Пономаренко Борис Тимофеевич –
профессор кафедры ГС и КП РАНХиГС
Тема лекции:
Общетеоретические и методологические основы организации самостоятельной работы студентов
Слайд 2Цель занятия: ознакомление студентов с теоретическими, методологическими и практическими основами
организации самостоятельной работы в вузе
Ключевые слова:
Деятельность, контроль, методы, методика,
методические системы, организация, самостоятельность, самоуправление, технологии, техника самоуправления, функции
Слайд 3Учебные вопросы
1.Характеристика понятий и определений.
2. Задачи и методики самостоятельной
работы
3. Содержание самостоятельной работы студентов
4. Формы, виды и
техника самостоятельной работы студентов.
5. Ошибки в организации самостоятельной работы
Слайд 41. Понятия и определения
Самостоятельная работа студента - планируемая
учебная, учебно-исследовательская, научная работа студентов, выполняемая
в аудиторное и внеаудиторное
время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия
Самоуправление обучением – комплекс мер, который обеспечивает рациональное выполнение задач обучения студента с целью достижения академических целей
Задачи организации самостоятельной работы и самоуправления обучением - определение конкретных целей и составление планов обучения, рациональной организации обучения и выполнения заданий на самостоятельную работу, установление контроля по достижению поставленных целей и определение необходимых ресурсов для обеспечения обучения.
Слайд 5.
Деятельность – специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное
преобразование окружающего мира.
Цель деятельности определяется потребностями личности или общества.
Элементы
деятельности: осознание д-ти в виде мотива, оценка ситуации, формулирование цели, выработка решения, выбор средств д-ти, реализация решения
Методы управления – способы воздействия управляющего субъекта на управляемый объект
Самостоятельность – умение по собственной инициативе ставить цели, находить средства и ресурсы для их достижения
Функции самоуправления обучением – основные направления организации самостоятельной работы студента: мотивация, планирование, организация, контроль, информация и коммуникация.
.
Слайд 62. Задачи и методики самостоятельной работы
Организационные мероприятия по эффективной ОСРС
должны основываться на предпосылках:
1. Самостоятельная работа должна быть конкретной по
своей предметной направленности;
2. Самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.
Слайд 7Задачи самостоятельной работы студента
1. Освоение теоретического материала по изучаемой дисциплине
2.
Закрепление теоретических знаний практическим путём, используя необходимый инструментарий
3.Применение полученных знаний
и навыков для анализа ситуаций и выработки оптимального решения
4. Использование полученных знаний и умений для формирования собственной позиции, теории, модели
Слайд 8Самостоятельная работа реализуется:
1. В процессе аудиторных занятий
2.Во внеаудиторное время: а)
в контакте с преподавателем; б) при самостоятельном выполнении заданий.
Для активного овладения знаниями в процессе аудиторных занятий необходимое условие: внимание и понимание учебного материала. Оптимальное условие: творческое осмысленное восприятие
Слайд 9Метод, методика, организация работы
Метод – способ действия. Задача метода –
рационализация деятельности.
Методика – реальное воплощение метода, т.е. способы и
технологии реализации метода в практической деятельности
Методы обучения: традиционные и нетрадиционные (активные)
Слайд 10Сравнительная характеристика традиционных и нетрадиционных методов обучения
.
Слайд 11Сравнительная характеристика традиционных и нетрадиционных методов обучения
.
Слайд 12Классификация активных методов обучения
.
Слайд 13Усвоение материала при различных методах обучения
- При чтении лекций –
на 20%
- При чтении лекций с использованием наглядных пособий– на
30%
- При использовании аудиовизуальных средств – на 50%
- При проведении дискуссий – на 70%
- При разборе конкретных ситуаций – на 90%.
Слайд 14Активные методы:
1. Имитационные методы – имитация реальных обстоятельств в условной
ситуации
2. Неимитационные методы – активные лекционные и семинарские занятия, проблемно-активные
практикумы, ориентированные на разбор проблемных ситуаций
3. Мыследеятельностные методы – активизация мыслительного процесса, выработка новых идей и подходов.
Слайд 15Сравнительная характеристика основных методов обучения
Слайд 163.Содержание самостоятельной работы студентов
Слайд 17Содержание самостоятельной работы студентов
Слайд 18Соотношение трудоемкости форм обучения в учебном процессе, соответствующие им образовательные
технологии и формы контроля
Слайд 19Направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов
1. Увеличение
роли самостоятельной работы студента в процессе аудиторных занятий.
Это требует
разработки методик и форм организации занятий, обеспечивающих высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки.
2. Повышение активности студентов по всем видам самостоятельной работы во внеаудиторное время. Здесь есть сложности:
- профессиональная неподготовленность и психологическая неготовность к активным методам индивидуальной работы;
- недостаточность информационного обеспечения учебного процесса для эффективной самостоятельной работы
Слайд 204.Формы, виды и техника самостоятельной работы студентов
1. Обучение как получение
знаний, когда студент «знает о …….. »
2. Обучение как формирование
понимания студентом предмета изучения. Студент «знает как ……», т.е может сопоставить различные идеи и представления о тенденциях развития,..
3. Обучение как развитие умения применять, моделировать идеи в соответствии с собственным контекстом и находить оптимальные решения
4. Обучение как развитие личности
Слайд 21Формы самостоятельной работы студентов
- Подготовка к текущим занятиям);
-Изучение учебного
материала, вынесенного на самостоятельную проработку;
-Выполнение рефератов, домашних заданий, выполнение индивидуально
полученных заданий, докладов в группе, на студенческих конференциях.
Основные формы организации СРС:
-внеаудиторная СРС под руководством и контролем преподавателя (дополнительные занятия, текущие консультации по дисциплинам, консультации по курсовым проектам и работам, консультации по выпускным квалификационным работам, учебно-исследовательская работа);
-внеаудиторная СРС без преподавателя (подготовка к аудиторным занятиям, изучение теоретического материала, выполнение курсовых и контрольных работ, просмотр учебных кинофильмов, видеозаписей, работа на ЭВМ, подготовка к конкурсу, написание реферата, другие виды).
Слайд 23Новые формы самостоятельной работы студента
Портфолио – целевая подборка работ
студента, раскрывающая его достижение в одной или нескольких учебных дисциплинах
на протяжении некоторого периода с позиции творчества, способности к самостоятельной поисковой деятельности в профессиональной области, выполнению учебных проектов, самостоятельного нахождения нового как в методики решения задач, так и в учебной информации.
Кейс-измерители - проблемные задачи, в которых студенту предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс профессиональных знаний, необходимых при разрешении данной проблемы.
Слайд 24Формы контроля самостоятельной работы
- Оценка ответа на семинаре, практическом
занятии
- Экспресс-опрос в форме письменного, тестового ответа
- Эссе по самостоятельно
изученному материалу
- Подготовка рефератов, презентаций
- Выполнение заданий из рабочей тетради
- Конспектирование первоисточников
- Письменный обзор литературы
Слайд 25Самостоятельные учебные занятия
учебные занятия, посвященные изучению нового материала:
- работа с
учебником и первоисточником;
- работа со справочной или специальной литературой, исследованиями;
-
работа с раздаточным материалом;
- выполнение графических работ, составление конспектов, тезисов;
- занятие - лабораторная работа, практическое занятие;
- курсовое и дипломное проектирование.
Слайд 26Ход подготовки к занятиям такого рода
- выбирается и формулируется тематика;
-
устанавливаются цели самостоятельной работы;
- определяется последовательность действий и операций;
- подготавливается
материальная база (дидактический материал, ТСО, компьютерная техника, лабораторное оборудование);
- продумываются способы оформления результатов работы, итоговый и промежуточный контроль, роль преподавателя в ходе работы.
Слайд 27Методические системы
1. Сократический метод
2. Репродуктивное обучение
3. Догматическое
обучение
4. Развивающее обучение
5. Программированное обучение
6. Проблемное обучение
7. Продуктивная (критериально-ориентированная) система обучения
8. Имитационная (моделирующая) система обучения
9. Информационная система
Слайд 28Техника самоуправления обучением
Слайд 295. Ошибки в организации самостоятельной работы
1. Преувеличение роли логического начала
в изложении учебного материала
2. Слабая преемственность изучения учебных дисциплин
3.Отсутствие оценки
и контроля
4. Несогласование сроков представления домашних заданий
5. Ориентация на формальный подход к выполнению учебных задач.
Слайд 30Выводы
Последовательное выполнение функций СРС: самомотивация, индивидуальное планирование, самоорганизация, самоконтроль при
наличии достаточно полной информации и коммуникаций составляет полный цикл самоуправления
обучением.
Слайд 31Заключение
Для правильного выполнения цикла самоуправления обучением целесообразно
использовать апробированные практикой методы и процедуры, которые характеризуют технику самоуправления
обучением с учетом функций, приемов и ожидаемого студентами результата в процессе обучения в Академии.
Слайд 32Учебная литература
1. Резник С.Д. Студент вуза. Учебное пособие. –М.: Инфра-,
2013.
2. Жуков А.Е., Симоненко А.В. Организация самостоятельной работы студентов в
высшей школе. Дидактические средства, технологии, программы. –М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
3. Кибанов А.Я., Заичкин Н.И., Лукьянова Т.В. Организация самостоятельной работы студентов. Учебное пособие. –М.: ГУУ, 2006.
4. Одегов Ю.Г. и др. Организация самостоятельной работы студентов. –СПб.: Специальная литература, 2009.
5. Резник С.Д. Еженедельник студента: система и планы личной деятельности. Уч. пособие. –М.: Инфра-, 2013.
Слайд 34……………………
Благодарю Вас
за внимание!