Разделы презентаций


Тема лекции: Общетеоретические и методологические основы организации

Содержание

Цель занятия: ознакомление студентов с теоретическими, методологическими и практическими основами организации самостоятельной работы в вузеКлючевые слова: Деятельность, контроль, методы, методика, методические системы, организация, самостоятельность, самоуправление, технологии, техника самоуправления, функции

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЛЕКЦИЯ 4.

Пономаренко Борис Тимофеевич –
профессор кафедры ГС и КП РАНХиГС

Тема лекции: Общетеоретические и методологические основы организации самостоятельной работы студентов

ЛЕКЦИЯ 4.

Слайд 2Цель занятия: ознакомление студентов с теоретическими, методологическими и практическими основами

организации самостоятельной работы в вузе
Ключевые слова:
Деятельность, контроль, методы, методика,

методические системы, организация, самостоятельность, самоуправление, технологии, техника самоуправления, функции
Цель занятия: ознакомление студентов с теоретическими, методологическими и практическими основами организации самостоятельной работы в вузеКлючевые слова: Деятельность,

Слайд 3Учебные вопросы
1.Характеристика понятий и определений.
2. Задачи и методики самостоятельной

работы
3. Содержание самостоятельной работы студентов
4. Формы, виды и

техника самостоятельной работы студентов.
5. Ошибки в организации самостоятельной работы
Учебные вопросы1.Характеристика понятий и определений. 2. Задачи и методики самостоятельной работы 3. Содержание самостоятельной работы студентов 4.

Слайд 41. Понятия и определения
Самостоятельная работа студента - планируемая

учебная, учебно-исследовательская, научная работа студентов, выполняемая
в аудиторное и внеаудиторное

время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия
Самоуправление обучением – комплекс мер, который обеспечивает рациональное выполнение задач обучения студента с целью достижения академических целей
Задачи организации самостоятельной работы и самоуправления обучением - определение конкретных целей и составление планов обучения, рациональной организации обучения и выполнения заданий на самостоятельную работу, установление контроля по достижению поставленных целей и определение необходимых ресурсов для обеспечения обучения.

1. Понятия и определения  Самостоятельная работа студента - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научная работа студентов, выполняемая в

Слайд 5.
Деятельность – специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное

преобразование окружающего мира.

Цель деятельности определяется потребностями личности или общества.
Элементы

деятельности: осознание д-ти в виде мотива, оценка ситуации, формулирование цели, выработка решения, выбор средств д-ти, реализация решения
Методы управления – способы воздействия управляющего субъекта на управляемый объект
Самостоятельность – умение по собственной инициативе ставить цели, находить средства и ресурсы для их достижения
Функции самоуправления обучением – основные направления организации самостоятельной работы студента: мотивация, планирование, организация, контроль, информация и коммуникация.
.
.Деятельность – специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира. Цель деятельности определяется потребностями

Слайд 62. Задачи и методики самостоятельной работы
Организационные мероприятия по эффективной ОСРС

должны основываться на предпосылках:
1. Самостоятельная работа должна быть конкретной по

своей предметной направленности;
2. Самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.
2. Задачи и методики самостоятельной работыОрганизационные мероприятия по эффективной ОСРС должны основываться на предпосылках:1. Самостоятельная работа должна

Слайд 7Задачи самостоятельной работы студента
1. Освоение теоретического материала по изучаемой дисциплине
2.

Закрепление теоретических знаний практическим путём, используя необходимый инструментарий
3.Применение полученных знаний

и навыков для анализа ситуаций и выработки оптимального решения
4. Использование полученных знаний и умений для формирования собственной позиции, теории, модели
Задачи самостоятельной работы студента1. Освоение теоретического материала по изучаемой дисциплине2. Закрепление теоретических знаний практическим путём, используя необходимый

Слайд 8Самостоятельная работа реализуется:
1. В процессе аудиторных занятий
2.Во внеаудиторное время: а)

в контакте с преподавателем; б) при самостоятельном выполнении заданий.

Для активного овладения знаниями в процессе аудиторных занятий необходимое условие: внимание и понимание учебного материала. Оптимальное условие: творческое осмысленное восприятие
Самостоятельная работа реализуется:1. В процессе аудиторных занятий2.Во внеаудиторное время: а) в контакте с преподавателем; б) при самостоятельном

Слайд 9Метод, методика, организация работы
Метод – способ действия. Задача метода –

рационализация деятельности.

Методика – реальное воплощение метода, т.е. способы и

технологии реализации метода в практической деятельности

Методы обучения: традиционные и нетрадиционные (активные)

Метод, методика, организация работыМетод – способ действия. Задача метода – рационализация деятельности. Методика – реальное воплощение метода,

Слайд 10Сравнительная характеристика традиционных и нетрадиционных методов обучения
.

Сравнительная характеристика традиционных и нетрадиционных методов обучения.

Слайд 11Сравнительная характеристика традиционных и нетрадиционных методов обучения
.

Сравнительная характеристика традиционных и нетрадиционных методов обучения.

Слайд 12Классификация активных методов обучения
.

Классификация активных методов обучения.

Слайд 13Усвоение материала при различных методах обучения
- При чтении лекций –

на 20%
- При чтении лекций с использованием наглядных пособий– на

30%
- При использовании аудиовизуальных средств – на 50%
- При проведении дискуссий – на 70%
- При разборе конкретных ситуаций – на 90%.



Усвоение материала при различных методах обучения- При чтении лекций – на 20%- При чтении лекций с использованием

Слайд 14Активные методы:
1. Имитационные методы – имитация реальных обстоятельств в условной

ситуации
2. Неимитационные методы – активные лекционные и семинарские занятия, проблемно-активные

практикумы, ориентированные на разбор проблемных ситуаций
3. Мыследеятельностные методы – активизация мыслительного процесса, выработка новых идей и подходов.
Активные методы:1. Имитационные методы – имитация реальных обстоятельств в условной ситуации2. Неимитационные методы – активные лекционные и

Слайд 15Сравнительная характеристика основных методов обучения

Сравнительная характеристика основных методов обучения

Слайд 163.Содержание самостоятельной работы студентов

3.Содержание самостоятельной работы студентов

Слайд 17Содержание самостоятельной работы студентов

Содержание самостоятельной работы студентов

Слайд 18Соотношение трудоемкости форм обучения в учебном процессе, соответствующие им образовательные

технологии и формы контроля

Соотношение трудоемкости форм обучения в учебном процессе, соответствующие им образовательные технологии и формы контроля

Слайд 19Направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов
1. Увеличение

роли самостоятельной работы студента в процессе аудиторных занятий.
Это требует

разработки методик и форм организации занятий, обеспечивающих высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки.

2. Повышение активности студентов по всем видам самостоятельной работы во внеаудиторное время. Здесь есть сложности:
- профессиональная неподготовленность и психологическая неготовность к активным методам индивидуальной работы;
- недостаточность информационного обеспечения учебного процесса для эффективной самостоятельной работы
Направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов1. Увеличение роли самостоятельной работы студента в процессе аудиторных

Слайд 204.Формы, виды и техника самостоятельной работы студентов
1. Обучение как получение

знаний, когда студент «знает о …….. »
2. Обучение как формирование

понимания студентом предмета изучения. Студент «знает как ……», т.е может сопоставить различные идеи и представления о тенденциях развития,..
3. Обучение как развитие умения применять, моделировать идеи в соответствии с собственным контекстом и находить оптимальные решения
4. Обучение как развитие личности
4.Формы, виды и техника самостоятельной работы студентов1. Обучение как получение знаний, когда студент «знает о …….. »2.

Слайд 21Формы самостоятельной работы студентов
- Подготовка к текущим занятиям);
-Изучение учебного

материала, вынесенного на самостоятельную проработку;
-Выполнение рефератов, домашних заданий, выполнение индивидуально

полученных заданий, докладов в группе, на студенческих конференциях.
Основные формы организации СРС:
-внеаудиторная СРС под руководством и контролем преподавателя (дополнительные занятия, текущие консультации по дисциплинам, консультации по курсовым проектам и работам, консультации по выпускным квалификационным работам, учебно-исследовательская работа);
-внеаудиторная СРС без преподавателя (подготовка к аудиторным занятиям, изучение теоретического материала, выполнение курсовых и контрольных работ, просмотр учебных кинофильмов, видеозаписей, работа на ЭВМ, подготовка к конкурсу, написание реферата, другие виды).
Формы самостоятельной работы студентов - Подготовка к текущим занятиям);-Изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку;-Выполнение рефератов, домашних

Слайд 23Новые формы самостоятельной работы студента
Портфолио – целевая подборка работ

студента, раскрывающая его достижение в одной или нескольких учебных дисциплинах

на протяжении некоторого периода с позиции творчества, способности к самостоятельной поисковой деятельности в профессиональной области, выполнению учебных проектов, самостоятельного нахождения нового как в методики решения задач, так и в учебной информации.
Кейс-измерители - проблемные задачи, в которых студенту предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс профессиональных знаний, необходимых при разрешении данной проблемы.
Новые формы самостоятельной работы студента Портфолио – целевая подборка работ студента, раскрывающая его достижение в одной или

