Слайд 1Тема урока:
Культура Западной Европы
в V-XV в.
2 часть «Средневековая литература и
искусство»
История Средних веков, 7 класс
Слайд 2Работаем по плану:
Рыцарская литература.
Городская литература.
Данте.
Архитектура.
Скульптура.
Живопись.
Слайд 3Рыцарская литература.
В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла
рыцарская поэзия. Прованские певцы назывались трубадурами
Слайд 4Рыцарская литература:
Воображением поэтов был создан образ идеального рыцаря – смелого,
великодушного, справедливого. В стихах воспевалась верность сеньору, щедрость, благородство, вежливость
и привлекательность.
Слайд 5Рыцарская литература:
В поэзии трубадуров воспевалось служение Прекрасной Даме, Мадонне (
« моей госпоже», в которой соединялись поклонение Богоматери и земной,
прекрасной, живой женщине.
Слайд 6Рыцарская литература
В Северной Франции, Италии, Испании, Германии рыцарские поэты назывались
труверами или миннезингерами (
певцы любви)
Слайд 7Рыцарская литература:
В эти столетия появились стихотворные рыцарские романы и повести.
Сначала это были обработки античных сказаний, а потом изображались легенды
о короле Артуре, о Тристане и Изольде.
Слайд 8Городская литература
В XII веке начинается расцвет городской литературы. Горожане любили
короткие рассказы, чаще всего в стихах или басни. Их героями
были хитрые бюргеры или весёлые находчивые крестьяне.
Слайд 9Городская литература
С городской литературой связаны стихи вагантов
( в переводе
с лат. – бродяги). Вагантами называли студентов и школяров, которые
кочевали по городам в поисках новых преподавателей.
вагант
Слайд 10 Городская литература:
Наиболее прославился своими стихами французский вагант Франсуа Вийон;
музыку к его произведениям сочиняют и современные композиторы
Слайд 11Данте:
.
Его считают самым великим поэтом Средневековья. Родился во Флоренции
в старинной дворянской семье. Он учился в городской школе, а
затем всю жизнь изучал философию, астрономию, античную литературу.
Слайд 12Данте:
В 18 лет он пережил любовь к юной Беатриче, впоследствии
вышедшей замуж за другого и рано умершей. О своих переживаниях
Данте с небывалой для тех времен откровенностью рассказал в маленькой книжке «Новая жизнь»
Слайд 13Данте:
В изгнании Данте написал великое произведение в стихах, которое назвал
«Комедией». Потомки назвали ее «Божественной комедией» в знак высшей похвалы.
Данте описывает путешествие в загробное царство: ад для грешников, рай для праведников и чистилище для тех, кому Бог еще не вынес свой приговор.
Слайд 14Данте:
В сопровождении великого римского поэта-Вергилия Данте посещает ад и чистилище,
а по раю его ведет Беатриче. В аду 9 кругов:
чем тяжелее грехи, тем ниже круг и суровее наказание.
Слайд 15Данте:
В аду Данте поместил кровожадных властолюбцев, жестоких правителей,
преступников, скупцов. В центре ада — сам дьявол, грызущий предателей:
Иуду, Брута и Кассия. Данте поместил в ад и своих врагов, в том числе нескольких пап.
Слайд 16Архитектура:
Романский храм — массивное здание с почти гладкими стенами, высокими
башнями и лаконичным декором. Всюду повторяются очертания полукруглой арки —
на сводах, оконных проемах, входах в храм. В то же время своей мощью романские храмы напоминают замки.
Романский стиль
Слайд 17Архитектура:
Внутреннее его устройство также типично средневековое. Он состоит из трех
или пяти нефов; центральный неф поднят над боковыми. В плане
романский храм имеет вид креста, в центре которого — башня, завершавшаяся пирамидой.
Слайд 18Архитектура:
С середины XII века в свободных городах сооружались торговые помещения,
залы для собраний цехов и гильдий, больницы, гостиницы. Главными украшениями
города были ратуша и особенно собор. Постройки XII—XV веков получили позже название готических.
Слайд 19Архитектура:
Теперь легкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки
узких, высоких колонн, а снаружи на массивные опорные столбы и
на соединительные арки. Залы — просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живописью, резьбой, барельефами.
Слайд 20Архитектура:
Благодаря широким проходам и сквозным галереям, множеству огромных окон и
кружевной каменной резьбы готические соборы кажутся прозрачными. Повторяющиеся очертания стрельчатой
арки, крутые скаты крыш, высокие башни колоколен — все создает впечатление стремительного порыва ввысь.
Слайд 21Скульптура:
Стр. 232-234
Что изображала?(кратко,письменно)
Слайд 22Живопись:
Стены романских храмов были покрыты росписями. Но на стенах готических
соборов для них оставалось мало места. Огромные окна заполняли витражи
— картины или узоры из кусков цветного стекла, скрепленных свинцовыми ободками. Через витражи свет проникал в храм, играя на колоннах, сводах и камнях пола красочными бликами, и это придавало всему нарядный, праздничный вид.
Слайд 23Живопись:
Большим достижением живописи была книжная миниатюра. Во множестве ярких рисунков
отражалась вся жизнь людей: как люди разного происхождения и достатка
одевались и причесывались, обставляли жилища, работали и проводили досуг, во что верили и чего боялись.
Слайд 24Живопись:
Самый прославленный образец миниатюры — «Календарь герцога Беррийского». Он был
выполнен в начале XV века тремя братьями Лимбург. Миниатюры календаря
отразили новое отношение к природе: у людей возникало желание любоваться ее красотой. В сценах, посвященных 12 месяцам, удивительно живо, ярко, точно запечатлены виды крестьянского труда и развлечения знати на фоне стен Парижа и окрестных замков.
Слайд 25Домашнее задание:
Параграфы 27- 28 прочесть.
Письменно –вопрос №1на стр.228,
вопрос №4 на
стр.235 помеченный «улиткой»- самый нижний блок вопросов.