Слайд 1Тема №9: Пенитенциарная психология
План:
1.Предмет и задачи пенитенциарной психологии.
2. Принципы пенитенциарной
психологии.
3. Психические состояния осужденного.
4. Адаптация осужденных к условиям лишения свободы.
5.
Психологические проблемы наказания и исправления преступников.
6. Основные средства исправления и перевоспитания осужденных.
7. Методы воздействия на осужденных.
8. Социально-психологическая структура коллектива осужденных.
9. Иерархическая система групп осужденных отрицательной направленности.
10. Социальная реадаптация освобожденного.
11. Психологические требования к личности сотрудника исправительного учреждения.
Слайд 2 Пенитенциарная психология исследует:
1) психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступления,
приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию
в нормальной социальной среде,
2) динамику личности осужденного, факторы, влияющие на его перевоспитание,
3) структуру коллектива осужденных, формальных и неформальных групп осужденных,
4) разрабатывает практические рекомендации по перевоспитанию и ресоциализации осужденных.
Слайд 3Предмет пенитенциарной психологии
Закономерности, факты и механизмы проявлений психики у отдельных
осужденных, социально-психологические явления в их среде, психологические аспекты исполнения уголовного
наказания, а также эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполнения различных видов наказания, психологические основы ресоциализации и реадаптации осужденных.
Слайд 4
Задачи пенитенциарной психологии
1. Исследование закономерностей психической деятельности осужденного и факторов,
влияющих на него в процессе перевоспитания.
2. Содействие администрации ИУ
в разрушении преступного стереотипа в личности осужденного и замене его трудовым.
3. Разработка средств и приемов психологической коррекции личности осужденного.
4. Разработка новых направлений ресоциализации осужденных.
Слайд 5
Принципы пенитенциарной психологии
1) принцип исправимости;
2) принцип субъективной активности;
3) принцип ресоциализации
и гуманизации личности;
4) принцип целостности процесса исправления;
5) принцип дифференциации
и индивидуализации.
Слайд 6
Психические состояния осужденного
1)состояние ожидания изменений (пересмотра дела, расконвоирования, освобождения);
2)состояние
нетерпения;
3)состояние безнадежности и обреченности;
4)состояние повышенной психической напряженности (фрустрации): агрессия
на объект фрустрации и агрессия на себя;
5)состояние угнетенности, подавлен-ности от сознания своей вины перед обществом, семьей;
6)тоска по дому, родным, близким, свободе;
7)феномен одиночества в толпе.
Слайд 7
Адаптация осужденных к лишению свободы
«Синдром лишенного свободы" ("тюремный синдром") -
комплекс специфических проявлений в личности, связанных с быстрой и коренной
ломкой жизненных планов, образа жизни путем социальной изоляции.
Преодолеть эти тягостные состояния осужденный может путем адаптации, приспособления к новым правилам и нормам общежития, к новым условиям жизни.
Успешность процесса адаптации к условиям лишения свободы зависит от:
1)понимания смысла и необходимости правоограничений, которым человек подвергается;
2)осознания серьезности своего нового положения;
3)включения в деятельность для поиска путей, которые могли бы законным способом облегчить положение;
4)влияния других осужденных.
Слайд 8Адекватная адаптация
1) соответствие поведения осужденного реальной информации о перспективах его
пребывания в местах лишения свободы;
2) соблюдение им режима отбывания наказания,
требований администрации;
3) способность контролировать свое поведение и эмоции.
Осужденный:
1) объективно оценивает свой статус, прогноз дальнейшего пребывания в исправительном учреждении;
2) включен в активную коллективную жизнь,
трудится, учится в школе, участвует в самодеятельности;
3) внутренне не сопротивляется воспитательным воздействиям.
Слайд 9Неадекватная адаптация
Для неадекватной (патологической) реакции характерно проявление психопатологических признаков у
лица, считавшегося до осуждения психически здоровым.
Неадекватные реакции характеризуются возникновением
и проявлением под влиянием лишения свободы у ранее психически здоровых осужденных дезадаптивного поведения:
1) фобии (клаустрофобическая реакция);
2) тревожно-депрессивные реакции;
3) негативно-депрессивные реакции;
4) негативно-истерические реакции.
Слайд 10Фазы (стадии) адаптации осужденных к условиям лишения свободы
1) фаза первоначальной
адаптации (общей ориентировки, 3-6 месяцев) вновь прибывшего осужденного, когда он
сталкивается с многочисленными трудностями, новыми требованиями к его поведению.
2) фаза нивелировки (через 5-6 месяцев), когда личностные реакции осужденных на факт социальной изоляции нивелируются.
3) фаза завершения адаптации (1-1.5 года), когда осужденный ставит перед собой цели, которые он стремится реализовать в новых условиях.
Слайд 11Цели наказания
Наказание есть мера государственного принуждения
Наказание преследует три цели:
1) покарать;
2)
исправить и перевоспитать;
3) предупредить совершение преступления.
Наказание будет действенным, если
суд с учетом личности осужденного изберет такую меру причинения физических и моральных страданий, которые бы не ожесточали его, а заставляли испытывать угрызения совести и адекватно воспринимать назначенную меру наказания.
Слайд 12Факторы, влияющие на осужденного
Основные: режим, труд, коллектив, воспитательное воздействие;
факультативные: семья,
дружеские связи с лицами находящимисмя на воле, учеба, увлечение самодеятельностью.
Элементами
наказания, сильнее всего влияющими на личность осужденных, выступают:
- срок наказания и режим отбывания наказания,
- перспектива досрочного освобождения,
- жизнь под постоянной охраной и надзором,
- строгая регламентация,
- ограничение свободного передвижения,
- принудительный характер труда,
- моральные переживания,
-невозможность иметь нормальные половые отношения.
Слайд 13Основные средства исправления и перевоспитания осужденных
1) режим отбывания наказания,
2)
труд,
3) воспитательная работа с осужденными,
4) обучение.
Методы психологического
воздействия
на осужденных:
1) убеждения;
2) регулирования психических общений;
3) передачи информации.
4) внушения.
Слайд 14Социально-психологическая структура коллектива осужденных
Особенности коллектива осужденных:
1) общность закрытого типа;
2) строгая регламентация совместной трудовой деятельности, учебы, досуга;
3) разнообразие входящих
в него людей, отличающихся по национальному, возраст-ному, профессиональному признакам, по степени аморальности, педагогической запущенности, криминальной заражен-ности.
Слайд 15Малые группы осужденных
(семья, землячество)
1) создаются стихийно;
2) взаимодействуют друг
с другом от дружбы до прямой вражды;
3) иерархическая структура
отношений и зависимостей ("система ролей");
4) члены группы совместно питаются, делят посылки, продукты, купленные в ларьке;
5) хорошо поставлена информация;
6) избирательное отношение к "своим" и "чужим";
7) действуют свои ценности и ориентации;
8) имеет место групповая убежденность.
Слайд 16Виды неформальных групп осужденных
1) группы с положительной направленностью (актив
колонии), отличающиеся различной степенью социально-позитивной активности (активные и пассивные);
2)
группы с неопределенной (нейтральной) направленностью («нейтралы», »пассив») неустоявшимися ценностями и несформиро-вавшимся внутригрупповым "кодексом";
3) группы с отрицательной направленностью («отрицаловка», «блатари»), которая может быть как открытой, так и скрытой.
Слайд 17Иерархическая система групп осужденных отрицательной направленности
1) "вор в законе" или
«смотрящий»;
2) резерв (авторитеты) - "козырные фраера», "блатные", "шерстяные»;
3) исполнители
- «пристяжь» или «пехота», «солдаты», «торпеды». Подразделяются на «шестерок», «громоотводов», «быков»;
4) «мужики» ;
5) «обиженные» (пренебрегаемые) – «отверженные», «петухи», «козлы», «мастевые».
Слайд 18Личность осужденного
Разновидность личности преступника, находящегося в местах лишения свободы,
представляющая совокупность социальных и психологических признаков, характеризующих преступников как некий
социальный и психологический тип, отличный от других типов личности.
Преступник, находящийся в местах лишения свободы, — это отчужденная и в то же время психологически зависимая от внешних факторов личность.
Первый аспект определяет изучение личности осужденного, при подходе к нему как к субъекту уголовно-исполнительных правоотношений.
