Слайд 1Тема:
Управленческие решения по маркетинговым коммуникациям
Слайд 2Вопросы темы:
Разработка комплекса маркетинговых коммуникаций
Факторы, определяющие структуру коммуникаций
Разработка плана маркетинговых
коммуникаций
Слайд 31. Разработка комплекса маркетинговых коммуникаций
Маркетинговые коммуникации – это все виды
связей предприятий с клиентами и всеми, кто заинтересован или действует
вместе с компанией.
Слайд 4 Коммуникации представляют собой плановые долгосрочные действия по установлению
и поддержанию доброжелательности и взаимопонимания между предприятием и его окружением.
Маркетинговые коммуникации должны присутствовать на всех этапах принятия решения о покупке.
Слайд 5 Коммуникации играют на предприятии важную роль. Они облегчают
процесс продажи существующих и новых товаров, создают известность предприятию, влияют
на потенциальные рынки, правительство и другие структуры управления. Коммуникации способствуют привлечению инвестиций, формированию имиджа. Они защищают от негативных влияний среды бизнеса и конкурентного окружения.
Слайд 6 Объект коммуникации зависит от целей и стратегий предприятия,
целей коммуникации и характеристики целевой аудитории. Такая общая задача может
быть решена только путем передачи и получения посланий по соответствующим аудитории коммуникационным каналам. Под целевой аудиторией подразумеваются как существующие, так и потенциальные потребители, сотрудники компании, а также держатели акций и широкая публика.
Слайд 7 К комплексу маркетинговых коммуникаций относятся все элементы маркетинга-микс
(товар, цена, распределение, продвижение, люди, процессы и системы обслуживания).
Слайд 8 На четвертом месте в маркетинге-микс стоят специальные коммуникационные
программы. В настоящее время такое положение считается неудовлетво-рительным, так как
из-за выделения продвижения в отдельную категорию могут быть упущены многие важные возможности.
Слайд 9 Продвижение-микс исторически рассматривалось как единственное звено, связывающее компанию
и потребителя. Однако такие устаревшие взгляды часто приводят к недоработке
всего объема коммуникационных действий компании, так как изолированное рассмотрение продвижения может оказать негативное влияние на остальные элементы коммуникации.
Слайд 10 Другими элементами, с которыми должны согласовываться действия по
продвижению, являются: цена, товар, точки розничной продажи, а также все
выполняемые компанией действия, которые могут быть поняты потребителями в качестве своеобразной передачи компанией информации о товаре.
Слайд 11Наиболее полный комплекс маркетинговых коммуникаций представлен на рисунке.
Слайд 12 В настоящее время наиболее актуально рассматривать понятие интегрированных
маркетинговых коммуникаций.
Интегрированные маркетинговые коммуникации (ИМК) – все
виды маркетинговых коммуникаций с целевыми аудиториями компании, планируемые и реализуемые в координации для получения синергетического эффекта.
Слайд 13 Основная идея интегрированного подхода состоит в том,
чтобы синхронизировать и сфокусировать информационные потоки на целевые аудитории.
ИМК позволяют облегчить процесс координации деятельности подразделений, связанных с обслуживанием потребителей внутри компании. Постановка единых целей способствует более четкому позиционированию имиджа марки.
Слайд 14 Различные инструменты внутри ИМК играют разную роль в
создании определенной модели восприятия товара и принятии решения о покупке
потребителем, и поэтому логично дополнять их друг другом. Некоторые средства вызывают желание у потребителя, другие - поощряют покупку. Происходит снижение общих затрат вследствие синергии, и облегчается процесс контроля эффективности инвестиций.
Слайд 15Планирование маркетинговых коммуникаций можно разделить на десять различных областей.
1.
Товар.
Важную роль в коммуникационном воздействии играют упаковка
товара или услуги, презентация товара в упаковке на полке, демонстрация свойств товара потребителю в процессе продажи, имидж торговой марки, гарантии.
Слайд 162. Цена
Такие финансовые факторы, как цена, предоставление кредита
и другие формируют отношение к товару потребителя и активно участвуют
на этапах завершения сделки. Цена как коммуникационный фактор неодинаково влияет на разные сегменты потребителей, и это надо учитывать при планировании всего маркетинга-микс.
Слайд 173. Дистрибуция
Качество, расположение, число точек розничной продажи, где
представлен товар компании, средства коммуникаций с непосредственным контактом, сроки доставки,
система распределения формируют доступность товара и подкрепляют его имидж.
