Слайд 1Тема №5
«Теоретические принципы КСО»
Слайд 2Литература
Коротков Э.М. Корпоративная социальная ответственность. Учебник для бакалавров М.: Издательство
ЮРАЙТ 2015г, 445с.
Орлянская Г.Л., Орлов Ю.Н. Корпоративная социальная ответственность. Учебное
пособие ; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.2013г, 320с.
Бурджалов Ф. Социальная сфера предприятия: современная российская практика в мировом контексте. – М.: ИМЭМО РАН. 2002.
Слайд 3Вопросы лекции
Три этапа формирования социальной ответственности
Модели корпоративного управления
Принципы и механизмы
корпоративного управления
Корпоративное гражданство.
Слайд 4Три этапа формирования социальной ответственности
управление, направленное на максимизацию доходов (до
второй четверти XX века): этичность второстепенна по отношению к прибыльности
(период "дикого" капитализма);
попечительское управление (начиная с 1930–х годов): организация заботиться о своих сотрудниках и их семьях постольку, поскольку это в конечном итоге ведет к более высокой производительности и доходности;
Слайд 5социальное управление (начиная с 1960х–70х годов): организация несет ответственность перед
обществом в целом и, в частности, перед стейкхолдерами (группами заинтересованных
лиц).
на след. слайде представлено формирование системы КСО под воздействием внутренних и внешних факторов.
Слайд 7
Корпоративное управление (англ. corporate governance) – система взаимодействия между акционерами
и руководством компании (акционерного общества, корпорации), включая её совет директоров,
а также с другими заинтересованными лицами, с помощью которой реализуются права акционеров; комплекс механизмов, позволяющих акционерам (инвесторам) контролировать деятельность руководителей компании и разрешать возникающие проблемы с прочими группами влияния.
Слайд 8 Корпоративное управление не имеет непосредственного отношения к оперативному (operational management)
и тактическому управлению компанией, но в последнее время включается в
стратегическое управление.
Предметом корпоративного управления является контроль за совершением корпоративных действий.
Слайд 9 Необходимость корпоративного управления обусловлена тем, что бизнес как собственность принадлежит
принципалам (собственникам, инвесторам), а права управления этим имуществом делегированы агентам
– совету директоров и менеджменту, что порождает асимметрию информации и связанные с ней агентские издержки, выражающиеся в действиях менеджмента, не направленных на удовлетворение интересов собственников.
Слайд 10Модели корпоративного управления
В зависимости от характерных особенностей структуры собственности, степени
её концентрации, особенностей механизмов финансового регулирования, фондовых рынков и национального
акционерного законодательства могут формироваться различные системы корпоративного управления. В экономической практике развитых стран традиционно различается две модели корпоративного управления:
Слайд 11 1.Англо–американская – безусловный приоритет прав акционеров, основной контроль осуществляется через
рынок капиталов;
2.Континентальная – модель банковского контроля, когда банки и их
представители в совете директоров играют решающую роль в управлении предприятием.
Данное разделение условно и осуществляется для выделения характерных черт, которые в условиях глобализации могут смешиваться и видоизменяться.
Слайд 12 Акционеры в немецкой модели играют решающую роль в стратегическом планировании
деятельности компании. В немецкой модели упор сделан на поддержании баланса
интересов всех заинтересованных сторон и взаимной ответственности.
Англо–американская модель ориентирована на преимущественное удовлетворение финансовых интересов акционеров. Считается, что следование американской модели способствует динамичности, а немецкой – устойчивости.
Слайд 13 Отличительной чертой японской модели является ориентация на социальную сплочённость на
уровне компании и «деловую сплочённость» на уровне промышленной группы. В
отличие от немецкой модели эта сплочённость имеет не равноправный, а иерархический характер – принесение в жертву интересов «младших» в обмен на патернализм «старших». Характерной чертой японской модели является перекрёстное владение акциями между компаниями–партнёрами.
Слайд 14 В России преобладает характерная совмещением функций владения и управления «инсайдерская»
модель корпоративного контроля связанная с высокими затратами на удержание собственности.
Слайд 15Принципы и механизмы корпоративного управления
Коллегиально на собрании акционеров могут приниматься
решения о реорганизации, слияниях, ценных бумагах, основных исполнительных органах, крупных
сделках, внутренних документах и раскрытии информации компании. Механизмы корпоративного управления призваны обеспечить ответственность совета директоров перед акционерами, менеджмента – перед советом директоров, собственников крупных пакетов акций – перед миноритариями, корпорации – перед работниками и покупателями, обществом в целом.
Слайд 16 Корпоративное управление сосредоточено на том, чтобы все эти группы и
институты выполняли свои функции наилучшим образом при сохранении баланса интересов
между ними. Акционеры, обладающие пакетами акций разного размера не равны не только потому, что обладают разным количеством голосов, но и потому что их права зависят от размера доли. По российскому закону об акционерных обществах права распределяются так:
1 % – доступ к реестру акционеров, подача исков в суд на управленцев за их действия, повлекшие убыток для компании;
2 % – выносить вопросы, решения и кандидатов на собрании акционеров;
Слайд 17 10 % – созывать внеочередное собрание;
25 % – блокирующий пакет,
даёт доступ к первичным бухгалтерским документам и протоколам коллегиального исполнительного
органа;
75 % – право размещения, приобретения обществом собственных акций, определять их тип, права и количество, изменение уставных документов, ликвидация и реорганизация общества;
100 % – отсутствуют требования о сроках созыва собрания.
Слайд 18 Это делает возможным ущемление прав миноритарных акционеров, в том числе
через вывод прибыли из компании недивидендными способами (трансфертное ценобразование) и
присвоение её менеджментом компании или основным акционером. Один из механизмов корпоративного управления, позволяющий преодолеть этот недостаток – рынок корпоративного контроля, существование которого позволяет акционерам продать свои акции в случае, если их не устраивает менеджмент компании. Недовольство акционеров снижает равновесную цену акций таким образом, что компания становится уязвимой для «белого» рейдерства.
Слайд 19 Механизмы корпоративного управления англо–американской модели
Формализация отношений между участниками КУ путём
принятия регламентирующих документов, разработки формальных процедур и т. п. В
частности, крупные компании принимают собственные корпоративные кодексы.
Представительство в совете директоров всех групп акционеров, включая миноритарных (в ряде случаев – и других групп интересов, например, профсоюзов).
Слайд 20Жёсткая подотчётность менеджмента совету директоров (но не непосредственно крупным акционерам),
а совета директоров – собранию акционеров.
Решение всех важных вопросов, выходящих
за рамки текущего управления, на заседаниях совета директоров или собраниях акционеров.
Избегание конфликтов интересов и отношений аффилированности (например, когда менеджмент аффилирован с крупным акционером). С этой целью, в частности, в совет директоров приглашают сторонних независимых директоров – профессионалов, не связанных с акционерами и менеджментом компании.
Слайд 21 В настоящий момент можно выделить три основных концепции по отношению
к КСО.
Концепция «корпоративного эгоизма». Сформировалась на основе классической формулировки нобелевского
лауреата М. Фридмана, согласно которой «единственным бизнесом для бизнеса является максимизация прибыли в рамках соблюдения существующих правил игры. Потом из этой концепции появился термин «компания собственников». Таким образом, КСО стало пониматься как обеспечение экономических и финансовых интересов собственников и получение компанией высокой прибыли. Подобная концепция характерна для фирм англосаксонской модели капитализма.
Слайд 22Концепция «корпоративного альтруизма». КСО в данном случае трактуется расширительно и
наряду с социальными обязательствами включает в себя участие бизнеса в
благотворительности и социальных проектах. Используется концепция «компании участников». Таким образом, компания понимается как социальная общность, в рамках которой собственники сотрудничают с менеджерами, поставщиками, персоналом, потребителями, представителями общественности, а социальная ответственность становится результатом их совместных действий. Характерна для континентальной модели капитализма и распространена в Японии.
Слайд 23 Концепция «разумного эгоизма». В данной концепции подчеркивается, что социальная ответственность
бизнеса – это просто «хороший бизнес», потому что это помогает
уменьшить долгосрочные потери прибыли. Реализуя социальные программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочном периоде времени формирует благоприятную социальную среду для своих работников и территорий своей деятельности, создавая при этом условия для стабильности собственной прибыли. Данная концепция укладывается в теорию рационального поведения экономических агентов.
Слайд 24Корпоративное гражданство.
В самом общем плане корпоративное гражданство – это
стратегия бизнеса по взаимодействию с обществом в целях обеспечения эффективного
и устойчивого развития и формирования собственной репутации как ответственного «корпоративного гражданина», полноправного участника такого развития. . В рамках этого подхода бизнес рассматривается как ключевой участник не только рыночных, но и иных общественных отношений/
Слайд 25 Модель КГ ориентирует на трезвую и ответственную оценку влияния предпринимательской
деятельности на общественное развитие и на окружающую среду, причем как
в пределах национальных сообществ, так и на глобальном уровне. Помимо самих корпораций ключевую роль в выстраивании системы КГ играют институты государства, а также международные организации, в том числе сетевые НКО. В развитии системных и долгосрочных связей с корпоративными игроками заинтересованы субнациональные и наднациональные сообщества/
Слайд 26 Непосредственными участниками корпоративных отношений выступают местные сообщества и ассоциации граждан,
потребители, инвесторы, акционеры и поставщики («внешние» стейкхолдеры), а также наемный
персонал и менеджмент («внутренние» стейкхолдеры).
Некоторые группы оказываются «стейкхолдерами поневоле» – из–за того ущерба, который им наносит или может нанести деловая активность компании.
Слайд 27 Оценка социальной роли бизнеса и социальных издержек рыночной экономики –
одна из ключевых тем политической повестки истекшего столетия и важнейший
фактор размежевания политических сил. Как известно, развитый мир «с трудом и медленно приходил к пониманию простой закономерности: чтобы успешно и без сбоев развиваться, рыночные отношения должны быть укоренены в широком контексте социальных ценностей и ориентиров развития. Когда это понимание пришло, оно приняло формы Нового курса и социальной рыночной экономики»
Слайд 28 Глобальное корпоративное гражданство
В 2002 году в рамках проведения Давосского экономического
форума по инициативе организаторов форума руководителями 34 крупнейших ТНК был
подписан документ «Глобальное корпоративное гражданство – стратегический вызов менеджмента и советов директоров компаний», что стало одним из важных и показательных прецедентов продвижения тематики корпоративного гражданства в глобальном публичном пространстве.