Разделы презентаций


Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование

Содержание

Предмет и объект психологии

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема №1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование

Тема №1.  Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование

Слайд 2Предмет и объект психологии

Предмет и объект психологии

Слайд 3Психология
«душеведение» (греч. «псюхе» - душа, «логос» - знание);
наука о психической

жизни;
наука о поведении;
наука о познании;
наука о законах порождения и функционирования

психического в жизни, деятельности живых индивидов.
Психология«душеведение» (греч. «псюхе» - душа, «логос» - знание);наука о психической жизни;наука о поведении;наука о познании;наука о законах

Слайд 4Явления, изучаемые психологией:
феноменология (непосредственная субъективная данность опыта): образы восприятия, представления,

воспоминания, переживания и т.д.
поведение: позы, жесты, речь и т.д.
физиологические реакции:

потоотделение, покраснение или побледнение кожи, изменения и сердечного ритма, ЭЭГ и т.д.
продукты деятельности: произведения искусства, автобиографии, результаты выполнения тестов и т.д.
Явления, изучаемые психологией:феноменология (непосредственная субъективная данность опыта): образы восприятия, представления, воспоминания, переживания и т.д.поведение: позы, жесты, речь

Слайд 5Психология в системе современного научного знания

Психология в системе современного научного знания

Слайд 6Психология
Физика
Биология и медицина
Математика
Компьютерные науки
Экономика
Физика
Биология и медицина
Экономика

ПсихологияФизикаБиология и медицинаМатематикаКомпьютерные наукиЭкономикаФизикаБиология и медицинаЭкономика

Слайд 7Естественные науки
Философские науки
Социальные науки
П
Треугольник Б.М.Кедрова

Естественные наукиФилософские науки  Социальные науки ПТреугольник Б.М.Кедрова

Слайд 8Основные отрасли современной психологии

Основные отрасли современной психологии

Слайд 9Основные отрасли современной психологии
Фундаментальные отрасли

Основные отрасли современной психологииФундаментальные отрасли

Слайд 10Общая психология
общетеоретический раздел;
психология регулятивных процессов;
психология познавательных процессов;
психология личности.

Общая психологияобщетеоретический раздел;психология регулятивных процессов;психология познавательных процессов;психология личности.

Слайд 11Фундаментальные отрасли психологии
возрастная психология;
социальная психология;
педагогическая психология;
нейропсихология;
инженерная

психология;
клиническая психология (патопсихология);
зоопсихология;
психофизиология;
дифференциальная психология и другие.

Фундаментальные отрасли психологиивозрастная психология; социальная психология; педагогическая психология; нейропсихология; инженерная психология; клиническая психология (патопсихология); зоопсихология; психофизиология; дифференциальная

Слайд 12Прикладные отрасли психологии
психология труда;
психология управления;
психология спорта;
военная психология;

психология рекламы;
семейная психология и другие.

Прикладные отрасли психологиипсихология труда; психология управления; психология спорта; военная психология; психология рекламы; семейная психология и другие.

Слайд 13Практическая психология
психодиагностика;
психологическое консультирование;
психотерапия.

Практическая психология психодиагностика; психологическое консультирование; психотерапия.

Слайд 14Соотношение житейской и научной психологии

Соотношение житейской и научной психологии

Слайд 15Житейская и научная психология (Ю.Б.Гиппенрейтер)

Житейская и научная психология (Ю.Б.Гиппенрейтер)

Слайд 16Эмпирическое исследование в психологии. Основные методы психологии

Эмпирическое исследование в психологии. Основные методы психологии

Слайд 17Методы психологии
Наблюдение - метод пассивного и непосредственного исследования реальности.
Беседа -

метод вербального (речевого) взаимодействия субъекта и объекта исследования с целью

получения информации.
Эксперимент - специально организованное контролируемое воздействие с целью проверки причинно-следственных гипотез.
Методы психологииНаблюдение - метод пассивного и непосредственного исследования реальности.Беседа - метод вербального (речевого) взаимодействия субъекта и объекта

Слайд 18Первые теоретические подходы в психологии

Первые теоретические подходы в психологии

Слайд 19Философия позитивизма
Огюст Конт (1798-1857)
Проблема объективности в науке

Философия позитивизмаОгюст Конт (1798-1857)Проблема объективности в науке

Слайд 20Закон Э.Вебера-Г.Фехнера: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины стимула
«Элементы психофизики» (1860)

Психофизика
Густав

Фехнер (1801-1887)

Закон Э.Вебера-Г.Фехнера: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины стимула«Элементы психофизики» (1860)ПсихофизикаГустав Фехнер (1801-1887)

Слайд 211879 - открытие первой психологической лаборатории в Лейпциге
Вильгельм Вундт (1832-1920)

1879 - открытие первой психологической лаборатории в ЛейпцигеВильгельм Вундт (1832-1920)

Слайд 221885 – первая российская психологическая лаборатория, Казань
1914 – Психологический институт

им. Щукиной, Москва
Г.И.Челпанов (1862-1936)
В.М. Бехтерев (1857-1927)

1885 – первая российская психологическая лаборатория, Казань1914 – Психологический институт им. Щукиной, МоскваГ.И.Челпанов (1862-1936)В.М. Бехтерев (1857-1927)

Слайд 23Лейпциг
Москва

ЛейпцигМосква

Слайд 24Классическая психология сознания
Элементы сознания:
ощущения;
представления;
чувствования;
акты воли.
Процессы сознания:
перцепция;

апперцепция (воля и внимание).

Классическая психология сознанияЭлементы сознания:ощущения; представления; чувствования; акты воли.Процессы сознания:перцепция; апперцепция (воля и внимание).

Слайд 25Метод аналитической интроспекции
Основоположник структурализма
Подходы в психологии: структурализм
Эдвард Титченер (1867-1927)

Метод аналитической интроспекцииОсновоположник структурализмаПодходы в психологии: структурализмЭдвард Титченер (1867-1927)

Слайд 26Подходы в психологии: функционализм
Уильям Джеймс (1842-1910)

Подходы в психологии: функционализмУильям Джеймс (1842-1910)

Слайд 27Stream of consciousness (поток сознания)

Stream of consciousness (поток сознания)

Слайд 28Теоретические подходы психологии XX века. Психологические течения периода «открытого

кризиса»

Теоретические подходы психологии  XX века. Психологические течения периода «открытого кризиса»

Слайд 29Научение управляется законом эффекта - поведение контролируется его результатами и

последствиями.
Эдвард Торндайк (1874-1949)
Возникновение бихевиоризма

Научение управляется законом эффекта - поведение контролируется его результатами и последствиями. Эдвард Торндайк (1874-1949)Возникновение бихевиоризма

Слайд 30Формирование условных рефлексов
Возникновение бихевиоризма
И.П.Павлов (1849-1936)

Формирование условных рефлексовВозникновение бихевиоризмаИ.П.Павлов (1849-1936)

Слайд 31Проблема объективного метода в психологии
BEHAVIORISM
БИХЕВИОРИЗМ
SR
Джон Уотсон (1878-1958)

Проблема объективного метода в психологииBEHAVIORISM БИХЕВИОРИЗМSR Джон Уотсон (1878-1958)

Слайд 32Tabula rasa
«Чистая доска»
Источники опыта:
ощущения;
рефлексия («наблюдение,

которому ум подвергает свою деятельность».
Проблема объективного метода в психологии
Джон Локк

(1632-1704)
Tabula rasa«Чистая доска»   Источники опыта: ощущения; рефлексия («наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность».Проблема объективного метода

Слайд 33Почему они нам нравятся или не нравятся?
Вероятно, нас так научили!