Слайд 184. Оплаченная реклама
Газеты, журналы, телевидение, радио, наружные
средства, т. е. все средства массовой информации играют видимую роль
в процессе коммуникационного воздействия, хотя переоценивать ее нельзя. ОСНОВНОЙ упор любой рекламной кампании делается на завоевании новых потребителей, а не на поощрении рекомендаций со стороны существующих покупателей путем их убеждения в том, что их решения о покупке были правильными, когда у них появляются сомнения в правильности покупки.
Слайд 195. Стимулирование сбыта
Скидки, выставки, конкурсы, финансовые предложения, образцы,
литература и подобные средства играют большую роль по созданию импульса,
кратковременного побудительного мотива приобретения товара. Значение средств стимулирования сбыта возрастает с сокращением влияния на потребителя прямой рекламы
Слайд 206. Личная продажа и предоставление услуг
Розничный торговый персонал,
сервисные отделы, торговые представители и агенты создают канал личной коммуникации,
ценность которого для потребителей очевидна. Аналогичную важность имеют рекомендации со стороны продавца, посредника или дистрибьютора. Эти лица рассматриваются в основном как независимые посредники, обладающие большей информацией, чем сами покупатели.
Слайд 217. Паблик рилейшнз и паблисити
Отношения с прессой и
все действия, ведущие к публикации статей о компании, с сообщением
новостей и информации о работе компании способствуют созданию атмосферы доверия и снижают риски негативного влияния на ее деятельность других информационных каналов. Свой вклад в имидж компании может внести членство в торговых ассоциациях, в профессиональных объединениях, торговых палатах и в других аналогичных организациях.
Слайд 22 Паблик рилейшнз - это функция, помогающая повысить уровень
репутации или корпоративного имиджа компании, она может рассматриваться в качестве
имеющей непосредственное влияние на объем продаж, а следовательно, и на прибыль.
Слайд 238. Информация третьих сторон
Неуправляемый самой компанией коммуникационный
канал «из уст в уста», то, что говорят об организации
и ее продуктах независимые лица: нынешние и бывшие покупатели, конкуренты, поставщики, торговые ассоциации, а также заинтересованные общественные организации, чье мнение может иметь значительное влияние.
Слайд 24 При осуществлении многих покупок, особенно, когда покупка делается
в первый раз, этот фактор может оказаться важнее, чем любой
объем рекламы или вид упаковки.
Мнения о вашей компании или о вашем продукте, высказанные так называемыми третьими сторонами, обладают большей силой и внушают большее доверие, чем ваши собственные заявления.
Слайд 25 Сущность анализа сообщений, передаваемых лицами, не входящими в
организацию, заключается в том, что, во-первых, они существуют и игнорировать
их не имеет никакого смысла, а во-вторых, они будут считаться более достоверными.
Слайд 269. Человеческие источники информации
Устные и письменные сообщения, идущие
со стороны сотрудников компании. Очевидно, что торговый персонал является первым
эшелоном, посылающим сообщения о компании и продуктах. Путем тренингов и контроля торгового персонала достигается то, что сообщения будут положительными и поддерживающими бизнес.
Слайд 27 Впечатление от публичных выступлений президента и топ-менеджеров
в рамках специальных программ связей с общественностью может также иметь
важное значение.
Слайд 28Секретари в приемной и сотрудники саll-центров играют существенную роль, так
как они первыми налаживают личную коммуникацию при работе с запросами
и жалобами клиентов.
Держатели акций являются потенциальным источником хороших новостей об организации, но они должны быть информированы, чтобы гарантировать передачу ими положительной информации.
Слайд 2910. Пассивные источники информации
Они никогда не принимались в
расчет в качестве источников информации, но тем не менее являются
таковыми. Расчетно-кассовые и транспортные документы также выполняют функцию источника информации.
Хороший дизайн и печать документов, поддержанных корпоративной символикой, могут принести компании только выгоду за счет наилучшего представления как компании, так и ее продуктов.
Слайд 30 К ним относятся такие очевидные вещи,
как письма, наклейки, стиль фирмы, визитные карточки и годовые отчеты,
и такие менее заметные вещи, как руководства по эксплуатации оборудования, прайс-листы, перевозочные накладные и счета, календари и ежедневники, настенные календари, стенды, демонстрационные залы и внешний вид предприятия.