Второй аспект психологического изучения личности осужденного связан с подходом к нему как к объекту исправления.
Слайд 19Функции изучения личности осужденного
1) психодиагностическая — направлена на полное изучение
индивидуальных и групповых характеристик осужденных;
2) прогностическая — дает оценку вероятного
индивидуального и группового противоправного поведения осужденных;
3) профилактическая — направлена на реализацию способов целенаправленного воздействия на поведение осужденного;
4) профориентационная — связана с оценкой психической пригодности осужденного к определенным видам деятельности в условиях ИУ;
5) консультационная — ориентирована на оказание индивидуальной психологической помощи осужденным.
Слайд 20Изучении личности осужденного
(применение психологических тестов)
Анкетные методы:
методика многостороннего исследования
личности (ММИЛ),
16-факторный вопросник Кеттела);
проективные методы:
методика «Незаконченных предложений»;
цветовой тест Люшера;
тест Маховер «Рисунок человека»; тематический апперцептивный тест (TAT);
тест Роршаха).
Слайд 21Типологизация акцентуированных типов личности осужденных
1.Эпилептоидный — склонность к злобно-тоскливому настроению
с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде ярости, гнева с элементами
жестокости;
2.Неустойчивый — склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний;
3.Циклоидный — чередование фаз хорошего и плохого настроения;
4.Гипертимный — постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность;
5.Сензитивный — повышенная обостренность, уязвимость чувства собственного достоинства.
Слайд 22
Психология реадаптации и ресоциализации осужденных
1). Ресоциализация личности осужденного -
это формирование у него в процессе отбывания уголовного наказания качеств
личности, способствующих восстановлению нарушенных социальных связей и отношений, а также идентификация личности как субъекта собственной жизнедеятельности.
2). Реадаптация осужденного - это нравственная, психологическая и организацион-ная подготовка его к жизни на свободе.
Слайд 23Требования к сотрудникам
исправительного учреждения
Профессионально значимые качества:
1) нравственная активность;
2) эмоциональная устойчивость;
3) развитые подагогические и коммуникативные способности;
4) психологическая
готовность к службе;
5) устойчивость к неблагоприятному влиянию среды осужденных.
Слайд 24
Причины противоправных действий сотрудников исправительных учреждений
несоответствие личностных качеств
требованиям профессиональной деятельности;
слабый профессионализм;
эмоциональная несдержанность в ситуациях провокации (оскорбление чести,
достоинства и т.п.);
влияние менталитета, выработанного в тоталитарном государстве;
слабая материальная обеспеченность сотрудников;
профессиональная деформация личности.
Слайд 25
Профессиональная деформация персонала
Профессиональная деформация - это негативные изменения в личности
и поведении сотрудников, вызванные специфическими факторами деятельности, отрицательно влияющими на
ее осуществление.
У сотрудников снижается требовательность к себе, своим поступкам, действиям, решениям.
На более ранних этапах службы личностные изменения проявляются в усвоении профессионального жаргона, уголовной жестикуляции, подражании некоторым поведенческим манерам осужденных, а в последующем — в потере способности к сопереживанию чужому горю и формировании установки на ужесточение наказания.
Рукоприкладство, грубость, применение спецсредств без необходимости — это крайние формы проявления профессиональной деформации.
Слайд 26Факторы, оказывающие деформирующее влияние на личность сотрудников ИУ
закрытость исправительных учреждений;
идентификация
сотрудниками себя с властью, а осужденных — с «невольниками»;
тесный контакт
с криминогенной средой, особенно в отдаленных и лесных исправительных учреждениях;
высокая хроническая стрессогенность профессиональной деятельности, связанной с постоянной угрозой эмоциональной или физической агрессии со стороны осужденных и высоким уровнем эмоциональности в общении.
Слайд 27Меры профилактики профессиональной деформации личности
профессиональный отбор и профессиональная ориентация сотрудников;
создание
компенсирующих условий для расширения социальных связей;
создание благоприятного морально-психологического климата в
коллективе;
обеспечение надлежащей системы контроля за деятельностью сотрудников;
создание кабинетов психологической подготовки;
формирование профессионального иммунитета на основе социально-психологического тренинга и пр.