Почему они нам нравятся или не нравятся?Вероятно, нас так научили!

Слайд 35
S→V→R
S→O→R

V или О – это:

цели;
намерения;
гипотезы;
образы ситуаций.
Необихевиоризм
Эдвард Толмен (1886-1959)

S→V→RS→O→RV или О – это:цели;намерения;гипотезы;образы ситуаций.НеобихевиоризмЭдвард Толмен (1886-1959)

Слайд 36+
Когнитивная карта

+Когнитивная карта

Слайд 37Активность в поиске подкрепления
Теория оперантного научения
Баррес Ф. Скиннер (1904-1990)
Оперантное

научение – это метод обучения, который происходит посредством вознаграждения и

наказания за определенный тип поведения.
Активность в поиске подкрепления Теория оперантного наученияБаррес Ф. Скиннер (1904-1990)Оперантное научение – это метод обучения, который происходит

Слайд 38Теория оперантного научения
Подкрепление – это ассоциация, образующаяся, когда за оперантной

реакцией следует подкрепляющий стимул.

Виды подкрепления:
Позитивное подкрепление - это предъявление

приятного стимула после реакции, повышающее вероятность ее повторения.
Негативное подкрепление - это подкрепление, состоящее в устранении неприятного стимула после получения желательной реакции.
Наказание - это предъявление аверсивных стимулов, следующее за нежелательным поведением и уменьшающее вероятность повторения такого поведения.
Теория оперантного наученияПодкрепление – это ассоциация, образующаяся, когда за оперантной реакцией следует подкрепляющий стимул. Виды подкрепления:Позитивное подкрепление

Слайд 39GESTALT – целостная структура
Свойства субъективного опыта не выводятся из свойств

его элементов!
Гештальтпсихология
Макс Вертгаймер (1880-1944)
Курт Коффка (1886-1941)
Вольфганг Кёлер (1887-1967)

GESTALT – целостная структураСвойства субъективного опыта не выводятся из свойств его элементов!ГештальтпсихологияМакс Вертгаймер (1880-1944)Курт Коффка (1886-1941)Вольфганг Кёлер

Слайд 40Основные понятия гештальтпсихологии
Психические структуры располагаются в виде различных схем в

психическом поле. При этом гештальты могут изменяться, становясь все более

адекватными предметам внешнего поля. Может происходить и переструктурирование поля, в котором прежние структуры располагаются по-новому, благодаря чему человек приходит к принципиально новому решению задачи или инсайту. Психическое поле функционирует по принципу «фигура-фон».
Основные понятия гештальтпсихологии	Психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом гештальты могут изменяться,

Слайд 41Примеры гештальтов восприятия
Иллюзия Мюллера-Лайера
Треугольник Каниса

Примеры гештальтов восприятияИллюзия Мюллера-ЛайераТреугольник Каниса

Слайд 42Феномен «фигура-фон»

Феномен «фигура-фон»

Слайд 43Феномен «фигура-фон»

Феномен «фигура-фон»

Слайд 44Возникновение психоанализа. XIX век -гипнотизм
Жан-Мартен

Шарко (1825-1893)
Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Возникновение психоанализа.      XIX век -гипнотизмЖан-Мартен Шарко (1825-1893)Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Слайд 451900 - «Толкование сновидений»
Зигмунд Фрейд (1856-1939)
Возникновение психоанализа

1900 - «Толкование сновидений»Зигмунд Фрейд (1856-1939)Возникновение психоанализа

Слайд 46Структура психики по З.Фрейду
Сознание
Предсознательное
Бессознательное

Сознание – не единственная часть психики

Структура психики по З.ФрейдуСознаниеПредсознательноеБессознательноеСознание – не единственная часть психики

Слайд 47Мир идей
ДУША
Мир вещей
Три части души: разум, воля, чувства
Структура личности по

З.Фрейду
Платон (428-348 до н.э.)

Мир идейДУШАМир вещейТри части души: разум, воля, чувстваСтруктура личности по З.ФрейдуПлатон (428-348 до н.э.)

Слайд 48Структура личности по З.Фрейду
Ид («Оно»)
Эго («Я»)
Супер-Эго («Сверх-Я»)
Инстинкты и влечения

Влечение к

жизни (либидо)
Влечение к смерти

Структура личности по З.ФрейдуИд («Оно»)Эго («Я»)Супер-Эго («Сверх-Я»)Инстинкты и влеченияВлечение к жизни (либидо)Влечение к смерти

Слайд 49Проявления бессознательного
психопатология обыденной жизни: ошибки, описки, очитки, забывание слов;
сновидения;
символы

творчества;
невротические симптомы: истерия.
Методы изучения бессознательного: метод свободных ассоциаций и

метод анализа сновидений.
Проявления бессознательногопсихопатология обыденной жизни: ошибки, описки, очитки, забывание слов;сновидения; символы творчества; невротические симптомы: истерия.Методы изучения бессознательного: метод

Слайд 50Толкование сновидений. Работа сновидения
Смещение - несущественные представления обретают высокую ценность,

изначально присущую другому явлению.
Сгущении - в одном представлении совпадает множество

значений, образуемых через ассоциативные цепочки.
Замещение - замена конкретных мыслей символами и образами, которые превращают скрытое содержание сновидения в явное.
Толкование сновидений. Работа сновиденияСмещение - несущественные представления обретают высокую ценность, изначально присущую другому явлению.Сгущении - в одном

Слайд 51Карл Юнг (1875-1961)
Архетип («первообраз») - врожденные идеи или воспоминания, которые

предрасполагают людей переживать, воспринимать и реагировать на события определенным образом.


Архетип

– достояние коллективного бессознательного.

Психоанализ К.Г.Юнга

Карл Юнг (1875-1961)Архетип («первообраз») - врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей переживать, воспринимать и реагировать на

Слайд 52«Комплекс неполноценности» и его компенсация как движущая сила развития
Психоанализ А.Адлера
Альфред

Адлер (1870-1937 )

«Комплекс неполноценности» и его компенсация как движущая сила развитияПсихоанализ А.АдлераАльфред Адлер (1870-1937 )

Слайд 53Защитные механизмы -индивидуальные способы взаимоотношений «Я» и «Оно»
Психоанализ А.Фрейд
Анна Фрейд

(1895-1982)

Защитные механизмы -индивидуальные способы взаимоотношений «Я» и «Оно»Психоанализ А.ФрейдАнна Фрейд (1895-1982)

Слайд 54Современные направления психологии

Современные направления психологии

Слайд 55Абрахам Маслоу (1908-1970)
Виктор Франкл (1905-1997)
Карл Роджерс (1902-1987
Гуманистическая и экзистенциальная

психология

Абрахам Маслоу (1908-1970) Виктор Франкл (1905-1997)Карл Роджерс (1902-1987Гуманистическая и экзистенциальная психология

Слайд 56Проблема нормального развития личности и реализации максимума возможностей
А.Маслоу и К.Роджерс:

естественная потребность в самоактуализации.
В.Франкл: поиск смыслов в жизненных ситуациях.
Гуманистическая и

экзистенциальная психология
Проблема нормального развития личности и реализации максимума возможностейА.Маслоу и К.Роджерс: естественная потребность в самоактуализации.В.Франкл: поиск смыслов в

Слайд 57Принципы гуманистической психологии
Убежденность в целостном характере природы человека.
Роль сознательного опыта.
Априорном

признании свободы воли, спонтанности, ответственности и творческой силы человека.
Исследование психологически

здоровых личностей.
Принципы гуманистической психологииУбежденность в целостном характере природы человека.Роль сознательного опыта.Априорном признании свободы воли, спонтанности, ответственности и творческой

Слайд 58Когнитивная психология
Когнитивная психология - это направление психологии, изучающее когнитивные, или познавательные,

процессы человеческой психики. 
Бихевиоризм: результат ради результата (насколько эффективно научение).
Когнитивная

психология (У.Найссер, Д.Миллер, Д.Брунер, Д.Бродбент): результат ради процесса (как именно разворачивался процесс решения задачи).
Когнитивная психологияКогнитивная психология - это направление психологии, изучающее когнитивные, или познавательные, процессы человеческой психики.  Бихевиоризм: результат ради результата

Слайд 591967 год - монография
«Cognitive Psychology»
Когнитивная психология
Ульрик Найссер (1928-2012)

1967 год - монография «Cognitive Psychology»Когнитивная психологияУльрик Найссер (1928-2012)

Слайд 60Основное положение когнитивной психологии
Психика человека подобна устройству переработки информации. Таким

образом, психика принципиально моделируема, наподобие инженерных устройств.

Основное положение когнитивной психологии	Психика человека подобна устройству переработки информации. Таким образом, психика принципиально моделируема, наподобие инженерных устройств.

Слайд 61Примеры когнитивных метафор
Память как информационный буфер.
Поиск как сканирование.

Восприятие как кодирование информации.
Внимание как фильтр.
Внимание как прожектор.

Параллельные и последовательные процессы.
Примеры когнитивных метафор Память как информационный буфер. Поиск как сканирование. Восприятие как кодирование информации. Внимание как фильтр.

Слайд 62Культурно-историческая психология

Культурно-историческая психология

Слайд 63Культурно-исторический подход - это направление в психологических исследованиях, заложенное Л.С.Выготским в

конце 1920 годов.
Культурно-историческая психология
Л.С.Выготский (1896-1934)

Культурно-исторический подход - это направление в психологических исследованиях, заложенное Л.С.Выготским в конце 1920 годов.Культурно-историческая психология Л.С.Выготский (1896-1934)

Слайд 64Натуральные психические функции
Высшие психические функции (ВПФ)
Культура и социум
(в лице

взрослого)
Интериоризация

Натуральные психические функцииВысшие психические функции (ВПФ)Культура и социум (в лице взрослого)Интериоризация

Слайд 65Свойства ВПФ
произвольны;
социальны по происхождению;
системны;
опосредствованы знаком (речью).

Свойства ВПФпроизвольны;социальны по происхождению;системны;опосредствованы знаком (речью).

Слайд 66Параллелограмм развития памяти
интериоризация

Параллелограмм развития памятиинтериоризация

Слайд 67Понятие психики. Возникновение и развитие психики в филогенезе

Понятие психики. Возникновение и развитие психики в филогенезе

Слайд 68Определение психики
Психика - форма отражения и взаимодействия индивида с окружающим

миром, связанная с формированием субъективного представления о мире.

Определение психики	Психика - форма отражения и взаимодействия индивида с окружающим миром, связанная с формированием субъективного представления о

Слайд 69Критерий психического по А.Н.Леонтьеву
Критерий психического - реакция на абиотический (биологически

нейтральный) раздражитель.

Критерий психического по А.Н.Леонтьеву	Критерий психического - реакция на абиотический (биологически нейтральный) раздражитель.

Слайд 70Этапы развития психики в филогенезе
Элементарная сенсорная психика




Перцептивная психика

3. Интеллектуальная психика

Этапы развития психики в филогенезеЭлементарная сенсорная психикаПерцептивная психика 	   3. Интеллектуальная психика

Слайд 71Классификация психических процессов
Регулятивные
Познавательные
Мотивация
Эмоции
Воля
Ощущение
Восприятие
Мышление
Воображение
Память
Внимание

Классификация психических процессовРегулятивныеПознавательныеМотивацияЭмоцииВоляОщущениеВосприятиеМышлениеВоображениеПамятьВнимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика