Слайд 1Тема №28
Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий
лиц
Презентация подготовлена старшим
преподавателем кафедры,
подполковником полиции Часовниковой О.Г.
Обсуждена и
одобрена на заседании
кафедры уголовного процесса
(Протокол № 10 от 24.05.2016 г.)
Слайд 2Вопросы:
Понятие и основание особого производства по делам в отношении отдельных
категорий лиц.
Особенности возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц.
Особенности
применения мер процессуального принуждения в отношении отдельных категорий лиц и производства следственных действий и их участием.
Направление уголовного дела в суд и его рассмотрение в отношении отдельных категорий лиц.
Слайд 3Вопрос 1.
Уголовно-процессуальное законодательство РФ предусматривает наличие свидетельского иммунитета, дипломатической неприкосновенности
(ч.2 ст. 3 УПК), а также особенностей производства по уголовным
делам в отношении отдельных категорий лиц, предусмотренных разделом XVII УПК.
Слайд 4Складываются уголовно-процессуальные отношения по отдельным категориям лиц могут быть охарактеризованы
понятием «уголовно-процессуальные иммунитеты и привилегии», в силу которых:
Отдельные лица освобождаются
от исполнения некоторых процессуальных обязанностей
Для некоторых категорий лиц устанавливается особые гарантии обоснованности применения к ним мер процессуального принуждения или привлечения к ответственности
Слайд 5Служебный иммунитет не означает приобретение такими лицами личных выгод, но
составляет гарантию эффективности выполнения ими важнейших государственных и общественных функций.
Своим непосредственным юридическим основанием он имеет не принцип равенства граждан, а другие правовые принципы – независимости судей, разделения властей и др.
Слайд 6Особый порядок уголовного судопроизводства, предусмотренный главой 52 УПК, в том
или ином объеме и с теми или иными различиями применяется
в отношении следующих категорий лиц (ч.1 ст. 447 УПК):
Члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного органа государственной власти субъекта РФ, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления.
Судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия.
Слайд 73. Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетный
палаты РФ.
4. Уполномоченного по правам человека в РФ.
5. Президента
РФ, прекратившего исполнения своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ.
6. Прокурора
Председателя Следственного комитета РФ
Руководителя следственного органа
7. Следователя
8. Адвоката
9. Члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.
10. зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного органа государственной власти субъекта РФ.
Слайд 8Следует отметить, что главой 52 УПК устанавливаются особенности производства в
отношении отдельных категорий лиц, касающихся лишь тех ситуаций, когда перечисленные
лица привлекаются к ответственности, то есть получают правовое положение подозреваемого или обвиняемого. Особенности участия в уголовном судопроизводстве в качестве иных участников процесса определяются другими нормами либо не оговариваются вообще. В частности, ч.3 ст. 56 УПК устанавливает невозможность допроса в качестве свидетеля:
Судьи, присяжного заседателя – об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу.
Адвоката, защитника подозреваемого, обвиняемого – об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее окончанием.
Слайд 93. адвоката – об обстоятельствах, которые стали ему известны в
связи с оказанием юридической помощи.
4. священнослужителя – об обстоятельствах, ставших
ему известными из исповеди.
5. члена Совета Федерации, депутат государственной Думы без их согласия – об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий.
Слайд 10Вопрос 2.
Согласно ч.2 ст. 447 УПК порядок производства по уголовным
делам в отношении лиц, указанных в ч. 1 данной статьи,
устанавливается УПК с изъятиями, предусмотренными главой 52 УПК.
Кроме того, ряд изъятий содержится в правовых нормах, расположенных вне главы 52 УПК. Это правила, устанавливающие специальные основания отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела и уголовного преследования (ч.1 ст.24, ч.1 ст. 27 УПК), а также определяющие последовательность уголовных дел в данной категории (ч.2 ст.151 УПК).
Слайд 11Учитывая специфику рассматриваемого вопроса, необходимо обратить внимание на такую меру
процессуального принуждения, как временное отстранение от должности (ч.1 и 2
ст. 114 УПК).
Слайд 12Вопрос 3.
В соответствии со ст. 449 УПК член Совета Федерации,
депутат государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель
Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91 УПК, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.
Слайд 13Исключением из перечня оснований, изложенных в ст. 91 УПК, по
которым указанные лица могут быть задержаны по подозрению в совершении
преступления и должны быть немедленно освобождены при установлении их личности, является задержание указанных лиц на месте совершению преступления согласно п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК (когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения).
Слайд 14Следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые в соответствии с УПК
не иначе как на основании судебного решения, в отношении лица,
указанного в ч. 1 ст. 447 УПК, если уголовное дело в отношении него не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, производятся с согласия суда, указанного в ч.1 ст. 448 УПК.
Слайд 15Вопрос 4.
Общий порядок направления уголовного дела в суд регламентируется ст.
222 УПК. Ст. 451 УПК устанавливает изъятия из этой статьи.
Из всех категорий лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК, исключение составляют члены Совета Федерации и депутаты государственной думы РФ.
Слайд 16После окончания предварительного расследования ведущий его следователь составляет обвинительное заключение
и утверждает его у соответствующего прокурора. Последний направляет обвинительное заключение
председателю Следственного комитета РФ для того, чтобы тот направил ходатайство о даче согласия о направлении уголовного дела в суд соответственно в отношении члена Совета Федерации – в верхнюю, а в отношении депутата Государственной думы – в нижнюю палату Федерального Собрания РФ. Решение палат о направлении или не направлении уголовного дела в суд является основанием для передачи уголовного дела в соответствующий суд или о прекращении уголовного дела в соответствии с п.6 ч. 1 ст. 27 УПК.
Слайд 17Судебное рассмотрение уголовных дел в отношении лиц, обладающих процессуальными иммунитетом,
осуществляется на общих основаниях, за рассмотрения уголовного дела в отношении
члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы РФ, судьи федерального суда, которые по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматриваются Верховным Судом РФ (ст. 452 УПК).