Слайд 1Тема. Нормирование труда служащих
Специфика нормирования труда служащих
Нормы труда служащих
Методы нормирования
труда служащих
Слайд 2Вида норм для нормирования труда служащих:
нормы времени
нормы выработки,
нормы численности,
нормы обслуживания,
нормы управляемости
нормы соотношений.
Норма времени
– затраты времени, необходимые для выполнения единицы работы одним работником или их группой в определенных организационно-технических условиях.
Если в течение рабочего дня выполняется одна и та же работа, устанавливается норма выработки.
2.Нормы труда служащих
Слайд 3Норма численности устанавливает количество работников в подразделении, необходимое для выполнения
определенной функции управления или ее части в определенных организационно-технических условиях.
Норма
обслуживания определяет, сколько работников должен обслужить служащий в определенных организационно-технических условиях (кассир, табельщик, инженер по нормированию и др.).
Норма управляемости (норма числа подчиненных) устанавливает количество работников или подразделений, которыми должен руководить один руководитель (директор, начальник цеха, мастер) соответствующей квалификации в определенных организационно-технических условиях.
Слайд 4Под нормой соотношений понимается количество работников той или иной квалификации
или должности, которое должно «приходиться» на одного работника другой квалификации
или должности в определенных организационно-технических условиях.
Например, соотношение между руководителями и специалистами, инженерами и техниками, старшими и рядовыми специалистами, специалистами и техническими исполнителями.
Слайд 5Нормирование труда по нормативам и нормам времени применяется, как правило,
на простых, стабильных, повторяющихся работах (машинистки, копировщики, бухгалтеры по учету
производства), а также на отдельных работах, выполняемых специалистами (конструкторы, технологи, экономисты и т.д.).
Нормирование труда по нормативам численности, обслуживания, управляемости и соотношений применяется для определения необходимой численности служащих в целом по предприятию по функциям управления и отдельным должностям, а также для установления соотношений между различными категориями служащих.
Слайд 7Аналитически-расчетные методы основаны на использовании нормативных материалов. В настоящее время
они получили наибольшее распространение, так как менее трудоемки и позволяют
проводить сопоставление напряженности труда различных подразделений (групп) и отдельных исполнителей.
Аналитические исследовательские методы основаны на непосредственном изучении затрат времени в анализируемом подразделении.
Слайд 8Нормирование труда с использованием аналитических-исследовательских методов применяется в случаях:
а) когда
отсутствуют нормативы и нормы;
б) достигнутый уровень организации труда превышает предусмотренный
в нормативах;
в) для работ, имеющих специфику организационно-технических условий их выполнения в различных подразделениях.
Слайд 9Нормирование труда служащих по нормативам и нормам времени
1) рассчитывается трудоемкость
выполнения работ
где Т – суммарная трудоемкость всех закрепленных за подразделением
(группой) работ, нормо-час;
ti – норма времени на единицу работы «i» вида, определяемая по нормативам, нормо-час;
Ni – количество выполняемых или подлежащих выполнению работ «i» вида;
n – количество работ.
Слайд 102) определяется необходимая списочная численность служащих
где Чс - среднесписочная численность
служащих;
Квн - плановый коэффициент выполнения норм;
Фпол – полезный фонд времени
одного работника, час;
К3 – оптимальный коэффициент загрузки служащих (определяется экспертным путем).
Слайд 11Нормативы времени – регламентированные затраты времени (час, мин) на выполнение
единицы работы или ее элемента в различных организационно-технических условиях и
интервалах значений влияющих факторов. Они для служащих являются укрупненными и разрабатываются в виде типовых и единых норм времени.
Нормы времени используются для нормирования стабильных повторяющихся работ, выполняемых техническими исполнителями (служащими).
Слайд 12Нормирование труда служащих по нормативам численности, обслуживания, управляемости и соотношений
Управление
производством можно расчленить на обособленные, но взаимосвязанные функции управления:
- общее
(линейное) управление основным производством;
- разработка и совершенствование технологических процессов;
- организация труда и заработной платы и другие.
Слайд 13По методическим рекомендациям Института труда возможно выделение 19 функций управления.
Методика
разработки нормативов численности основана на косвенном измерении затрат труда путем
установления зависимости численности служащих от влияющих факторов.
Нормативы численности служащих разрабатывается отраслевыми (ведомственными) научно-исследовательскими и проектными организациями и, как правило, носят отраслевой характер
Слайд 14На основании данных о фактической численности служащих по функциям управления
и численных значениях влияющих факторов по группе базовых предприятий методами
математической статистики для данной группы предприятий рассчитываются нормативные формулы (зависимости) по каждой функции управления в виде степенных или линейных уравнений регрессии.
где а0 – постоянный коэффициент уравнения регрессии;
X1, X2, … Xn – значения влияющих факторов;
а1, а2, … аn – коэффициенты регрессии, показывающие степень влияния факторов.