Слайд 1
Тема №1
ВВЕДЕНИЕ. СОСТАВ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК
Развитие человечества
невозможно без использования богатств и просторов Мирового океана. По водным
дорогам перевозится более 80% грузов и миллионы людей, кроме этого океан является кладовой минеральных и биологических ресурсов. Плавучие средства ведут разведку и добычу полезных ископаемых в шельфах морей и океанов, ведут различного рода научные исследования, охраняют рубежи и экономические зоны своих государств.
Слайд 2Современные потребности в высоких скоростях хода заставили человека постепенно переходить
от использования мускульной силы и силы ветра к применению специальных
машин и механизмов для обеспечения движения и маневрирования судов, т.е. к судовой энергетике.
Сегодня без судовой энергетики невозможно решать никакие задачи в Мировом океане.
Слайд 3Учебная дисциплина «Судовая энергетика» является своеобразным введением в специальность «Эксплуатация
судовых энергетических установок». В ней раскрывается история создания судовых энергетических
установок (СЭУ) различного типа, их принцип действия, достоинства и недостатки, типы морских и речных судов, на которых является наиболее приемлемым применение тех или иных СЭУ.
Слайд 4Особое внимание уделено дизельным энергетическим установкам, как наиболее широко распространенным
и более эффективным. Раскрыты назначение, состав, принцип действия и эффективность
различных типов систем дизельных установок (топливных, смазочного и охлаждающего масла, охлаждения, сжатого воздуха, газоотвода), а также вспомогательным энергетическим установкам (судовым электростанциям, вспомогательным и утилизационным паровым котлам, водоопреснительным и холодным установкам).
Слайд 5Учебная программа предназначена для самостоятельной работы студентов – будущих судовых
механиков и судоводителей. Отдельно рассматривается назначение и состав пропульсивного комплекса,
а также вопросы управления работой СЭУ в составе пропульсивного комплекса, а также рулевых машин, палубных механизмов и грузоподъемных устройств.
Слайд 6
В основу преподавания
дисциплины положены требования образовательно-профессиональной программы подготовки бакалавров по специальностям «Эксплуатация
судовых энергетических установок» и «Судовождение», утвержденной Министерством образования и науки Республики Казахстан.
Слайд 7 Назначение и состав судовых энергетических установок (СЭУ)
Судовая энергетическая установка
(СЭУ) – сложный комплекс технических средства, предназначенных для обеспечения движения
судна и снабжения энергией всех его потребителей.
Слайд 8В состав СЭУ входят главные и вспомогательные энергетические установки и
комплексы.
Главной энергетической установкой (ГЭУ) называют ту часть СЭУ, которая обеспечивает
движение судна (приводит в действие главные двигатели).
Эту часть СЭУ называют также пропульсивным комплексом (пропульсивной установкой).
Слайд 9ГЭУ состоит из главных двигателей, главных установок для выработки рабочего
тела (пара, газа), главных передач, судовых валопроводов и движителей, систем
дистанционного автоматического управления главными двигателями и электрогенераторами; механизмов автоматизированного централизованного контроля рабочих параметров; механизмов теплообменных аппаратов и других устройств, обеспечивающих работу главных генераторов рабочих тел и главных двигателей пропульсивной установки – насосы, маслоохладители, теплообменные аппараты и другие устройства.
Слайд 10В качестве главных двигателей могут применяться паротурбинные, газотурбинные, а также
дизельные двигатели. При этом в одной ГЭУ могут использоваться в
качестве главных двигатели различных типов.
В последние годы ХХ сложилось следующие соотношение в применении типов главных двигателей: на 986 судах дейдвейтом более 2000 т, построенных в 1996 году, из 1103 главных двигателей суммарной мощностью 10.261,8 МВт используются 11 паротурбинных агрегатов, 12 газотурбинных двигателей и 1080 дизелей.
Слайд 11Передачами называются устройства, через которые энергия главных двигателей передается на
судовой валопровод. Передачи бывают механическими, гидравлическими, гидродинамическими и электрическими.
Судовой
валопровод передает механическую энергию от главного двигателя (или от фланца передачи) на двигатель.
Слайд 12В качестве движителей используются гребные винты фиксированного или регулируемого шага,
водометные и крыльчатые движители. В последние годы появились разработки магнитодинамических
движителей с внутренним или внешним магнитным полем. Однако пока что КПД такого движителя слишком низок из-за сравнительно низкой электропроводности морской воды.
Слайд 13Вспомогательные энергетические установки (ВЭУ) являются комплексами, предназначенными для удовлетворения потребностей
в энергии общесудовых потребителей и обеспечения функционирования пропульсивной установки.
К ВЭУ
относятся электроэнергетическая установка (судовая электростанция), вспомогательный паровой котел, водоопреснительная и холодильная установки.
Слайд 14Судовая электростанция является автономным комплексом, обеспечивающим судно электрической энергией во
время движения, на стоянке и при выполнении швартовых и грузоподъемных
операций судовыми устройствами. В состав судовой электростанции входят вспомогательные первичные двигатели (паровые или газовые турбины, дизели), электрические генераторы, главный и местные распределительные щиты, трансформаторы, выпрямители, преобразователи, кабели для подачи питания к потребителям и системам (дистанционного и автоматического управления, аварийно-предупредительной сигнализации и защиты).
Слайд 15Мощность судовой электростанции зависит от типа и назначения судна. Особенно
высокую мощность имеют электростанции пассажирских, промысловых, исследовательских судов и баз,
на которых она может составлять 60…70% мощности главных двигателей. На универсальных сухогрузных судах и танкерах мощность электростанции, как правило, составляет 15…25% мощности главного двигателя.
Слайд 16Вспомогательная котельная установка обеспечивает судно и энергетическую установки паром и
горячей водой. В ее состав входят вспомогательные, утилизационные и комбинированные
котлоагрегаты, насосы, вентиляторы, теплообменные аппараты, другое оборудование, устройства и системы обслуживания котлов, дистанционное автоматическое управление, аварийно-предупредительная сигнализация и защита.
Слайд 17Водоопреснительная установка предназначена для получения пресной воды из морской на
судах со значительной длительностью и автономностью плавания.
Установка кондиционирования предназначена для
поддержания комфортных параметров воздуха в помещениях СЭУ и других обитаемых помещениях (где возможно пребывание людей).
Слайд 18Кроме пропульсивной установки и вспомогательных энергетических комплексов в состав СЭУ
входят устройства, обеспечивающие ее эксплуатацию и ремонт-защитные устройства, настил-площадки, трапы,
поручни, подъемное и транспортное оборудование, мастерские и кладовые с запасными частями, приборами и материалами. Для этих же целей предназначены системы вентиляции машинного отделения, шумозащищенные выгородки и покрытия, тепловая изоляция горячих и холодных поверхностей.
Слайд 19Системы СЭУ объединяют главные и вспомогательные механизмы в единый энергетический
комплекс. Системой СЭУ называется совокупность функционально взаимосвязанных механизмов, аппаратов, устройств,
приборов и емкостей, предназначенных для выполнения задач по обеспечению функционирования СЭУ. В зависимости от назначения системы СЭУ делятся на топливные, масляные, охлаждения, сжатого воздуха, газоотвода, конденсатно-питательные, паровые, управления и контроля дистанционного и автоматического управления.
Слайд 20ЛЕКЦИЯ ЗАКОНЧЕНА
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