Слайд 31 Четвертый фактор, или продвижение (который в любом случае
было бы правильнее называть «восприятием»), теперь необходимо рассматривать как действия,
связанные с товаром (имидж торговой марки), и как действия, связанные с компанией (корпоративный имидж).
Слайд 32После этого можно сказать, что покупка товара зависит от пяти
факторов:
товара,
его цены,
доступности,
торговой марки
и корпоративного имиджа.
Слайд 33Цель мероприятий по продвижению продукции заключается в доведении сообщения до
потенциального покупателя на всех этапах процесса приобретения и потребления.
2. Факторы,
определяющие структуру коммуникаций
Слайд 34Для понимания любого процесса необходимо знание его механизма. Общая модель
коммуникации представлена на рисунке.
Слайд 35 Процесс коммуникации осуществляется поэтапно, и кроме того, каждый
из этапов подвержен влиянию помех в виде случайных или целенаправленных
информационных сообщений, способных исказить смысл или снизить восприятие обращения компании к целевой аудитории. Задача состоит в том, чтобы посланное сообщение было таким же, как полученное.
Слайд 36 Структура маркетинговых коммуникационных программ должна строиться соответственно этим
этапам и предусматривать обратную связь целевых аудиторий с компанией.
Слайд 37 Коммуникационная модель включает основные факторы эффективной коммуникации и
определяет основный этапы работы над созданием действенной системы коммуникаций:
Слайд 38- Выявление целевой аудитории;
Определение степени покупательской готовности аудитории;
Определение желаемой
ответной реакции целевой аудитории;
Формирование комплекса маркетинговых коммуникаций фирмы;
Слайд 39Разработка бюджета комплекса маркетинговых коммуникаций;
Претворение в жизнь комплекса маркетинговых коммуникаций;
Сбор
информации, поступающей по каналам обратной связи;
Корректировка комплекса маркетинговых коммуникаций.
Слайд 40 Стратегии продвижения товара на рынок могут быть условно
поделены на стратегии
push (проталкивание) и
pull (втягивание).
Слайд 41 Если названия товаров и марки не связаны смысловым
образом с их назначением, будет работать только проталкивание путем выделения
товара, его внешнего вида и рекламы среди других товаров.
Слайд 42 Например, марки стиральных порошков «Миф» и «Дэнни», кофе
«Черная карта» и Jacobs не вызывают ассоциаций с товарными категориями
и характерными особенностями товаров. Продвижение таких марок требует значительного рекламного прессинга.
Слайд 43 Вместе с тем супы «Быстро суп», «Горячая кружка»,
мягкое масло «Масленкино», детская косметика «Морозко» создают ассоциации и могут
притягивать потребителя. В этом случае требуется другая структура коммуникаций.
Слайд 44Схематично сравнение двух стратегий коммуникационного воздействия представлено на рисунке
Слайд 45 Для построения эффективной структуры коммуникации также необходимо учитывать
факторы, с помощью которых можно провести сравнительную оценку и выбор
комплекса коммуникаций с учетом целей и потенциала компании.
Слайд 46Размер рынка.
На выбор средств коммуникации значительно влияет размер
целевого сегмента рынка.
(Если размер рынка составляет 10
клиентов, ясно, что здесь не может использоваться ничего, кроме индивидуального контакта и соответствующего обеспечения.)
Слайд 47Потенциал воздействия средства коммуникации.
Очень важен сам уровень передачи,
восприятия, запоминания и точного восстановления в памяти рекламного сообщения. Каждое
средство коммуникации обладает присущим ему потенциалом воздействия. Средства, позволяющие получить двустороннюю связь с потребителем, находятся в первых рядах.
Слайд 48Характеристики коммуникационного сообщения.
Каков смысл, заключенный в рекламном сообщении?
Является оно простым или сложным, комплексным, техническим или новаторским? Исходя
из ответов на эти вопросы принимается решение о том, какое средство сумеет донести сообщение до потребителя без потерь и искажений
Слайд 49Охват и степень проникновенuя средства коммуникации.
Широта охвата целевой
аудитории (в том числе людей, составляющих сегмент рынка) коммуникационным средством,
например рекламой, рассчитывается на основе данных о тиражах СМИ. Другими словами, у скольких людей будет возможность увидеть рекламу?
Слайд 50Негативные характеристики средства коммуникации.
Перед тем как использовать конкретную
группу средств коммуникации, например рекламу, стоит проверить, не окажет ли
она негативное влияния на покупателей. Перегруженное рекламой СМИ вообще может потерять рейтинг. Для разных целевых аудиторий это могут быть разные характеристики одного и того же средства коммуникации.
Слайд 51Положительные характеристики.
Существуют ли дополнительные преимущества, поднимающие ценность средства
коммyникaции? Для некоторых аудиторий отдельные средства коммyникaции действуют лучше благодаря
удобству, доверию к ним или привычке.
Слайд 52Стоимость средства коммуникации.
Общая сумма затрат складывается из затрат
на разработку программы для определенного средства, стоимости использования или размещения.
Значительное влияние на стоимость может оказать легкость контроля оценки эффективности средства коммуникации. Некоторые средства имеют значительную стоимость процедур тестирования
Слайд 53Скорость коммуникации.
Телевидение, радио, газеты, реклама в Интернете -
все эти средства коммуникаций могут передавать сообщения в течение 24
часов или еще быстрее для очень широкой аудитории. Торговый персонал может среагировать еще быстрее, но охватить несколько человек в день. А до тех пор, пока будет организована соответствующая торговая ярмарка, может пройти два года. Таким образом, если сроки получения ответа от потребителей важны, этот фактор должен оказать влияние на выбор средств коммуникации.
Слайд 54Сложность и удобство организации коммуникации.
Выбор средств коммуникации предполагает
оценку объема работы, которую необходимо выполнить для использования данного средства
по сравнению с его результативностью.
Слайд 55Обратная связь.
При изучении целесообразности инвестирования в СМИ следует
учесть наличие контроля за размещением рекламы и обратной связи с
целевыми аудиториями, при их отсутствии возникает риск пустой траты средств.
Слайд 56Возможности творческого подхода при использовании средства коммуникации.
Разные средства
имеют, очевидно, разный творческий потенциал, причем важно не увлекаться излишней
креативностью, мешающей восприятию. Роль этого фактора постоянно возрастает.
Слайд 57Наличие и полнота данных о целевых аудиториях коммуникационного средства.
Инвестирование значительных средств в такие каналы информации, которые, не
могут детально описать свою аудиторию, является неразумным с точки зрения достижения целей. Специализированные компании, предлагающие для рекламы свои СМИ, должны вкладывать средства и проводить исследования своей целевой аудитории, ее состава и характеристик. Например, телевидение и пресса имеют большой объем информации, касающийся их доступа к различным сегментам потребительского рынка
Слайд 58При выборе средств коммуникации определяющее значение имеет этап ЖЦТ.
Так на этапе внедрения наибольший результат дает реклама, обеспечивающая
быструю широкую известность товару. Стимулирование сбыта применяется только если потребитель уже знаком с товаром. Личные продажи играют роль в снятии недоверия к новинке.
Слайд 59 На этапе роста, а особенно конкурентной нестабильности, необходимо
использовать средства, которые позволят резко дифференцировать товар от конкурирующих товаров,
причем в глазах широких целевых аудиторий.
Слайд 60 Этап зрелости - это время применения разных
средств стимулирования сбыта для поддержания продаж и позиционной конкуренции на
занятых долях рынка. Реклама играет роль напоминания и поддерживает программы стимулирования сбыта.
Слайд 61 Акции ПР призваны на разных этапах играть
различные роли и поддерживать коммуникационные программы и товар формированием доверия
к компании и марке.
Слайд 62 Оценка эффективности программ коммуникации начинается в момент
замера первоначального состояния аудитории и обоснования целей программы. Производитель должен
иметь в виду, что коммуникационные программы воздействуют и должны быть направлены на всех участников процесса продажи. Они должны быть консолидированными и не противоречить друг другу. Для марочных товаров эти программы должны соответствовать уровню и восприятию марки.
Слайд 633. Разработка плана маркетинговых коммуникаций
При составлении плана маркетинговых
коммуникаций любого типа его цели и задачи должны совпадать с
задачами маркетингового плана, основные цели которого, в свою очередь, основываются на задачах, указанных в стратегическом плане.
Слайд 64Пример соотношения планов в маркетинге
Слайд 65Разделы плана маркетинговых коммуникаций:
Раздел 1. Задачи
Раздел
должен включать четкое заявление о целях плана маркетинговых коммуникаций, принимающих
во внимание цели маркетингового и стратегического характера. Эти цели должны быть просты и понятны, быть недвусмысленны и, самое важное, иметь количественное выражение. План должен отвечать на следующие вопросы: до какого уровня, какими методами и к какому сроку. Ясно, что в том случае, если в плане не будут указаны количественные задачи, не существует способов объективной оценки кампании. Здесь актуальным является оценка инвестиций в коммуникации, что невозможно без контроля на основе плановых показателей.
Слайд 66Раздел 2. Возможные проблемы
Основная цель этого раздела
- ответ на вопрос: существуют ли какие-либо внутренние или внешние
факторы, способные помешать выполнению указанных в плане задач? Важными аспектами могут быть состояние среды, а также организационные проблемы внутри компании. Если целью коммуникационного плана является утверждение фирмы в роли технологического лидера отрасли, надо оценить состояние развития НТП. В результате существования некоторых из проблем такого рода может потребоваться изменение указанных в плане целей. Таким образом, это раздел предположений о возможных сценариях развития.
Слайд 67Раздел 3. Стратегия
В вопросе стратегии важно знать разницу
между задачами, стратегией и самим планом. Говоря простым языком, задачи
это то, чего мы хотим достичь, стратегия - каким образом мы хотим достичь этих целей, а план представляет собой подробное описание действий, которые необходимо выполнить. Стратегия представляет собой краткое описание политики по достижению поставленных задач, т. е. «каким путем» они должны быть достигнуты.
Слайд 68Раздел 4. Описание целевой аудитории
Существуют два вопроса,
которые необходимо рассмотреть для достижения наивысшей эффективности кампании маркетинговых коммуникаций.
Прежде всего, необходимо точно определить границы каждого сегмента или ниши рынка как группы потребителей, имеющих аналогичные характеристики. Второй, не менее важный вопрос - это качественная оценка целевых аудиторий.
Слайд 69Раздел 5. Формулирование сообщения
Важно понимать, что сообщения
- не перечисление характеристик продукта или его функций и эксплуатационных
качеств. Сообщения - это скорее вопрос определения получаемых покупателями выгод. Таким образом, сообщения должны передаваться с целью удовлетворения «нужд» и «желаний» (потребностей) потенциальных покупателей. Необходимо также выяснить приоритеты сообщений и составить их таким образом, чтобы они соответствовали потребностям каждого члена группы принятия решения о покупке.
Слайд 70Раздел 6. Выбор средств коммуникации
Средства коммуникаций представляют собой
каналы, по которым сообщения посылаются к целевой аудитории. Этот раздел
представляет собой основную часть плана. В нем указывaeтcя, как каждое из выбранных средств связано с остальными по времени, виду передаваемых сообщений и по формируемому имиджу. Для сведения к минимуму ненужных расходов эти компоненты настраиваются на каждую из целевых аудиторий.
Слайд 71Раздел 7. Разработка детальных временных графиков
График обычно
составляют сроком на один год. Он может представлять собой часть
более долгосрочной программы. Могут использоваться и более короткие промежутки времени, однако крайне полезным является указание в графике действий на более продолжительные сроки. Практика показывает, что, например, почтовая рекламная кампания может помочь в проведении выставки за счет координации временных графиков.
Слайд 72Раздел 8. Составление бюджета
Самая ранняя стадия, на которой
можно выполнить расчет бюджета, - это этап окончания составления плана.
Нет смысла составлять бюджет исходя из определенной суммы денег, пытаясь придумать, каким образом их лучше потратить. Эта сумма может быть слишком большой или слишком маленькой. Составление бюджета - это вопрос простой оценки всех включенных в план пунктов.
Слайд 73Раздел 9. Разработка системы контроля и оценки эффективности
При условии, что задачи коммуникационного плана четко указаны и имеют
количественные значения, оценка эффективности кампании является важным, но простым делом. В случае невыполнения намеченных целей, необходимо проводить корректировку кампании путем контроля за реализацией плана. Следует заметить, что единственными важными критериями являются задачи маркетинговых коммуникаций, а не маркетинговые цели (например, увеличение объема продаж). Типичные цели маркетинговых коммуникаций - информированность о продуктах, восприятие товара, формирование имиджа товарной марки и т. п.
Слайд 74Раздел 10. Ресурсы
Под ресурсами подразумеваются людские ресурсы, как
в плане количества сотрудников, так и в плане их профессиональных
возможностей. В эту часть плана необходимо также включать использование услуг других фирм.