Слайд 24Формы контроля самостоятельной работы
- Оценка ответа на семинаре, практическом

занятии
- Экспресс-опрос в форме письменного, тестового ответа
- Эссе по самостоятельно

изученному материалу
- Подготовка рефератов, презентаций
- Выполнение заданий из рабочей тетради
- Конспектирование первоисточников
- Письменный обзор литературы
Формы контроля самостоятельной работы - Оценка ответа на семинаре, практическом занятии- Экспресс-опрос в форме письменного, тестового ответа-

Слайд 25Самостоятельные учебные занятия
учебные занятия, посвященные изучению нового материала:
- работа с

учебником и первоисточником;
- работа со справочной или специальной литературой, исследованиями;
-

работа с раздаточным материалом;
- выполнение графических работ, составление конспектов, тезисов;
- занятие - лабораторная работа, практическое занятие;
- курсовое и дипломное проектирование.
Самостоятельные учебные занятияучебные занятия, посвященные изучению нового материала:- работа с учебником и первоисточником;- работа со справочной или

Слайд 26Ход подготовки к занятиям такого рода
- выбирается и формулируется тематика;
-

устанавливаются цели самостоятельной работы;
- определяется последовательность действий и операций;
- подготавливается

материальная база (дидактический материал, ТСО, компьютерная техника, лабораторное оборудование);
- продумываются способы оформления результатов работы, итоговый и промежуточный контроль, роль преподавателя в ходе работы.
Ход подготовки к занятиям такого рода- выбирается и формулируется тематика;- устанавливаются цели самостоятельной работы;- определяется последовательность действий

Слайд 27Методические системы
1. Сократический метод
2. Репродуктивное обучение
3. Догматическое

обучение
4. Развивающее обучение
5. Программированное обучение
6. Проблемное обучение


7. Продуктивная (критериально-ориентированная) система обучения
8. Имитационная (моделирующая) система обучения
9. Информационная система


Методические системы 1. Сократический метод 2. Репродуктивное обучение 3. Догматическое обучение 4. Развивающее обучение 5. Программированное обучение

Слайд 28Техника самоуправления обучением

Техника самоуправления обучением

Слайд 295. Ошибки в организации самостоятельной работы
1. Преувеличение роли логического начала

в изложении учебного материала
2. Слабая преемственность изучения учебных дисциплин
3.Отсутствие оценки

и контроля
4. Несогласование сроков представления домашних заданий
5. Ориентация на формальный подход к выполнению учебных задач.
5. Ошибки в организации самостоятельной работы1. Преувеличение роли логического начала в изложении учебного материала2. Слабая преемственность изучения

Слайд 30Выводы
Последовательное выполнение функций СРС: самомотивация, индивидуальное планирование, самоорганизация, самоконтроль при

наличии достаточно полной информации и коммуникаций составляет полный цикл самоуправления

обучением.
ВыводыПоследовательное выполнение функций СРС: самомотивация, индивидуальное планирование, самоорганизация, самоконтроль при наличии достаточно полной информации и коммуникаций составляет

Слайд 31Заключение
Для правильного выполнения цикла самоуправления обучением целесообразно

использовать апробированные практикой методы и процедуры, которые характеризуют технику самоуправления

обучением с учетом функций, приемов и ожидаемого студентами результата в процессе обучения в Академии.
Заключение   Для правильного выполнения цикла самоуправления обучением целесообразно использовать апробированные практикой методы и процедуры, которые

Слайд 32Учебная литература

1. Резник С.Д. Студент вуза. Учебное пособие. –М.: Инфра-,

2013.
2. Жуков А.Е., Симоненко А.В. Организация самостоятельной работы студентов в

высшей школе. Дидактические средства, технологии, программы. –М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
3. Кибанов А.Я., Заичкин Н.И., Лукьянова Т.В. Организация самостоятельной работы студентов. Учебное пособие. –М.: ГУУ, 2006.
4. Одегов Ю.Г. и др. Организация самостоятельной работы студентов. –СПб.: Специальная литература, 2009.
5. Резник С.Д. Еженедельник студента: система и планы личной деятельности. Уч. пособие. –М.: Инфра-, 2013.

Учебная литература1. Резник С.Д. Студент вуза. Учебное пособие. –М.: Инфра-, 2013.2. Жуков А.Е., Симоненко А.В. Организация самостоятельной

Слайд 33За работу, коллеги-студенты!
.

За работу, коллеги-студенты!.

Слайд 34……………………

Благодарю Вас
за внимание!

……………………Благодарю Вас за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика