Слайд 1
Тема №5: «БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»
Слайд 2Вопросы
Понятие, правовые формы и значение бюджета.
Бюджетная система и принципы ее
построения.
Бюджетное право Республики Беларусь и бюджетные правоотношения.
Правовые основы доходов и
расходов бюджетов.
Слайд 3
1. Понятие, правовые формы и значение бюджета.
Бюджет – центральное звено
финансовой системы государства.
Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность
экономических отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, используемых государством для финансирования общественно необходимых расходов.
Слайд 4 В материальном смысле бюджет представляет собой централизованный на
определенном уровне денежный фонд, его объём по доходам и расходам.
Слайд 5Как правовая категория бюджет
– план формирования и использования денежных средств
для обеспечения реализации задач и функций государства.
Слайд 6
При формировании бюджета большое значение имеет достижение его сбалансированности, когда
расходная часть равна доходной части бюджета. При недостижении сбалансированности имеет
место дефицит или профицит.
Дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами.
Профицит бюджета – это превышение доходов над расходами.
Слайд 7Значение бюджета в концентрированном виде содержится в его легально-легитимном определении.
Он является финансовой основой организации жизнедеятельности общества. Средства бюджета являются
собственностью соответствующего административно-территориального образования с его населением.
Слайд 82. Бюджетная система и принципы ее построения
Бюджетная система Республики Беларусь
– регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Республики
Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь.
Слайд 9В Республике Беларусь как унитарном государстве бюджетная система включает в
себя два уровня: республиканский и коммунальный (местный) бюджеты.
В соответствии
с ч.1 ст. 133 Конституции Республики Беларусь бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты.
Слайд 10При этом второй (местный) уровень подразделяется на несколько подуровней:
–
областные бюджеты и бюджет г. Минска (бюджеты областного уровня);
– районные и
городские (городов областного подчинения (бюджеты базового уровня);
– сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) бюджеты (бюджеты первичного уровня) (ст. 6 БК).
Слайд 11С понятием бюджетной системы тесно связано понятие «консолидированный бюджет», который
представляет собой свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных
трансфертов между этими бюджетами.
Слайд 12Бюджетная система базируется на принципах:
единства;
полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
сбалансированности
бюджетов;
гласности;
самостоятельности бюджетов;
эффективности использования бюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
достоверности бюджетов;
адресности
и целевого назначения бюджетных средств.
Слайд 133. Бюджетное право и бюджетные правоотношения
Бюджетное право, являясь подотраслью финансового
права, регулирует относительно однородную группу общественных отношений в сфере финансовой
деятельности государства.
Слайд 14В соответствии со ст. 1 БК бюджетными правоотношениями являются отношения
между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении
бюджетов всех уровней, бюджетов государственных внебюджетных фондов, составление, рассмотрение и утверждение отчетов об их исполнении, определение прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществление заимствований в бюджеты.
Слайд 15Правовой статус субъектов бюджетных отношений обусловлен комплексом прав и обязанностей,
которыми законодатель наделяет их для осуществления деятельности в области бюджета.
Среди бюджетных полномочий имеются права и обязанности материального и процессуального характера.
Слайд 16
В круг бюджетных полномочий материального характера входят:
право на соответствующий бюджет;
право на получение бюджетных доходов;
право на использование средств, аккумулируемых в
данном бюджете;
право на получение дотаций из вышестоящего бюджета.
Слайд 17Процессуальные полномочия субъектов бюджетного права:
- по составлению проекта бюджета;
- по
рассмотрению проекта бюджета;
- по утверждению бюджета;
- по исполнению бюджета;
- право
на разграничение доходов и расходов между бюджетами;
- по подготовке, рассмотрению и утверждению отчета об исполнении бюджета.
Слайд 18
По функциональному признаку бюджетные правоотношения могут быть классифицированы на отношения:
касающиеся
бюджетной системы;
связанные с определением структуры и перечня доходов и расходов,
распределением их между звеньями бюджетной системы;
по поводу разграничения полномочий, прав и обязанностей между республикой и административно-территориальными образованиями;
по участию в бюджетном процессе.
Слайд 19
4. Правовые основы доходов и расходов бюджетов.
Республиканский и
местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей.
Слайд 20Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств,
являющихся в соответствии с БК и иными актами бюджетного законодательства
источниками финансирования дефицита бюджета, а также бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд (подп. 1.34 п. 1 ст. 2 БК).
Слайд 21
В соответствии со ст. 24 БК доходы бюджета классифицируются по
следующим группам:
1.налоговые доходы;
2. взносы на государственное социальное страхование;
3. неналоговые доходы;
4. безвозмездные поступления.
Слайд 22
Доходы можно классифицировать по следующим основаниям:
1. В зависимости от условий
зачисления в бюджет различают собственные и регулирующие доходы.
2. По
источникам образования выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и населения.
3. К отдельной группе доходов бюджета отнесены доходы государственных целевых бюджетных фондов, формирование которых осуществляется в особом порядке.
Слайд 23Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение
задач и функций государства.
Формирование расходов бюджета основывается на государственных
минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.
Слайд 24
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на
капитальные и текущие.
Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность,
расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов.
Текущие расходы обеспечивают текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование.
Слайд 25
БК (ст. 41) устанавливает
формы расходов бюджета:
расходы на функционирование
бюджетных организаций;
бюджетные трансферты населению;
субсидии организациям и физическим лицам;
межбюджетные трансферты;
расходы на
увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;
бюджетные ссуды, бюджетные займы;
расходы на обслуживание долговых обязательств.
Слайд 26Для достижения сбалансированности бюджетов всех уровней осуществляется перераспределение бюджетных ресурсов
(межбюджетные и бюджетные трансферты) между вышестоящими и нижестоящими бюджетами.
Слайд 27При этом используются определенные методы:
1. процентных отчислений (основной метод) –
установление разграничений по регулирующим источникам в процентном отношении к общему
объёму средств, поступающим по этим источникам;
2. дотация – межбюджетный трансферт, предоставляемый из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету в случае, если собственных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета;
Слайд 283. субвенция – межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету на осуществление определенных
целевых расходов;
4. субсидия – бюджетный трансферт, предоставляемый организации, физическому лицу на
условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов.