогулки, походы и пешеходные
экскурсии протяженностью:
а) для детей 6-11 лет - до 5 км
(специальная группа по
разрешению врача - до 3 км);
б) для детей старше 11 лет: основная группа - до 10 км,
подготовительная - до 8 км, специальная - до 6 км.
- Темп движения 2-3 км/час, через каждые 35-45 мин. устраиваются остановки для отдыха на 10-15 мин.
- Туристские походы проводят через 1-2 недели после заезда детей, но не чаще 2-х раз в смену.
5. ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
5.2. Физическое воспитание
Слайд 69
Согласование маршрута похода производится
медицинскими работниками и администрацией ЛОУ;
- Получает
разрешение из местного госсанэпиднадзора (с учетом сан-эпид. благополучия района в
отношении инфекционных заболеваний, состояния источников водоснабжения, качества питьевой воды, мест для купания).
- Дети 7-9 лет допускаются к участию в однодневных походах, 10-13 лет - в двухдневных, с 14 лет - в двух-трехдневных походах.
Все участники похода проходят медицинский осмотр и получают разрешение врача!
5. ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
5.2. Физическое воспитание
Слайд 705. ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
5.3. Гигиенические требования к организации питания
Для
оздоровления детей и подростков необходимо организовать полноценное питание.
Суточная потребность
детей в белках, жирах, углеводах,
витаминах, минеральных веществах
и энергетической ценности
определяется
нормами
физиологических потребностей
в пищевых веществах и энергии
для различных возрастных
групп детей и подростков.
Слайд 715. ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
5.3. Гигиенические требования к организации питания
-
Рацион питания должен обеспечивать соотношение белков, жиров, углеводов - 1:1:4.
Не менее 50-60 % белка должно быть животного
происхождения (мясо, рыба, молоко, молочные продукты);
20 % от общего количества жиров должны составлять
растительные масла, содержащие полиненасыщенные жирные кислоты (подсолнечное, соевое).
В загородных ЛОУ должно быть 5-разовое питание с
интервалами между приемами пищи не более 4 часов.
Распределение калорийности суточного рациона питания:
завтрак – 25 %, обед – 35 %, полдник – 15 %, ужин – 20 %, 5-е питание – 5 %.
Слайд 725. ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
5.3. Гигиенические требования к организации питания
В
целях профилактики гиповитаминозов и эффективного оздоровления детей проводят искусственную витаминизацию
холодных напитков (компот) аскорбиновой кислотой (0,06-0,07 г на порцию).
Для приготовления пищи на эндемичных территориях с дефицитом йода должна использоваться йодированная поваренная соль.
- Контроль за состоянием фактического питания, выполнением натуральных норм, за санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока, а также анализ качества питания возлагается на врача и диетсестру учреждения.
Слайд 736. МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Все работники оздоровительных учреждений проходят
предварительный, при поступлении на
работу, и периодические профилактические медицинские.
К работе с детьми в оздоровительных
учреждениях допускаются
только сотрудники, привитые против дифтерии.
Работники оздоровительных учреждений проходят гигиеническую
подготовку в установленном порядке.
Медицинский персонал учреждения осуществляет повседневный
контроль за соблюдением санитарных правил и норм.
- В ЛОУ должен быть организован производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Слайд 74Деятельность медицинских работников при перевозке организованных детских коллективов к местам
летнего отдыха
«Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов»
СП 2.4.1.2.5.1277-03
Слайд 75«Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов»
СП
2.4.1.2.5.1277-03
Настоящие санитарные правила предназначены для предотвращения неблагоприятного воздействия на
организм детей вредных факторов и условий, связанных с пребыванием в стационарных условиях зон обслуживания пассажиров (вокзалы) и в пути следования железнодорожным транспортом.
Слайд 76Деятельность медицинских работников при перевозке организованных детских коллективов к местам
летнего отдыха
Основные задачи медицинского персонала:
контроль состояния здоровья детей в
пути следования;
оказание медицинской помощи заболевшим детям;
организация госпитализации больных,
контроль соблюдения детьми правил гигиены и санитарии в пути.
Слайд 77- Для сопровождения организованных групп детей назначают (кроме воспитателей и
преподавателей) медицинских работников, экипированных организаторами коллективного отдыха детей.
- Билеты для
перевозки организованных групп детей продаются только при подтверждении медицинского сопровождения детей в пути.
- Доставка групп детей должна проводиться от вокзала прямо к оздоровительному учреждению.
- При нахождении в пути свыше 1 суток организуется полноценное горячее питание организованных групп детей в вагонах-ресторанах пассажирских поездов.
- Направляющиеся на отдых детские организованные коллективы должны пройти медосмотр, все дети должны быть здоровы; посадка в вагон больных детей – запрещается.
Слайд 78Гигиенические требования к экипировке пассажирских вагонов для перевозки детских коллективов
-
Пассажирские вагоны, предназначенные для перевозки детей, должны быть обеспечены аптечками
и эпидукладками для оказания медицинской помощи, укомплектованные медикаментами.
- Вагоны и рестораны должны быть обеспечены питьевой водой нормируемого качества.
Питание детей осуществляется в вагоне-ресторане. Работники
вагона-ресторана доставляют скомплектованные рационы питания в вагоны в индивидуальной упаковке; кондитерские, молочные продукты, соки - в мелкой (разовой) потребительской упаковке.
На все пищевые продукты в вагоне-ресторане должны быть
документы, устанавливающие их качество и безопасность.
Слайд 79Гигиенические требования к услугам, предоставляемым детям в пассажирских вагонах в
пути следования
Постельное белье, запаянное в полиэтиленовые пакеты, и
постельные принадлежности предоставляются
каждому ребенку.
Контроль за соблюдением чистоты осуществляется всеми
сопровождающими детей взрослыми.
Влажная уборка в вагоне должна проводиться 2 раза в сутки,
уборка туалетов – не менее 4-х раз в сутки, очистка и обеспыливание ковровых дорожек – 2 раза в сутки.
Проводники вагонов, предназначенных для перевозки детей,
должны иметь личные медицинские книжки, отметки о прохождении медицинских осмотров и отметки о сдаче зачета по программе гигиенического обучения.
Слайд 80Выводы
Контроль и управление санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков невозможны без
квалифицированного медицинского обслуживания, организуемого в детских образовательных и оздоровительных учреждениях,
а последние десятиления – при перевозке детей к местам отдыха и оздоровления.
Таким образом, в современном обществе все большее внимание уделяется проблеме сохранению и укреплению здоровья детского населения, и право детей на охрану здоровья гарантируется российским законодательством.
Слайд 81Список литературы.
СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы в дошкольных организациях».
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей».
СП 2.4.4.969-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул».
СП 2.4.1.2.5.1277-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов».